Социальное право как неотъемлемый элемент социальной политики государства

4. Блоки, по которым осуществляется социальная политика.

1.

Благосостояние человека производно от удовлетворения его потребностей. Чем выше степень удовлетворения потребностей, тем выше уровень благосостояния. По существу обеспечение минимального благосостояния равнозначно удовлетворению необходимых потребностей. Их удовлетворение является базовой основой социальной политики.

Потребности представляют собой объективную категорию. Это запросы и нужды, удовлетворение которых необходимо для материальной и духовной жизни человека. Формирование потребностей определяется восприятием и оценкой человеком особенностей своего положения. В потребностях воплощается набор материальных и нематериальных благ и услуг, потребление которых служит предпосылкой выполнения человеком своих основных функций в качестве биологической особи, работника и общественного существа; проявлением социального, политического и экономического прогресса. С одной стороны, удовлетворение потребностей является движущей силой, важнейшим мотивом экономической активности. С другой, общественное производство образует основу для возникновения и развития потребностей, для их стимулирования и удовлетворения.

Ввиду ограниченности экономических ресурсов, потребности человека не могут удовлетворятся полностью, одновременно и в равной мере. Поэтому большое значение приобретает их иерархия, то есть соотношение по значимости, влияющая на очередность их удовлетворения. При всей индивидуальности очередности удовлетворения потребностей можно наметить контуры их иерархии.

На протяжении прошлого столетия неоднократно предпринимались попытки классифицировать потребности исследователями Л.Бретано, А. Маслоу, М. Уолинс и другими. В целом суммируя их концепции можно выделить три блока по содержанию потребностей.

Нижняя часть. Физиологические или сугубо материальные потребности: в еде, одежде и обуви, в жилье, здоровье и здоровой окружающей среде.

Средняя часть. Трудовые потребности: в активной экономической деятельности, в нормальных условиях труда, в творческом труде, экономической свободе и т.п.

Верхняя часть. Духовные потребности; в образовании, политической активности и свободе, приобщении к культурным ценностям и т.п.

Удовлетворение перечисленных потребностей способствует воспроизводству человека - как работника и как общественного существа.

Схематически удовлетворение большинства потребностей определяется прежде всего наличием двух элементов. Один из них - финансовые источники приобретения населением материальных и духовных благ и услуг, требуемых для удовлетворения потребностей - то есть платежеспособного спроса.

Другой - производство таких услуг более или менее адекватное спросу, (объему и структуре потребностей) - то есть предложение.

2.

Основным субъектом реализации социальной политики в современном мире является государство. Каждое государство самостоятельно определяет перспективы своего развития. Но существуют и центральные проблемы глобальной социаль­но-экономической политики: экологическая и социальная ориентация экономики, укрепление национальной и международной безопасности, переход стран к моде­лям устойчивого развития, обеспечивающий равенство интересов настоящего и будущих поколений. Экономика по-прежнему остаётся основой решений социаль­ных проблем, но роль социальной сферы в решении задач экономического роста постоянно возрастает. Национальные экономики всё активнее вовлекаются в мировое хозяйство, что увеличивает степень их открытости, изменяет механизм поддержания экономической и политической стабильности, стимулирования использования и распределения национальных возможностей, условий для производства и экономического роста.

Социальную политику государства можно рассматривать как специфическую деятельность государства, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учёте социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.

В результате коренной трансформации российского общества изменяется характер социальной политики и роль государства как основного субъекта социальной политики. Государство ушло от полной монополии на данный вид деятельности. В регулировании социальных процессов всё более значимо участвуют многие субъекты: негосударственные предприятия и организации, общественные объеди­нения и организации, частные лица. Социальная политика всё более приобретает государственно-общественный характер.

Основные виды деятельности по реализации социальной политики государства:

а) правотворческая деятельность законодательных органов;

б) организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная и другая деятельность исполнительных органов;

в) контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;

г) совместная деятельность каждой из ветвей власти с социально-профессиональ­ными и другими объединениями граждан.

Управление социальным развитием, в аспекте которого осуществляется соци­альная политика чрезвычайно сложный процесс. В настоящее время это связано в первую очередь с формированием нового типа социально-экономических общест­венных отношений. Реформирование социальной политики происходит в условиях сокращения объёма и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя сис­тема, при значительном снижении жизненного уровня основной части населения, резком увеличении масштабов бедности.

Конституция определила Российскую Федерацию как социальное государство.

Характеристики социального государства:

а) развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень нало­гов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;

б) развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

в) развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, чёткая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни;

В настоящее время российское государство переориентировалось на либераль­ную социальную политику. В российском обществе положено начало процессу выработки новых компонентов, нового опыта в процессах самоопределения людей. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реальностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил.

