В таблице приведена система межбюджетных трансфертов из ФБ на 2013-2015 гг

Наименование   Доля в %      
Прогноз В % к 2012 Доля в % Прогноз В % к 2013 Доля в % Прогноз В % к 2014 Доля в %
Межбюджетные трансферты 1305,6   1236,8 94.7   1167,2 94.4   1105,8 94,7 100
В том числе:                      
Дотации 502,3 38,47 593,9 118,2   584,7 98,5 50.1 571,8 97,8 51.7
Субсидии 498,4 38,17 357,3 71.7 28.9 303,5     254,5 83,9 23
Субвенции 264,3 20,24 248,9 94.2 20,1 245,5 98,6   248,4 101,2 22,5
Иные межбюджетные трансферты 40,6 3.11 36,7 90,4   33,5 91,3 2.9 31,1 92.8 2.8

27. Источники и условия предоставления фин помощи бюджетам БС РФ.

В случае когда возникает несоответствие между доходными полномочиями и расходными обязательствами уровней гос власти и управления, а также не равномерность бюджетной обеспеченности различных регионов, говорят о наличие горизонтальных и вертикальных дисбалансах.

Существование вертикальных и горизонтальных дисбалансов вызывает необходимость применения органами гос управления механизмов финансового выравнивания по средствам выделения фин помощи ниже стоящим бюджетам.

Фин помощь ниже стоящим бюджетам может осуществляться в виде дотаций, субсидий, субвенций.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предусматривается в составе ФБ и распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой правительством РФ в соответствии с требованиями БК.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности РФ образуют федеральный фонд фин поддержки субъектов РФ. Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчета бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предоставляется тем у которых уровень не превышает уровня установленного ы качестве критериев выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на 1- го жителя и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения соц-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема гос и муниципальных услуг в расчете на 1-го жителя.

Задачи стимулирования субъектов РФ к осуществлению приоритетных с точки зрения РФ расходов решаются путем предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ.

Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов гос власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения и расходных обязательств по выполнению полномочий органов МСУ по вопросам местного значения.

Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из ФБ образует федеральный фонд софинансирования расходов.

Финансовое обеспечение полномочий, переданных РФ для исполнения субъектов РФ и м/о, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ. С овокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из ФБ образует федеральный фонд компенсаций.

Проект распределения субвенций бюджетам субъектов РФ из ФБ утверждается при рассмотрении проекта ФЗ "О ФБ" во 2-ом чтении. Аналогичные фонды, для обеспечения фин поддержки м/о формируются в бюджетах субъектов РФ. Межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами МСУ Б З/Д И З/Д РФ "О налогах и сборах".

Кроме перечисленных выше фондов для поддержки и стимулирования бюджетных реформ и оздоровления гос финансов в составе ФБ формируется фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.

28. Состав, доходы, расходы и порядок принятия бюджетов гос внебюджетных фондов.

В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты гос внебюджетных фондов РФ и бюджеты территориальных органов обязательного медицинского страхования.

Бюджетами гос внебюджетных фондов РФ явл:

1. Бюджет пенсионного фонда РФ

2. Бюджет фонда соц страхования РФ

3. Бюджет федерального фонда обязательного мед страхования.

Бюджеты гос внебюджетных фондов РФ по представлению правительства РФ принимаются в форме ФЗ не позднее принятия ФЗ "О ФБ на очередной фин год и плановый период".

В случае внесения проекта бюджета гос внебюджетного фонда РФ с дефицитом, утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Предметом рассмотрения проектов ФЗ «О бюджетах гос внебюджетных фондов РФ» на очередной фин год и плановый период, в 1 чтении являются основные характеристики бюджета к которым относятся:

1. Прогнозированный в очередном фин году и плановом периоде общий объем доходов с указанием поступлений из др. бюджетов БС РФ

2. Общий объем рас ходов в очередном фин году и плановом периоде.

3. Предельный объем дефицита бюджета гос внебюджетного фонда РФ и/или источники его финансирования.

Предметом рассмотрения проекта ФЗ «О бюджетах гос внебюджетных фондов РФ» во 2 чтении явл:

1. Распределение расходов на очередной фин год и плановый период по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов.

2. Текстовые статьи проектов ФЗ О бюджетах гос внебюджетных фондов РФ на очередной фин год и плановый период.

Гос дума рассматривает проекты ФЗ «О бюджетах гос внебюджетных фондах» во 2-ом чтении в течении 35 дней после их принятия в 1-ом чтении.

Гос дума рассм в 3-ем чтении проекты ФЗ о бюджетах гос внебюджетных фондах на очередной фин год и плановый период в течении 15 дней со дня их принятия во втором чтении. При рассмотрении в 3-ем чтении проекта ФЗ о бюджетах гос в/н ф (внебюджетный фонд) принимается в целом. Принятый гос думой ФЗ о бюджетах гос внебюджетных фондах в течении 5 дней со дня из принятия передаются на рассмотрение в совет федерации РФ.

В бюджет гос в/н ф подлежат зачислению следующие доходы:

1. Бюджет пенсионного фонда РФ ставка 22% из них 6 на накопительную часть для моложе 67 г, остальное в страховую часть:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с действующим з/д

- недоимки, пении и штрафы по взносам ПФР

- доходы от размещения средств пенсионного фонда РФ

- штрафы, санкции, суммы поступающие в результате возмещения ущерба

- межбюджетные трансферты из ФБ, передаваемые ПФ РФ

- прочие поступления

2. Бюджет фонда соц страхования РФ ставка 2,1

- взносы на соц страхование по ставке установленной з/д(-ом) РФ в части зачисляемой в ФСС

- страховые взносы на обязательное соц страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональным заболевания

- недоимки, пении и штрафы по взносу в ФСС

- доходы от размещения временно свободных средств ФСС

- штрафы, санкции, суммы поступающие в результате возмещения ущерба

- межбюджетные трансферты из ФБ, передаваемые ФСС РФ

- прочие поступления

3. Бюджеты федерального фонда медицинского страхования

- взносы на соц страхование по ставке установленной з/д (-ом) РФ в части зачисляемой в ФФОМС

- доходы распределяемые органами ФК между бюджетами БС РФ, предназначенные для зачисления в ФФОМС

- недоимки, пении и штрафы по взносам в ФФОМС

- доходы от размещения временно свободных средств ФФОМС

- межбюджетные трансферты из ФБ, предаваемые ФФОМС

- прочие поступления

Расходы бюджетов гос в/н ф осуществляется исключительно на цели определенные з/д(-ом) РФ, включая з/д(-о) о конкретных видах Обязательного Социального Страхования (пенсионного, соц, медицинского) в соответствии с бюджетами указанных фондов,утвержденных ФЗ, а для территориальных фондов Обязательного Медицинского Страхования законами субъектов РФ

29. Кассовое обслуживание и отчеты об исполнении бюджетов гос внебюджетных фондов.

4.04.13 БС РФ

Сущность и содержание бюджетного процесса

В соответствии с БК РФ под бюджетным процессом понимается регламентируемая нормами права деятельность органов гос власти, органами МСУ и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, бюджетов гос в/б ф, их утверждению и исполнению, а так же контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс включает в себя 4 этапа:

1. Составление проекта бюджета - проект закона о бюджете разрабатывается и/в. Ему предшествуют оценка экономической ситуации и хода исполнения бюджета текущего года, прогнозирования основных показателей социально-экономического развития страны на будущий период, составления прогноза развития фин системы страны.

Задачей таких прогнозов является: оценка перспективных тенденций развития экономики и расчет основных ее параметров, таких как, ВВП, уровень инфляции, курс национальной валюты, к которым в дальнейшим будут привязаны показатели бюджетного плана.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета - на федеральном уровне осуществляется з/д органом власти - Федеральным Собранием. На этом этапе свои предложения по проекту бюджета высказывают парламентские фракции, а также граждане и общественные организации, которые таким образом получают возможность участвовать в бюджетном процессе.

Обычно рассмотрение бюджета разбивается на несколько этапов именуемых чтением. В России согласно БК РФ проект "закон о бюджете" рассматривается гос думой в 3-х чтениях, после чего передается в совет федерации на утверждение.

3. Исполнение бюджета - начинается после утверждения "закона о бюджете", осуществляется и/в и заключается выполнением доходной и расходной частями бюджета.

Задачи исполнения бюджета - обеспечение поступлений всех видов доходов по каждому источнику, а так же финансирование расходов в пределах утвержденных сумм. Процедура исполнения бюджета четко регламентируется законом, однако органы и/в имеют определенную свободу действий для того что бы оперативно реагировать на изменение социально-экономической ситуации. В частности они могут вносить изменения по различным направлениям расходования средств в пределах, утвержденных ассигнований.

4. Финансовый контроль осуществляется в 3-х основных формах:

- предварительный

- текущий

- последующий

Финансовый контроль в бюджетной сфере осуществляется специально уполномоченными органами с целью контроля субъектами хозяйствования и органами гос власти (МСУ) норм бюджетного права в процессе образования, распределения и использования централизованных фин ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих фин решений.

Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня.

Бюджетные полномочия - это установленные БК и принятыми в соответствии с ним правовыми актами регулирующими бюджетные правоотношения права и обязанности органов гос власти (МСУ) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организующий и осуществляющий бюджетный процесс.

Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:

- Президент РФ

- Федеральное Собрание РФ

- Правительство

- МИНФИН

- ФК РФ

-ЦБ РФ

-Счетная палата РФ

-Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

-Органы управления гос в/б ф РФ

-Главные распорядители, распорядители и получатели средств ФБ РФ и бюджетов гос -внебюджетных фондов

-Главные администраторы(администраторы) доходов ФБ и бюджетов гос внебюджетных фондов.

-Главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита ФБ РФ

Каждый из участников бюджетного процесса имеют свои бюджетные полномочия. Так Президент РФ обладает полномочиями по определению бюджетной политики РФ на очередной фин год и плановый период, чему посвещаются его бюджетное послание Федеральному Собранию.

Важнейший з/д орган гос власти РФ - Федеральное собрание РФ, в лице обеих палат рассматривать, обсуждает и утверждает основной фин документ страны - ФБ на очередной фин год и плановый период.

И/с органы власти в лице МИНФМИНА, МЭР и др. участвуют в бюджетном планировании и исполнении федерального бюджета, выступают главными распорядителями и получателями бюджетных средств.

На счетную палату РФ возлагаются задачи по организации и осуществлению контроля за своевременным доходной и расходной статей ФБ и гос в/б ф структурного и целевого назначения.

ФК в рамках бюджетных полномочий производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами, осуществляет кассовое исполнение ФБ и бюджетов гос в/б ф.

Федеральная служба фин бюджетного надзора осуществляет, проведение ревизий и проверок, правомерности и эффективности использования средств ФБ, средств гос внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности и др.

Осуществление бюджетных полномочий при введении временной фин администрации.

Временная фин администрация - это федеральный орган и/в (исполнительный орган гос власти РФ), уполномоченный Правительством РФ (высшим исполнительным органом власти субъектов) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования).

Она в субъекте РФ (муниципального образования) вводится на срок до 1 года решением соответствующего арбитражного суда. Ходатайство о ее введении в субъекте РФ подается в высший арбитражный суд РФ Правительством России; -//- в муниципальном образовании подается в арбитражный суд субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ и/или представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования.

Решение арбитражным судом о введении временной фин администрации принимается в случае если на момент принятия данного решения возникшая просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств превышает 30% объема собственных доходов бюджета в отчетном фин году.

Временная фин администрация, введенная в субъекте РФ (м/о) осуществляет следующие полномочия:

- организует проведение проверки (аудита) бюджета субъекта РФ (местного бюджета)

- организует учет просроченной задолженности по исполнению долговых и/или бюджетных обязательств субъекта РФ (муниципального образования)

- разрабатывает проект плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (м/о)

- разрабатывает и представляет в органы власти проекты НПА,предусмотренные планом восстановления платежеспособности субъекта РФ, (м/о), утвержденный соответствующим арбитражным судом.

- осуществляет контроль за исполнение плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (м/о)

- осуществляет контроль за исполнением бюджета субъектов РФ (местного бюджета)

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные БК и др ФЗ.

Основы составления проектов бюджета.

Составление проектов бюджета осуществляется с целью определения объема д/с, необходимых для выполнения функций органов гос власти и органов МСУ по предоставлению населению полного перечня гос и муниципальных услуг.

Составление проектов бюджета пререгатива высших органов исполнительной власти. Процес составления проектов бюджета довольно сложный и продолжительный. Он основан на:

-Бюджетном послании Президента РФ

-Прогнозе соц-эконом развития соответствующей территории, основных направлениях бюджетной и налоговой политики. В бюджетном послании подводятся итоги завершившегося фин года, определяются приоритетные задачи бюджетной политики, которые должны быть решены в очередном фин году и плановом периоде. Хотя бюджетное послание адресовано Федеральному Собранию, оно имеет большое значение и при составлении бюджетов субъектов РФ.

Так в бюджетном послании освещаются проблемы и определяются приоритеты развития межбюджетных отношений.

Прогнозы соц экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации.

Исходя из комплекса демографической ситуации, соц структуры, внешнего положения РФ состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов. Обязательное требование, предъявляемое к прогнозам - их разработка в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических,экономических факторов, в том числе, динамика курса $ к рублю, стоимости нефти на мировых рынках.

Основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноза соц эконом развития территорий,разрабатываются и обдобряются в текущем году, так на федеральном уровне они должны быть одобрены до 15 февраля текущего года.

До 15апреля текущего года правительство РФ должно одобрить:

1. сценарные условия и основные параметры прогноза соц экономического развития РФ на очередной фин год и плановый период.

2. Предложения о сокращении (о изменении структуры) действующих расходных обязательств РФ, начиная с очередного фин года или планового периода

3. Основные направления бюджетной политики характеризуют условия и основные задачи формирования ФБ, прогнозирования изменения объема и структурных доходов и расходов ФБ, сбалансированность ФБ, формирование и использования нефте-газовых доходов ФБ, общий объем и укрупненное распределение бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых расходных обязательств РФ.

До 15 июня текущего фин года Правительство РФ:

1. утверждает основные характеристики федерального бюджета и бюджетов гос внебюджетных фондов РФ на очередной фин год и плановый период.

2. Одобряет распределение общего объема бюджетных ассигнований ФБ и бюджетов гос в/б ф РФ на исполнение принимаемых расходных обязательств РФ.

3. Утверждает долгосрочные федеральные целевые программы, предлагаемые для реализации начиная с очередного фин года(планового периода) а также изменения вносимые в утвержденные целевые программы

4. Принимает иные решения, необходимые для подготовки проектов ФЗ "О ФБ" и бюджетах гос в/б ф РФ

Правительство РФ не позднее 20 августа текущего фин года рассматривает проекты ФЗ "О ФБ" и бюджетах гос в/б ф РФ, а так же документы и материалы, подлежащие внесению в гос думу одновременно с проектами, указанных ФЗ, не позднее 26 августа текущего фин года, вносит их в гос думу Федерального Собрания РФ

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ И ИХ РОЛЬ В БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ.

Реализуемая в РФ реформа бюджетного процесса нацелена на повышение эффективности деятельности органов власти за счет внедрения целевого среднесрочного фин планирования, предполагающего увязку бюджетных расходов и планируемых результатов.

Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов являются долгосрочные целевые программы. В 2013 г из ФБ финансируется 53 долгосрочные целевые федеральные программы.

Управление по средством ДЦП осуществляется по схеме "цели - мероприятия - ресурсы". На основании цели устанавливаются способы их достижения, которые согласуются и увязываются с необходимыми ресурсами.

Единство целей, мероприятий и ресурсов, воплощается в программы действий, показывающую каким образом будут достигаться цели, в какие сроки и при каких затратах ресурсов.

Сроки реализуемых программных мероприятий и решение программных задач обуславливаются логикой построения, содержанием, технологией, последовательностью и ресурсными возможностями программы. Программные мероприятия должны быть целенаправленными, взаимосвязанными, ориентированными во времени и пространстве, обеспечены ресурсами и согласованы по исполнителям и срокам осуществления.

В наст время БК РФ закрепляет 3 основные формы использования программно-целевых методов финансирования в бюджетном процессе.

1. Долгосрочная целевая программа (ДЦП)

2. Федеральная инвестиционная программа

3. Ведомственная целевая программа

Объем бюджетных ассигнований на реализацию ДЦП (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета.

По каждой ДЦП ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Особое место в ряду целевых программ занимает федеральная адресная инвестиционная программа, которая объединяет бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет ФБ.

ФЗ от 26.04.2007 БК РФ дополнен статьей, закрепляющей возможность включения в бюджет ведомств целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительство РФ, высшим органом и/в субъекта, местной администрацией.

В перспективе программно-целевое бюджетное планирование должно стать основным методом формирования бюджетов.

Основы рассмотрения и утверждения бюджетов.

Порядок рассмотрения проектов бюджета регламентируется нормами конституционного и бюджетного з/д соответствующего уровня. В наиболее общем виде процесс рассмотрения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете состоит из следующей последовательности сменяющих друг друга стадий.

На первой стадии орган гос власти (местной администрации) вносит проект закона (решения) о бюджете в з/д представительный орган. К проекту бюджета должны быть приложены документы, обосновывающие основные показатели отражающиеся в проекте бюджета.

Проект закона (решения) о бюджете должен включить в себя ряд обязательных характеристик (приложений) и показателей приведенных в статье 184 БК РФ.

Проект закона (решения) о бюджете вносится в законодательный (представительный) орган органов гос власти (МСУ) ответственного за его составление "правительство???"

Сроки представления проекта закона (решения) о бюджете определяется з/д актами (актами представительных органов муниципальных образований).

Проект ФЗ "О ФБ" должен быть представлен гос думой не позднее 26 августа, года предшествующего очередному финансовому году, проекты закону субъектов РФ о бюджете должны быть внесены не позднее 15 октября года предшествующего очередному фин году, а проекты местных бюджетов не позднее 15ноября, предшествующего очередному фин году.

После получения з/д орган силами его комиссий, детально изучает проект закона (решения) о бюджете, проводят его экспертизу, после чего рекомендуется утвердить или отклонить законопроект.

Утверждение проекта 3-летнего бюджета осуществляется путем корректирования (изменения) показателей планового периода ранее утвержденного бюджета, включая показатели 2-го года планового периода.

При этом порядок изменения бюджетных показателей определяется на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно. Бюджетный кодекс РФ определяет единые сроки, которые должны вступать в силу закона (решения) о бюджете - 1.01. очередного фин года.

Бюджетное з/д определяет порядок финансирования государственных (муниципальных) расходов в случае если на 1.01 очередного фин года, решение (закон) о бюджете не вступил в силу.

В этом случае вводится временное управление бюджетом, которое заключается в исполнении бюджета на основании параметров за предыдущий фин год.

Временное управление бюджетом организуется фин органами и осуществляется до вступления в силу закона (решения) о бюджете на очередной фин год

11.04.13 БС РФ

29. Кассовое обслуживание и отчеты об исполнении гос внебюджетных фондов

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов гос в/б ф РФ и бюджетов гос территориальных в/б фондов осуществляется органами федерального казначейства.

Отчеты об исполнении бюджетов гос в/б ф РФ составляются органами управления фондами и представляются в федеральный орган и/в, осуществляющий выработку гос политики в сфере здравоохранения и соц развития для внесения в установленном порядке в правительство РФ.

Ежегодно не позднее 15 июня текущего года, отчеты об исполнении бюджета представляются правительством РФ в счетную палату для их внешней проверки.

Счетная палата РФ проводит проверку представленных отчетов, готовит заключение на них и не позднее 15 сентября текущего года представляют заключение в гос думу, в Совет федерации, а также направляет их в Правительство РФ.

Правительство РФ представляет в гос думу отчет об исполнении гос в/б ф РФ не позднее срока внесения проекта ФЗ "О ФБ" одновременно с проектом ФЗ "об исполнении проектов бюджетов гос в/б ф РФ".

По результатам рассмотрения годовых отчетов гос дума принимает либо отклоняет ФЗ об исполнении бюджетов гос в/б ф РФ.

36. Порядок внесения проекта ФЗ "О ФБ в гос думу"

Проект ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период должен быть внесен Правительством РФ с приложением всех необходимых документов не позднее 26 августа текущего года. Проект ФЗ "О ФБ" уточняет показатели утвержденного федерального бюджета планового периода и утверждает показатели второго года планового периода составляемого бюджета.

Перечень документов и материалов, прилагаемых к проекту ФЗ "О ФБ" определен в статье 192 БК РФ и включает:

1. Основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной фин год и плановый период.

2. Предварительные итоги соц экономического развития РФ за истекший период текущего фин года и ожидаемые итоги соц экономического развития РФ за текущий фин год.

3. Прогноз соц эконом развития РФ на очередной фин год и плановый период.

4. Оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий фин год.

5. Прогноз основных параметров БС РФ в т.ч. консолидированного бюджета РФ на очередной фин год и плановый период.

6. Пояснительная записка к проекту ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период.

7. Расчеты по статьям классификации доходов ФБ и источникам финансирования дефицита ФБ.

8.Реестр расходных обязательств подлежащих исполнению за счет средств ФБ

9. Отчеты о реализации долгосрочных целевых программ.

10. Федеральная адресная инвестиционная программа.

11. Расчеты прогнозируемого использования нефте-газовых доходов ФБ средств резервного фонда и ФНБ

12.Иные документы и материалы в соответствии со статьей 192 БК РФ

Одновременно с внесением законопроекта о ФБ правительство РФ вносит в гос думу проекты ФЗ:

1. Об утверждении отчетов, об исполнении ФБ и бюджетов гос в/б ф в отчетном фин году

2. О бюджетах гос в/б ф РФ на очередной фин год и плановый период

3. О страховых тарифах на обязательное соц страхование от несчачтных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной фин год и плановый период.

Процедура принятия к рассмотрению проекта ФЗ "О ФБ" гос думы РФ

Проект ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в гос думу до 24 часов 26 августа текущего года.

В течении суток со дня внесения проекта ФЗ "О ФБ" в гос думу, совет гос думы направляет его в комитет по бюджету ответственный за рассмотрение бюджета для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям статьи 192 БК РФ. Комитет по бюджету принимает решение о том соответствует ли проект о ФБ установленным требованиям либо подлежит возвращению Правительству РФ на доработку. Окончательное решение принимает совет гос думы.

Заработанные законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть повторно представлен в гос думу Правительством РФ в 10дневный срок.

Проект ФЗ "О ФБ" в течении 3 дней направляется советом гос думы в совет Федерации другим субъектом права з/д(-ой) инициативы, комитеты гос думы для внесения замечаний и предложений, а так же в счетную палату РФ на заключение. Комитетом со исполнителем при рассмотрении основных характеристик ФБ явл комитет ответственный за рассмотрением прогноза соц эконом развития РФ на очередной фин год и плановый период.

В течении 15 дней со дня внесения в гос думу проекта ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период, комитеты гос думы готовят и направляют комитету бюджета заключение по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложение и рекомендации по предмету первого чтения.

На основании заключения комитетов гос думы и субъектов права з/д инициативы комитет по бюджету готовит свое заключение по указанному законопроекту, а также проект постановления гос думы о принятии (либо отклонении в 1 чтении) проекта ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период и об основных характеристиках ФБ на очередной фин год и представляет их на рассмотрение в гос думу.

38. Предмет и порядок первого чтения ФЗ "О ФБ"

Гос дума рассматривает проект ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период в3 чтениях. До 2010 г он рассматривался в 4 чтениях.

При этом она рассматривает проект ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период в 1 чтении в течении 30 дней со дня его внесения в гос думу Правительства РФ. Представляет проект ФЗ "О ФБ" председатель правительства РФ, содокладчиком - председатель Счетной Палаты с заключением на проект ФБ.

При рассмотрении гос думой проекта в 1 чтении обсуждается его концепция прогноз соц Эконом развития РФ в том числе указываемые в ФЗ "О ФБ" прогнозируемые объем ВВП и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик ФБ и основные направления бюджета и налоговой политики

Предметом рассмотрения проекта ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период в 1 чтении явл основные характеристики ФБ к которым относятся:

- Прогнозируемый в очередной фин году и плановый периоде общий объем доходов, с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета

- приложения к ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период, устанавливающие нормативы распределения доходов между бюджетами БС РФ на очередной фин год и плановый период

- прогнозируемый общий объем расходов в очередном фин году и плановом периоде

- условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5% общего объема ФБ на первый год планового периода и не менее 5% на второй год планового периода

- объем нефтегазового трансферта в очередном фин году и плановом периоде

-Верхний предел гос внутреннего и внешнего долга РФ на конец очередного фин года и каждого года планового периода

-Нормативная величина резервного фонда в очередном фин году и плановом периоде

- Дефицит и профицит ФБ

При утверждении основных характеристик ФБ на очередной фин год и плановый период указываются прогнозируемый в соответствующем фин году объем ВВП и уровень инфляции (потребительских цен) - декабрь к декабрю предыдущего года.

Согласительные процедуры при отклонении законопроекта о ФБ

В случае отклонения в 1 чтении проекта ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период гос дума может:

- передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик ФБ. СОГЛАСИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ формируется из представителей гос дума, представителей совета федерации и представителей правительства РФ. Она формируется для разработки согласованного варианта основных в соответствии с предложениями и рекомендациями изложенными в заключении комитетов, ответственных за рассмотрение предметов в первом чтении и заключения комитета РФ, ответственных за рассмотрение бюджета.

- вернуть указанный законопроект в правительство РФ на доработку

- поставить вопрос о доверии Правительству РФ

В случае отклонения в 1 чтении проекта ФЗ "О ФБ" и передачи его в согласительную комиссию в течении 10 дне указанная комиссия разрабатывает новый вариант основных характеристик ФБ. решения согласительной комиссии принимаются в раздельном голосовании ее членов от гос думы, от совета федерации и от правительства РФ. решение считается принятым стороной если за него проголосовало большенство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны примаются за 1 голос. Решение считается согласованным если его поддержали все 3 стороны. По окончанию работы согласительной комиссии правительство рф вносит на рассмотрение в гос думу основы характ ФБ и законопроекты, связанными с основными характеристиками ФБ.

Позиции, по которым стороны не вырабатывают согласованные решения, вносятся на рассм гос думой.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта ФЗ "О ФБ" принимаются постановления госдумы о принятии в 1 чтении проекта ФБ и его основные характеристики.

Если гос дума не принимает решение по основным характеристикам ФБ по итогам работы согласительной комиссии проект ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период считается повторно отклоненным в первом чтении.

При повторном отклонении в первом чтении проекта ФЗ "О ФБ" Гос дума не имеет права повторно направить указанный документ или вернуть его правительству на доработку. Повторное отклонение проекта ФЗ "О ФБ" возможно лишь в случае если госдума ставит вопрос о доверии Правительству.

В СЛУЧАЕ отклонения гос думой в 1 чтении проекта ФЗ "О ФБ" и возвращение его на доработку в Правительство РФ, оно в течении 20 дней дорабатывает указанный проект ФЗ и вносит доработанный проект на повторное рассмотрение в 3 чтении. При рассм указанного проекта ФЗ госдума рассматривает его в 1 чтении в течении 10 дней и дня повторного голосования.

В случае отставки правительства РФ в связи с отклонением проекта ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период, вновь сформированное Правительство представляет новый проект в течении 30 дней после формирования.

40. ПРЕДМЕТ И ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА О ФБ ВО 2 И 3 ЧТЕНИЯХ

Гос дума рассм проект ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период во 2 чтении в течении 35 дней со дня его принятия в 1 чтении.

Предметом рассмотрения проекта ФЗ "О ФБ" во 2 чтении явл приложение к ФЗ "О ФБ":

- устанавливающее перечень главных администраторов доходов ФБ

- устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита ФБ

- Бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов,классификация видов расходов ФБ в пределах общего объема расходом ФБ, утвержденных в первом чтении.

-????

- Программа предоставления гос финансовых и гос экспортных кредитов

- Программа гос внутренних заимствований РФ

- Программа гос внешних заимствований РФ

- Програма гос гарантий заимствований.(бенифициар, принципал)

- Приложения к ФЗ по долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований направленных на их обеспечение

- Иные документы и приложения в соответствии с з/д(-ом)

Субъекты права з/д(-ой) инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в комитет по бюджету

В течении 10 дней комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и правительство рф

Рассмотрение поправок по предмету второго чтения проводится в комитете по бюджету и в соответствующем профильном комитете.

Профильный комитет рассматривает таблицы поправок и представляет результаты рассмотрения поправок в комитет по бюджету, который принимает решение по рекомендации поправок к принятию или отклонению и выносит их на рассмотрение в гос думу.

Гос думма рассматривает в 3 чтении проект ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период в течении 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении

При рассмотрении в 3 чтении ФЗ "О ФБ" утверждаются ведомственная структура расходов ФБ на очередной фин год и ведомственная структура расходов ФБ на 1 и 2 годы планового периода. После этого законопроект о ФБ на очередной фин год и плановый период выносится на голосование в целом.

18.04.13

41. Порядок рассмотрения федерального закона о федеральном бюджете Советом Федерации РФ.

Принятый гос думой ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период в течении 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совету Федерации.

Совет федерации рассматривает ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период в течении 14 дней со дня представления его гос думе.

В начале ФЗ "О ФБ" рассматривают комитеты Совета Федерации и дают свои предложения и рекомендации по содержанию и принятию решения по нему.

При рассмотрении ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период голосуется на предмет одобрения его в целом.

Следует отметить, что Совет Федерации рассматривает не проект закона о ФБ, а сам уже принятый гос думой ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период.

В случае отклонения совета федерации ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период он передается для преодоления возникших разногласий в 3-х стороннюю согласительную комиссию. Порядок работы согласительной комиссии тот же, что и при ее работе при отклонении проекта ФЗ "О ФБ" в первом чтении. Согласительная комиссия в течении 10 дней выносит на повторное рассмотрение гос думы согласованный ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период.

Гос дума повторно рассматривает ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период в одном чтении. Принятый гос думой в результате повторного рассмотрения ФЗ "О ФБ", передается в Совет Федерации в установленном порядке.

В случае несогласия гос думой с вето Совета Федерации ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период может быть вынесен на повторное голосование в гос думе без передачи его в согласительную комиссию. Закон считается принятым если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов гос думой.

Одобренный Советом Федерации ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период в течении 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для его подписания и его обнародования.

ФЗ "О ФБ" на очередной фин год и плановый период вступает в силу.

42. Внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

В случае необходимости Правительство РФ разрабатывает и представляет в гос думу проекты ФЗ о внесении изменений в ФЗ "О ФБ" по всем вопросам явл (-имся) предметом правового регулирования, указанного ФЗ. Одновременно с проектом указанного AP? Правительством представляются следующие документы и материалы:

1. Ожидаемые итоги соц-эконом развития в текущем финансовом году и уточненный прогноз соц-эконом развития в плановом периоде.

2. Сведения об исполнении ФБ за истекший отчетный период текущего фин года.

3. Оценка ожидаемого исполнения ФБ в текущем фин году

4. Пояснительная записка с обоснованием предлагаемых изменений в ФЗ “О ФБ”

Проект о внесении изменений в ФЗ "О ФБ" на текущий фин год и плановый период рассматриваются гос думой во вне очередном порядке в течении 25 дней в 3-х чтениях.

Первое чтение проекта ФЗ о внесении изменений в ФЗ "О ФБ" должно состояться не позднее 5 дней со дня внесения указанный законопроекта в гос думу.

При рассмотрении указанного законопроекта, заслушивается доклад правительства РФ и доклад Счетной палаты о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований ФБ

При рассм в 1 чтении указанного законопроекта гос дума утверждает изменения основных характеристик ФБ.

В случае увеличения общего объема доходов ФБ, указанное увеличение относится на:

1. сокращение дефицита ФБ в случае если ФБ на очередной фин год и плановый период утвержден с дефицитом

2. соответствующее увеличение условно утвержденных расходов

В случае сокращения общего объема доходов в плановом периоде, объем условно утвержденных расходов подлежит соответствующему сокращению.

2-е чтение проекта ФЗ «О внесении изменений в ФЗ О ФБ …..» должно состояться не позднее чем через 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в 1 чтении

3 чтение — должно состояться не позднее чем через 5 дней со дня принятия проекта ФЗ о внесении изменений..... во 2-ом чтении.

При рассмотрении указанного законопроекта в 3 чтении утверждаются изменения ведмственной структуры расходов ФБ в целом.

В 3 — чтении указный проект выносится на голосование в целом.

Принятый гос думой ФЗ расматривается Советом Федерации в течении 5 дней после его представления гос думе.

В случае отклонения Срветом Федерацуказанного ФЗ осуществляютчся согласительные процедуры в соответствии со статьей 208 БК РФ

43. Основы исполнения бюджетов.

Исполнение бюджетов заключается в воплощении реализации на практике закона (решении) о бюджете.

Статья 215.1 БК РФ устанавливает 2 важнейших принципа исполнения бюджетов — единство кассы и подведомственность расходов.

Единство кассы означает — зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

Единый счет бюджета открывается ФК-у учреждению, ЦБ РФ отдельно по каждому бюджету, входящему в БС РФ.

Он предназначен исключительно для операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Содержание принципа подведомственности расходов означает, что получатели бюджетных средств в праве получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главногго распорядителя (распорядителя) бюджетнвх средств в чьем ведении они находятся.

Бьюджетное з\д определяет, что обеспечивает исполнение бюджетов Правительства РФ, Высший орган исполнительной власти субъектов РФ и местной администрации.

организация процесса исполнениябюджетов возглавляется на финансовые органы соответствующего уровня

Основу исполнения бюджетоа составляются

а) сводная бюджетная роспись — представляет собой дкумент, расписывающий бюджетные расходы и источники финансирования дефицита бюджета в разрезе главных распорядителей расходов по разделам, подразделам, целевым статьчям и видам расходам. порядок составления и ведения свождных бюджетных росписей определяется фин органами соответствующего органа, а так же органами управления гос внебюджетных фондов. Так на Федеральном уровне сводную бюджетную роспись утверждает МИНФИН. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи, доводятся до главных распорядителеф бюджетных средств до нач очередного фин года.

б) кассовый план.- второй важнейший документ на основании которого исполняются бюлджеты всех уровней,в котором отражаются прогноз кассовых поступлений и кассовых выплат и соответствующего бюджета. кассовый план позволяет прогнозировуавть непрерывность кассовых выплат из бюджета. Из его показателей можно определить на сколько прогнозируемые расходы в конкретном периоде обеспечены доходами и источниками финансирования дефицита бюджета.

44. Исполнение бюджетов по доходам и расходам.

Исполнение бюджета включает в себя исполнение бюджета по доходам, расходам и по источникам финансирования дефицита бюджета.

Исполнение бюджета по доходам включает в себя:

1. Зачисление денежных средств на единый счет бюджета, полученных при распределении поступлений от налогов, иных поступлений в соответствии с утвержденными нормативами. Доходы (налоговые и неналоговые) подлежат зачислению на счета ФК, которые распределяет их по уровням БС в соответствии с утвержденными нормативами

2. Зачет и возврат излишне уплаченных сумм, а так же возврат %, которые начислены на излишне взысканные суммы или несвоевременно возвращенные из БС.

3. Уточнение администраторами доходов платежей в бюджеты БС РФ.

Исполнение бюджета по расходу включает 4 последовательные процедуры:

1. принятие бюджетных обязательств

2. подтверждение денежных обязательств

3. санкционирование оплаты денежных обязательств

4. подтверждение исполнения бюджетных обязательств

До начала исполнения бюджета составляется сводная бюджетная роспись, показатели которой доводятся до главных администраторов бюджетных средств и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

В свою очередь главные распорядители составляют бюджетные росписи, показатели которых доводятся до распорядителей и получателей. Главные распорядители доводят до распорядителей и получателей бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств.

После доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств получатель средств бюджета вправе принять бюджетные обязательства.

Принятие бюджетных обязательств осуществляется по средствам заключения договоров с юридическими и физическими лицами, включая контракты на приобретение товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных нужд. Принятие бюджетных обязательств допускается в пределах лимитов бюджетных обязательств, которые доведены до получателя.

Иными словами получатели бюджетных средств в праве заключать договоры, начислять заработную плату, принимать другие обязательства, которые влекут за собой представление бюджетных средств и требовать их оплаты, но лишь в пределах тех сумм, которые до них доведены в качестве лимитов бюджетных обязательств.

Получатель подтверждает обязанность оплатить денежное обязательство платежными и др документами, которые необходимы для санкционирования (разрешения оплаты).

В качестве платежного документа как правило выступают заявки составленные по форме, утверждаемой финансовым органом, а утверждающие документы — это государственные и муниципальные контракты на приобретение товаров (работ, услуг), а так же др. документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства (документы основания).

Следующим этапом исполнения бюджета по расходам явл санкционирование оплаты денежных обязательств. Санкционирование представляет собой проставление на платежном документе разрешительной надписи.

Обязательное условие санкционирования оплаты — проверка платежных документов и документов оснований. При этом проверяется не только правильность заполнения всех реквизитов платежного документа, но и законность операций, в том числе, например, целевой характер операции не превышен ли предельно допустимый размер авансового платежа. Санкционирование осуществляется только в пределах лимитов бюджетных обязательств, которые были доведены до получателя бюджетных средств.

После санкционирования оплаты проводится списание средств с единого счета бюджета по назначению к указанному поручению на списание средств.

Завершающим этапом исполнения бюджета по расходам явл подтверждение исполнения денежного обязательства на основании платежных документов, подтверждающих исполнение денежного обязательства на основании платежных документов.

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами и администраторами источников финансирования дефицита бюджета на основании сводной бюджетной росписи. Санкционирование оплаты денежных обязательств, которые подлежат исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета проводится в порядке, установленном финансовыми органами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: