Понятие социальной реабилитации

Понятие «реабилитация» (от позднелат. habilis – способность, rehabilitatio – восстановление способностей) многозначно. Оно используется в юридическом, психологическом, педагогическом, профессиональном, бытовом, медицинском и социальном смыслах.

В юридическом смысле понятие «реабилитация» применяется, когда речь идет о восстановлении человека или группы лиц в правах по суду или в административном порядке (например, реабилитация репрессированных, восстановление деловой репутации или применение к подсудимым воспитательных мер).

В психологическом смысле понятие «реабилитация» (или «психореабилитация») означает восстановление утраченных психических образований или психических операций. Психические функции могут быть нарушены: в результате физической или психической травмы или в результате искажений в процессе развития (например, гиперопека родителей, неполная семья, неадекватная референтная группа и т.д.). Психологическая реабилитация направлена на восстановление адекватной Я-концепции, формирование осознаваемой мотивации своих действий (Руденко А.М. Психологический практикум… С. 173.).

Педагогическое значение понятия «реабилитация» включает в себя мероприятия развивающего характера, включающие обучение и воспитание необходимых умений, навыков и в целом опыта социального поведения, самообслуживания и жизнеобеспечения. Имеет место прежде всего в рамках коррекционной педагогики, направленной на образование детей и взрослых с дефектами, инвалидов и их родственников. При этом применяются специальные педагогические методы, учитывающие и исправляющие недостатки психического или физического развития.

Понятие «профессиональная реабилитация» предусматривает переобучение или обучение новой профессии в связи с утратой прежней профессиональной трудоспособности и включает в себя профориентацию, профессиональное образование, трудовую адаптация, трудоустройство и трудовую занятость.

В медицинском смысле понятие «реабилитация» впервые было применено к туберкулезным больным, а после Второй мировой войны медицинская реабилитация становится отдельной специализацией, направленной на помощь раненным на войне, имеющим ампутации, ранения головы, неврологические нарушения и т.п. Всемирная организация здравоохранения в реабилитации усматривает задачу «не только вернуть больного к прежнему состоянию, но и развивать его физические и психологические функции до оптимального уровня» (Восстановление трудоспособности: хроника ВОЗ. 1969. Т 23а. С. 255). Медицинская реабилитация, таким образом, направлена на полное или частичное восстановление здоровья или замедления тех или иных патологических процессов, профилактику осложнений заболеваний. Она очень важна, поскольку «научные исследования воздействия средств реабилитации отчетливо показали, что при правильно разработанной ее программе к активной жизни можно возвращать 50% тяжелобольных» (физическая реабилитация / Под ред. С.Н. Попова, 2005. С. 7). Реабилитация сокращает сроки лечения, способствует возвращению больных к активной жизни, уменьшает размеры помощи по инвалидности. Тем не менее, медицинская реабилитация чаще всего выступает лишь начальным звеном в системе комплексной реабилитации человека, большую часть которой занимает реабилитация социальная.

Социальная реабилитация представляет собой систему и процесс восстановления различных нарушений и ликвидации разнообразных ограничений с целью оптимального функционирования в социально-бытовых и социально-средовых условиях. Характер нарушений может быть различным. Выделяют следующие виды социальной недостаточности (Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., В.В. Чешихина, 2005, С. 189):

· нарушение способности самообслуживания наблюдается у тяжелых соматически больных, психически больных, у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и функций верхних конечностей, при нарушениях зрения;

· нарушение способности передвижения в виде ограничения или полного отсутствия мобильности характерно для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для тяжелых соматически больных, больных с нарушением зрения;

· нарушение способности к трудовой деятельности выявляется у всех категорий инвалидов;

· нарушение способности к обучению в той или иной степени проявляется у всех лиц с физическими дефектами, при умственной патологии;

· нарушение способности к ориентации может быть обусловлено как нарушением зрительного или слухового анализатора, так и нарушениями психической сферы;

· нарушение способности к общению может быть вызвано слуховыми и речевыми нарушениями, нарушениями психики, а также может возникнуть у больного с нарушениями передвижения, не имеющего телефонной связи с окружающими;

· нарушение способности контролировать свое поведение в подавляющем большинстве случаев относится к больным с нарушениями психики.

Социальная реабилитация – это восстановление или повышение уровня всех функциональных способностей и общественных связей личности. При этом следует подчеркнуть, что не следует воспринимать реабилитацию в социальном смысле лишь как реабилитацию инвалидов, что достаточно распространено в отечественной научной и учебной литературе. К примеру, широко известное учебное пособие «Социальная реабилитация» Е.И. Холостовой, Н.Ф. Дементьевой, на наш взгляд, страдает именно этим недостатком: т.е. раскрывает содержание социальной реабилитации исключительно в свете феномена инвалидизации, который, безусловно, является одним из центральных, но не единственным, в котором раскрывается и проявляется социальная реабилитация. Тем более, сами авторы признают, что «социальная реабилитация – комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе» (Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф., 2006, С. 333). Подчеркиваем: человека, а не только инвалида. А это значит, что социальная реабилитация должна рассматриваться применительно к каждому нуждающемуся в ней человеку (в том числе, например, к военнослужащим, бывшим заключенным, трудным подросткам, сиротам, жертвам терактов и т.п.), а не только к инвалидам. Как справедливо подчеркивают авторы учебного пособия «Комплексная реабилитация инвалидов», «цель социальной реабилитации – ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости» (Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г, Чешихина В.В и др., 2005, С. 100).

Понятно, что при таком, достаточно широком понимании целей социальной реабилитации:

1) ее никак нельзя сузить до деятельности по оказанию социальной помощи инвалидам, хотя, безусловно, всякое реабилитационное мероприятие возможно прежде всего при условии обеспечения социальной защиты;

2) ее можно трактовать как комплексное интегральное понятие реабилитации, включающее ее профессиональный, психолого-педагогический, медицинский, бытовой и другие аспекты. Не случайно «Российская энциклопедия по охране труда» (2007) содержит следующее определение: «Социальная реабилитация – программа преодоления чувства неполноценности, возникшего в связи с возрастом или потерей трудоспособности. Осуществляется посредством вовлечения человека в коллективный труд и отдых, привлечения к информационно-культурным источникам – библиотекам, музеям, театрам и т.д. Имеет несколько аспектов – медицинский, профессиональный, бытовой и др.»;

3) как комплексное понятие социальная реабилитация должна рассматриваться в различных более частных аспектах: социально-экономическом, социально-психологическом, социально-бытовом, социально-медицинском, социально-педагогическом, социально-профессиональном, социокультурном и т.д.

Естественно, что виды и направления социальной реабилитации следует рассматривать в их единстве и взаимосвязи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: