Расходная часть бюджета

Она включает статьи, обеспечивающие функционирование ре­дакции, выпуск газеты или журнала и их распространение. Все


Глава 9. Бюджет редакции печатного периодического издания

расходы редакции можно разделить на две части: общередакцион­ные и издательские.

Общередакционные расходы. К ним относятся: выплаты по фонду оплаты труда, фонду материального поощрения, фонду социаль­ного развития. К этому присоединяются оплата командировочных, почтовых, представительских расходов, телефонов, факсов, пользо­вания Интернетом и другими средствами связи. Сюда же включа­ется бюджет маркетинга, в том числе стоимость рекламы издания. К этому присоединяются транспортные расходы.

Часть общередакционных расходов составляют отчисления уч­редителям и издательству, с которым связана редакция. Если она не владеет помещениями, в которых размещается, и их техничес­ким оснащением, то долю общередакционных расходов составля­ет оплата аренды помещений и использования мебели и техничес­ких средств. Если же здания или помещения редакции, их мебли­ровка и оснащение — собственность редакции, то она оплачивает амортизационные расходы. Отдельную статью составляет оплата материалов, необходимых для деятельности редакции — от приоб­ретения бумаги и новых технических средств до так называемых расходных материалов.

Постоянные статьи общередакционных расходов — отчисле­ния в федеральный бюджет: уплата налогов, выплаты по соцстра­ху, а если редакция получает прибыль, то и отчисление налога на нее. К этому могут добавляться расходы на страхование жизни жур­налистов, на реализацию проектов, связанных с издательской и коммерческой деятельностью редакции. Размеры общередакцион­ных расходов могут возрастать и с включением в них отчислений в фонд развития самого издания.

Раскроем роль и значение этих статей в бюджете газеты и жур­нала.

Фонд оплаты труда включает расходы, связанные с выплатой заработной платы сотрудникам редакции — журналистам, техни­ческим и коммерческим работникам. Штатным сотрудникам она выплачивается в соответствии со срочными трудовыми договора­ми, нештатным — согласно трудовым соглашениям. Известно, что оплата труда штатного журналиста в нашей стране производится на повременно-сдельной основе. Обычно она состоит из двух час­тей: творческий работник редакции получает зарплату в соответ­ствии с занимаемой им должностью и условиями его договора с редактором, а также гонорар за свои публикации в издании. Такая


Раздел III. Финансовая политика редакции

система установилась в редакциях периодических изданий, выхо­дивших в России уже много десятилетий тому назад. Очевидно, в существовавших в нашей стране условиях она предоставляла дос­таточно широкие возможности для стимулирования труда журна­листов и обеспечения их потребностей. Однако оплата гонораров относится ко второй группе расходной части бюджета редакции — издательским расходам, о чем будет сказано ниже. Отметим лишь, что размер должностных окладов сотрудников редакции устанав­ливается ее руководителями, которые, руководствуясь своими финансовыми возможностями и здравым смыслом, разрабатыва­ют свою ценовую политику (подробно см. гл. 14).

Кроме принятой у нас системы повременно-сдельной оплаты творческих работников редакции в мире используют и другие сис­темы. Во многих редакциях западноевропейских и американских изданий отказались от выплаты гонорара штатным сотрудникам за их публикации. Журналисты здесь получают только должностные оклады. Правда, эти оклады подчас столь высоки, что сполна обес­печивают все потребности журналистов.

Возможен и третий вариант организации оплаты сотрудников редакции. При этом отказываются от установления твердых окла­дов по штатному расписанию и ограничиваются выплатой гонора­ров за публикации и проведение профессиональных операций, связанных с подготовкой и выпуском издания. Этот вариант ис­пользуют у нас крайне редко, видоизменяя его форму: устанавли­вая штатным сотрудникам редакции хотя бы минимальные, сим­волические, оклады.

Значительную долю расходов по фонду оплаты труда составля­ет зарплата штатных собственных корреспондентов газеты. К ней присоединяется стоимость их жилья, почтовых услуг и использо­вания технических средств связи — персональных компьютеров, факсов и других, оплата транспортных расходов, в том числе об­служивание автомашины, если она находится в распоряжении соб­кора, и др.

Фонд материального поощрения рассчитан на стимулирование сотрудников редакции премиями — в форме дополнительного ок­лада, оплаты санаторной или туристской путевки и т.п. Часто его называют редакторским фондом, так как выплаты по этой статье бюджета производятся по приказу редактора газеты или решению редколлегии. Размеры этого фонда зависят от финансового поло­жения издания — с возрастанием прибыли увеличивается и фонд материального поощрения.


Глава 9. Бюджет редакции печатного периодического издания

Немалое значение в жизни редакционного коллектива имеют расходы, предусмотренные в бюджете статьей фонда социального развития. Они призваны усилить социальную защиту журналистов и других сотрудников редакции в условиях экономического кризи­са в стране. По этой статье во многих редакциях оплачивают проезд сотрудников на городском транспорте из дома на работу и обратно. Средства этого фонда используются для выплаты «лечебных» со­труднику во время его болезни и «отпускных» — в форме допол­нительного оклада или какой-либо другой суммы в связи с его уходом в очередной отпуск. С переходом нашей системы здравоох­ранения к страховой медицине этот фонд используют для оплаты медицинского обслуживания работников редакции в поликлини­ке или больнице, с которой заключают соответствующий договор. В редакции московского еженедельника «Книжное обозрение» в течение ряда лет за счет этого фонда выплачивали солидные де­нежные суммы — добавления к пенсиям бывших сотрудников га­зеты, ушедших на заслуженный отдых.

К этим расходам примыкает еще одна недавно возникшая ста­тья редакционного бюджета. Это страхование жизни журналистов. Введение ее оказалось необходимым в связи с опасностью, кото­рой подвергаются здоровье и жизни корреспондентов, выезжаю­щих в командировки в «горячие точки» тех регионов России и государств так называемого ближнего зарубежья, где происходят межнациональные и межрелигиозные столкновения, нередко при­обретающие форму настоящей войны. В различных районах Чечни, Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной и Северной Осетии, Ин­гушетии, Таджикистана и др. уже погибли десятки журналистов, многие были ранены или получили серьезные травмы. Да и другие журналисты, сотрудничающие в изданиях, занимающих разные политические и идейные позиции, подвергаются оскорблениям и угрозам со стороны их политических противников. Стоимость стра­хования здоровья и жизни журналистов непрерывно возрастает, и соответственно возрастает значение этой статьи бюджета.

Многие расходные статьи бюджета направлены на обеспече­ние повседневной деятельности редакции. Это командировочные расходы, связанные с обеспечением журналистов, направляемых с заданиями в ближние и дальние пункты региона, обслуживае­мого газетой. В связи с повышением стоимости автобусных, желез­нодорожных и особенно авиационных билетов расходы по этой статье также возрастают. И это неизбежно приводит к попыткам снизить их, ограничив количество командировок, прежде всего в


Раздел III. Финансовая политика редакции

дальние районы, что не может не сказаться на «географической» структуре материалов газеты. Руководители редакции вынуждены учитывать это.

Столь же важна для жизни редакции и еще одна бюджетная статья — почтовые расходы, оплата телефонов и других техничес­ких средств связи. Несмотря на сокращение переписки редакции с читателями, величина почтовых расходов не сокращается. Это объяс­няется не только удорожанием почтовых отправлений, но и умень­шением количества командировок. Журналисты стремятся полу­чить нужную им информацию с помощью телефона и переписки с интересующими их лицами. Экономия на почтовых расходах пе­рекрывается стоимостью телефонных переговоров, в первую оче­редь междугородних и (в крупных изданиях) международных. А с подключением редакции к сети Интернета значение этой расход­ной статьи еще более возрастет.

Одну из важнейших статей расходов редакции составляет опла­та маркетинга. К ней отдельной строкой примыкают представи­тельские расходы. Их выделение обусловлено необходимостью рас­ширения и укрепления связей редакции с ее активом — потенци­альными авторами, гостями газеты и др. — не только в рамках маркетинговых операций, но и в ходе работы ее корреспондентов.

Крупную долю расходной части редакционного бюджета со­ставляют статьи, связанные с ее собственностью, имуществом. Редакция, не являющаяся собственником помещений, где она размещается, вынуждена выплачивать значительные суммы за их аренду. С возрастанием арендной платы эта статья расходов зани­мает все большее место в бюджете редакции. Если она арендует свои помещения у издательства, которое обеспечивает ей условия для работы, то арендная плата перечисляется на его счет. Туда же переводится плата за мебель и технические средства, предостав­ленные редакции издательством.

Но эта статья расходов исчезает, если редакция является соб­ственником своих помещений или выкупает их у владельца. Бремя ее расходов становится намного легче. В этом случае ей приходится выплачивать стоимость страхования зданий или помещений, а также имущества — основных фондов: техники, автотранспорта, мебели и др. К этому присоединяются и суммы амортизационных отчисле­ний за редакционное имущество.

Отдельной строкой в бюджете обозначаются транспортные рас­ходы. Если у редакции есть своя автомашина и гараж для нее, то


Глава 9. Бюджет редакции печатного периодического издания

эти расходы включают оплату ее содержания, ремонта, горючего и др. В том случае, когда у редакции нет собственных транспортных средств, оплачивается стоимость их найма или аренды.

В расходной части бюджета предусматривается оплата приобре­тения техники и материалов, необходимых для деятельности ре­дакции. Эта статья включает приобретение как фотоаппаратов, диктофонов и других предметов оргтехники, так и расходных ма­териалов — бумаги для ксероксов, конвертов, клея и т.п.

Непременные статьи этой части редакционного бюджета — от­числения в федеральный и региональный бюджеты. Это налоги, в том числе налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. К ним примыкает и налог на рекламу (с увеличением количества публику­емой рекламы значение этой бюджетной статьи возрастает).

До недавнего времени многие отечественные СМИ пользова­лись при уплате ряда налогов значительными льготами. Так, в со­ответствии с Законом о государственной поддержке средств мас­совой информации и книгоиздания РФ освобождались от налога на добавленную стоимость обороты по реализации продукции СМИ, связанных с наукой, образованием и культурой. По тому же закону уменьшался и налог на прибыль, полученную редакциями средств массовой информации, информационными агентствами и организациями по распространению печатных периодических из­даний.

Стремясь ускорить превращение редакций отечественных СМИ в полноценные рыночные предприятия и способствовать оптими­зации их финансово-производственной деятельности, правитель­ство РФ приняло решение об ослаблении предоставлявшейся им льготы на уплату налога на добавленную стоимость. В результате он всего на 10% ниже обычной его нормы. Нет сомнения, что в неда­леком будущем все финансовые льготы, которыми длительное время пользовались наши СМИ, будут полностью отменены.

Неизменной расходной статьей остаются отчисления по соц­страху.

В расходы редакции входит и выплата средств учредителю и обслуживающему ее издателю в соответствии с договорами, зак­люченными с ними.

Специальная строка бюджета предусматривает расходы, свя­занные с реализацией проектов в области издательской и коммер­ческой деятельности редакции.

Важной расходной статьей бюджета являются отчисления в Фонд развития издания. Здесь концентрируются средства, которые обеспечивают


Раздел III. Финансовая политика редакции

его будущее — реализацию планов совершенствования структуры редакции, обновления ее технического оснащения, со­здания собственной полиграфической базы, укрепления социаль­ной защиты журналистов и т.п.

Расходная часть редакционного бюджета может, наконец, вклю­чать и так называемый резервный фонд. Речь при этом идет, соб­ственно, не о действительных расходах, а об отчислениях опреде­ленной части прибыли в фонд, который должен служить стабили­зационным инструментом, страховочным источником средств, к которому можно было бы обратиться при возникновении чрез­вычайных обстоятельств, например, при неожиданном росте аренд­ной платы за помещения редакции и т.п. Эти средства можно дер­жать в надежном банке на депозите. Опытные руководители редак­ции оберегают этот фонд, расширяют и укрепляют его, видя в нем гарантию от банкротства издания. Его размеры определяются возможностями отчислений в него от прибыли редакции.

Издательские расходы. Они образуют вторую большую долю расходной части редакционного бюджета и складываются из опла­ты гонораров, выплат на приобретение бумаги, отчислений за типографские работы, расходов, связанных с распространением издания и с приобретением информации, необходимой для его выпуска. Раскроем значение этих статей.

