По объему введение занимает десятую часть курсовой работы (2-3 страницы), но по смыслу это едва ли не самая ответственная часть: в ней содержатся почти все основные признаки, квалифицирующие работу.
Во введении обосновывается:
· актуальность избранной темы;
· объект и предмет исследования;
· цель курсовой работы и задачи, которые необходимо решить для достижения цели;
· теоретическая и методологическая основа;
· эмпирическая база;
· новизна исследования;
· практическая значимость;
· структура курсовой работы.
На некоторых элементах введения остановимся подробнее.
Обоснование темы. Смысл обоснования темы – убедить читателя в том, что работа имеет право на существование, доказать, что поднятая в курсовой работе проблема реально существует, а не является плодом фантазии. Существует несколько способов обоснования темы:
- адресовать читателя к жизненным явлениям, к реальным фактам в журналистике, сослаться на публикации в прессе;
- сослаться на научные исследования, в которых указанная проблема поднята, но пока еще далека от разрешения;
|
|
- привести социологические статистические данные (например, результаты опроса по данной проблеме) как доказательство наличия проблемы и др.
Отсюда и вытекает а ктуальность – указание причин или факторов, благодаря которым возникает необходимость в данной работе.
Определение объекта и предмета исследования. Тема курсовой работы напрямую связана с объектом исследования.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, в нашем случае это та сфера журналистской практики, область истории, теории журналистики, к которым обращается студент в курсовой работе. С первых лекций студент усваивает, что журналистика – явление многогранное. Это – 1) специфический социальный институт общества, действующий на основе законодательства и подзаконных актов, уставов редакций, этических кодексов и других нормативных документов; 2) комплекс средств передачи массовой информации, использующих технические возможности прессы, радио, телевидения, кибержурналистики (Интернета, мобильной телефонии) и взаимодействующих с различными информационными службами (агентствами, пресс-центрами и др.); 3) система видов деятельности (организаторской, авторской, редакторской), совокупность профессий и профессионалов, работающих в СМИ и расположенных на разных ступенях иерархической лестницы; 4) совокупность произведений, создаваемых профессионалами, публикуемых в виде различных текстов и осваиваемых аудиторией как информация.
Закономерным следствием такой многоаспектности, многогранности журналистики становится широта и многогранность поля ее научных исследований. Темой и содержанием курсовой работы могут быть различные аспекты истории, теории и практики журналистики, ее формирование, развитие и современное состояние, творческий и политический опыт, роль и функционирование в обществе, литературно-публицистические и информационно-политические характеристики (формы, методы, жанры, стили, язык) взаимоотношения с аудиторией.
|
|
В самом общем виде перечень объектов исследования может быть представлен в следующем виде:
1. Формирование и функционирование журналистики как общественного и политического института.
2. Журналистика как информационный, культурологический и творческий феномен.
3. Журналистика в системе массовой коммуникации.
4. Журналистика и общественное мнение: принципы и формы взаимодействия.
5. Проблемы свободы прессы и ее реализации.
6. Журналистика как объект правового регулирования.
7. Этические проблемы журналистики.
8. Психологические аспекты журналистского творчества.
9. Журналистика как система (формирование и функционирование), современное состояние.
10. Типология журналистики, формирование и функционирование различных типов изданий.
11. Газеты, еженедельники, журналы, альманахи как основные виды периодических изданий.
12. Телевидение в системе СМИ: формирование и современное состояние.
13. Типология телевизионных программ.
14. Радиовещание в системе СМИ: структурные, функциональные и творческие характеристики.
15. Реклама в СМИ: история, теория и практика.
16. Аудиовизуальные и вербальные средства рекламы.
17. Формы и методы организации политической рекламы.
18. Паблик рилейшинз (связи с общественностью): политический, коммуникационный и творческий аспекты.
19. Редакционно-издательский менеджмент.
20. Маркетинговые исследования журналистики.
21. Социокультурные модели журналистики.
22. Региональные системы СМИ.
23. Информационно-публицистическая и редакторская деятельность журналистов.
24. Методы журналистского творчества.
25. Формирование жанров журналистики и их развитие.
26. История журналистики: пражурналистские формы.
27. Зарождение, формирование и развитие журналистики стран Европы, Америки, Азии, Африки.
28. Концепции журналистики в условиях различных общественно-экономических формаций.
29. Организация и деятельность издательских корпораций.
30. Выдающиеся зарубежные публицисты.
31. Зарубежные теории журналистики.
32. Возникновение и развитие журналистики в России.
33. Формирование системы и отдельных типов изданий российской журналистики.
34. Развитие правительственной, партийной и независимой прессы в России, провинциальная (местная) печать.
35. История новейшей отечественной журналистики.
36. Выдающиеся журналисты и редакторы российской журналистики.
37. Языковые особенности и стиль СМИ.
38. Лексико-грамматические особенности публицистического стиля.
39. Журналистский текст, его особенности, законы построения, типологические и индивидуальные модификации, лингвистические и экстралингвистические аспекты.
40. Новейшие СМИ: видеокоммуникации, кабельное и спутниковое телевидение, сетевая журналистика.
41. Реализация образовательных, эвристических, культурно-рекреативных функций новейших СМИ.
42. Международное регулирование в сфере новейших СМИ.
43. Методы исследования журналистики и журналистского творчества.
44. Журналистские исследования в сфере государственной политики; исследования в области политической рекламы и связей с общественностью; журналистские исследования в области использования политических технологий.
45. Журналистское исследование геополитических (глобальных, региональных, национально-государственных) явлений и процессов.
|
|
46. Журналистский анализ функциональной эффективности различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), политических режимов (демократических, авторитарных, тоталитарных), различных способов, форм и принципов государственного и политического управления.
47. Проявления в журналистике политического популизма, политического экстремизма, настроений, ожиданий и впечатлений, проявление политического общественного мнения и настроения.
48. Эффективность и результативность влияния журналистов и СМИ на политическое и электоральное поведение населения, степень его политической активности.
49. Журналистское исследование межгосударственных, региональных и внутригосударственных политических и военных конфликтов, иных политических чрезвычайных ситуаций.
50. Информационная защита конституционных ценностей государства, национальных интересов страны и ее союзников, противодействие этнической, конфессиональной и расовой дискриминации, поддержка приоритетности прав человека и гражданина.
51. И другое.
Из объекта как общего, широкого понятия выделяется более узкий, частный предмет, на котором и будет, собственно, сфокусирован взгляд. Предмет — это то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы.
Цель и задачи курсовой работы. На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается его цель. Цель — то, чего автор намерен достичь в своей работе. Задачи носят более конкретный характер, они показывают, что необходимо предпринять в ходе исследования для достижения цели. Задачи должны отвечать критерию необходимости и достаточности, т.е. их количество должно быть минимальным, но достаточным для выполнения цели. Их перечисление задает план и внутреннюю логику курсовой работы.
Формулировка задач может начинаться следующим образом:
- выработать концепцию…
|
|
- выделить виды… (признаки…)
- выявить исторические предпосылки… (варианты понимания…, зависимость…, основные проблемы…, специфику…, жанровые особенности) …
- выяснить тенденции развития…
-дать типологическую характеристику… (трактовку…, описание…)….
- доказать, что…
- изучить специфику развития (представления о…, приемы…, общие закономерности …, процесс трансформации…) …
- исследовать механизмы …
- обобщить значение деятельности (опыт…
- обосновать позицию …
-определить место (факторы…, этапы…, функции…, последствия…)…
- охарактеризовать подходы (сущность…)…
- описать механизмы взаимодействия (признаки…, теоретические и методологические основы…)…
- предложить периодизацию…
-проанализировать подходы к изучению (структуру…, тематическое содержание…)…
- проследить динамику изменений (процесс создания…)…
- разработать модель (типологию …)
- разработать и апробировать методику…
- раскрыть сущность и содержание (закономерности) …
- рассмотреть понятия (проблематику …, концепцию
- предложить классификацию….
- сформулировать и обосновать принципы …
- установить закономерности (связь…)…
- систематизировать способы создания…
- и др.
Эмпирическая база работы. Во ведении необходимо также кратко охарактеризоватьэмпирическую базу— факты, явления или феномены, на анализ которых будет опираться работа. Эмпирическая база является для исследователя первоисточником, в нашем случае это будут тексты прессы, радио, телевидения, Интернет-изданий, рекламы. В состав эмпирической базы могут войти результаты анкетных опросов, результаты анализа нормативных документов, статистические данные и т.п.
Теоретическая основа и методы исследования — основные исходные положения, опираясь на которые, автор строит собственные рассуждения. Имеются в виду не все публикации, на которые ссылается студент, а лежащие в основе курсовой работы (их обычно бывает от одной до трех-четырех). Также указать использованные в работе методы исследования (О методах см. раздел второй).
Затем определяется новизна (это то новое, что вносит работа в теорию и практический анализ проблемы) и практическая значимость (прикладное значение) работы.
Введение завершается описанием структуры курсовой работы, где дается краткая характеристика каждой части работы.