Доказательства участия ППС и работодателей в разработке и управлении образовательными программами, обеспечении их качества

К разработке компетентностной модели выпускника привлекаются профессорско-пре­по­да­вательский состав, специалисты-практики, работодатели.

Качество ОП по всем уровням и направлениям подготовки гарантируется совместным участием представителей работодателей в разработке и дальнейшей корректировки, а также с учетом имеющегося производственного опыта ППС, участия кафедр в совместных с производством научно-исследовательских работах, с учетом опыта международного сотрудничества со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья.

Оценка качества ОП всех специализаций и уровней обучения осуществляется на основе:

—интервьюирования и анкетирования обучающихся, профессорско-преподавательского состава;

—анализа структуры и содержания модульных образовательных программ, рабочих учебных планов, каталогов элективных дисциплин и модульных образовательных программ, соответствие им расписаний учебных расписаний, проводимых выпускающими кафедрами, деканатом, комиссиями факультета, департаментов университета;

—разработанных на уровне выпускающих кафедр, факультета, университета нормативных документов, регламентирующих разработку и реализацию образовательных программ;

—путем регулярного анализа методик обучения и организации самостоятельной работы обучающихся под руководством соответствующих методических групп, комиссий;

—результатов контроля над проведением занятий, открытых лекций, семинаров проводимых на уровне выпускающих кафедр, факультета и университета.

Доказательство того, что работодатели, принимающие участие в проектировании и реализации ОП, являются типичными представителями работодателей (репрезентативность) и выражают интересы и взгляды, характерные для большинства работодателей

Работодатели принимают непосредственное участие в проектировании и реализации ОП. Вуз сотрудничает с казахско-турецкими лицеями, колледжем Сулеймана Демиреля, образовательным центром «Достык», Дарын, Институтом математики и математического моделирования КН МОН Республики Казахстан — то есть с учреждениями среднего образования — работодателями учителей математики и Институтом математики и математического моделирования, учреждением, где ведутся самые актуальные исследования в области математики.

Содержание, объем, логика построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся, влияние дисциплин и профессиональных практик на формирование профессиональной компетенции выпускников

Одним из факторов, способствующих формированию высококомпетентного специалиста, является возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Содержание, объем, логика построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся основывается на ГОСО РК 6.08.075-2010 «Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения» гарантирует высокий уровень подготовки специалиста с учетом профессиональной подготовки. Образовательная программа определяет порядок обучения студентов по индивидуальной образовательной траектории, порядок регистрации обучающихся на посещение учебных занятий, проведения текущего, рубежного и итогового контроля, промежуточной и итоговой государственной аттестации, организации прохождения обучающимися практик и др.

Так как кредитная технология обучения основана на самостоятельном выборе обучающимся образовательной программы, кафедра придает большое значение формированию индивидуальной траектории обучения, представленной в индивидуальном учебном плане (ИУП). Имея свободный доступ к рабочим учебным планам ОП, академическому календарю и каталогу элективных дисциплин, студент в начале каждого учебного года самостоятельно включает в годовой индивидуальный план перечень элективных дисциплин, необходимых для освоения программы. Наряду с этим студент имеет право выбрать преподавателей, тему и руководителя дипломной работы, записаться на дополнительные курсы в рамках летнего семестра. На основе РУП и КЭД по специальности студент с помощью эдвайзера определяет индивидуальную образовательную траекторию, которая находит отражение в индивидуальном учебном плане каждого отдельного обучающегося. После выбора дисциплины студентами заполняются формы заявленных учебных дисциплин, которые направляются в деканаты для составления индивидуального учебного плана студента. ИУПы составляются в 3-х экземплярах, хранятся в деканате, офисе регистратора и у студента. В ИУП включаются дисциплины обязательного компонента из РУП и дисциплины компонента по выбору из КЭД. На основании ИУПа обучающихся составляются расписание и расчет педагогической нагрузки ППС кафедры. Например, МОП специальности бакалавриата располагает тремя образовательными траекториями, формирующими определенные компетенции в зависимости от индивидуальных особенностей студента.

Наряду с теоретическим обучением, на формирование профессиональной компетенции выпускников ОП огромное влияние оказывают профессиональные практики. Прохождение практик является важным компонентом в подготовке конкурентоспособных специалистов и имеет важное значение для социально-психологической адаптации выпускников к условиям рынка труда. Кафедрой проводится работа по созданию необходимых условий для этого, заключены долгосрочные договора с организациями, являющимися базами практик по специальности. Базы практик выбираются студентами в соответствии с их компетентностью.

Одним из важнейших факторов подготовки специалистов, влияющих на формирование профессиональных компетенций, практических умений и навыков являются различные виды практик. Предусмотрено проведение практик: после 1-го курса — учебная, после 2,3,4 курсов – производственная практика.

В магистратуре:

—научно-педагогическое направление — на 1, 2 курсах предусмотрены педагогическая и исследовательская практики;

—профильное направление — на 1 курсе предусмотрена производственная практика и на 2 курсе — исследовательская.

Планирование образовательной траектории осуществляется в соответствии с академическим календарем. Процедура записи на дисциплины по выбору специальностей организуется отделом (офисом) регистратора в электронной форме при методической и консультативной помощи кафедр и эдвайзеров.

Эдвайзеры проводят консультационно-методическую работу с обучающимися в отношении выбора образовательной траектории, дисциплин и преподавателей за месяц до начала записи. При наличии нескольких образовательных траекторий на специальности студент пишет заявление на имя декана с указанием образовательной траектории, по которой желает обучаться. Для обучающихся 1 курсаэдвайзеры проводят консультационно-методическую работу выбора дисциплин и преподавателей на первой неделе нечетного (осеннего) семестра.

По результатам предварительной записи обучающихся по каждой дисциплине отделом (офисом) регистратора формируются академические потоки при условии достаточного количества обучающихся (не менее 20 человек), записавшихся на данную траекторию и к данному преподавателю. В случае если на данную дисциплину записалось число обучающихся меньше минимально установленного, то дисциплина не открывается (не вносится в рабочий план специальности).

Отдел (офис) регистратора на основании результатов перезаписи обучающихся на дисциплины проводит переформирование обучающихся по группам. Обучающиеся нерентабельных групп имеют право в течение 3-х дней подать повторное заявление с указанием другого предлагаемого элективного курса. Если обучающийся не воспользовался данным правом, решение о замене нерентабельного курса или преподавателя принимает заведующий выпускающей кафедры.

Непрерывность содержания образовательной программы на различных уровнях (бакалавриат — магистратура — докторантура — дополнительное образование), логика академической взаимосвязи дисциплин, последовательность и преемственность.

Структура образовательных программ разработана с учетом связей междисциплинарного характера преподаваемых курсов, учитывается непрерывность содержания образовательной программы на двух уровнях (бакалавриат — магистратура), а также логика академической взаимосвязи дисциплин, последовательность и преемственность.

В таблице 2 приведены несколько дисциплин, преподаваемых в бакалавриате и их дальнейшее развитие на уровне магистратуры.

Содержание образовательных программ бакалавриата и магистратуры разработано на основе принципов непрерывности и преемственности с предыдущими уровнями образования. Содержание программ обеспечивает завершенность каждого образовательного этапа и дает возможность прерывать образование для перехода в сферу профессиональной деятельности, либо продолжать образование. Цели, задачи, содержание, методы, технологии, средства и формы организации обучения на двух уровнях образования согласованы между собой. Образовательные программы разного уровня проектируются на следующих принципах: отсутствие дублирования содержания отдельных дисциплин, углубление содержания дисциплин на каждом уровне с учетом достижений науки и техники в соответствующей отрасли.

Логическая последовательность и преемственность освоения студентами содержания образовательных программ обеспечивается посредством системы пререквизитов и постреквизитов дисциплин, содержащейся в типовых программах, УМКД и КЭД.

Таблица 2Взаимосвязь дисциплин по уровням ОП

Уровни ОП Наименования дисциплин
Бакалавриат Математический анализ Дифференциальные уравнения Линейная алгебра
Магистратура Математический анализ на многообразиях и стохастический анализ Современные вопросы дифференциальных уравнений Современные вопросы линейной алгебры

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: