Экзаменационные вопросы по философии

1. Мировоззрение, его сущность, структура и уровни.

2. Исторические типы мировоззрения. Философия как особый тип мировоззрения.

3. Специфика философского познания, его единство и различие с наукой.

4. Предмет философии, ее структура и функции.

5. Основной вопрос философии, его две стороны. Материализм и идеализм – основные философские направления.

6. Методы в философии. Диалектика и метафизика, их исторические формы.

7. Зарождение философии, ее исторические типы.

8. Особенности античной философии, ее космоцентрический характер.

9. Теоцентризм средневековой философии, ее особенности.

10. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.

11. Философия Нового времени, ее отличительные черты.

12. Философия Просвещения. Особенности английского и французского материализма XVII-XVIII вв.

13. Немецкая классическая философия. Значение философии Гегеля, его диалектика.

14. Антропологический материализм Фейербаха.

15. Предпосылки возникновения марксистской философии, ее особенности и качественно новые идеи.

16. Историческая ограниченность марксистской философии.

17. Основные особенности западной философии XX в.

18. Проблема взаимоотношения философии, научного знания и языка в позитивизме, основные этапы его развития.

19. Проблема человеческого существования в экзистенциализме.

20. Неотомизм – философия католической церкви XX в.

21. Главные особенности русской философии XI–XVIII вв.

22. Русская философия XIX–XX вв., ее основные идеи и течения.

23. Бытие и формы его проявления.

24. Философское учение о материи, основные этапы его развития.

25. Движение – способ существования материи. Основные формы движения материи, их специфика и взаимосвязь.

26. Пространство и время – формы существования материи. Развитие представлений о пространстве и времени в философии и естествознании.

27. Понятие категорий диалектики. Единичное, особенное, общее.

28. Причина и следствие.

29. Необходимость и случайность.

30. Возможность и действительность.

31. Содержание и форма.

32. Сущность и явление.

33. Понятие качества, количества, меры, скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

34. Диалектическое отрицание и его роль в развитии. Закон единства и борьбы противоположностей.

35. Диалектическое отрицание и его роль в развитии. Отрицание отрицания как выражение поступательного и спиралевидного характера развития.

36. Происхождение человека. Природные, биологические и социальные предпосылки антропогенеза.

37. Природа и сущность человека. Проблема соотношения биологического и социального в человеке, ее решения.

38. Смысл жизни человека.

39. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Проблема отчуждения личности и пути его преодоления.

40. Философское понятие общества. Проблема определяющих факторов в развитии общества (натурализм, идеализм, материализм).

41. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

42. Роль природной среды в жизни общества. Современная экологическая ситуация и пути выхода из нее.

43. Роль народонаселения в жизни общества. Современная демографическая проблема и будущее человечества.

44. Роль народных масс и личности в истории.

45. Общественный прогресс и его критерии.

46. Общество как система. Материальное производство, диалектика его развития и роль в жизни общества.

47. Духовная сфера жизни общества. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.

48. Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология, формы общественного сознания.

49. Философское понятие культуры, ее структура и роль в общественной жизни.

50. Понятие цивилизации, ее основные типы. Особенности и противоречия современной цивилизации.

51. Нравственные ценности, их роль в общественной жизни.

52. Эстетические ценности и их роль в общественной жизни.

53. Религиозные ценности и свобода совести.

54. Отражение – всеобщее свойство материи, ступени его развития. Происхождение сознания как высшей формы отражения.

55. Сущность сознания и его основные свойства.

56. Оптимизм, агностицизм и скептицизм о возможности познаваемости мира.

57. Чувственное и рациональное познание, их формы и роль в познании.

58. Понятие истины, ее объективность. Истина и заблуждение.

59. Диалектика абсолютной и относительной истины. Конкретность истины.

60. Понятие практики и ее роль в познании. Практика как основной и всеобщий критерий истины.

61. Сущность научного познания. Критерии научности.

62. Структура научного познания, его методы и формы.

ТЕСТЫ

по философии

Из предложенных ниже вариантов ответов выбрать правильный ответ (или правильные ответы).

1. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, - это:

А) мировосприятие;

В) миропонимание;

С) мировоззрение;

мироощущение.

2. Совокупность подходов, способов, приемов решения разнообразных практических и познавательных проблем – это:

А) методика;

В) метод;

С) методология;

D) механизм.

3. Философское учение о ценностных отношениях человека и мира в целом – это:

А) гносеология;

В) онтология;

С) эстетика;

D) аксиология.

4. Методы философского познания – это:

А) анализ и синтез;

В) индукция и дедукция;

С) описание и сравнение;

D) диалектика и метафизика.

5. Что изучается в философии науки:

А) природа современного научного знания;

В) знания;

С) природа человека;

D) техника.

6. Философские проблемы изначально и непосредственно касаются:

А) природных явлений;

В) объективного мира в целом;

С) социальной жизни;

D) судьбы, предназначения и высших идеалов человека

7. В философии «агностицизм»» понимается как:

А) рассмотрение процесса познания;

В) рассмотрение объектов познания;

С) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

D) сомнение в возможности познания.

8. Аксиологическая функция философии состоит в том, что философия …

А) разрабатывает общетеоретическую модель социума;

В) накапливает и транслирует новое знание о мире;

С) разрабатывает методы научного познания;

D) способствует формированию у человека представлений об основных ценностях.

9. Выделите историческую форму идеализма:

А) метафизический;

В) объективный;

С) стихийный:

D) антропологический.

10. В основании плюрализма лежит:

А) одно начало;

В) равноправие двух первоначал;

С) множество исходных оснований;

D) ни одного начала.

11. Какой признак не свойственен философскому мировоззрению:

А) максимальная общность;

В) абстрактность;

С) наглядность;

D) системность.

12. Что, по мнению Демокрита, является главным условием для движения

сущего:

А) сгущение и разрежение воздуха;

В) пустота;

С) энергия атомов;

D) вакуум.

13. Кто из античных философов произвел впервые классификацию наук:

А) Пифагор;

В) Платон;

С) Аристотель;

D) Сократ.

14. Проблема человека в философии была поставлена…

А) Зеноном;

В) Гераклитом;

С) Демокритом;

D) Сократом.

15. В схоластике провозглашалось различие между:

А) верой и разумом;

В) наукой и теологией;

С) теологией и философией;

D) философией и наукой.

16. Какое положение характеризует такое направление средневековой философии как реализм?

А) сущность вещи не обладает подлинной реальностью;

В) сущность вещи есть всеобщее понятие, которое существует до самой вещи;

С) подлинной реальностью обладают единичные предметы, а не общие понятия;

D) общие понятия суть только имена и образуются нашим умом.

17. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к…

А) психологии;

В) науке;

С) богословию;

D) этике.

18. Наиболее видным представителем зрелой схоластики является:

А) Пьер Абеляр;

В) Ансельм Кентерберийский;

С) Фомы Аквинского;

D) Роджер Бэкон.

19. Крупным социальным философом эпохи Возрождения считается:

А) Галилей;

В) Кальвин;

С) Макиавелли;

D) Коперник.

20. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противопоставляющая схоластике и духовному господству церкви:

А) теоцентризм;

В) материализм;

С) дуализм;

D) гуманизм.

21. Основной объект исследования в антропоцентризме – это…

А) космос;

В) Бог;

С) человек;

D) природа

22.Автор утопического произведения эпохи Возрождения «Город Солнца»:

А) Эразм Роттердамский;

В) Никколо Макиавелли;

С) Франческо Петрарка;

D) Томмазо Кампанелла.

23. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон является родоначальником европейского:

А) идеализма и стоицизма;

В) объективизма и скептицизма;

С) материализма и эмпиризма;

D) позитивизма и прагматизма.

24. К какому философскому направлению относится мировоззрение Р.Декарта:

А) эмпиризм; В) монизм;

С) дуализм; D) плюрализм.

25. Философское направление, на позиции которого опирался Р. Декарт:

А) агностицизм;

В) скептицизм;

С) стоицизм;

D) гуманизм.

26. Наука, оказавшая исключительное влияние на философию французского просвещения:

А) математика;

В) механика;

С) психология;

D) астрономия.

27. Последователи марксистской философии:

А) В. Дильтей;

В) Г. Плеханов;

С) Ф. Ницше;

D) К. Леонтьев.

28. Определяющие отношения между людьми в марксистской философии:

А) межличностные;

В) политические;

С) производственно-экономические;

D) классовые.

29. В основе общественного развития согласно материалистическому пониманию истории, лежит:

А) воля великой личности;

В) политическая доктрина;

С) способ производства;

D) система ценностей.

30. Философская система К. Маркса и Ф. Энгельса носит название:

А) абсолютный идеализм;

В) субъективный идеализм;

С) диалектический и исторический материализм;

D) агностицизм.

31. Класс социума способный переустроить общество, по К. Марксу – ….

А) элита;

В) пролетариат;

С) крестьяне;

D) буржуазия.

32. Субстанция - это…

А) Предельное основание, первооснова мира;

В) То же, что и бытие;

С) Элементарное материальное образование;

D) То же, что и материя.

33. Мировоззренческая установка, согласно которой наука способна решать все социальные проблемы характеризуется как…

А) позитивизм;

В) сциентизм;

С) наукоцентризм;

D) антисциентизм.

34. Философское направление XX в., главной проблемой которого является объяснение науки и роста научного знания – это…

А) релятивизм;

В) постпозитивизм;

С) неопозитивизм;

D) структурализм.

35. В философии Ф. Ницше основным понятием является:

А) безосновная воля;

В) воля к жизни;

С) воля к власти;

D) воля «как жизненный порыв».

36. Основная проблема в философии экзистенциализма – это…

А) формирование этики;

В) отчуждение человека;

С) развитие науки;

D) анализ языка.

37. Понятие, обозначавшее ситуацию, сложившуюся в культурном сознании стран Запада конца XX в.:

А) модернизм;

В) неопозитивизм;

С) постмодернизм;

D) экзистенциализма.

38. Начальный период становления русской философии, постановка философских проблем:

А) XIII –XVII вв;

В) XI –XVIII вв;

С) XI –XVII вв;

D) XIII –XIXвв.

39. Автором произведения «Слово о законе и благодати» является:

А) Иоанна Дамаскин;

В) Иларион;

С) книжник Иоанн;

D) Филипп Пустынник.

40. Течение, утверждающее самобытный характер развития России:

А) гуманизм;

В) славянофильство;

С) западничество;

D) евразийство.

41. Каково центральное понятие течения славянофильства в русской философии?

А) абсолютный дух;

В) благодать;

С) всеединство;

D) соборность.

42. Пионер ракетострое­ния, обосновывающий необходимость выхода человека в космос:

А) К. Э. Циолковский;

В) В. И. Вернадский;

С) Н. Ф. Федоров;

D) А. Л. Чижевский.

43. В своей классификации наук О. Конт ввел название новой теории, которой он надеялся заменить политэкономию, правоведение и этику:

А) менеджмент; В) синергетика;

С) социология; D) эпистемология.

44. Человеческому сознанию присуще:

А) пассивное отражение действительности;

В) активная, творческая деятельность;

С) непосредственное воздействие на действительность;

D) порождение объективной реальности.

45. Что появилось у человека раньше – мышление или язык:

А) мышление;

В) язык;

С) одновременно;

D) они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен.

46. Социал-дарвинизм признает, что:

А) человек есть и природное, и социальное существо;

В) в обществе, как и в природе, действует естественный отбор;

С) необходимо иметь целенаправленный контроль над воспроизводством людьми;

D) социальные проблемы и конфликты не зависят от природных задатков человеческого рода.

47. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, получается в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект – это:

А) чувственное отражение;

В) познавательный контакт с объектом познания;

С) представление;

D) объяснение.

48. Поскольку истина не зависти от познающего субъекта, она:

А) абстрактна;

В) объективна;

С) субъективна;

D) абсолютна.

49. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

А) основой познания и его движущей силой;

В) целью познания;

С) критерием истины;

D) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

50. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепленные в определениях (словах):

А) понятие;

В) категория;

С) дефиниция;

D) термин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: