№ темы дисциплины | Вопросы и задачи, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
Тема 1. | 1. Зачем юристу необходимо правильное мышление? 2. Можно ли заменить естественный язык искусственным в процессе взаимодействия людей? 3. Охарактеризуйте логические и дескриптивные термины, используемые в логике. Решить задачи: а) Дайте полную логическую характеристику понятиям: государство; невиновность; бескорыстие; подвиг; социальная справедливость; случайность; кража. б) Определите вид отношений между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. «Европейское государство»; «демократическое государство»; 2. Премьер-министр; глава правительства; 3. Президент; Президент России; Глава государства; в) Определите вид отношения между несовместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. Печать; радио; средство массовой информации; 2. Феодализм; капитализм; классовое общество; 3. Общественные науки; политология; философия; социология; г) Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены: 1. Правоохранительные органы включают: МВД; суды; Министерство юстиции; Федеральную службу безопасности; Адвокатуру; Налоговую инспекцию; Прокуратуру; 2. Государство может быть: феодальным; капиталистическим; социалистическим; коммунистическим; 3. Речь бывает: устной; письменной; путаной; заумной; 4. Любое общество состоит из: служащих; членов партий; рабочих; крестьян; интеллигенции; 5. Языки делятся на: естественные; искусственные; технические; гуманитарные. | |
Тема 2. | 1. Как соотносятся между собой суждение и предложение? 2. Какие основные виды суждений используются в логике и почему? 3. Какова функция логического квадрата? 4. Охарактеризуйте основные виды модальностей. 5. Что собой представляет язык логики суждений? Решить задачи: а. Установите структуру следующих суждений и укажите их вид согласно принятой классификации: 1) Защита Отечества – священный долг каждого гражданина РФ; 2) Степанов имеет высшее юридическое образование; 3) Российская Федерация есть правовое государство; б. Установите структуру и определите виды суждений по следующим основаниям: 1) по объему субъект а: Советская Армия спасла мировую цивилизацию от фашизма; Некоторые люди являются преступниками; Все граждане РФ имеют право на труд; 2) по качеству связки: Добросовестный труд – источник благосостояния и могущества нашего общества; Социальная надежность личности – это прочный симбиоз высокой нравственности личности, правовой культуры, политической зрелости, ее профессионализма и психофизиологического здоровья; 3) по содержанию предиката: Международный терроризм – мощное международное образование; Успех в достижении поставленной цели зависит от способов деятельности человека, средств, используемых для этого, и от качеств личности; в. С помощью логических союзов из простых категорических суждений образуйте возможные варианты сложных: а) Кража является умышленным преступлением; Мошенничество относится к умышленным преступлениям; б) Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме; Петров получил от фирмы автомобиль в личное пользование; г. Проверьте правильность превращения, определив допущенные ошибки, и сами произведите логическую операцию превращения с предложенными суждениями: 1) Некоторые люди умеют скрывать свои чувства. Следовательно, некоторые люди не умеют скрывать свои чувства; 2) Некоторые философы не исходят из верного, материалистического решения основного вопроса философии. Следовательно, тех, кто не исходит из материалистического решения основного вопроса философии, нельзя называть философами; д. Произведите логическую операцию обращения с предложенными суждениями: 1) Все люди являются представителями рода человеческого, высших приматов; 2) Ни одно буржуазное государство не есть подлинно демократическое; 3) Некоторые граждане Российской Федерации – юристы; 4) Некоторые участники Великой Отечественной войны – ветераны Вооруженных Сил; е. Проверьте, правильно ли произведено противопоставление предикату и там, где допущена логическая ошибка, укажите ее: 1) Все, изучающие логику, понимают сущность операции противопоставление предикату. Следовательно, ни один из непонимающих сущности этой операции не относится к числу изучающих логику; 2) Ни один нравственно зрелый человек не приемлет национализма. Следовательно, все, не приемлющие национализм, являются нравственно зрелыми; ж. К каким видам модальности относятся следующие суждения: 1) Неверно, что Иванов принимал непосредственное участие в совершении преступления, так как он имеет доказанное алиби; 2) В случае необходимости следователь может произвести обыск с целью обнаружения похищенных вещей; 3) Прокурор осуществляет надзор за законностью возбуждения уголовного дела. | |
Тема 3. | 1. Каковы основные признаки правильного мышления? 2. Как определяется закон логики? 3. В чём смысл закона тождества? 4. Каковы особенности закона противоречия и какова его роль в деятельности юриста? 5. В чем смысл закона исключённого третьего? 6. Какова роль закона достаточного основания в деятельности юриста и судьи?. Решить задачи: а. Сохранят ли тождество суждения, если выделенное понятие заменить понятием в скобках? 1) Преступник, скрываясь от преследования, свернул в безлюдный переулок (пустынный, глухой). 2) В деревне Комиссарово преступник был задержан (арестован, захвачен, связан). 3) Виновность гражданина Иванова была обоснована на суде путем демонстрации фактов совершенного им преступления (оснований, доводов, аргументов, свидетельских показаний). б. Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными оба суждения. 1) Участником нападения на банк был гражданин Петров. Участником нападения на банк был гражданин Сидоров. 2) Все органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов. Некоторые органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов. 3) Преступники не могли проникнуть в банк через пролом в стене, который был обнаружен при обследовании места преступления. Преступники проникли в банк через отверстие в стене. в. Найдите скрытое логическое противоречие в стихотворении А. Фета: «В дымке – невидимке: Истерзался песней соловей у розы, Плачет старый камень в пруд роняя слезы». г.Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными суждения: 1) Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука не имеет своего предмета исследования. 2) Всякое правонарушение является опасным для общества и граждан. Ни одно правонарушение не является общественно опасным. 3) Каждое уголовное дело имеет свои особенности. Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют. д. Нарушение какого формально-логического закона допущено в следующих утверждениях: 1) Древние римляне видели ворону, которая каркала справа, и проиграли битву; в следующий раз ворона каркала слева, и они выиграли битву. Из этих фактов римляне сделали вывод, что карканье вороны с правой стороны приносит войску поражение, а с левой – победу. 2) Правый глаз чешется – радоваться, левый – плакать. 3) Все студенты изучают логику. Студент Петров логику не изучает, значит, он не студент. е. Укажите, требование какого закона нарушено в следующем суждении: «На гражданина Иванова было совершено разбойное нападение. Через некоторое время был задержан гражданин Сидоров, заподозренный в совершении этого нападения, так как находился в этом районе. Он был предъявлен потерпевшему, который опознал в нем лицо, напавшее на него. Следовательно, гражданин Сидоров виновен в разбойном нападении на гражданина Иванова. | |
Тема 4. | 1. Какова структура умозаключения? 2. Каковы возможности традуктивных умозаключений в деятельности юриста? 3. В чём состоит достоинство индуктивных умозаключений? 4. Почему в судебной практике рекомендуется использовать только научную индукцию и может ли она дать истинные знания? 5. Каковы преимущества и недостатки дедуктивных умозаключений? 6. Почему категорический силлогизм позволяет получать истинные знания? 7. Особенности условных и разделительных умозаключений. Решить задачи: а. Определите вид аналогии, проанализируйте и дайте характеристику следующему умозаключению по аналогии: «Много раз Пруссия и Германия заключали с завоевателями вдесятеро более тяжелые и унизительные (чем наш) мирные договоры …, а потом все же поднимались на восстание и войну. Так было не раз, а много раз. История знает таких несколько мирных договоров и несколько войн… Мы заключили Тильзитский мир. Мы придем и к нашей победе, к нашему освобождению, как немцы после Тильзитского мира 1807 года пришли к освобождению от Наполеона в 1813 и 1914 годах. Расстояние, отделяющее наш Тильзитский мир от нашего освобождения, будет, вероятно, меньше, ибо история шагает быстрее». б. Какие ошибки допущены в следующих индуктивных умозаключениях: 1) Во время грозы всегда после вспышки молнии гремит гром и никогда не бывает наоборот. Следовательно молния есть причина грома. 2) Всякий раз, когда исследуются места происшествий, находят «следы» преступлений. Значит, если «следов» нет, то и нет преступления. 3) Прежде, чем что-то построить или создать, человек это что-то создает в своей голове. Следовательно, сознание является первичным. в. Определите, являются ли приведенные категорические силлогизмы правильными: 1) Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим; Судья Петров – потерпевший; Судья Петров не может участвовать в рассмотрении данного дела. 2) Экономические преступления – общественно опасные деяния; Подделка финансовых документов – экономическое преступление; Подделка финансовых документов – общественно опасное деяние. 3) Все рыбы дышат жабрами; Киты не дышат жабрами; Следовательно, киты не рыбы. г. Определите, являются ли приведенные условно-категорическое и разделительно-категорическое суждение правильными: 1) Если магазин реализует одни и те же неучтенные вещи, то это реализация ворованных вещей; В одном из магазинов обнаружены одни и те же неучтенные вещи; Значит, в данном магазине реализуются похищенные вещи. 2) Преступление может быть совершено путем действия или бездействия; Это преступление не совершено путем действия; Значит, это преступление совершено путем бездействия. | |
Тема 5. | 1. Какова структура и содержание аргументации в деятельности юриста? 2. В чём состоит цель аргументации? 3. Какова тактика аргументации? 4. Раскройте основные риторические и спекулятивные приёмы и правила аргументации. 5. Каково предназначение доказательства в аргументации? 6. Для чего необходимо опровержение в аргументации? 7. Охарактеризуйте основных формализованных типов оппонентов в аргументации Решить задачи: - Определите, какие приемы были использованы в данной аргументации. Противник-софист говорит: "Сами подумайте - люди мы взрослые. Зачем нам, мужикам, тот Константинополь? И какие-то проливы? Зачем мы будем за него нашу кровь проливать? И так достаточно пролито. А кто хочет Константинополя? Вы посмотрите: кто рабочий, кто крестьянин - все не хотят. А хлопочут буржуи, капиталисты, богачи. Им это небось на руку. Им это первое дело, чтобы наживаться. Так пусть сами идут и свою кровь проливают. А нашей - довольно попили. Больше не дадим". - Можно ли считать уловкой информацию, которую сообщил Иван Петрович? Попытайтесь обосновать свою мысль. Справка. В обеденный перерыв была назначена встреча инициативной группы, занимающейся разработкой проекта нового законопроекта, который должен был вынесен на заседания Государственной Думы РФ на следующий день. Обоснование основных положений по данному законопроекту должен был сделать Иван Петрович. Произошло следующее. Перед выступлением и обоснованием основных положений законопроекта Иван Петрович сообщил Иван Ивановичу, что его на работе ожидает серьезный разговор с начальником по поводу отпуска и продления контракта. При этом он очень извинялся, так как его попросили сообщить эти сведения незамедлительно. - Проанализируйте каждое их следующих рассуждений и выясните, является ли оно аргументацией. Обоснуйте свой вывод. Определите вид аргументации. 1.1. "Глубокое познание человека в темном кафтане так меня поразило, что я решил узнать его мнение о новых для меня изобретениях. - Что думаете вы, - спросил я его, - о новых колясках, изобретенных в Англии, на которых можно ездить без лошадей?... - О! – сказал мой ученый, - это вещь невозможная. - Почему это? - Я много в жизни путешествовал, - отвечал он, - и опытом удостоверился, что ездить без лошадей на земле почти так же невозможно, как быть сыту не евши. - О! Это убедительное доказательство" (Брусилов Н. Мое путешествие, или приключения одного дня. – СПб., 1803. – С. 48-49). 1.2. "…На состоявшемся открытом заседании координационного совета парламентского блока "Российское единство" выступивший Петров Александр сказал, что "в смерти царской семьи виноваты не большевики, а организаторы мирового заговора против монархии в России" (Информационный бюллетень Росинформбюро № 82). Комментарии, как говорится, излишни. Явное желание выгородить сиюминутных политических союзников не оставляет места для каких-то нравственных принципов" (Экспресс хроника. – 23 июля 1993 г.). | |
Тема 6. | 1. Что такое знание и почему обычные сведения не являются для обучаемого знанием? 2. Чем отличается обыденное знание от научного? 3. В чём суть такой формы знания как вера? 4. Как соотносятся между собой вера и научное знание? 5. Почему логические обобщения позволяют получать истинные знания? 6. Каково содержание теории и какие виды теорий используются в науке? 7. Что собой представляет такая форма знания как модель? 8. Чем отличаются друг от друга эмпирические и теоретические знания? Решить задачи: - Задача о квадратуре круга является до сих пор самой знаменитой. Она формулируется следующим образом: начертить квадрат, площадь которого была бы равна площади заданного круга. Софист Антифон, современник Сократа, переформулировал задачу так: вписать в круг квадрат, потом правильный восьмиугольник, потом шестнадцатиугольник и т.д. Поскольку можно построить квадрат, равновеликий любому шестиугольнику, задача может быть решена, но приближенно. Бризон, тоже современник Сократа, предложил присоединить к вписанным многоугольникам описанные. - Еще в работах И.М. Сеченова отмечалось влияние некоторых условий совместной деятельности на снижение чувства усталости. Как связана интенсивность деятельности человека с условиями совместной деятельности людей и какие виды знаний стремился получить учёный? - «Автор… исследования открыл, что библию надо не читать, а видеть, ибо слово "видеть" повторяется в ней 2500 раз, а "читать" всего 55». (Губерман И. Бехтеров: страницы жизни. – М., 1977. – С. 100). О каком виде знания здесь идёт речь? Обоснуйте! - В обвинительной речи прокурор сказал, что поскольку подсудимый 8 раз отрицал совершение преступления, а 10 раз сознавался в нем, «то этим самым, то есть превышением числа признаний над числом отрицаний, обвинение надо считать доказанным». (Каляев А.Ф. Речь по делу Курдина Можно ли считать, что данное утверждение является знанием? Обоснуйте! | |
Тема 7. | 1. В чём суть такой формы знания как версия? 2. Какие виды гипотез используются в юридической практике? 3. Почему при подготовке экспертного заключения нужно пользоваться гипотезами? 4. Почему при рассмотрении любого деяния можно выдвинуть множество версий и только несколько гипотез? 5. Каковы основные требования предъявляются к процессу формулирования гипотез? Решить задачи: - Проанализируйте текст и выясните, излагается ли в нем гипотеза или версия или вообще их нет. Т.Р. Мальтус предположил, что население будет увеличиваться в геометрической прогрессии: 1,2,4,8,16,32… При этом, согласно его взглядам, удвоение населения планеты будет происходить каждые 25 лет. В те же промежутки времени материальные средства, обеспечивающие существования людей будут возрастать только в арифметической прогрессии: 1,2,3,4,5,6,7… - Все ли версии учтены в приведенных примерах? Если нет, то какие версии можно еще сформулировать? а. М. задержали после того как в комиссионном магазине было обнаружено ювелирное изделие, которое он принес для продажи, как улика по расследуемому ограблению. М. утверждал, что купил данное украшение у соседа, но ему срочно понадобились деньги для покупки автомобиля и он данное украшение продает. Была выдвинута версия: М. причастен к ограблению, так как сосед в момент расследуемого ограбления был в командировке. - В октябре месяце на месте купания в реке Неве было обнаружено тело девушки в купальнике без видимых следов насилия на теле. Только на лодыжках были еле заметные синяки. Была выдвинута версия: Девушка вышла поплавать, не рассчитала свои возможности и утонула. Правильна ли данная версия? | |