Первая из них — литературный гонорар. В нее входят гонорары творческим сотрудникам издания — журналистам, фотокорреспон­дентам, художникам и переводчикам. К ним присоединяется гоно­рар внередакционным авторам. Если раньше, в советский период истории, директивные органы, руководившие прессой, требовали от редакторов газет и журналов непременного соотношения 60 к 40, т.е. ограничивали сумму гонорара штатным сотрудникам ре­дакции 40% общей суммы гонорарного фонда, то теперь никаких ограничений на этот счет не существует. Руководители редакции свободно используют свое право выплачивать гонорар авторам пуб­ликаций, устанавливая его размер в зависимости от качества и значения материала. Учитывают и объем публикаций, определяя примерную среднюю стоимость одной наборной (машинописной) страницы текста. Она колеблется в разных изданиях в зависимости от их финансовых возможностей.

В практике использования гонорара применяется понятие гоно­рарная стоимость номера. Оно означает сумму общего гонорара, кото­рым оплачивают все публикации, помещающиеся на полосах газетного


Глава 9. Бюджет редакции печатного периодического издания

или журнального номера, и введено в оборот для упорядоче­ния гонорарных выплат. При этом общую сумму гонорарного фонда делят на количество номеров издания и получают среднюю гонорар­ную стоимость одного номера. Стремясь упростить подсчет гонорара, во многих редакциях делят гонорарную стоимость номера на количе­ство его полос, исключая рекламные полосы, и получают среднюю гонорарную стоимость полосы. Однако, если требуется, руководите­ли издания могут повысить гонорар за публикацию на полосе сенсаци­онного материала, уменьшая гонорарную стоимость других полос.

Но самую большую часть издательских расходов составляет не гонорар, а производственные расходы. И прежде всего — стоимость бумаги.

От наличия бумаги зависит существование любого печатного издания. Газеты и журналы терпят крах не только и не столько из-за их низкого уровня, сколько по более прозаическим причинам. Одна из них — нехватка средств для приобретения бумаги.

Стоимость бумаги составляет 15—20% всех расходов газеты, или 40-50% издательских расходов, связанных с ее выпуском и рас­пространением. Не случайно поэтому сотрудники редакции, отве­чающие за ее финансово-экономическое обеспечение, стремятся создать запасы бумаги, достаточные для выпуска хотя бы несколь­ких номеров газеты.

На втором месте по величине издательских расходов стоит оп­лата типографских работ. Их величина зависит от ряда факторов: полиграфической базы, на которой выпускается газета или жур­нал; производственного цикла, который проходит их номер в ти­пографии; вида печати, используемой на выпуске.

Стоимость типографских работ составляет 15—20% всех расхо­дов бюджета издания и 35—40% издательских расходов. Если газету выпускают в небольшой местной типографии, оснащенной уста­ревшим оборудованием, то стоимость этих работ возрастает. И на­оборот, она уменьшается, если ее печатают на современном поли­графическом предприятии, оснащенном новейшей техникой. Если газета проходит в типографии весь производственный цикл, начи­ная с набора текстов и завершая печатью тиража, расходы на оп­лату этих работ составят внушительную сумму. Но она сократится, если начальные циклы выпуска номера — от набора материалов до изготовления печатной формы — будут производиться в редакции, с использованием редакционно-издательского комплекса, а в ти­пографии будут лишь печатать тираж газеты. Да и выбор вида печати


Раздел III. Финансовая политика редакции

сказывается на ее стоимости. Самая дешевая — высокая печать, но она дает и самый низкий уровень полиграфического исполнения издания. Несколько дороже офсетная печать, зато она позволяет выйти на высокий уровень оформления издания, если требует­ся—с использованием нескольких цветов. Самый дорогой вид — глубокая печать, используемая при выпуске многоцветных журна­лов типа московского «Огонька». Переход некоторых изданий с глубокой печати на офсетную позволяет им сэкономить немалые средства.

Третья статья издательских расходов, поглощающая значитель­ную часть средств, это оплата распространения и транспортировки издания. Она составляет примерно 20—25% общей суммы всех рас­ходов редакционного бюджета и продолжает увеличиваться.

К этим расходам необходимо добавить стоимость рассылки обя­зательных экземпляров издания — в Книжную палату, Российс­кую государственную библиотеку и некоторые другие организа­ции.

Наконец, к группе издательских расходов относится приобре­тение информации, необходимой для выпуска издания. Это оплата договоров редакции с информационными агентствами — государ­ственными и коммерческими, центральными и региональными. А также расходы, связанные с приобретением фотоиллюстраций у организаций, занятых их производством.

Для предотвращения бюджетного дефицита, т.е. для возникно­вения прибыли все эти расходные статьи должны перекрываться средствами, получаемыми по статьям доходной части бюджета.

Резюме

Бюджет газетной и журнальной редакции — важнейший финансовый документ, определяющий форму образования и рас­ходования ее средств. Его разработкой руководит финансовый ме­неджер под контролем руководителя редакции и учредителя изда­ния. На основе редакционного бюджета разрабатывают баланс — бухгалтерские работники регулярно сводят его по всем статьям расходов и доходов.

Редакционный бюджет и баланс состоят из двух частей — рас­ходной и доходной. Их соотношение и определяет финансовую базу издания. Расходная часть бюджета включает статьи, обеспечиваю­щие функционирование редакции, выпуск издания и его распространение


Глава 9. Бюджет редакции печатного периодического издания

Все расходы редакции делятся на две части: общередак­ционные и издательские.

Общередакционные расходы включают выплаты по фондам оп­латы труда, материального поощрения, социального развития. К ним присоединяются средства на обеспечение деятельности ре­дакции, бюджет маркетинга, отчисления учредителю и издателю, оплату аренды помещений редакции и др. Значительную часть рас­ходов составляют отчисления в федеральный и региональный бюд­жеты: уплата налогов на добавленную стоимость, рекламу, при­быль и прочее, выплаты по соцстраху. К этому могут добавляться страхование жизни журналистов, расходы на реализацию проек­тов, связанных с издательской и коммерческой деятельностью ре­дакции, а также отчисления в фонд развития самого издания и резервный фонд.

Издательские расходы складываются из оплаты гонораров, выплат на приобретение бумаги, отчислений за типографские ра­боты, расходов, связанных с распространением издания и приоб­ретением информации, необходимой для его выпуска.

Вопросы для самопроверки

1. Какова роль бюджета и баланса редакции для ее деятельности?

2. Какова структура редакционного бюджета?

3. Какие статьи входят в общередакционные расходы?

4. Что входит в фонд оплаты труда работников редакции?

5. Какие системы оплаты труда журналистов вы знаете?

6. Каково значение фондов материального поощрения и социально­го развития для деятельности работников редакции?

7. Какие налоги в федеральный бюджет должна платить редакция? А какие издания и почему пользуются при этом льготами?

8. Что относится к издательским расходам редакции?

9. Кому выплачивают литературный гонорар за публикации в изда­нии и кто устанавливает его размеры?

10. Что такое гонорарная стоимость номера газеты?

11. Какие статьи относятся к производственным расходам редакции и какое место они занимают в расходной части ее бюджета?

12. Какое значение имеет выбор вида печати тиража газеты для опре­деления размеров редакционных расходов?

13. Какое место в производственных расходах редакции занимает оп­лата распространения ее издания?

7-1349


Раздел III. Финансовая политика редакции

Глава 10

Доходная часть бюджета. Реализация тиража

------------------------------------

ЦЕЛИ Изучив материалы этой главы, вы узнаете:

♦ какое значение имеет реализация тиража газеты или жур-

нала как источник их доходов;

♦ в чем сущность тиражной политики редакции;

♦ что такое оптимальный тираж издания;

♦ какова структура тиража газеты и журнала;

♦ какое значение в тиражной политике редакции имеет определение методов реализации тиража издания.

Доходная часть составляет вторую, не менее важную половину бюджета. В нее входит значительно меньше статей, чем в расходную часть, но каждая имеет жизненно важное значение для судьбы изда­ния. Это выручка от реализации его тиража, от публикации рекламы и частных объявлений, доход от издательской и от коммерческой деятельности редакции. В разных условиях каждая из этих статей играет разную роль в исполнении редакционного бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: