В начале 20-го века Мартин Лепанд, основатель фирмы “Кадиллак”, применил в автомобильном производстве работу по калибрам и ввел понятия “проходной” и “непроходной” калибр.
В 1905 г. Генри Форд разделил сложный цикл изготовления автомобиля на короткие простые операции, применив сборочный конвейер, следствием этого явилась возможность использования неквалифицированной дешевой рабочей силы. На этом этапе контроль качества заключался просто в отделении плохого изделия от хорошего. Причем входной контроль комплектующих на сборке был заменен выходным контролем на тех производствах, где эти комплектующие изготавливались. В результате на сборку поступали только годные детали. Г.Форд также создал службу технического контроля, независимую от производства.
Появление крупных предприятий приводит к появлению специалистов и отдела по качеству, но решать проблему качества необходимо было не в рамках отдела, а во всей системе производства. Одной из первых систем управления организацией и в том числе систем управления качеством является система Ф.Тейлора (1856-1915), в основу которой заложено последовательное разделение труда в индустриальном производстве. Используя опыт Г.Форда, весь технологический процесс расчленялся на элементарные операции: закупки, проектирование, производство, сбыт, а также планирование работ, управление производством и контроль качества. В данной системе каждый исполнитель в процессе создания продукции отвечал только за свою операцию и не видел то, что было на следующем этапе. Деятельность в области планирования, исполнения и контроля выполнялась различными подразделениями. Производительность труда на предприятии при введении системы Тейлора возрастала иногда в три раза.
Итак, основой первого этапа развития управления качеством (1900-20 гг.) являлся контроль качества, направленный на то, чтобы потребитель получал только годные изделия.
Недостатком системы Ф.Тейлора являлось то, что управление качеством сосредотачивалось только на контролирующих функциях; из-за разделения отдельных фаз производства прохождение потока информации значительно затруднялось; дефектные детали обнаруживались при окончательном контроле. Кроме того, в высокотехнологических отраслях численность контролеров стала составлять до 30-40 % от численности производственных рабочих, что сопровождалось ростом затрат выпуск годной продукции. Следовательно, на данном этапе наблюдалось противоречие: достигнуть повышения эффективности производства и качества продукции одновременно было невозможно.