Либеральная политика означает снижение роли государства в решении соци­альных проблем граждан, предоставлении им возможностей большей свободы для самостоятельного их решения. Для либеральной модели характерно оказание ад­ресной социальной помощи беднейшим слоям при усилении страхового принципа финансирования социальных программ, а также возрастания роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включённые в список минимальных гарантий.

Исходя из системы государственных приоритетов, в настоящее время можно выделить в социально-трудовой сфере следующие направления реформирования:

• сфера труда и распределения доходов;

• пенсионная система;

• социальное страхование;

• реформирование системы социальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера и др.);

• социальная помощь.

3.

Обширный круг общественных отношений в социальной сфере нормами соци­ального права регулируется. Предметом социального права является:

• правовое регулирование занятости;

• охраны труда и здоровья населения;

• социальное обеспечение;

• социальное страхование и пенсионное обеспечение;

• правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, беженцев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и других лиц), проживающих на террито­рии России и нуждающихся в социальной защите;

• правовое регулирование формирования и деятельности органов социальной защиты.

Социальное право, как отрасль российского права, связано с другими отрасля­ми права Российской Федерации: конституционным, государственным, трудовым, гражданским, административным, финансовым и уголовным.

Нормы социального права, предусматривающие порядок выплаты и установле­ния размеров пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей, тесно связаны с нормами финансового права.

Социальное право выполняет следующие основные функции:

• экономическая;

• политическую;

• социальную;

• воспитательную.

Выделение этих функций необходимо для понимания специфики и социального назначения социального права.

Экономическая функция социального права заключается в воздействии права на создание средств жизнеобеспечения людей, процессы распределения, потребле­ния, нормы охраны труда и оплаты труда.

Политическая функция социального права заключается в том, что в его нормах зафиксированы основные положения социальной политики государства. А данное обстоятельство как раз и способствует реализации этой политики.

Организационная функция социального права — это создание системы служб социальной защиты, организация защиты от безработицы, организация социально­го обеспечения, социального страхования, обеспечение безопасных условий жизни и благосостояния населения, повышение культуры труда, быта и отдыха.

Воспитательная функция социального права заключается в повышении куль­туры взаимоотношений в процессе труда и в быту, в уважении к интересам других лиц, особенно к интересам социально неустроенных лиц, в воспитании доброты к людям, в утверждении принципов сострадания, милосердия, человеколюбия в об­ществе.

Особое значение в условиях перехода к рыночным отношениям имеет успеш­ное функционирование системы социальной защиты. Правовое регулирование организации социальной защиты состоит в том, что в ряде нормативных актов о социальной защите предусматривается система управления такой защитой.

Структура этой системы следующая:

а) управляющая подсистема (исполнительные органы государственной вла­сти РФ, администрация городов, районов, органы местного самоуправления, государственные органы социальной защиты в центре и на местах, благотворительные организации, граждане, занимающиеся благотворительной деятель­ностью);

б) управляемая подсистема (учреждения социальной защиты и лица, которые подлежат социальной защите в соответствии с социальным законодательством РФ);

в) содержание мер по социальной защите;

г) социальный контроль за исполнением нормативных актов о социальной защи­те и ответственность за их нарушение.

Общепризнанно, что социальный контроль один из регуляторов общественных отношений, которые обеспечивают устойчивость социальной системы и управле­ние входящими в её структуру субъектами. Ответственность означает соблюдение прав и исполнение своих обязанностей субъектами, входящими в структуру систе­мы

Общественные отношения в сфере правовой защиты, урегулированные норма­ми социального права, являются социальными правоотношениями. Участники, субъекты этих правоотношений обладают взаимными обязанностями и правами. Они ограничены в выборе вариантов пове­дения рамками правовой нормы, регулирующими этот вид правоотношений. При отклонении поведения хотя бы одного из участников от предписания правовой нормы к правонарушителю применяются соответствующие санкции. Под объектом социального правоотношения понимается то, на что направлено повеление его участников. Объекты социальных правоотношений могут быть самыми разными. Например, это оказание материальной или медицинской помощи, оказание право­вых услуг, предоставление духовных благ, обслуживание на дому и в учреждениях социальной защиты, выполнение определённых работ для обеспечения нормаль­ных условий жизни лицам, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, ставших жертвой чрезвычайных происшествий и т.п. Конечным результатом взаимодейст­вия субъектов социального правоотношения как раз и будет осуществление кон­кретного вида социальной помощи, предусмотренного данным правоотношением.

Финансовые ресурсы любой страны накапливаются и перемещаются между го­сударством, предприятиями (фирмами) и населением (домашними хозяйствами). Финансы социального сектора как важнейшей сферы жизнедеятельности общества накапливаются и распределяются между государством, фирмами и населением, но их роли, финансовые обязательства и ответственность значительно отличаются в зависимости от принятой модели хозяйствования и достигнутых стандартов потребления, социальных благ и услуг в каждой стране.

В современной российской экономике разделение финансовых обязательств обеспечения социальной политики между государством, фирмами и населением принимает специфические формы. Они распределяются между государством и до­машними хозяйствами. Подавляющее большинство фирм от этого практически устраняются.

Социальная инфраструктура и социальные фонды предприятий, носившие в советское время масштабный характер, стали неприемлемыми в рыночных услови­ях в силу очень больших издержек. Поэтому последовал массовый «сброс» соци­альной инфраструктуры, ведомственного жилья на местные бюджеты, сразу же ставшие в России повсеместно дефицитными. Бремя социальных расходов в весь­ма значительной степени переместилось и на государство, его бюджетную систе­му, что и привело её к глубокому кризису, к полной неспособности обеспечить со­ветский уровень потребления социальных услуг. Возникло неуправляемое движение в сторону коммерциализации основных социальных услуг, то есть сти­хийное перекладывание финансовой нагрузки на доходы населения, как правило, без учёта растущее дифференциации его доходов, социальной значимости равного доступа к основным социальным услугам.

Развитие процессов бюджетного федерализма, перераспределения властных полномочий между Центром и регионами, приводит к тому, что всё более пози­тивную роль играют бюджеты субъектов РФ. В силу сложившихся обстоятельств они в настоящее время финансируют всё, что относится к жизнеобеспечению на­селения в регионе. Региональные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленность, чем федеральный бюджет. Они финансируют более 70% расходов на народное хозяйство, в среднем около 80% расходов на социально-культурные мероприятия.

Местные бюджеты нацелены на недопущение резкого снижения жизненного уровня населения. В настоящее время это бюджеты выживания. В первую очередь, Для слабо защищённых слоев населения. Местные бюджеты повсеместно дотационные, и не располагают возможностями свободы финансового манёвра и создания предпосылок для социально-экономического развития города, района.

4.

Социальная политика занимает существенное место в механизме удовле­творения практически всех видов потребностей человека. Она оказывает влия­ние на денежные доходы населения, формирование (коллективных) обществен­ных ресурсов, производство социальных услуг и т.п. Однако применяемые ею при этом методы и формы конкретных действий диверсифицируются в зави­симости от особенностей объектов преимущественно по трем блокам.

Первый. В этом блоке объектом социальной политики является труде способные граждане. Она сказывается преимущественно косвенным путем н их денежных доходах.

В данном случае удовлетворение потребностей происходит через участи в общественном производстве, через продажу своей рабочей силы на рынок труда.

Задача социальной политики в этом случае - распределение по труду. При этом она способствует своими специфическими методами созданию нормальных условий для оптимального использования рабочей силы на производстве, предотвращению ее вырождения, стимулированию воспроизводства.

Этот блок социальной политики осуществляется по следующим направлениям:

а) установление минимальной заработной платы по всей экономике, так же основных параметров оплаты труда на государственных предприятия (политика заработной платы),

б)поддержание уровня и структуры занятости (политика занятости),

в)законодательное определение условий труда на производстве и рамо его эксплуатации (охрана труда) и т.п.

Механизм реализации социальной политики по этим направлениям - это формирование источников удовлетворения, потребностей работников. Данное формирование осуществляется прежде всего через определение социальны условий производства, и через косвенное (на частных предприятиях) или пря мое (на государственных) участие в первичном распределении вновь созданной стоимости. Кроме того, через покупку активной части населения благ и ус луг на товарном рынке

Второй блок. Объектом социальной политики второго блока являются нетрудоспособные группы населения. Их доходы формируются и предоставляются непосредственно в ходе ее проведения. При образовании денежных доходов нетрудоспособных граждан решающие значение приобретает прямое участие социальной политики во вторичном перераспределении первичных доходов экономически активной части населения (его заработная плата, дивиденды, проценты и т.д.)

Общественное перераспределение доходов, в рамках социальной политики, преследует комплекс экономических и социальных задач. К последним, частности, относятся уменьшение масштабов неравенства (преимущественно по доходам), а так же формирование и предоставление финансовых средств не трудоспособным и малоимущим гражданам.

Решающая роль в перераспределении личных доходов населения принадлежит государственной бюджетной политики (центральных и местных органов исполнительной власти). Государство на основе личных доходов граждан формирует два встречных денежных потока. С одной стороны, та или иная дол первичных доходов изымается государством в виде различного рода прямых косвенных налогов, а так же принудительных страховых взносов. С другой стороны, мобилизуемые денежные средства населения возмещаются ему в ход финансирования социальных программ.

Однако такое финансирование носит лишь частично возвратный характер. Разница между поступлением от налогообложения на социальные и др. расходы создает предпосылки для функционирования государства все уровней.

Так например, масштабы перераспределения в шести развитых странах Великобритании, Италии, США, ФРГ, Франции, и Японии) составляют в среднем 26%. А государственные поступления от налогообложения (подоходный косвенный налог, взносы и фонды социального страхования) составляют среднем примерно 40% национального дохода. Следовательно, 14% идет на обеспечение функционирования государственных органов, а 26% на социальные выплаты населению.

Механизм перераспределения осуществляется благодаря тому, что налогообложение и социальные выплаты дифференцированы. В основе прямого налогообложения лежит принцип прогрессивности. То есть соблюдаете прямая пропорциональная зависимость между величиной изъятия и дохода чем выше доход, тем выше налог. А в основе социальных выплат - обратно пропорциональная зависимость - чем ниже доход, тем выше, до определенной предела, социальные выплаты.

Кроме того, на практике, для результатов перераспределения решающее значение имеют не только общие принципы, но и степень зависимости от социальных выплат.

Центральным звеном общественного механизма перераспределения предоставления и поддержания доходов различного вида общественных иждивенцев, не участвующих по тем или иным причинам в процессе производств; (временно или постоянно) является система социального обеспечения.

Система социального обеспечения в свою очередь подразделяется на две подсистемы, различающихся между собой и по объектам (клиентам), и по раз мерам социальных выплат (пособий), и по источникам их финансирования.

Первая подсистема - это обязательное социальное страхование. Он; предназначена для клиентов которым необходимо возмещение материальны: потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, производственной травмой, болезнью и т.п.

Основу его финансирования составляют специально предназначены для этой цели взносы. Они выплачиваются не только предприятиями и учреждениями, но и самими застрахованными во время их трудовой деятельности Эти целевые взносы являются одним из проявлений самопомощи. Объем выплат зависит от критерия нуждаемости в социальной поддержки.

Другую подсистему социального обеспечения образует общественное в первую очередь государственное вспомоществование.

Оно предусматривает регулярные денежные выплаты, а так же разнообразную натуральную помощь и индивидуальные социальные услуги. Клиентами вспомоществования являются те кто не в состоянии обеспечить себе сколько-нибудь приемлемые условия существования. В большинстве своем это лица никогда не относившиеся к экономически активному населению.

Критерием предоставления помощи в этой подсистеме является крайне низкий уровень материального благосостояния определенного лица или семьи в соответствии с общепринятым понятием бедности.

Отличительная особенность этой подсистемы вспомоществования заклю­чается в том, что основу его финансирования образуют налоговые поступления в государственный бюджет.

Третий блок. В данном блоке предоставление социальных услуг является содержанием социальной политики. Данные отрасли социальных услуг состав­ляют важнейшую часть социальной сферы и социальной инфраструктуры об­щественного производства. Объект этих отраслей - не только трудящихся, но и нетрудоспособные граждане. Основным источником финансирования социальных услуг служат образованные на основе мобилизации денежных средств на­селения общественные фонды.

Сфера социальных услуг призвана решению задач, связанных с воспро­изводством рабочей силы, удовлетворением потребностей человека как работ­ника.

С функциональной точки зрения данные отрасли отличается, по крайней мере, двумя особенностями. Прежде всего - характером потребностей, которые у они призваны удовлетворять. К ним относятся потребности в общем и специ­альном образовании, медицинском обслуживании, жилье, здоровой экономиче­ской обстановке и т.п.

Кроме того, социальная политика предусматривает необычное - преиму­щественно внерыночные (некоммерческие) методы удовлетворения таких по­требностей. Механизм реализации связан с тем, что на социальную политику возлагается ответственность за обеспечение равного доступа к социальным ус­лугам, за организацию их производства, а так же их распределение среди всех слоев населения. При этом имеются в виду их минимальные рамки.

Таким образом, мы можем констатировать подавляющую роль современного Российского государства в проведении социальной политики.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М, 1993 г.

2. Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в Рос­сии в 90-х годах. СПб., 1998 г.

3. Дурова Л.И. Институционализация региональной социальной политики. М., 2000 г.

4. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения. Сб. ст. М., 1996 г.

5. Социальная политика и проблемы подготовки кадров. М., 1999 г.

6. Социальная политика России: история и современность Новочеркасск, 1999 г.

7. Социальное законодательство в России и Великобритании. Сб. ст. М., 2000 г.

8. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной эконо­мике. М., 1998 г.

9. Социальные льготы граждан. М., 2000 г.

10. Шарков Ф.И. Социальная политика в субъектах Российской Федерации. Че­боксары, 1998 г.

11. Шаталин С.С. Социальные ресурсы и социальная политика. М., 1990 г.

12..Холостова Е.И. Социальная политика. М., 2000 г.

13. Якушев Л.П. Социальная защита. М., 1998 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: