Предлагается произвести расчет ожидаемого экономического эффекта от создания и использования новой пожарной автоцистерны.
Новая автоцистерна «Тип А» имеет лучшие технические параметры. Она служит для доставки к месту пожара обслуживающего персонала, пожарного оборудования, воды и пенообразователя, а также для подачи на очаг пожара воды и воздушно-механической пены. Для сравнения в качестве базового варианта принимается пожарная автоцистерна «Тип Б». Исходные данные по вариантам представлены в таблице 2 и имеют условные значения «Б» – базовый вариант пожарной автоцистерны; «Н» – новый вариант пожарной автоцистерны.
Примечание. При выполнении практического задания необходимо воспользоваться следующими дополнительными показателями и рекомендациями.
1. Перед выполнением практического задания рекомендуется повторить основные положения по определению экономической эффективности новой пожарной техники, которые изложены в методических рекомендациях данного учебно-методического пособия.
|
|
2. Исходные данные приведены в таблице 2. Задания с №1 по №20 расположены в верхней строчке наименований показателей (числитель), а с №21 по №40 в нижней строчке (знаменатель) и выделены жирным шрифтом.
3. Предпроизводственные затраты следует принимать в расчет без учета их приведения по фактору времени к расчетному году.
4. Затраты на капитальный ремонт пожарной техники можно рассчитывать по формуле
где Ц рб – расчетно-балансовая стоимость пожарной техники, руб.;
А кр – норма амортизационных отчислений на капитальный ремонт пожарной техники (6,5 %).
5. Затраты на заработную плату при расчете текущих затрат на обслуживание пожарной техники в базовом и новом варианте не учитывать.
6. Ежегодные затраты на текущий ремонт (Ц тр) и техническое обслуживание (Ц то) пожарных машин на 1000 км пробега принимать в расчете соответственно 24,15 и 15,36 руб.
7. Среднегодовой пробег (Lr) пожарной машины принимать равным 6500 км.
8. Расход топлива на 100 км пробега (dn); единицу времени работы в ненагрузочном (dnе) и нагрузочном режиме (dн) принимать соответственно 44 л/км; 0,150 л/мин; 0,285 л/мин.
9. Удельный вес топлива (ртоп) принимать в расчетах равным 0,75 т/ .
10. Цена топлива принимается в расчетах 205 руб. за 1 т.
11. Время работы двигателя в ненагрузочном режиме (tHC) принимать 55 часов в год.
12. Время работы двигателя в нагрузочном режиме рассчитывать по формуле
,
где t пож. – среднее время работы пожарной техники на пожаре, принимается равным 50 мин;
Nв – число выездов пожарной техники на пожар. (см. таблицу 2 Приложения 1).
13. Затраты на ремонт и износ шин (Нш) принимаются в расчете 2,65 руб. за единицу.
|
|
14. Коэффициент эквивалентности () для пожарных автомобилей рассчитывать по формуле
Kэ= q1a1+q2a2+q3a3+q4a4
где Кэ – коэффициент эквивалентности;
– относительные показатели качества пожарных автомобилей; a1,a2,a3,a4 – коэффициенты значимости отдельных технических параметров пожарных автомобилей, численное значение которых принимается соответственно по: удельной мощности (N), кВт/ч – 0,24; массе вывозимых огнетушащих средств (Q), л(т) – 0,29; максимальной подаче огнетушащих средств (Пов), л/с – 0,26; скорости движения (V), км/ч – 0,21.
Таблица 2: исходные данные для задания контрольной работы
№ | Наименование показателей | Усл. обоз | Ед. изм. | Номера заданий | ||||||
Б | Н | Б | Н | Б | Н | Б | ||||
Объем выпуска | А | Шт. | - - | - - | - - | - - | ||||
Цена поставки | Ц | Тыс. руб. | 5,9 6,0 | 6,5 6,5 | 6,5 6,6 | 7,5 7,6 | 7,5 7,6 | 8,5 8,6 | 9,0 9,5 | |
Себестоимость | С | Тыс. руб. | 5,0 5,0 | 6,0 5,5 | 6,0 6,0 | 6,5 6,6 | 7,0 6,6 | 7,5 7,6 | 8,0 8,5 | |
Масса выводимых огнетушащих средств | Q | Тыс. литр | 1,5 1,6 | 2,0 2,12 | 1,5 1,5 | 2,0 2,1 | 2,0 1,95 | 1,5 1,6 | 2,0 2,0 | |
Емкость цистерны | Vц | Тыс. литр. | 1,5 1,6 | 1,9 2,0 | 1,5 1,5 | 1,8 1,9 | 1,3 1,3 | 1,8 1,8 | 1,5 1,6 | |
Емкость пенобака | Vп | Тыс. литр. | - - | 0,1 0,12 | - - | 0,2 0,2 | - - | 0, 0,15 | - - | |
Мощность автомобиля | N | л.с. | ||||||||
Полная масса автомобиля | G | Тыс. кг. | 5,9 5,9 | 5,9 5,9 | 5,9 5,9 | 5,9 5,9 | 5,9 5,9 | 5,9 5,9 | 5,9 5,9 | |
Подача огнетушащих средств | По | л/с | ||||||||
Скорость автомобиля | V | Км/ч | ||||||||
Среднегодовое число выездов на пожар | Nв | Ед. | ||||||||
Стоимость еденицы огнетушащего в-ва | Цос | Руб./т | ||||||||
Процентное содержание пенообразователя в водном растворе | Dос | % | ||||||||
Удельный вес пенообразователя | p | т/м^3 | 1,1 1,2 | 1,1 1,2 | 1,2 1,3 | 1,2 1,3 | 1,3 1,4 | 1,3 1,4 | 1,1 1,2 | |
Пред-производственные затраты | Kп | Тыс. руб. | - - | 45,0 46,0 | - - | 45,2 46,2 | - - | 45,1 46,1 | - - | |
Срок службы техники | Тсл | Лет | ||||||||
Нормативный коэффициент экономической эффективности | Ен | - | 0,15 0,15 | 0,15 0,15 | 0,15 0,15 | 0,15 0,15 | 0,15 0,15 | 0,15 0,15 | 0,15 0,15 | |
Стоимость основных производственных фондов | Ф | Млн. руб. | 19,0 20,0 | 22,0 23,0 | 20,0 21,0 | 23,0 24,0 | 19,1 20,1 | 21,9 22,9 | 18,0 19,0 | |
Себестоимость товарной продукции завода- изготовителя | Стп | Млн. руб. | 60,5 61,5 | 62,0 63,0 | 61,0 62,0 | 63,0 63,0 | 60,0 61,0 | 61,5 62,5 | 59,0 60, | |
Коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы | Ктз | - | 1,04 1,05 | 1,04 1,05 | 1,02 1,03 | 1,02 1,03 | 1,01 1,02 | 1,01 1,02 | 1,03 1,04 | |
Доли отчислений от балансовой стоимости на полное восстановление (реновацию) с учетом фактора времени | Р | 1*10^ - 4 |
Номера заданий | |||||||||||||
№ | |||||||||||||
Н | Б | Н | Б | Н | Б | Н | Б | Н | Б | Н | Б | Н | |
- - | - - | - - | - - | - - | - - | ||||||||
10,0 10,5 | 12,0 12,5 | 13,0 13,5 | 13,5 14,0 | 14,0 14,5 | 13,8 14,0 | 15,2 15,4 | 15,2 15,5 | 16,2 16,5 | 16,2 16,5 | 17,2 17,5 | 17,3 17,5 | 18,4 18,6 | |
9,0 9,5 | 10,0 11,5 | 11,0 12,5 | 12,5 13,0 | 13,0 13,5 | 13,0 13,0 | 14,0 14,4 | 14,0 14,5 | 15,0 15,5 | 14,0 15,5 | 16,0 16,5 | 16,3 16,5 | 17,4 17,5 | |
1,3 1,4 | 2,05 2,16 | 1,5 1,6 | 1,9 2,1 | 1,6 1,7 | 2,12 2,3 | 1,5 1,6 | 2,03 2,15 | 1,4 1,5 | 1,4 1,5 | 1,91 1,83 | 1,5 1,6 | 2,02 2,15 | |
1,8 1,9 | 1,3 1,4 | 1,9 2,0 | 1,5 1,6 | 1,8 1,9 | 1,6 1,7 | 2,0 2,1 | 1,5 1,6 | 1,9 2,0 | 1,4 1,5 | 1,8 1,7 | 1,5 1,6 | 1,9 2,0 | |
0,2 0,1 | - - | 0,15 0,16 | - - | 0,1 0,2 | - - | 0,12 0,2 | - - | 0,13 0,15 | - - | 0,11 0,13 | - - | 0,12 0,15 | |
5,9 5,9 | 5,9 5,9 | 5,9 5,9 | 5,9 5,9 | 5,9 5,9 | 5,9 5,9 | 5,9 5,9 | 5,9 5,9 | 5,9 5,9 | 5,9 5,9 | 5,9 5,9 | 5,9 5,9 | 5,9 5,9 | |
1,1 1,2 | 1,3 1,4 | 1,3 1,4 | 1,2 1,3 | 1,4 1,5 | 1,4 1,5 | 1,1 1,2 | 1,1 1,2 | 1,3 1,4 | 1,3 1,4 | 1,2 1,3 | 1,2 1,3 | 1,2 1,3 | |
45,3 46,3 | - - | 46,0 47,0 | - - | 46,2 46,8 | - - | 46,3 46,9 | - - | 47,0 47,0 | - - | 46,5 47,0 | - - | 44,8 45,0 | |
0,15 0,15 | 0,15 0,15 | 0,15 0,15 | 0,15 0,15 | 0,15 0,15 | 0,15 0,15 | 0,15 0,15 | 0,15 0,15 | 0,15 0,15 | 0,15 0,15 | 0,15 0,15 | 0,15 0,15 | 0,15 0,15 | |
21,0 21,8 | 17,0 18,0 | 20,0 21,0 | 16,0 17,0 | 19,0 20,0 | 19,0 20,5 | 22,0 23,0 | 20,0 21,0 | 23,0 24,0 | 21,0 22,0 | 24,0 24,0 | 18,0 19,0 | 22,0 23,0 | |
61,5 62,5 | 61,3 62,3 | 62,5 63,5 | 60,5 61,5 | 62,0 63,0 | 62,0 63,0 | 63,5 64,0 | 59,0 60,0 | 62,0 63,0 | 57,0 58,0 | 59,0 60,0 | 60,5 61,5 | 62,0 63,0 | |
1,03 1,04 | 1,05 1,05 | 1,05 1,05 | 1,07 1,08 | 1,07 1,08 | 1,03 1,04 | 1,03 1,04 | 1,05 1,6 | 1,05 1,06 | 1,02 1,03 | 1,02 1,03 | 1,06 1,07 | 1,06 1,07 | |
1.5. Пример расчета ожидаемого экономического эффекта от создания и использования в народном хозяйстве пожарной автоцистерны
|
|
Дано: новая автоцистерна АЦ-30(66)-200 имеет лучшие технические параметры. Она служит для доставки к месту пожара С в условиях плохих дорог и бездорожья обслуживающего персонала, пожарного оборудования, воды и пенообразователя и для подачи на очаг пожара воды, воздушно-механической пены.
Для сравнения в качестве базового варианта принимается пожарная автоцистерна АЦ-30(66)-)46.
Исходные данные:
№ | Наименование показателей | Усл. обоз. | Ед. изм. | Значения показателя | ||
базовый вариант | новый вариант | |||||
Тип шасси | - | - | ГАЗ-66 | ГАЗ-66 | ||
Объем выпуска | A2 | шт, | - | |||
Второй год серийного выпуска | - | - | - | |||
Оптовая цена | Цo | руб. | ||||
Себестоимость | С | руб. | ||||
Масса вывозимых огнетушащих средств | Q | л | ||||
Емкость цистерны | Vв | л | ||||
Емкость пенобака | Vп | л | - | |||
Мощность автомобиля | Nе | л.с. | ||||
Полная масса автомобиля | Gп | кг | ||||
Подача огнетушащих веществ | По | л/с | ||||
Скорость автомобиля | V | км/час | ||||
Среднегодовое число выездов на пожар | пв | ед. | 22 | |||
Стоимость единицы огнетушащего вещества | Цос | руб/т | - | |||
Процентное содержание пенообразователя в водном растворе | doc | % | - | |||
Удельный вес пенообразователя | Рос | т/м3 | - | 1,1 | ||
Предпроизводственные затраты | кн | руб. | - | |||
Срок службы техники | Тсл | лет | ||||
Нормативный коэффициент эф- фективности капитальных вложений | Ен | - | 0,15 | 0,15 | ||
Стоимость основных фондов | Ф | тыс. руб. | ||||
Себестоимость товарной продукции завода-изготовителя | Стп | тыс. руб. | ||||
Коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы | Ктэ | - | 1,04 | 1,04 | ||
Фактическая рентабельность | Рс | % | 10,8 | |||
Решение:
|
|
1. Себестоимость новой техники определяем методом укрупненной калькуляции.
Наименование статей | Стоимость, руб. |
Материалы Покупные и комплектующие изделия Основная заработная плата Накладные расходы Полная себестоимость |
2. Определение предпроизводственных затрат на новый вариант автоцистерны с учетом приведения по фактору времени к расчетному году.
Этапы работ | Затраты по годам в рублях | Итого | |||
Опытно-конструкторские работы | — | — | |||
Изготовление опытного образца, доработка техдокументации, испытание. | — | — | — | ||
— | |||||
at3 | at2 | at1 | |||
1,3310 | 1,21000 | 1,100 | — | ||
Приведенные к расчетному году |
3. Определение удельных предпроизводственных затрат производится по формуле
4. Определение удельных капитальных вложений в производственные фонды производится по формуле
;
по базовому варианту:
;
по новому варианту:
;
5. Капитальные вложения, необходимые для создания и производства нового варианта автоцистерны, определяются по формуле
6. Расчетно-балансовая стоимость определяется по формуле
по базовому варианту:
;
по новому варианту:
7. Определение текущих затрат.
Текущие затраты (без отчислений на реновацию) определяются по формуле
.
7.1 Затраты на материалы (в эти затраты входят расходы на огнетушащие средства) определяются по формуле
;
по базовому варианту:
;
поновому варианту:
7.2 Затраты на заработную плату в данном случае отсутствуют, как по базовому, так и по новому варианту.
7.3 Затраты на капитальный ремонт определяются по формуле
по базовому варианту:
;
по новому варианту:
7.4 Затраты по эксплуатации определяются по формуле
.
7.4.1 Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонта определяются по формуле
по базовому варианту:
;
по новому варианту:
7.4.2 Затраты на топливо определяются по формулам
Расход топлива на пробег:
Расход топлива на работу двигателя в стационарном режиме:
а) нагрузочном:
;
б) ненагрузочном:
,
Всего расход топлива:
,
тогда:
по базовому варианту:
;
по новому варианту:
7.4.3 Затраты на смазочные материалы определяются по формуле
по базовому варианту:
;
по новому варианту:
7.5 Затраты па ремонт и износ шин определяются по формуле
;
по базовому варианту:
по новому варианту:
Годовые затраты на эксплуатацию
по базовому варианту:
SЭ1=247,7+223,3+55,8=526,8 руб.;
по новому варианту:
SЭ2 =247,7+223,3+55,8=526,8 руб.
Общая сумма годовых текущих затрат
по базовому варианту:
И1=305+401 +31,85+526,8= 1264,65 руб.;
по новому варианту:
И2=370+433+31,85+526,8= 1361,65 руб.
8. Определение коэффициента эквивалентности производится по формуле
.
Показатели определяются по формулам:
q2=Q2/Q1=2000/1500=1,33; q3=Пo2/Пol=30/30=l,0; q4=V2/V1=60/60=l,0.
Обозначение коэффициента значимости | α1 | α2 | α3 | α4 |
Величина коэффициента значимости | 0,24 | 0,29 | 0,26 | 0,21 |
кэ= 1,0*0,24+1,33*0,29+1,0*0,26+1,0*0,21=1,1
9. Определение приведенных затрат
Приведенные затраты определяются по формуле 3 = С + ЕнК;
по базовому варианту:
31=5470+0,15•1724=5729 руб.;
по новому варианту:
32=5670+0,15•3210=6151 руб.
10. Ожидаемый годовой экономический эффект определяется по формуле
Ожидаемый экономический эффект годового выпуска новой техники
Э = 14595 руб.
Ожидаемый экономический эффект единицы новой техники
Э=291,9 руб.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. "О пожарной безопасности"[Текст]: Федеральный Закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ
2. Присяжнюк, Н.Л. Экономика пожарной безопасности [Текст]: учеб. пособие — М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. — 248 c.
Дополнительная литература
2. Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия. Практикум [Текст]: учеб. пособие/Н.Л.Зайцев. — 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 224 с.
3. Кочергина, Т.Е. Экономическая безопасность [Текст]: учеб. пособие для вузов / Т. Е. Кочергина. — Гриф УМО. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 446 с.
4. Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учеб. для вузов / Л. А. Михайлов [и др.]; под ред. Л.А. Михайлова. - 2-е изд.; гриф УМО. - СПб.: Питер, 2008. — 460 с.
5. Радугина А.А.Основы менеджмента [Текст] — М.: Центр, 1998. —432 с.
6. Чуева Л. Н. Экономика фирмы [Текст]: учебник для студентов вузов/Л.Н.Чуева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007.
7. Экономика предприятия (фирмы) [Текст]:практикум / под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. — М: ИНФРА-М, 2007.
8. Экономическая и национальная безопасность[Текст]: учеб. для вузов / под ред. Е.А. Олейникова. — гриф УМО. - М.: Экзамен, 2005. – 766 с.