Суждения | Самооценка (в баллах) | |||
Нет, это совсем не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно | |
1. Я спокоен | ||||
2. Мне ничто не угрожает | ||||
3. Я нахожусь в напряжении | ||||
4. Я испытываю сожаление | ||||
5. Я чувствую себя свободно | ||||
6. Я расстроен | ||||
7. Меня волнуют возможные неудачи | ||||
8. Я чувствую себя отдохнувшим | ||||
9. Я встревожен | ||||
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||
11. Я уверен в себе | ||||
12. Я нервничаю | ||||
13. Я не нахожу себе места | ||||
14. Я взвинчен | ||||
15. Я не чувствую скованности, напряженности | ||||
16. Я доволен | ||||
17. Я озабочен | ||||
18. Я слишком возбужден и мне не по себе | ||||
19. Мне радостно | ||||
20. Мне приятно |
Оценка состояния тревожности осуществляется следующим образом: из суммы баллов самооценки суждений № 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 вычитается сумма баллов самооценки суждений № 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. К полученной разности прибавляется цифра 50. Если итоговый показатель меньше 30 баллов – это указывает на низкий уровень состояния тревожности, 30 – 45 баллов – средний, свыше 45 баллов – высокий.
|
|
Чтобы определить возможно допустимый уровень ситуативной тревожности в условиях соревнования, необходимо сопоставить данные определения предсоревновательного уровня тревожности с результатами выступления на соревнованиях. Возможно допустимый уровень предсоревновательной тревожности можно определить репродуктивным способом, предложив испытуемым спортсменам воспроизвести в количественных оценках то состояние, которое они испытывали перед самым удачным своим выступлением.
Тренеру необходимо знать, что существуют методики определения, например, таких ведущих компонентов психологической надежности спортсмена: сенсорных, интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов; физических качеств и двигательного опыта; личностных качеств и т.д. Это может ему помочь в творческом педагогическом процессе.
При этом важно учитывать, что психические процессы являются подвижными элементами психики спортсмена. Их психодиагностика должна осуществляться периодически; динамика их изменения позволит прогнозировать поведение спортсмена в экстремальных условиях соревновательной деятельности.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое педагогическое диагностирование?
2. В чем заключается методика диагностики продуктивности подготовки специалистов в сфере образования?
|
|
3. Какие уровни педагогического творчества могут быть выделены?
4. Дайте их краткую характеристику.
5. В чем состоит отличие высшего уровня от других уровней?
6. Для чего нужна психодиагностика в сфере физической культуры и спорта?
6. Расскажите о состоянии тревожности перед соревнованиями и методике его самооценки.
Рекомендуемая литература
1. ДеркачА. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. – М., 2000.
2. Есарева 3. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. – Л., 1974.
3. Коссов Б. Б. Личность: теория, диагностика и развитие. – М., 2000.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | ………………………………………………………………............................................ | ||||||
Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИИ | |||||||
Глава 1. Акмеология как наука и учебная дисциплина……………………………………… | |||||||
1.1. Акмеология как наука………………………………………………………………………….. | |||||||
1.1.1. | Классификация основных направлений акмеологии……………………………….. | ||||||
1.1.2 | Предмет фундаментальной акмеологии……………………………………………... | ||||||
1.1.3 | Основные проблемы и задачи акмеологии как науки………………………………. | ||||||
1.1.4 | Творческий потенциал и основные элементы его проявления…………………….. | ||||||
1.2 О феномене «акме»……………………………………………………………………………… | |||||||
1.3 Акмеология как учебная дисциплина…………………………………………………………. | |||||||
Глава 2.Слагаемые профессионализма и творческой самореализации педагога………… | |||||||
2.1. Профессионализм педагога……………………………………………………………………. | |||||||
2.1.1 | Профессиональная направленность педагога……………………………………….. | ||||||
2.1.2 | Виды способностей. Педагогические способности………………………………… | ||||||
2.1.3 | Качества личности. Профессионально важные качества педагога………………… | ||||||
2.1.4 | Профессиональная компетентность. Профессионально-педагогическая компетентность ……………………………………………………………………………… | ||||||
2.2 Профессионализм в педагогической деятельности…………………………………………… | |||||||
2.2.1 | Психологическая структура педагогической деятельности………………………... | ||||||
2.2.2 | Структура обучающей деятельности педагога в соответствии со звеньями учебного процесса………………………………………………………………………….. | ||||||
2.3 Педагогическое творчество…………………………………………………………………….. | |||||||
Глава 3.Самосовершенствование как один из основных способов максимальной реализации творческого потенциала…………………………………………………………………... | |||||||
3.1 | Цели самосовершенствования……………………………………………………………….. | ||||||
3.2 | Этапы самовоспитания……………………………………………………………………….. | ||||||
3.3 | Основные методы самовоспитания………………………………………………………….. | ||||||
3.4 | Саморегуляция как составная часть самосовершенствования спортсмена……………….. | ||||||
Глава 4. Педагогический опыт как опора самореализации творческого потенциала педагога и ее результат………………………………………………………………………………. | |||||||
4.1 | Педагогический опыт в структуре содержания педагогического образования…………… | ||||||
4.2 | Формирование педагогического опыта……………………………………………………… | ||||||
4.3 | Педагогический опыт как составляющая педагогического мастерства…………………… | ||||||
4.4 | Виды педагогического опыта………………………………………………………………… | ||||||
4.5 | Изучение передового педагогического опыта………………………………………………. | ||||||
4.6 | Анализ перспективности педагогического опыта…………………………………………... | ||||||
Глава 5.Вершины реализации творческого потенциала выдающихся людей ……………. | |||||||
5.1 | От «микроакме» к «макроакме»……………………………………………………………… | ||||||
5.2 | Предвестники фундаментальной акмеологии………………………………………………. | ||||||
5.2.1 | Николай Иванович Пирогов………………………………………………………….. | ||||||
5.2.2 | Петр Францевич Лесгафт……………………………………………………………... | ||||||
5.2.3 | Владимир Михайлович Бехтерев…………………………………………………….. | ||||||
Раздел II АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ | |||||||
Глава 6. Содержание образования как средство развития личности в профессиональной подготовке………………………………………………………………………………………….. | |||||||
6.1 | Детерминанты содержания образования……………………………………………………. | ||||||
6.2 | Структура содержания образования и уровни его усвоения……………………………….. | ||||||
6.3 | Педагогические умения и навыки, необходимые специалистам по физической культуре и спорту………………………………………………………………………………………… | ||||||
Глава 7. Профессионально-педагогическая деятельность специалистов по физической культуре и спорту………………………………………………………………………………….. | |||||||
7.1 | Структура и объект обучающей деятельности педагога…………………………………… | ||||||
7.2 | Особенности педагогической деятельности специалистов по физической культуре и спорту………………………………………………………………………………………….. | ||||||
7.2.1 | Деятельность учителя физической культуры……………………………………….. | ||||||
7.2.2 | Деятельность тренера-преподавателя по виду спорта……………………………… | ||||||
7.2.3 | Деятельность преподавателя-организатора………………………………………….. | ||||||
Глава 8. Акмеологическая направленность составляющих процесса обучения при подготовке специалистов по физической культуре и спорту …………………………..……….. | |||||||
8.1 | Структурные и функциональные компоненты педагогической системы…………………. | ||||||
8.2 | Функциональная дидактическая система……………………………………………………. | ||||||
8.3 | Дидактические игры как форма акмеологических технологий……………………………. | ||||||
8.3.1 | Акмеологические технологии в образовательной системе………………………… | ||||||
8.3.2 | Отличительные особенности и классификация дидактических игр……………….. | ||||||
8.3.3 | Сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности в дидактических играх | ||||||
8.3.4 | Дидактические игры как средство формирования гностических умений………… | ||||||
8.3.5 | Условия эффективного проведения дидактических игр……………………………. | ||||||
8.4 | Дидактическая игра «Педагогический опыт»……………………………………………….. | ||||||
Глава 9. Современные образовательные технологии как продукт созидательной деятельности педагога………………………………………………………………………………… | |||||||
9.1 | Уровни практической реализации и направленность педагогических технологий……… | ||||||
9.2 | Взаимосвязь основных психолого-педагогических теорий и концепций в современной образовательной технологии…………………………………………………………………. | ||||||
9.3 | Дидактическая игра «Педагоги и исследователи» как продукт творчества совокупного субъекта деятельности (педагога, студентов, аспирантов)………………………………… | ||||||
Глава 10. Организация и осуществление педагогического общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности………………………………………………………………… | |||||||
10.1 | Виды и средства общения…………………………………………………………………… | ||||||
10.2 | Основные функции общения……………………………………………………………….. | ||||||
10.3 | Общение и личность………………………………………………………………………… | ||||||
10.4 | Малая группа как совокупность субъектов общения и как коллективный субъект общения…………………………………………………………………………………………. | ||||||
10.4.1 | Классификация малых групп……………………………………………………… | ||||||
10.4.2 | Психологическая структура малой группы………………………………………. | ||||||
10.4.3 | Групповые устремления…………………………………………………………… | ||||||
10.4.4 | Групповое мнение и этапы его формирования…………………………………… | ||||||
10.4.5 | Особенности групповых настроений……………………………………………... | ||||||
10.5 | Особенности общения в спорте…………………………………………………………….. | ||||||
10.5.1 | Функции межличностного общения в спорте……………………………………. | ||||||
10.5.2 | Виды межличностного общения в спорте………………………………………... | ||||||
10.5.3 | Средства общения в спорте……………………………………………………….. | ||||||
Раздел III. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО – ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА | |||||||
Глава 11. Основы и сущность педагогического мастерства………………………………….. | |||||||
11.1 | Фундамент педагогического мастерства…………………………………………………… | ||||||
11.2 | Компоненты педагогического мастерства…………………………………………………. | ||||||
11.2.1 | Педагогическая техника…………………………………………………………… | ||||||
11.2.2 | Педагогический такт……………………………………………………………….. | ||||||
11.2.3 | Культура речи педагога……………………………………………………………. | ||||||
Глава 12. Определение уровня профессионализма педагога функциональному и результативно-личностному аспектам его обучающей деятельности……………………………... | |||||||
12.1 | Критерии для определения уровня профессионализма педагога………………………… | ||||||
12.2 | Определение уровня профессионализма педагога по системе «Лидер»………………… | ||||||
12.2.1 | Общая характеристика системы «Лидер»………………………………………… | ||||||
12.2.2 | Оценка обучающей деятельности педагога по критериям функционального аспекта………………………………………………………………………………. | ||||||
12.2.3 | Оценка обучающей деятельности педагога по критериям результативно- личностного аспекта…………………………………………………………………… | ||||||
12.2.4 | Определение уровня профессионализма педагога по комплексному показателю…………………………………………………………………………………… | ||||||
12.2.5 | Анализ (самоанализ) полученных результатов по системе «ЛИДЕР»…………. | ||||||
Глава 13. Определение эффективности технологий обучения………………………………. | |||||||
13.1 | Исходные теоретические подходы, влияющие на эффективность технологии обучения | ||||||
13.2 | Определение уровня и коэффициента эффективности технологии обучения…………... | ||||||
13.3 | Факторы, влияющие на формирование опыта творческой деятельности студентов…… | ||||||
13.4 | Определение значимости учебной дисциплины в профессиональной подготовке студентов………………………………………………………………………………………… | ||||||
Глава 14. Педагогическое диагностирование…………………………………………………… | |||||||
14.1 | Диагностирование факторов продуктивности подготовки специалистов в сфере образования……………………………………………………………………………………….. | ||||||
14.2 | Профессионализм педагога. Уровни педагогического творчества………………………. | ||||||
14.3 | Психодиагностика в сфере физической культуры и спорта……………………………… | ||||||
[1] Здесь используется материал из книги В. Г. Крысько «Психология и педагогика (схемы и комментарии)». – М., 2000. Схемы приводятся в адаптации авторов данного пособия.
|
|
|
|