Школа научного управления как этап в развитии менеджмента

Шк связ с работами Тейлора и его учеников. Создатели этой школы полагали, что для того чтобы обеспечить эфф-ть пр-ва, снизить затраты на пр-во, увелич объемы пр-ва необх подойти к этому вопросу научно. 1-д/б выделены люди, кот будут думать над этим вопросом, внедрять, контролировать результаты внедрения новых подходов в пр-во. Эти люди-управленцы. Первое, что предложил Тейлор это принципы орг-ции пр-ва.

Чтобы увеличить интенсивность труда и снизить затраты на ед. продукции, нужно:

1. разделение труда и распределение конкретных заданий между исполнителями - специализация рабочих мест

2. производственный процесс должен быть разбит на операции, действия, движения

3. разработка заданий и предписаний для каждого рабочего места, за которым закрепляется конкретная операция или действие

4. измерение затрат живого труда (нормирование труда), с помощью фотографии и хронометража. Разработка научно обоснованных норм времени по каждой операции

5. научная организация труда и рабочего места (минимизировать излишние затраты времени)

6. каждый отвечает за себя

7. мотивирование и стимулирование труда: каждый труд или его элемент имеет ценность, эту цену надо оправдывать и гарантировать работнику, если он перевыполнит, поставленные перед ним задачи (увеличение производительности труда). Это должно дополнительно стимулироваться в виде премий.

Таким образом, считая, что основным критерием эффективности производства является рост производительности труда, все усилия управленца по организации производства должны быть направлены на обеспечение роста этого показателя.

Принципы научного управления:

1. заниматься вопросами подбора и расстановки кадров

2. заниматься вопросами нормирования труда и организации рабочего места

3. разрабатывать системы мотивации и стимулирования труда работников

4. разрабатывать оптимальные режимы труда и отдыха

5. писать инструкции для каждого рабочего места

6. заниматься инструктированием и обучением работников, всячески поддерживать у них желание обучиться новым приемам труда

7. следить за тем, чтобы работник был обеспечен всеми необходимыми ресурсами

Все, что предложил Тейлор, актуально и сегодня: специализированные рабочие места, поточные методы организации производства, техническое нормирование, затраты труда, научная организация труда.

3. Административная (классическая) школа в управлении.

Основоп: Анри Фойоль. Сторонники выработали подходы к управлению организации в целом, для этого:

1. были выдел вертик упр-я: упр-е пр-м, фин-и, управление на внешнем рынке.

2. для того чтобы управлять, нужны спец-ты, менеджеры, кот должны иметь спец подготовку

3. между этими людьми должна быть распределена зона их действия и зоны их влияния – спец-я упр-го труда

4. д/б созд костяк орг-ии – структ орг-ии, кот д/б развернутой по горизонт и по вертик (зоны функц-я).

5 задач администрирования:

1. предвидеть и вырабатывать программу действий

2. орг-ть: созд двойной мат-й и соц-й организм пред-я

3. распоряж-ся: заставлять персонал работать

4. координировать: связывать все усилия

5. контрол-ть: все соверша согласно правилам и распоряж

Принципы администрирования:

1. разделение труда:

2. полномочия и ответственность:

3. дисциплина: Фойоль трактовал, как справедливое применение санкций. Понятие дисциплины на производстве проявляется в нескольких вариантах:

· технологич дисцип – соблюд режимов пр-ых процессов

· труд дисц – соблюд треб-ий ТБ, кач-во вып-ой работы

· пр-ная дисцип – соблюд правил внутр распорядка

4. единоначалие: во главе кажд подразд д/б 1 рук-ль

5. подчиненность личных интересов общим.

6. вознаграждение персонала

7. централизация: оптимальное распределение полномочий менеджеров верхних, средних и нижних уровней. Решения о мерах централизации д/б зафикс в подгот регламенте упр-я: «Должностная инструкция»

8. скалярная цель (иерархия управления): правила иерархии:

· тот, кто внизу подчин решениям тех, кто находится на более высокой ступени управления

· нельзя отдавать уп-е распоряжения с ВУ прямо на нижний, минуя промежуточное звено

· если тому, кто находится на нижней ступени уп-я, приказ 2 и мен-р СУ и м-р ВУ, то он должен слушать только своего непосредственного начальника

9. порядок: место для всего, все на своем месте

10. справедливость: в реш-х мен-а долж сочетаться доброта и правосудие

11. стабильность рабочего места персонала: минимизировать текучесть кадров

12. инициатива: готовность коллективно обсуждать проблемы, готовность выслушивать и соглашаться с чужим мнением, если оно верно, готовность всячески поощрять творческий подход и инициативу в порученном деле

13. созд корпорат духа: союз это сила, он является результатом гармонии среднего персонала, поэтому подбор персонала, воспитание его в духе преданности интересам фирмы и т. д. – важный момент управления

4. Школа человеческих отношений и поведенческие науки: общая характеристика

Сторонники этой школы сконцентрировали свое внимание на еще первом ресурсе, без кот.невозможно организовать произ-ый процесс – трудовые ресурсы. Осн. часть своего рабочего времени, особенно менеджеры, находящиеся на нижнем уровне управления, уделяют внимание именно управлению труд. ресурсами, работе с подчиненными – управление соц структурой орг-и.

Внутри школы 2 подхода:

1. Психологический. Основоположник Эльтон Мейо. Суть: говоря о упр-ии надо обязательно иметь в виду, что организация это соц структура и человеческий фактор является первым из основных элементов эффективной организации, поэтому задание менеджера состоит в том, чтобы к дополнению формального (администр) подхода к управлению надо развивать и неформальные межличностные связи – создавать микроклимат в коллективе. Мейо провел исследования и выяснил: четко разработанные рабочими операции, хорошая з\п не всегда ведут к повышению ПТ, т. к. в процессе общения между людьми возникают новые соц силы и эти силы могут превосходить все усилия руководителя. Позднее Маслоу и другие психологи помогли понять, что это за соц силы. Выяснилось следующее: поступками и поведением людей руководят не только эконом. силы, а другие различные потребности, которые не всегда реализовываются с помощью денег, появилась теория мотивации труд.деят-ти. Зная азы теории мотивации, сторонники этой школы рекомендуют всем менеджерам изучить эти азы, разобраться в мотивах поведения своих подчиненных и использовать их в практике управления людьми, обращаясь к теории мотивации – неформальные отношения с подчиненными. Они рекомендуют использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие изучение их соц потребностей, консультации с работниками, предоставление им более широких возможностей реализовать потребность в общении, самовыражении, творчестве.

2. Поведенческий. (Герцберг, Макгрегори и др.) Суть: выработка рабочего определения групповыми нормами, чем личными физическими возможностями. Групповые нормы по существу являются неписанными правилами, регулируя неформально организацию. Работники чаще действуют, как члены групп, а не как индивиды. Значение неформальных лидеров нельзя недооценивать. Лидер группы это человек, чья деят-ть в наиб. степени, совпадающие с групповыми нормами, т. е. это человек, поведение кот. воспринимают как наиб. соответствие целям группы. Рук-ль должен: принимать инф-ю к сведению и считаться с ней, должен по возможности совместить в себе формального и неформального лидера. Если рук-ль не в состоянии стать им, в коллективе есть неформал.лидер, след-но, нужно дружить с этим лидером и использовать его влияние.

3.

5. Процессный подход к менеджменту

Этой методикой должен владеть каждый менеджер, т. о. должна стоиться логика его рассуждений в процессе принятия и реализации управленческих решений.

Этот подход был предложен сторонниками школы административного управления.

Суть: управление должно рассматриваться как процесс, начиная с цели и заканчивая реализацией этой цели. Т.к. работа менеджера связана с тем, что в теч.рабочего дня перед ним возникают проблемы, порождаемые заданиями, которые он должен решать, и для того, чтобы их решать, он должен сформировать цель, принять управленческое решение, обеспечить его реализацию, проанализировать, что получилось. Проблем много, задач много – суть деятельности менеджера, следовательно, управление – серия непрерывных взаимосвязанных действий, которые являются процессом, называемый управленческая функция. Сумма всех функций представляет собой процесс управления.

Фойоль видел 5 функций управления, по его словам – управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Сегодня процесс управления можно представить, состоящим из 4 основных функций:

1)планирование – подготовка и принятие управленческих решений

2)организация – обеспечение условий для выполнения принятых решений

3)распорядительство – руководство и мотивация

4)контроль – учет и анализ

Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

6. Системный подход к менеджменту.

Любая организация рассматривается как система. Система – целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Все системы делятся на открытые и закрытые. Закрытые: жесткие, фиксированные границы, и ее действия не зависят от внешней среды. Открытые: зависят от внешней среды.

Крупные составляющие сложной системы сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Подсистема: производственная (техническая) подсистема, соц подсистема, управляющая подсистема.

Подсистема: управляющую управляемую.

(руководитель) Директивы (исполнители)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: