Лингвистическая антиномия

Противоречие в законе или противоречие закона самому себе) — ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование.

Понятие речевой деятельности, языка и речи (Ф. де Соссюр).
Языком называют общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке.

Речь — деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии. Речь индивидуальна и направлена на коммуникацию. Речь — использование языка в конкретных ситуациях.

Речевая деятельность, речевой акт, согласно Соссюру, имеет три составляющие:

· физическую (распространение звуковых волн),

· физиологическую (порождение или восприятие),

· психическую (акустические образы-психическое представление о физическом звучании и понятия).

Система языка – норма – узус – речь (текст).
Система языка — множество элементов языка, связанных друг с другом теми или иными отношениями, образующее определенное единство и целостность. Каждый компонент языковой системы существует в противопоставлении другим элементам, что наделяет его значимостью.

Норма — это представление коллектива носителей языка о том, что есть правильное и неправильное в языке и речи.

Узус — «отфильтровывает» продукты языковой системы не по критерию «правильно-неправильно», а по критерию «более предпочтительно-менее предпочтительно»; частота употребления слов, речевые традиции.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Язык, идиолект, социолект.
Идиолект — это вариант языка, используемый одним человеком. Он выражается в особых принципах подбора слов и грамматических особенностях, а также в словах, выражениях, идиомах или произношении, которые характерны исключительно для данного человека.

Социолект, социальный диалект — групповые речевые (в первую очередь лексические и стилистические) особенности, характерные для какой-либо социальной группы — профессиональной, возрастной, субкультуры. Этим социолект отличается от диалекта, на котором разговаривают представители определённой географической области, и идиолекта — языка, присущего конкретному индивиду.

10. Лингвистические антиномии.

Антиномия — это противоположные утверждения, каждое из которых является верным.

1. язык-речь

2. язык-социолет (сленг, жаргон)

Парадигматика и синтагматика.
Парадигматические отношения — это отношения противопоставленности и функционального тождества языковых элементов («ИЛИ – ИЛИ»). Т.е. в парадигму объединяются наборы языковых единиц, сходных по одному из противопоставленных по какому-то другому критерию. Парадигматика определяет, к какому разряду грамматической категории относится та или иная языковая единица, по аналогии с ей подобными. Группировки слов в классы – синонимов, антонимов, тематических групп, частей речи и т.п. — дают пример различных проявлений парадигматических отношений в лексике.

Примеры иерархических отношений между единицами разных ярусов:

· фонемы <в> <о> <д> <а> входят в морфемы <вод><а>;

· морфемы <вод><а> входят в слово <вода>;

· слово <вода> входит в предложение <Вода течет>.

Синтагматические отношения можно определить как отношения сочетаемости элементов одного уровня в речевой цепи, т.е. сочетание фонем с фонемами, морфем с морфемами и т.п. отношения между одноуровневыми единицами в линейной цепи высказывания (например, перед гласными е, и всегда стоит мягкая согласная)

Асимметрия языкового знака.
Одному означаемому соответствуют несколько означающих, или, наоборот, одному означающему можно поставить в соответствие более чем одно означаемое

Асимметрия язкового знака (С.О. Карцевский): каждое означающее стремится выражать другое означаемое и, наоборот, каждое означаемое стремится быть выраженным разными средствами.

11. Лингвистические антиномии. Синхрония и диахрония.

Диахрония и синхрония — два противопоставленных аспекта исторической лингвистики. Наиболее подробно их рассмотрел Фердинанд де Соссюр.

Диахрония — рассмотрение исторического развития тех или иных языковых явлений и языковой системы в целом как предмет лингвистического изучения.

Синхрония — рассмотрение состояния языка как установившейся системы в определенный момент времени.

Внутренняя системность языка и внешние факторы, влияющие на его развитие и функционирование.
Системность языка — это внутренняя организация совокупности его элементов, связанных определенными отношениями.

Факторы развития языка (внешние):

· развитие общества

· языковые контакты (+ интеграция языков)

· языковая политика (пуризм)

12. Речевая деятельность как предмет психолингвистики. Общие характеристики речевой деятельности.

Для психологии представляет интерес взаимоотношение речи с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т.д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Психолингвистика изучает развитие речи у ребенка, процессы чтения, порождения и восприятия речи, отличия в освоении родного и иностранных языков, дефекты речи.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

Выделяют внутреннюю и внешнюю речи. Внешняя речь включает говорение и письменную. Речь внутренняя выступает как средство мышления.

Характеристики речевой деятельности:

· целенаправленность

· мотивированность

· структурность

· предметность

· состоит из нескольких последовательных фаз — ориентировки, планирования, реализации, контроля.

· реализует коммуникативные и познавательные потребности

· реализуется в таких ее основных видах, как слушание, говорение, чтение, письмо.

13. Моделирование процессов порождения и восприятия речи.

Процессы порождения и восприятия речевых высказываний рассматриваются как основной предмет исследования психолингвистики.

Модель в лингвистике — искусственно создаваемое лингвистом реальное или мысленное устройство, воспроизводящее, имитирующее своим поведением (обычно в упрощенном виде) поведение оригинала.

Моделирование необходимо в первую очередь в логопедической работе; количество моделей на данный момент более нескольких десятков. Схема по Леонтьеву:

· в начале мотив (определяется, о чем и что надо сказать)

· замысел

· определение содержания речевого высказывания

· определение главного и второстепенного в содержании речевого высказывания, последовательности

· перевод мысли в слова

· выбор грамматической конструкции

· определение места главного элемента (выбранного по значению слова) в синтаксической структуре и наделение его грамматическими характеристиками

· контроль: соответствует ли составленное речевое высказывание задачам речевой коммуникации

· отказ от говорения, корректировка выражения или его произнесение.

Понимание высказывания начинается и восприятие внешней развернутой речи и переходит в понимание общего значения высказывания, а далее — в понимание подтекста высказывания. Восприятие речи — это процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний. Обработка речевых сигналов проходит последовательно. Восприятие формы речи требует знания языка.

Воспринимая речь, человек соотносит сказанное с действительностью, со своими знаниями о мире, со своим опытом. Человек может восстанавливать пропущенные фрагменты, черпая информацию из своего сознания. В процессе восприятия человек активен, выдвигает гипотезы относительно дальнейшего содержания и осуществляет смысловые замены.

14. Морфологическая классификация языков.

Морфологическая классификация языков входит в типологическую, в которую входят:

· фонетическая

· морфологическая

· синтаксическая

В основе морфологической классификации лежит сходство строения языков. Тип языка определяется по грамматическому строю.

Традиционно различаются аналитический и синтетический типы языков.

При аналитизме грамматические значения выражаются отдельными служебными словами, которые могут являться как самостоятельными словоформами (ср. будет делать), так и клитиками (ср. сделал бы); локус грамматических морфем — отдельная синтаксическая позиция.

При синтетизме грамматические значения выражаются аффиксами в составе словоформы, то есть образуют одно фонетическое слово с опорным лексическим корнем; локус грамматических морфем — при лексическом корне.

Морфологическая классификация учитывает особенности строения слова, количество и типы морфем:

1) изолирующие языки (корневые) — китайский, азиатские языки. Слова не изменяются, части речи разграничены слабо, слова кратки, преимущественно односложны. Слова-омонимы дифференцируются при помощи музыкального ударения. Слова в предложении формально не связаны друг с другом; синтаксические отношения выражаются посредством порядка слов, служебных слов, интонации

2) агглютинативные — языки используют стандартные однозначные аффиксы (послелоги) для присоединения к неизменяемым корням и основам. К языкам этого типа относятся тюркские и монгольские языки.

3) Флективные — например, славянские или балтийские. Основной грамматический способ – аффиксация. Большое число фонетически и семантически не мотивированных типов склонения и спряжения.

4) Инкорпорирующие — чукотско-камчатские или многие языки Северной Америки. Слова-предложения образуются путём объединения корней-основ и служебных элементов. Части этого слова-предложения выполняют одновременно функции элементов слова и членов предложения.

https://podelise.ru/docs/HYPERLINK "https://podelise.ru/docs/70314/index-4692-1.html?page=10"70314HYPERLINK "https://podelise.ru/docs/70314/index-4692-1.html?page=10"/index-HYPERLINK "https://podelise.ru/docs/70314/index-4692-1.html?page=10"4692HYPERLINK "https://podelise.ru/docs/70314/index-4692-1.html?page=10"-HYPERLINK "https://podelise.ru/docs/70314/index-4692-1.html?page=10"1HYPERLINK "https://podelise.ru/docs/70314/index-4692-1.html?page=10".html?page=HYPERLINK "https://podelise.ru/docs/70314/index-4692-1.html?page=10"10

15. Синтаксическая и фонетическая типологическая классификация языков.

Синтаксическая классификация опирается на признаки семантической и формальной структуры главных членов предложения. В языках номинативного типа предложение основано на противопоставлении подлежащего (субъекта действия) и дополнения (объекта действия). В них различаются переходные и непереходные глаголы, именительный и винительный падежи существительного, прямое и косвенное дополнения. В глагольном спряжении используются субъектно-объектные ряды личных аффиксов. К этому типу относятся индоевропейские, семитские, дравидийские, финские, тюркские, монгольские, тайские языки, японский, корейский и китайский.

В языках эргативного типа предложение строится на противопоставлении не субъекта и объекта, а так называемого агентива (производителя действия) и фактитива (носителя действия). В языках этого типа различаются эргативная и абсолютная конструкции. В предложении, имеющим прямое дополнение, подлежащее стоит в эргативном падеже, дополнение – в абсолютном. В предложении без дополнения подлежащее стоит в абсолютном падеже. Подлежащее при непереходном действии совпадает по форме (абсолютный падеж) с объектом переходного действия. Существительное в форме эргативного падежа обозначает кроме субъекта переходного действия также косвенный объект (часто инструмент действия).

Суть активного строя — в резком противопоставлении глаголов действия (динамических) и глаголов состояния (статических), суть эргативного строя — в столь же резком противопоставлении переходных и непереходных глаголов. Оба строя характеризуются в отличие от номинативного отсутствием единого грамматического оформления субъекта: в зависимости от характера глагола на субъект указывают разные ряды аффиксов в глаголе, да и сам субъект выражается разными падежами: падеж субъекта динамических (при активном) или только переходных (при эргативном строе) глаголов оформляется особым падежом (активным или эргативным), тогда как субъект глаголов других групп (статических или соответственно всех непереходных) ставится в том падеже, которым оформлен объект переходных глаголов.

Активный строй предложения представлен в ряде америндейских языков, а в пережитках и в языках других ареалов; эргативный строй — в кавказских языках, в баскском, в шумерском, древнетибетском, в ряде языков Австралии и Америки и в некоторых современных иранских и индийских языках.

Номинативный строй предложения (наиболее широко распространенный в языках мира) характеризуется одинаковостью оформления подлежащего, независимо от значения и формы глагола. Глагол в языках номинативного строя обычно не имеет полиперсонального спряжения, а если согласуется, то только с подлежащим, которое при наличии в данном языке изменения по падежам ставится в именительном падеже (номинативе).

Синтаксическая типология может строиться и на базе других признаков: языки со свободным порядком слов противопоставляются «позиционным».

Фонетическая типология основывается на учете характера основной фонологической единицы. По характеру основной фонологической единицы языки подразделяются на:

· языки фонемного строя, т.е. языки, в которых основной фонологической единицей является фонема;

· языки слогового строя, где основной фонологической единицей является слог. К числу языков слогового строя относятся китайский, бирманский, вьетнамский языки.
Фонетическая типология противопоставляет языки со свободным словесным ударением — языкам с разными типами фиксированного и полуфиксированного ударения и таким, в которых словесного ударения практически нет. Далее языки различаются по использованию фонологических признаков: «слоговые» языки — по характеру инициалей и финалей слога, а «фонемные» — по степени разработанности и богатства фонемного инвентаря и специально репертуара гласных и согласных фонем и по относительной частоте употребления тех и других в тексте, иными словами, преобладанию гласными над согласными или наоборот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: