double arrow

Определение логической последовательности курсов дисциплин и отражение в рабочей учебной программе основных требований к результатам обучения

Для обеспечения логической последовательности курсов дисциплин и соответствия учебных дисциплин уровню обучения и предлагаемым результатам обучения кафедрой разрабатываются Модульные образовательные программы согласно «Положению о разработке МОП». Принцип построения образовательных программ основывается, прежде всего, на логичности последовательности изучения дисциплин, то есть присвоения статуса пост или пререквизита. Распределение дисциплин по семестрам в МОПе учитывает последовательное изучение той или иной дисциплины с учетом пре и постреквизитов. Например, изучение дисциплины «Алгоритмы и структуры данных» осуществляется после изучения дисциплины «Программирование», так как без знаний основ программирования невозможно изучение алгоритмов. Такой принцип построения образовательных программ применяется в общей системе обучения по всем уровням. Стоит отметить, что в зависимости от выбранной индивидуальной траектории обучающегося, пост и пререквизиты могут варьироваться. МОПы содержат полный перечень учебных дисциплин, сгруппированных в циклы общеобразовательных (ООД), базовых (БД) и профилирующих дисциплин (ПД) как по обязательным, так и по элективным компонентам.

Рабочие учебные планы разрабатываются и пересматриваются ежегодно, обновляются с учетом изменений на рынке труда, интереса работодателей, стремления к инновациям, которые способствуют повышению качества подготовки специалистов и адаптации выпускников в профессиональной деятельности. Пересмотр и обновление рабочих учебных планов происходит один раз в год, в конце учебного года и утверждается на следующий учебный год.

По каждой дисциплине рабочего учебного плана по всем специальностям разрабатывается учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД), который ежегодно формируется ППС кафедры, рассматривается и одобряется на заседании УМС, утверждается проректором по академическим вопросам, формируется в отдельной папке и хранится на кафедре, электронная версия — в библиотеке. Для определения единой структуры содержания УМКД в университете разработаны «Положения о разработке УМКД». ППС кафедры постоянно работает над совершенствованием содержания рабочих программ, проводит экспертизу по определению уровня качества УМКД.

В УМКД входят следующие структурные элементы:

— рабочая учебная программа дисциплины;

— программа обучения по дисциплине (Syllabus) для студента;

— методические рекомендации по изучению дисциплины;

— карта учебно-методической обеспеченности дисциплины;

— лекционный комплекс;

— методические указания по проведению семинарских (практических и лабораторных занятий);

— методические указания по проведению СРСП;

— методические указания по организации СРС;

— тематика курсовых работ (если это предусмотрено планом);

— методические указания по выполнению курсовых работ;

— методические указания по прохождению профессиональной практики (учебная, производственная, педагогическая и т.д.).

Общедоступность содержания ОП обеспечивается размещением на сайте Университета ГОСО, ТУПов, УМКС, наличием в библиотеке и рассылкой студентам электронных версий УМКД, силлабусов, КЭД, ИУПов.

В дополнение к РУП и МОП разрабатывается каталог элективных дисциплин (КЭД), который представляет собой систематизированный перечень всех дисциплин компонента по выбору, содержащий код, цикл, пререквизиты, постреквизиты, объем дисциплин в кредитах, краткое описание дисциплины с указанием цели изучения, содержания и ожидаемых результатов. Структура и содержание КЭД доступны студентам. Он имеется на бумажных и электронных носителях на сайте вуза, портале факультета, деканате, кафедре. Обновляемость элективных курсов по специальностям бакалавриата определяется кафедрой в зависимости от потребностей образовательного рынка, а также количества студентов, записавшихся на данную дисциплину. Ежегодно корректируется содержание существующих дисциплин, менее актуальные дисциплины упраздняются, охватывающие узкую тематику — объединяются с родственными дисциплинами и укрупняются.

Кроме того, выпускающая кафедра определяет пре- и постреквизиты и проводит анализ новой дисциплины по критериям:

— дисциплина должна быть направлена на достижение компетенций, определенных для специальности;

— дисциплина должна отражать современные достижения в области науки;

— результаты обучения дисциплины должны быть актуальны и должны соответствовать требованиям современного рынка труда;

— презентация курса должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению.

После утверждения на учебно-методическом совете каталога элективных дисциплин и прохождения процедурызаписи обучающихся на дисциплины, кафедры разрабатываютиутверждают на учебно-методическом совете вуза учебно-методические комплексы.

Так, например, для развития у студентов аксиоматического метода были введены дисциплины «Теория моделей», «Теория групп», «Основания геометрии». Для понимания современного состоянии математики и развития общей математической культуры были введены такие предметы как «Уравнения математической физики», «Функциональный анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: