Конституционные обязанности

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

4. Избирательная система

Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации.

В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания -


Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.

Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов и определения результатов голосования. Термин “избирательная система” имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.

Исторически первой избирательной системой стала
мажоритарная система, в основе которой лежит принцип
большинства (франц. majorite - большинство): избранными
считаются те кандидаты, которые получили установленное
большинство голосов. В зависимости от того, какое это
большинство (относительное, абсолютное или

квалифицированное), система имеет разновидности.

Мажоритарная система абсолютного большинства -система выборов, при которой избранным считается кандидат,


получивший более половины голосов избирателей (50% +1 голос).

Мажоритарная система относительного большинства -система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов избирателей (то есть ему нужно набрать просто большее число голосов по сравнению с остальными).

Пропорциональная избирательная система - порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.

5. Система органов государственной власти

Любое государство осуществляет свою разнообразную деятельность через государственные органы, каждый из которых является частью государственного аппарата. Им принято называть совокупность органов, учреждений и организаций, осуществляющих в обществе государственную власть. Аппарат государства - это не механическое соединение его органов, а упорядоченная, организованная, целостная система. Смысл этой упорядоченности заключается, прежде всего, в том, что каждый орган государства выполняет вполне определенные управленческие функции, имеет свое поле ответственности.

Государственный орган - это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию в установленном им порядке. В современном обществе характер функций государственных органов определяется конституцией и другими законодательными актами.

В правовом государстве реализуется принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга.


Федеративное устройство государства предполагает выделение государственных органов РФ и государственных органов субъектов Федерации. Государственные органы могут делиться на избираемые гражданами и формируемые другими государственными органами (прокуратура, суды), они бывают единоличными и коллегиальными.

5.1. Президент Российской Федерации

Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не отнесен ни к одной из ветвей власти, обеспечивает их согласованное функционирование.

Пост Президента появился в России лишь в 1990-1991 гг. (вначале в СССР, а затем в России и других республиках).

Конституция 1993 г. ознаменовала новый этап в развитии
президентства в России. Президентская власть была значительно
усилена, а законодательный орган приобрел черты парламента.
Президент стал уже не просто главой исполнительной власти,
подотчетной Верховному Совету, а главой государства.
Президент получает свои полномочия от народа, и поэтому не
подотчетен никакому органу власти (за исключением
юридической ответственности за государственную измену или
тяжкое преступление). Он обладает неприкосновенностью, но
должен осуществлять свои полномочия в рамках Конституции.
Он же является гарантом исполнения Конституционных норм,
применяет меры по охране суверенитета, независимости,
государственной и территориальной целостности.

Президент имеет право принимать нормативные указы, восполняя пробелы законодательства.


Компетенция Президента РФ

В отношении органов исполнительной власти Президент:

· назначает с согласия Думы Председателя Правительства
РФ, принимает решение о его отставке;

· осуществляет руководство внешней политикой;

· наделен большими полномочиями в сфере обороны и
безопасности:

· является Верховным Главнокомандующим;

· формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

· вводит чрезвычайное или военное положение.

Обладает полномочиями, связанными с организацией и деятельностью законодательной власти:

· назначает выборы и распускает Думу по установленным
законом причинам;

· вносит законопроекты, назначает референдум.

В отношении судебной власти и прокуратуры: представляет кандидатуры судей и Генерального прокурора Совету Федерации.

Единолично Президент не осуществляет законодательную власть, но обладает правом законодательной инициативы, является необходимым участником законодательного процесса, подписывает и обнародует законы, наделен правом вето. Он имеет право в определенных случаях распускать Государственную Думу или выражать недоверие правительству, отправлять его в отставку. Так при назначении Председателя Правительства РФ у президента имеется право ее роспуска после трехкратного отклонения предложенных Президентом кандидатур.


Президент избирается непосредственно народом -гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента назначаются Советом Федерации. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Срок полномочий президента - 6 лет; при этом одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. К своим обязанностям он приступает с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с этого момента.

Досрочное прекращение полномочий возможно в случае: 1)отставки;

2)стойкой неспособности по состоянию здоровья
осуществлять эти полномочия;

3)отрешения от должности.

Не позднее трех месяцев с момента прекращения президентских полномочий должны состояться выборы нового президента. Если президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно берет на себя Председатель Правительства РФ, но не в полном объеме (он не имеет права распускать Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках к Конституции.

Порядок отрешения Президента от должности усложнен и осуществляется в несколько стадий:

1) заключение специальной комиссии, образованной Думой (инициатива ее создания и выдвижения обвинения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов);

2) на основе заключения комиссии Дума выдвигает обвинение квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов);


3) обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления;

4) заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;

5) принятие Советом Федерации решения об отстранении Президента от должности не менее чем 2/3 голосов не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Думой обвинения. Если решение не принимается в установленный срок, то обвинение считается отклоненным.

5.2. Органы законодательной власти

Парламент РФ называется Федеральное Собрание. Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть РФ, осуществляет её в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Конституционный статус Федерального Собрания отражает принцип разделения властей, а также такой принцип федеративного устройства России, как разграничение предметов и полномочий между органами государственной власти самой РФ и ее субъектов. В отношении с другими структурами власти Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляя функции, свойственные парламентам.

Федеральное собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации (Верхняя палата) и Государственной Думы (Нижняя палата), которые заседают раздельно.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые представляют интересы политических партий. Депутаты


избираются населением посредством пропорциональной избирательной системы (система партийных списков). Для того чтобы интересы политической партии были представлены в Государственной Думе она должна набрать не менее 7% голосов на выборах.

В соответствие со ст. 103 Конституции к ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на
назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской
Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности
Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности
Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности
Уполномоченного по правам человека, действующего в
соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской
Федерации для отрешения его от должности.

В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:


· Совет Федерации совместно с Государственной Думой
участвует в разработке законопроектов, рассмотрении
законов и принятии решений по ним;

· в порядке реализации права законодательной инициативы
Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты
федеральных законов и федеральных конституционных
законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;


решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

назначение выборов Президента Российской Федерации;

отрешение Президента Российской Федерации от должности;

назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

5.3. Исполнительная власть

Исполнительную власть в Российской Федерации в соответствие с главой 6 Конституции осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя


Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

В соответствие со ст. 114 Конституции РФ

Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе
федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
представляет Государственной Думе отчет об исполнении
федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации
единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации
единой государственной политики в области культуры, науки,
образования, здравоохранения, социального обеспечения,
экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,
государственной безопасности, реализации внешней политики
Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и
свобод граждан, охране собственности и общественного порядка,
борьбе с преступностью;


ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

5.4. Судебная власть

5.4.1. Общие положения

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (например, при усыновлении, если есть необходимость сохранить тайну усыновления).


Судопроизводство осуществляется на основе

состязательности и равноправия сторон.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

5.4.2. Виды судов

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента
Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной
Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных
нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных
по вопросам, относящимся к ведению органов государственной
власти Российской Федерации и совместному ведению органов
государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, договоров между органами
государственной власти субъектов Российской Федерации;


г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов
Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их


деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

6. Местное самоуправление

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.


Контрольные вопросы

1) Когда была принята действующая Конституция РФ?

2) Перечислите основы конституционного строя РФ

3) Назовите основные полномочия Государственной Думы РФ?

4) Что относится к личным правам человека в соответствии с Конституцией РФ?

5) В каких случаях прекращаются полномочия Президента РФ?

6) Какие суды Вы знаете?

7) Сколько судей входят в состав Конституционного Суда РФ?

8) Какие дела рассматриваются Высшим Арбитражным Судом?

9) Входят ли органы местного самоуправления в систему
органов государственной власти?

10) Назовите основные полномочия органов местного
самоуправления?

Тема 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: