Деловая игра
" Формирование целей, функций и системы управления персоналом"
Исходная информация.
Всюсовокупность целей организации можно разделить на четыре вида, или блока:
1) э кономическая цель — получение расчетной величины прибыли от реализации продукции или услуг;
2) научно-техническая цель — обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и разработок, а также повышение производительности труда за счет совершенствования технологии;
3) производственно-коммерческая цель — производство и реализация продукции или услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью (обеспечивающие экономическую цель договорные обязательства, госзаказы и т.п.);
4) социальная цель — достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников.
Общей и главной задачей службы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.
Под качественными характеристиками персонала следует понимать:
|
|
• способности (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере и т.п.);
• мотивации (круг проф. и личных интересов, стремление сделать карьеру и т.п.);
• свойства (личностные качества, влияющие на выполнение определенной профессиональной роли).
При определении функций по управлению персоналом зарубежные специалисты условно выделяют так называемые основные и дополнительные.
К основным относятся:
- Определение потребности в персонале
- Обеспечение потребности в персонале
- Мотивация результатов труда и поведения персонала
- Использование персонала (определение результатов и содержания труда, адаптация, обеспечение безопасности труда, высвобождение персонала)
- Развитие персонала
- Обеспечение процесса управления персоналом (правовое регулирование, учет и статистика персонала и т.п.)
К дополнительным относятся функции, которые могут выполняться совместно с основными, но, как правило, управленческое распорядительство по ним осуществляют внешние (по отношение к службе персонала) подразделения. К задачам такого рода относятся:
- охрана труда и техника безопасности;
- расчет и выплата заработной платы;
- оказание различного рода услуг (например, организация информационной связи, услуги в области социальной инфраструктуры).
Служба управления персоналом может выполнять свои функции через затребованную линейными руководителями консультативную помощь; через совместную с линейными руководителями разработку решений и мероприятий по их реализации; через собственные управленческие полномочия по выполнению соответствующих мероприятий (главным образом в области персонал-маркетинга).
|
|
По данным зарубежной литературы и оценкам специалистов, общая численность сотрудников службы управления персоналом составляет примерно 1,0-1,2% общей численности коллектива. Роль и организационный статус службы управления персоналом во многом определяются уровнем организационного, финансового развития потенциала организации и позицией ее руководства.
Методические указания и порядок проведения деловой игры:
Преподаватель (руководитель игры) ставит задачу на игру, объясняет исходные условия игры, и задачи участников. Учебная группа разбивается на подгруппы не более 5 чел. Каждая подгруппа выбирает организацию, которую в дальнейшем будет представлять (например, из числа организаций, где участники деловой игры работают в настоящее время, работали ранее, проходили производственную практику, и т.п.). Главное при выборе организации – чтобы сфера и специфика деятельности, формы и методы работы этой организации были известны и понятны каждому участнику из числа подгруппы.