Аппарат управления - коллектив работников управляющей системы, наделенный правами координации деятельности подразделений, имеющий помещение, технические средства, штатное расписание, положение о структурных подразделениях и должностные инструкции.
Внутрифирменная (организационная) культура - признаваемая и поддерживаемая сотрудниками организации система ценностей и совокупность норм поведения как внутри организации, так и в отношениях с внешней средой.
Группа – объединение людей, непосредственно контактирующих друг с другом на базе общности целей, норм поведения и сочетания индивидуальных и групповых интересов.
Деловая этика – совокупность принципов и норм, которыми должна руководствоваться организации и ее члены в сфере управления и предпринимательства.
Жизненный цикл организации – совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.
Кадровая политика - выбор и реализация организацией средств и способов использования человеческих ресурсов.
|
|
Кадры - основной (штатный) состав работников учреждения предприятия той или иной отрасли деятельности; все постоянные работники.
Квалификационные требования - перечень знаний, навыков, подходов, которыми должен обладать работник для успешного выполнения работы.
Коллектив – средняя социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных задач, основанная на общности целей, принципов сотрудничества, сочетания индивидуальных и групповых интересов и работающая на одном предприятии или в организации.
Команда – группа людей, дополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей.
Концепция – система взглядов на что-нибудь; основная мысль.
Корпоративный дух - состояние духовного единства и чувство взаимной поддержки между сотрудниками в достижении целей организации.
Лидерство – способность влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей.
Личность – 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.
Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач.
Методы управления – способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Существуют административные, экономические, социально-психологические методы, которые различаются способами воздействия на персонал.
|
|
Неформальные группы - свободно образованные малые группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие по интересам для достижения определенных целей.
Организационная структура - состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев (подразделений) управления.
Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, модель исследования, господствующая в течение определенного времени.
Патернализм - философское учение, основанное на воспитании у занятых на предприятии людей чувства, что они члены одной семьи, за счет пожизненного найма сотрудников, неординарных форм общения с руководством, планирования служебной карьеры, использования фирменной одежды.
Переговоры - процесс обмена мнениями с целью достижения соглашения по определенной проблеме (заключение контракта, получение инвестиций, наем персонала). Переговоры включают три основных этапа: подготовку, процесс переговоров, анализ результатов).
Персонал (производное от слова «персона» - лицо, личность, особа) – личный состав, или работники предприятия, учреждения, составляющие группу по профессиональным или другим признакам (управленческий, технический, обслуживающий персонал).
Планирование человеческих ресурсов (персонала) – анализ и определение потребности в человеческих ресурсах для обеспечения достижения целей организации.
Рабочая сила - главный элемент любого трудового процесса, обеспечивающий переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт.
Система – это совокупность элементов, взаимосвязанных между собой таким образом, что возникает определенная целостность, единство.
Системный подход – направление в методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит понимание объектов как систем.
Система управления - множество взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и выполняющих функции управления.
Система участия - система мер, направленных на интеграцию интересов и целей работников с интересами и целями организации (фирмы). Формы системы участия: участие в управлении, участие в собственности, участие в прибылях (или доходах), коллективные договоры и соглашения.
Стратегическое планирование - планирование возможных длительных изменений на рынке, позволяющее предвосхитить грядущие колебания конъюнктуры и учесть их в операциях компании.
Текучесть кадров - это процесс незапланированного увольнения работников по их желанию или по инициативе администрации в случае нарушения договорных обязательств между работником и администрацией.
Традиции – социально-психологический механизм передачи программ социального наследования от поколения к поколению в обществе, классе, нации, группе, коллективе, общественно-политической организации и т.д.
Трудовые ресурсы - население обоих полов в трудоспособном возрасте (для мужчин в возрасте от 16 до 59 лет, для женщин - от 16 до 54 лет включительно), за исключением неработающих инвалидов войны и труда 1 и 2 групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике.
Удовлетворенность трудом – это психическое состояние работника, отражающее соответствие его трудовой установки, отношения к жизни, мотивации и ожиданий относительно труда конкретным его характеристикам.
Управление человеческими ресурсами - это целенаправленное воздействие субъекта управления, обеспечивающее воспроизводство, качество и рациональное использование человеческих ресурсов.
|
|
Управленческий персонал - руководители, специалисты и служащие, выполняющие управленческие функции.
Функциональные обязанности – изложенные в письменном виде задачи, обязанности и ответственность работника.
Функция управления – особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления, представляющий собой часть процесса управления и выделенный по определенному признаку.
Характер труда – характеристика труда с точки зрения его напряженности, соотношения управленческих и исполнительских функций, однообразия и монотонности операций, закрепленности персонала за определенным видом труда.
Ценностные ориентации – социально-психологическое понятие, с помощью которого выявляется личностный смысл определенных материальных и духовных явлений для людей.
Человеческий капитал - образование, квалификация, приобретенная в процессе производства, знания и навыки, воплощенные в рабочей силе.
Человеческий фактор - совокупность социокультурных характеристик и личностно-психологических свойств людей; это люди организаций и учреждений, объединенные для совместной деятельности.
Эффективность труда – результативность трудовой деятельности
персонала, выражаемая в достижении наибольшего эффекта при минимальных затратах труда.
Литература
1. | Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. – М., 1989. |
2. | Бойдаченко П.Г. Служба управления персоналом. – Новосибирск, 1997. |
3. | Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М., 1998. |
4. | Егоршин А.П. Управление персоналом – Н. Новгород, 1997. |
5. | Журавлев П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран: Учебное пособие. – М., 2002. |
6. | Макарова И.К. Управление персоналом: Учебник. – М.,2002. |
7. | Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. - М.; Новосибирск, 2001. |
8. | Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Пер. с англ. - Спб., 2000. |
9. | Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи XVIII – начало XX в.: В 2-т. – 2-е изд. Т.1. – СПб., 2000. |
10. | Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации».Модуль 16.–М.,2000. |
11. | Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник – М., 2000. |
12. | Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. – М., 2000. |
13. | Рогожин М.Ю. Справочник кадровика: Практическое пособие. – М.,2004. |
14. | Саакян А.К., Зайцев Г.Г., Лашманова Н.В., Дягилева Н.В. Управление персоналом в организации.- СПб., 2001. |
15. | Самыгин С.Н. и др. Основы управления персоналом. – Ростов-н-Д., 2001. |
16. | Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом – СПб.,2000. |
17. | Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. - М., 1998. |
18. | Стратегическое планирование и управление: Учебное пособие / Под ред. проф. А.Н. Петрова. Ч.1. - СПб., 1998. |
19. | Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. Пер. с англ. - М.,1998. |
20. | Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. -М., 2000. |
21. | Трудовой кодекс Российской Федерации. – СПб., 2002. |
22. | Управление персоналом организации: Учебник /Под ред.А.Я.Кибанова.- М., 2002. |
23. | Управление персоналом предприятия: Учебное пособие/ Под ред. А.А. Крылова, Ю.В.Прушинского. - М., 2002. |
24. | Управление персоналом: Учебник / Под ред. Г.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М., 2000. |
25. | Управление персоналом: Учебно-практическое пособие для студентов / Под ред. А.Я.Кибанова и Л.В. Ивановской.- М.,1999. |
26. | Хижняк А.Н. Основы управления трудовыми коллективами предприятий гражданской авиации – М., 1993. |
27. | Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – 3-е изд. – М.,2003. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
|
|
Таблица 1