SWOT-анализ. Более детальный анализ маркетинговых возможностей пред­приятия проводится с использованиемметодики SWOT-анализа

Более детальный анализ маркетинговых возможностей пред­приятия проводится с использованием методики SWOT-анализа. Используются следующие оценки:

• сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон пред­приятия (преимуществ и недостатков);

• возможностей (Opportunities) и опасностей (Threats) рынка.

Сильные и слабые стороны относятся к внутренним характери­стикам компании, а возможности и угрозы являются внешними факторами, которые предприятие не может контролировать.

Анализ сильных и слабых сторон в деятельности предприя­тия позволяет оценить внутреннее состояние предприятия и его возможности относительно рынка, показывает, ка­кие области деятельности и функции предприятия нужда­ются в улучшении, поскольку по отношению к рынку яв­ляются слабыми сторонами. В то же время такой анализ позволяет определить, какие области и функции следует более полно использовать, поскольку они представляют собой сильные стороны рыночной деятельности. Анализ проводится на основе изучения прошлого и настоящего опыта работы предприятия.

Анализ возможностей и опасностей позволяет предвидеть изменяющиеся благоприятные и неблагоприятные условия рынка (внешней среды) с целью приспособления к ним потенциальных возможностей предприятия для удовлетво­рения нужд потребителей и получения прибыли. Такой ана­лиз основывается на изучении вероятных изменений буду­щих тенденций по сравнению с прошедшими и настоящи­ми тенденциями.

Пример. Матрица SWOT-анализа, разработанная группой БИГ, для компании «Аэрофлот» (Эксперт. 1998. № 7)
ВОЗМОЖНОСТИ СИЛА (ПРЕИМУЩЕСТВА)
• регионы России, где господствуют местные авиаперевозчики • увеличение потребности в авиаперевозках в мире • географическое положение • разветвленная инфраструктура
ОПАСНОСТИ (УГРОЗЫ) СЛАБОСТЬ (НЕДОСТАТКИ)
• низкая покупательная способность населения России • рост цен на традиционных курортах • конкуренция со стороны западных авиаперевозчиков • отсутствие единой информационной системы • старый авиапарк • необходимость ликвидации рабочих мест в связи с переходом на новый авиапарк • неэффективная эксплуатация некоторых линий

При проведении SWOT-анализа могут использоваться раз­личные методические процедуры, в том числе:

• ситуационный анализ с использованием кабинетных и полевых исследований;

• разработка аналитических карт на основе экспертных оце­нок («мозговой штурм»);

• построение профилей сильных и слабых сторон пред­приятия в сравнении с конкурентами;

• позиционирование путем проведения фокус-групп, ан­кетирования и т.п.

Классическим подходом к оценке возможностей и опасностей рынка является предложенная И.Ансоффом методика восприя­тия предприятием сильных и слабых сигналов, поступающих из внешней среды. Сильные сигналы—это события, имеющие нео­жиданные источники и быстро воздействующие на экономичес­кие показатели развития предприятия. Слабые сигналы — это ранние и неточные признаки наступления важных событий, кото­рые в будущем могут иметь большое значение для предприятия. На российском рынке в 90-е годы сильными сигналами для пред­приятий явились процессы резкого снижения платежеспособно­сти потребителей, изменения цен, инфляции и др. Слабые сигна­лы были связаны с нарастанием конкуренции зарубежных фирм, увеличением числа безработных, неподготовленностью инфра­структуры рынка и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: