Корпоративными финансами

Цели управления корпоративными финансами могут быть весьма разнообразными. В долгосрочной перспективе они должны соответствовать общей стратегии развития корпорации, в краткосрочной – обеспечить максимизацию прибыли и устойчивое финансовое положение В соответствии с классической теорией управления главной целью предпринимательства является превышение полученных выгод над понесёнными затратами, что обретает форму прибыли.

Определение стратегических и тактических целей и путей их достижения при условии ограниченности ресурсов, оценка возможных приоритетов развития на основе эффективного использования капитала и всех видов имеющихся ресурсов, определение направлений инвестиционной деятельности становятся реальным и возможным при эффективном управлении корпоративными финансами. Стратегия финансового менеджмента определяет общее направление и способы использования финансовых ресурсов для достижения поставленных целей. Выбор вариантов финансовых решений, обеспечивающих достижение цели, означает наличие (формирование) необходимых условий для проведения тактических мероприятий. Приемлемых в данной хозяйственной ситуации, включая соответствующие методы и приемы финансового управления.

Управленческие финансовые решения являются функцией взаимодействия финансового планирования, финансового и управленческого учета, экономического анализа. Успешность реализации стратегических и тактических задач зависит от согласованности действий всех структурных подразделений корпорации, а следовательно от согласованного понимания целей и действий всеми заинтересованными структурами, включая и финансовую службу.

Успешность бизнеса, как и любого дела, предопределяется реальностью намеченных целей. Управление финансами предполагает несколько направлений целеполагания, определяющих в дальнейшем постановку конкретных задач, обеспечивающих достижение намеченного. (СЛАЙД 13) Такая система целей предполагает:

• обеспечение роста благосостояния собственников корпорации;

• максимизацию рыночной стоимости корпорации;

• максимизацию объемов получаемой прибыли;

• обеспечение роста объемов продаж;

• поддержание финансовой устойчивости и стабильности;

• активную позицию в конкурентной борьбе;

• создание предпосылок и условий финансирования инновационного развития.

Стратегическое или оперативное управленческое решение предполагает прежде всего рост благосостояния собственников (акционеров или частных инвесторов и не только (не столько) за счет сумм выплачиваемых девидендов, а прежде всего за счет роста рыночной стоимости самой корпорации. Финансовый менеджмент ориентированный на приращении ценности бизнеса, его рыночной стоимости, означает использование корпорацией конкурентных преимуществ, обеспечивающих ей устойчивые темпы экономического роста и финансовой результативности.

Максимизация объемов получаемой прибыли, как конечная цель предпринимательства, в последнее время в российской практике получила наибольшее распространение и признание. Действительно, финансовый результат – цель хозяйствования, независимо от специфики сферы деятельности, масштабов и географии бизнеса. Но определяя подходы к эффективному управлению корпоративными финансами следует отметить, что задача максимизации прибыли не может восприниматься линейно о однозначно. Если речь идёт о краткосрочном периоде, то максимизация прибыли может быть обеспечена в ущерб будущей финансовой результативности: за счет экономии затрат на совершенствование производства, качественного выполнения плановых ремонтных работ, сокращения расходов будущих периодов, затрат на повышение на повышение квалификации персонала и т.п. Подобный подход к максимизации прибыли явно может подорвать прибыль будущую. Кроме того, в этом случае не учитывается временной фактор, так как объективный процесс обесценения денег свидетельствует о том, что сегодняшние деньги дороже будущих и, следовательно, будущие денежные потоки могут содержать меньший объем прибыли, чем в настоящее время.

Эффективное управление корпоративными финансами предполагает готовность снизить уровень текущей прибыли для получения её в больших размерах в будущем. Это означает собственное позиционирование в соответствующем сегменте рынка, использование текущих доходов на обновление основных фондов и совершенствование организации оборотных средств, обеспечение взаимосвязи ожидаемых доходов с неопределённостью и риском их получения.

Корпорация не может успешно развиваться и иметь признанную конкурентную позицию если она стремится к достижению единственной цели – максимизации прибыли. Многоцелевая направленность означает не только наличие широкого комплекса решаемых задач, но прежде всего свидетельствует о последовательности действий по наращиванию экономического потенциала корпорации, обеспечивающего ей перспективу устойчивого развития на основе эффективного использования имеющихся ресурсов, стабильного роста финансовой результативности.

Основной и признанной в настоящее время целью эффективного финансового управления является максимизация рыночной стоимости компании и рост благосостояния её собственников. Это становится возможным при обеспечении стабильного роста объемов производства и продаж, постоянном совершенствовании технологии и обновлении ассортимента выпускаемой продукции, повышении рентабельности капитала и эффективном использовании имеющихся ресурсов. Четкость и однозначность в постановке и понимании цели исполнителями способствуют снижению рисков неопределенности, повышают эффективность контроля за мероприятиями и действиями по её достижению, обеспечивают естественную сопряжённость долгосрочных и текущих программ и планов. Определённая главная цель управления финансами корпорации выстраивает систему соподчиненных целей в зависимости от особенностей от особенностей деятельности хозяйствующего субъекта, стратегических и тактических задач, решаемых в конкретных условиях рынка и периодах времени.

Стабильный рост прибыли в долгосрочной перспективе, как основа достижения главной цели финансового менеджмента корпорации, обуславливает необходимость выполнения ряда условий, обеспечивающих желаемую стабильность. Речь идет прежде всего об обеспечении ликвидности компании. Ликвидность – одно из условий платежеспособности, характеристики устойчивости финансового положения. Но забота о ликвидности не должна выходить за рамки рационального, так как «сверхликвидность» означает отвлечение средств из производственного и коммерческого оборота и, следовательно, означает снижение возможности наращивать доход корпорации и по этой причине будет снижать общую эффективность хозяйствования. Стремление же к наращиванию доходности в ущерб ликвидности чревато не только снижением уровня финансовой устойчивости, но и значительно увеличивает степень финансовых рисков утраты платежеспособности, вплоть до объявления банкротства. Оптимизация прибыльности, ликвидности и рисков должна рассматриваться как обязательное правило эффективного финансового менеджмента.

Поскольку любой бизнес сопровождают риски их следует воспринимать как объективное условие предпринимательской деятельности. Уклонение от риска или его игнорирование одинаково опасны, поскольку и в том и в другом случае последствия всегда означают потери в финансовой результативности. В первом случае, не взятый на себя разумный риск ведёт к упущенной выгоде, к утрате конкурентной позиции. Если же имеет место недооценка того или иного риска, то наступление рискового события, вероятность которого увеличивается, будет означать не только утрату части дохода, но и возможно части активов, что при недостаточных превентивных мероприятиях грозит весьма серьёзными потерями. Из этого следует, что для эффективного управления корпоративными финансами необходима эффективная система управления рисками, создание соответствующих механизмов защиты, обеспечивающих с одной стороны минимизацию вероятности наступления рисковых событий, а с другой – нивелирование последствий наступления таких событий. Риски – объективная данность, их не следует избегать, ими следует управлять.

Известная истина – «чем выше риск, тем выше доходность» остается справедливой, но не следует переступать черту разумного, допустимого, чтобы не потерять одномоментно благоприобретенное в удачном прошлом. Поэтому финансовый менеджмент должен инициировать такие решения, которые обеспечивают в перспективе рост рыночной стоимости субъекта и благосостояния собственников, но в пределах возможного и эффективного управления рисками.

Достижения последних лет в области вычислительной техники и коммуникаций и коммуникаций привели к серьезным изменениям в организации бизнеса. Финансовый менеджер теперь в режиме реального времени имеет возможность свободного доступа на финансовый рынок, иметь информацию о состоянии рынка и его тенденциях, использовать базы данных, характеризующих финансовое состояние партнёров по бизнесу и т.п. Коме того, современное компьютерное «вооружение» даёт возможность выполнять сложные финансовое вычисления в кратчайшие сроки, Это позволяет успешное реализовать принцип многовариантности в организации эффективного управ-

ления корпоративными финансами.

Принятие решений, как правило, предполагает выбор из соответствующего набора альтернатив, определяемых уровнем достоверности и доступности информации. Многое зависит от накопленных знаний и опыта, стандартности решений при возникновении типичных ситуаций, определённом состоянии внешней среды. Многовариантность возможных финансовых решений является непременным условием нахождения наиболее приемлемых из существующих. Задача нахождения наилучшего варианта решается путём определения наиболее приемлемого, обеспечивающего получение достаточных результатов. В процессе сопоставления и оценки альтернатив прежде всего сравниваются параметры в стоимостном выражении затрат по его осуществлению и полученных результатов (выгод). При этом в обязательном порядке следует учитывать фактор времени, поскольку полученный доход (результат) сегодня может быть приемлем, но в будущем, в виду изменяющихся факторов внешней среды и прочих, может оказаться недостаточным и подобный вариант не устроит собственников корпорации.

Финансовая служба должна работать в тесном сотрудничестве со снабженческо-сбытовыми и маркетинговыми подразделениями. Такое сотрудничество содействует ритмичности отгрузки продукции потребителям, выполнению оперативных финансовых планов, своевременному поступлению выручки от реализации, проведению эффективной кредитной политики, сокращению дебиторской задолженности и т.п. Важен постоянный контроль за выполнением собственных договорных обязательств перед покупателями, что предотвращает снижение объема продаж и прибыли, остающейся в распоряжении организации. Аккуратность в выполнении обязательств перед покупателями формирует имидж организации и позиционирует её определённым образом на рынке. Кроме того, в условиях существующей конкуренции для корпорации это может грозить потерей рынка, уменьшением сбыта и как результат – падение производства.

Важным моментом в регулировании «приходящих» денежных потоков и управлении поступающей выручкой является эффективная ценовая политика, от которой напрямую зависит объем осуществляемых продаж. Эффективная ценовая политика требует разработки гибкой тактики ценообразования, установления допустимых границ дифференциации цен с учетом конъюнктуры рынка, собственной кредитной политики, стадии жизненного цикла товара как на собственных мощностях, так и на предприятиях конкурентов, как на ближайшее время, так и на обозримую перспективу. Цена как чуткий инструмент регулирования спроса и предложения, требует внимания к изменениям платежно-способного спроса, возможным колебаниям предпочтений у реальных и потенциальных покупателей предлагаемой рынку продукции.

Как уже отмечалось выше, эффективность финансовой работы во многом зависит от качества постановки контрольно-аналитической работы в финансовой службе. Проводимый финансовый анализдолжен дать объективную оценку финансового состояния, определить факторы и причины достигнутого, выявить резервы и наметить мероприятия по их реализации, произвести расчеты и представить обоснования предложений по необходимым финансовым решениям, обеспечивающим положительную динамику финансов корпорации.

Информационная составляющая управленческих решений в основе своей содержит деловую оперативную осведомлённость руководителей по соответствующим вопросам, формируемую благодаря отбору, концентрации, анализу и оценке изначальной первичной информации, представляемой в том числе и финансовой службой. Ценность подобных сведений в их оперативном сборе, обобщении и представлении. Задача финансовых менеджеров заключается не только заключается не только в постоянном контроле за величиной прибыли, рентабельностью капитала, оборачиваемостью активов, но и в своевременном представлении информации о происходящих изменениях высшему руководству. Таким образом, качество исходной информации и её полнота в конечном счете выступают основными факторами обеспечения эффективности принимаемых финансовых решений. В противном случае, когда информация предоставляется несвоевременно, не полно или даже недостоверная, результаты её анализа также окажутся недостоверными, а следовательно, неверными окажутся и принимаемые управленческие решения. Текущие финансовые решения формируют будущую картину состояния финансов и по этой причине информация и показатели, формируемые в ходе анализа, требуют высокой степени ответственности финансовых менеджеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: