Виды управленческих решений

Основным элементом процесса управления являются руководители, принимающие самые различные по своему значению УР. Высшие руководители организаций в основном принимают решения, связанные со стратегией развития, определяют цели организации, организуют работу аппарата управления, утверждают номенклатуру продукции, работ, услуг и др. менеджеры среднего и низового звена управления принимают УР по организации производственного процесса, набора и расстановки кадров и т.п.

Принимать УР могут как отдельные менеджеры, так и группы работников, наделенных необходимыми полномочиями для их принятия.

Управленческие решения, принимаемые одним лицом, носят творческий характер, так как затрачивается меньше времени на их разработку, не требуется согласования на промежуточных этапах. Такой подход используется в основном в условиях дефицита времени на сбор и обработку необходимой информации. Однако при индивидуальном решении возникает вероятность принятия неэффективных УР, ввиду меньшего количества рассматриваемых альтернативных вариантов.

Групповое принятие УР характеризуется рядом премуществ. По сравнению с индивидуальным. Возрастает качество группового решения, так как предлагается большое количество альтернативных вариантов, уменьшается возможность ошибочных подходов принятия УР. Групповой подход вовлекает работников в процесс реализации УР, усиливает мотивацию участников этой работы и психологически лучше воспринимается коллективом предприятия (организации). К недостатком группового принятия УР относят значительные затраты времени для создания группы, подготовки материалов для обсуждения, ознакомления и согласования. Поэтому специалисты рекомендуют создавать группы не более, чем из семи работников.

Управленческие решения можно классифицировать по многочисленным признакам. Классификация необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации ( УР):

1. по функциональному содержанию:

· плановые; организационные; контролирующие; прогнозные; координирующие; учетные; аналитические.

2. по характеру задач:

· экономические; организационные; технологические; технические; прочие.

3. по характеру целей:

· стратегические; тактические; текущие (оперативные).

4. по уровням иерархии:

· на уровне предприятия; на уровне подразделения.

5. по характеру разработки:

· единоличные, индивидуальные; групповые, коллектив­ные;

6. по организационному оформлению:

· жесткие; ориентирующие; гибкие; нормативные.

7. по исходным методам разработки:

· неформализуемые (которые обосновываются эвристическими методами); математические (при обосновании которых широко используются математические методы); графические.

8. по условиям принятия:

· принимаемые в условиях определенности (хорошо структурированные, детерминированные);

· в условиях риска, относящиеся к вероятностным;

· в условиях неопределен­ности, относящиеся к поисковым;

9. поспособу воздействия на управляемый объект:

· прямые директивные, доводимые до исполнителей в виде приказа, распоряжения, косвенного воздействия (на основе средств стимулирования);

· функциональные (в области финансов, управления проектами и т. п.);

10. по форме:

· письменные; устные; кодированные;

Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: инструкция, суждение и рациональность.

При принятии чисто интуитивного решения ЛПР основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Менеджер, ориентирующийся только на интуицию, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.

Решения, основанные на суждении,во многом схожи с интуитивными, но в их основе лежат знания и осмысленный опыт прошлого. Этот способ тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера. В связи с этим принято различать:

· уравновешенные решения, принимаемые менеджерами, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым к гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступать к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

· импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются сгоряча, необдуманно.

· инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в них трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство;

· рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез, они уверены в себе, их не пугают последствия.

· осторожные решения характеризуются тщательностью оценки всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды управленческих решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы управления принимаются рациональные решения,основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

под оптимальностью УР подразумевается свойство УР быть наилучшим в соответствии с критерием (системой критериев) оптимальности.

Эффективным является решение, приводящее к нужным и действенным результатам

Результативным можно назвать решение, реализация которого при­водит к итоговым результатам. Можно оптимально разработать УР, эффективно его реализовать, но получить негативные результаты.

Результативное решение в нашем понимании способствует достижению даже не цели системы управления, а цели организации (фирмы, страны), которой должна соответствовать система управления.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

Рассмотрим основные требования, которые предъявляются к УР. Решение есть продукт деятельности ЛПР. Они разрабатываются сообразно целям, функциям соответствующего уровня иерархии управления. УР определяются целью организации, а цель, в свою очередь, формулируется исходя из требований объективных законов управления. Следовательно, определяя требования к УР, необходимо исходить не из субъективных представлений ЛПР или руководителей данной организации, а из принципов управления, выражающих требования законов и правила их выполнения в реальных условиях.

В настоящее время, на отечественных предприятиях (организациях) предъявляются следующие основные требования к УР:

· своевременность выработки, принятия и реализации. Это способствует решению возникающих проблем и недопущению их обострения или превращению деятельности в бесполезную;

· конкретная целевая направленность;

· правомочность;

· непротиворечивость;

· наличие механизма реализации, т.е. цели действия, задачи и порядка их выполнения; а также организации, мотивации, контроля, возможности определять необходимые организационные изменения в системе, предназначенной для достижения целей;

· всесторонняя обоснованность, т.е. обеспечение максимальной отдачи от потенциальных возможностей в процессе реализации решения;

· возможность быть реализованными, т.е. обеспеченными соответствующими ресурсами (управленческими, материальными, человеческими, правовыми и т.д.);

· недопущение конфликтов, соответствие используемой в организации психологии управления;

· гибкость, т.е. возможность изменения, коррекции решения при изменении условий, ситуации;

· возможность верификации и контроля исполнения;

· оригинальность и неожиданность для конкурента;

· содержание необходимой информации для подчиненных;

· понятность по форме и обоснованность;

· краткость и четкость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: