Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык. – Л.: Просвещение, 1981. – С. 125-138




2. Русская грамматика, ч.1. – М.: Наука, 1980. – §§ 174-190.

дополнительная:

1. Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. – М.: Наука, 1977.

2. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. – М.: Просвещение, 1973. – С. 3-168; 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2005. – С. 19-45.

3. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985. – Т.1. – С.18-28.

Упражнения[1]

ко 2-му и 3-му вопросам: 1, 6, 7, 10, 12, 14, 15, 16;

к 4 и 5 вопросам: 18, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 33, 34, 36, 44, 45;

к 7-му вопросу: 48, 50, 51, 52, 56, 58;

к 8-му вопросу: 59, 60, 61.

I. Предмет и задачи морфемологии

Морфемологияодин из подразделов дериватологии, предметом изучения которого являются минимальные значимые части слова – морфемы. Совокупность морфем языка в системе называется морфемикой (термин морфемика иногда употребляют как синоним термина морфемология). С дериватологией морфемология связана тем, что изучает основные словообразовательные средства – аффиксы; по общим типам морфем определяются способы словообразования; с учетом деривационных значений морфем определяется словообразовательное значение слов и далее – словообразовательные типы слов. Задача морфемологии – изучить морфемы с точки зрения их роли, места в слове, выполняемой функции, происхождения, продуктивности и регулярности употребления. Морфемология изучает также исторические изменения в основах слов, происходящие на стыке морфем.

II.Понятие морфемы

Каждый из разделов науки о языке изучает слово в определенном аспекте: на уровне фонем, семантических признаков, грамматических характеристик, синтаксических функций.

Морфемология изучает слово на уровне морфем.

Термин морфема был введен И. А. Бодуэном де Куртенэ в 70-е годы XIX в. Первое упоминание о морфеме относится к 1868 г., когда им была написана статья «Некоторые случаи действия аналогии в польском склонении».

Морфема (от гр. morphē – форма) – абстрактная языковая единица, которая обозначает минимальную значимую часть слова, выраженную в его структуре. Из этого следует, что морфемой можно считать только такую его структурную часть, которая имеет значение и далее не членится.

Морфема отличается и от фонем, и от слов.

От фонемы, которая имеет форму выражения, но не имеет значения, морфема отличается тем, что является двусторонней языковой единицей, имеющей и план выражения, и план содержания.

Основные отличия морфемы от слова:

Морфема Слово
1. На значимые части далее не членится. 1. Членится на значимые части – морфемы.
2. С понятием не соотносится. 2. Называет понятие или предмет.
3. Существует только в слове и самостоятельно выполнять коммуникативную функцию не может.   3. Грамматически оформлено, то есть содержит указание на часть речи и может быть членом предложения.
4. Морфемы лишь воспроизводятся, то есть извлекаются из памяти в виде готовых единиц. 4. Слова также в основном воспроизводятся, но могут и производиться (например, окказионализмы).
5. В русском языке только 5 (6) морфем и ограниченное количество морфов: корней – 18118[2]; префиксов[3] – 70, суффиксов более 500, окончаний 50. 5. Слов гораздо больше. Наиболее употребительные морфы в их комбинации дают около 50 000 слов (30 + 400 +90 = 50 000).

III. Морфема и морф.




Алломорфы и варианты морфов

Термин морфема И. А. Бодуэн де Куртенэ использовал как родовое понятие по отношению к видовым понятиям – корень, префикс, суффикс, окончание, постфикс. Он писал: «Считать подобный термин лишним – это тоже самое, что считать лишним объединяющий термин «дерево» и довольствоваться частными названиями «дуб», «береза», «ель», «сосна» и т.д.»[4].

Таким образом, термином морфема обозначается любая структурная часть слова, имеющая значение и далее не делимая: в русском языке таких частей может быть 5: префикс, корень, суффикс, флексия, постфикс (или 6, если считать морфемой интерфикс). Эти структурные части получили название в зависимости либо от роли в слове (корень), либо от места (префикс, суффикс, окончание, постфикс). Каждая из морфем является носителем целого ряда деривационных значений (а корень выражает лексическое значение), которые могут быть реализованы в конкретных словах в виде морфов– представителей (репрезентантов) той или иной морфемы в слове. Так, в слове учитель представлено три морфемы – корневая, суффиксальная и флексийная. Корневая репрезентируется корневым морфом уч- (с соответствующим значением), суффиксальная морфема реализуется в двух морфах – -и- (с общим значением «действие») и -тель- (со значением «лицо»), флексийная морфема реализована в нулевом морфе (выражает грамматическое значение муж. р., ед. ч , И.п.).



Звуковая оболочка морфа может меняться в зависимости от позиции в слове, например, любить – люблю, водить – вожу: перед суффиксом -и- – корни люб-, вод-, а перед личным окончанием – любл-, вож-; в слове свечка перед окончанием представлен суффиксальный морф -к-, а в свечечка – перед другим суффиксом – он приобретает вид -еч-.

Морфы, имеющее одинаковое значение, но разное фонетическое оформление, могут быть вариантами или алломорфами[5].

Варианты морфа имеют одинаковое значение, разное фонетическое оформление и могут заменять друг друга в одной и той же позиции, например, окончания имен существительных ж.р. и прилагательных ж.р. в Т.п. ед.ч.: судьбой – судьбою, красивой – красивою;суффиксы формы сравнительной степени прилагательных и наречий: красивей – красивее, смелее – смелей.

Варианты делятся на полные и частичные.

Полные варианты – это морфы, заменяющие друг друга в окружении любых морфов, например, суффиксы -охоньк- / -ошеньк-: скорёхонький – скорёшенький, полнёхонький – полнёшенький; префиксы кое- /кой-: кое-какой / кой-какой; окончания – -ой/-ою: тобой / тобою.

Частичные варианты – это морфы, заменяющие друг друга лишь в определенных позициях, например, в словах доверие – доверье, радушие – радушье суффиксы -иj- и -j- заменяют друг друга, поскольку корень, после которого они стоят, заканчивается сочетанием звуков «гласный + шумный». Если же корень заканчивает группой согласных, то варьирование суффикса невозможно: безветрие, путешествие, бедствие и др. Таким образом, частичные варианты сближаются с алломорфами.

Алломорфы[6]тоже имеют одинаковое значение и разное фонетическое оформление, но не могут заменять друг друга в одной и той же позиции. Они находятся не в отношениях свободного варьирования, а в отношениях дополнительного распределения (дистрибуции).

Алломорфы могут выступать в разных словоформах одного слова (братец – братца, ходить – хожу) и в разных словах (бог божиться, местьмщение, расспросить – разыграть – разорвать).

IV. Морфонология

Использование фонологических средств в словоизменении и словообразовании изучает морфонология (термин образовался путем гаплологии из морфо-фонология (= морфологическая фонология = фономорфология). Задача морфонологии – установить: а) фонемный состав морфов разных видов; б) правила соединения морфов в слове, то есть условия приспособления (варьирования) морфов при их объединении; в) порядок следования морфов.

Образование новых слов сопровождается взаимоприспособлением соединяющихся морфов, поскольку в силу фонетических особенностей русского языка на границе морфем допустимы не все сочетания звуков.

На морфемном шве[7] возможны четыре вида явлений:

1) чередование фонем (конец одного морфа изменяется, приспосабливаясь к началу другого); Звуки, которые чередуются в пределах морфа, образуют фонемный ряд, называемый морфонемой(морфофонемой).

2) интерфиксация – между двумя морфами (корневыми или аффиксальными) вставляется незначимый элемент – интерфикс;

3) наложение (или интерференция, аппликация) – конец одного морфа «накладывается» на начало другого;

4) усечение производящей основы – конец производящей основы отсекается и не входит в производное слово.

Для русского словообразования наиболее характерно такое явление, как чередования, особенно на морфемном шве. Это, прежде всего, регрессивное чередование согласных фонем (последующий морф вызывает фонетические изменения в предыдущем: рука – ручной, ручка). Самым продуктивным и распространенным является чередование согласных, парных по твердости-мягкости: ко[т] – ко[т’o]нок, дедуш[к]адедуш[к’]ин, лохма[т]ыйлохма[т]ить.

Второй по распространенности вид чередований – чередования заднеязычных с шипящими г/ж, к/ч, х/ш, а также чередование ц/ч. Он охватывает большое число словообразовательных типов слов разных частей речи: существительных (книга – книжник, песок – песочница, орех – орешник, перец – перечница), прилагательных (книга – книжный, пух – пушной, перец – перечный), глаголов (бродяга – бродяжничать, вьюк – навьючить, суматоха – суматошиться, граница – граничить).

Чередование губных с сочетанием «губной +л’»: п/пл’, б/бл’, ф/фл’, в/вл’, м/мл’ является продуктивным для глаголов (в форме 1-го л. ед.ч.: топить – топлю, дробить – дроблю, графить – графлю, гневить – гневлю, дымить – дымлю), существительных (в дериватах на -ение от глаголов на -ить: озлобить – озлобление, отравить – отравление, уведомить – уведомление, ослепить – ослепление).

Чередования д(д’)/ж/жд, т(т’)/ч/щ, ст/щ, з(з’)/ж, с(с’)/ш, ск/щ, зг/ж обнаруживаются в именах существительных (бродить – брожение, родить – рождение, изобразить – изображение, светить – свечение, разместить – размещение, просить – прошение и др.), прилагательных (ребята – ребячливый, молодой – моложавый, медведь – медвежий, воск – вощаной), глаголах (сад – садить – сажу, золото – золо[т’]ить – золочу, мороз – моро[з’]ить – морожу, коса – ко[с’]ить – кошу, простой – упрос[т’]ить – упрощу).

V. Морфемный состав слова

Определяя морфемный состав слова, необходимо, прежде всего, выяснить соотношение морфемы и слова: слово может быть равно одной морфеме (кино, завтра, там), а может состоять из нескольких морфем (под-окон-ник-ø, на-стен-н-ый, истор-ик-ø). Количество морфем в слове определяет его морфемную длину.

Затем определяется принцип сочетаемости морфем: обычно они следуют друг за другом: приставка + корень + суффикс + окончание + постфикс (пере-ворач-ива-ть-ся). Такое расположение морфем называется линейным.

Но бывает, что происходит наложение одной морфемы на другую, частичное (раззяваразевать) или полное (Витебск + -ск-→ витебский). Такое расположение морфем называется аппликативным (апплицированным).

Есть еще так называемая «рамочная конструкция», когда производящая основа как бы вкладывается в «рамку», которую образуют две части одной морфемы, расположенные на расстоянии друг от друга (биморфема): пень опенок, труд сотрудник.

По наличию мести заполненностиэтих мест различают структуры полные, неполные, сверхполные и диспропорциональные.

В слове с полной структурой представлены все виды морфем одним морфом: пере-уч-и-ть-ся, рас-хохот-а-ть-ся. Для непроизводного слова полной будет структура из корня и окончания (книг-а, мечт-а) или только из корня, если слово неизменяемо (здесь, пальто).

В неполных структурах отсутствует одна или несколько морфем, которые в принципе могут быть в слове данной части речи: пере-уч-и-ть (нет постфикса), хохот-а-ть (нет префикса и постфикса).

В сверхполных структурах одна морфема представлена двумя или тремя морфами: раз-безобраз-нич-а-ть-ся, по-на-пи-ва-ть-ся.

В диспропорциональных структурах одно из структурных мест не занято, а другое / другие заполнены двумя или более морфами[8]: мани-ак-альн-о(3 суффикса,нет префикса), велик-о-муч-енич-еск-ий (два корня, два суффикса, нет префикса), по-на-при-дум-а-ть (два префикса, нет постфикса).

Таким образом, осуществляя морфемный анализ, необходимо определить морфемный состав слова, указать, какое количество морфем в слове, определить тип морфемной структуры, охарактеризовать ее с точки зрения представленности морфем, возможных для слова данной части речи.

V. Классификация морфем русского языка.

В классификации морфем обязательно учитываются следующие признаки: роль морфем в слове, их место в составе слова, выполняемая функция, происхождение[9].

а) характеристика морфем по роли в слове.

По роли в слове морфемы делятся на корневую и аффиксальные, или служебные.

Корень (лат. radix) – это главная значимая часть данного слова и всех иных слов, объединенных с ним общим лексическим значением.

Значение у корня реальное, вещественное: есть корни с предметным значением (окно, весна), с процессуальным (нести, читать), со значением непроцессуального признака (хороший, вежливый), с количественным значением (один, семь). Грамматических значений корень не выражает.

Корни отличаются друг от друга по количеству. Мало корней, состоящих из одной гласной или согласной, обычно они представлены в исконно русских словах: кого, кому, кем; чего, чему; та, то, те; окать, акать. Чаще встречаются корни из двух звуков: дать, жгут, на, но. Большинство русских корней имеет от 3 до 5-6 фонем. Корни, имеющие от 7 и более фонем, являются обычно заимствованными: революция, импрессионизм.

Корни именных изменяемых слов, как правило, оканчиваются на согласный (смелый, весна, пятый, все), а глагольных – и на согласный, и на гласный (петь, смотреть).

Слово, содержащее один корень, называется простым по структуре; если в слове есть два больше корней – оно сложное: пылесос, диван-кровать, красно-бело-голубой.

В линейной структуре слова корень как главную морфему могут окружать служебные морфемы – аффиксы. Корень, имеющий при себе аффиксы, называется распространенным (книж-н-ый, при-ех-а-ть, смел-о), а корень, который без аффиксов составляет основу слова, – нераспространенный (книга, езда, смелый, кино). При нераспространенном корне может быть окончание.

Корень, употребляющийся только в сочетании с аффиксами, называется связанным (радиксоид: <radix«корень»+ -oid «подобный») (улица, тряпка, свергнуть, агитровать). Свободные корни – те, которые могут употребляться и с аффиксами, и без них (казак, казачество, показачить; мёд, медок, медовый).

Таким образом, связанные корни всегда распространенные, а свободные могут быть распространенными и нераспространенными.

Исходя из того, что есть нераспространенные корни, можно сделать вывод о факультативности аффиксальных морфем, которые без корня не употребляются.

б) характеристика морфем по месту в слове.

Поскольку корень является главной, ядерной морфемой, он может занимать любое место в слове: в начале (деканат), в середине (научить) и в конце (позавчера).

Место аффиксальной морфемы определяется в зависимости от ее положения по отношению к корню.

Перед корнем стоит приставка, или префикс (от лат. prae – впереди + fixus – прикрепленный).

Префиксы присоединяются не к основе мотивирующего слова, а к слову, поэтому они не могут образовывать слова другой части речи, отличной от части речи мотивирующего слова: читать – прочитать, друг – недруг, военный – антивоенный.

В слове могут быть два и более морфов, представляющих префиксальную морфему: при-от-крыть, без-раз-мерный, по-на-вы-писывать.

Приставки в русском языке соединяются преимущественно с глаголами, прилагательными, наречиями, значительно реже – с существительными и местоимениями.

Все морфемы, стоящие после корня, называются постфиксами в широком смысле этого слова, а иногда и флексиями в широком смысле этого слова. Среди них выделяются суффиксы, собственно флексии и собственно постфиксы.

Суффиксы – это служебные морфемы, которые находятся после корня. Если суффиксальная морфема представлена более чем одним морфом, то в морфемной структуре слова один суффиксальный морф следует за корнем, а другой – за суффиксом: лошад- + -к- + -а, стол- + -ов- + -ый, но дв- + -оj- + -эч- + -ник- + -ø.

Суффиксы, как правило, предшествуют окончаниям и тесно связаны с ними. Во-первых, поскольку суффиксы четко распределены по частям речи, каждый суффиксальный морф как бы программирует флексию: учитель-ниц-а, стар-ушк-а, бор-ец-ø. Во-вторых, в силу слогового принципа русской графики нарушается звуковая граница между ними. В результате буквенное деление слов на значимые части не отражает звукового состава этих частей: братьябрать-+-j- +-а,молчание –молч-+-а-+ниj-+-э.

Окончание, или флексия(от лат. flexio – изгиб = изменение) следует за корнем, если корень нераспространенный (дом-+-ø, мечт-+-а, син-+-ий, глуп-+-ый), или за суффиксом (книж-+-к-+ -а,вер-+-н-+-ый).После него возможны только собственно постфиксы.

В слове могут быть 2 флексии, одна из которых – в середине основы, если слово сложное по словообразовательной структуре: пять(-ø)сот(-ø) – пятьюстами,синий-синий –синего-синего.В этом случае обе флексии характеризуются как внешние по отношению к корню или основе, за которой они следуют. Внутренней флексией принято называть чередование фонем в пределах морфемы – морфонему (соберу – собирать – е/и, весна – весенний –- ø/е).

В слове может вовсе не быть флексии, например, в неизменяемых существительных (пальто, шоссе, такси), наречиях (здесь, сегодня, грустно), в форме сравнительной степени прилагательных и наречий (веселее, громче).

Постфиксы.В узком значении этот термин обозначает аффиксальные морфемы, стоящие после окончания в абсолютном конце слова.

К постфиксам относят морф -ся/-сь[10] (умывать – умываться, плести – плестись), морф -ка в форме будущего времени (принесу-ка) и морфы -то, -либо, -нибудь в местоимениях (в наречиях они являются суффиксами): кто-то, что-либо, кому-нибудь.

в) характеристика морфем по значению, или выполняемой функции.

Аффиксальные морфемы выполняют две основные функции: словообразовательную (деривационные аффиксы) и словоизменительную (формообразующие аффиксы). Все аффиксы, кроме окончания, могут выполнять обе функции. Некоторые служебные морфемы объединяют обе функции (синкретичные аффиксы).

Префиксы, образуя новые слова, могут присоединяться к словам практически всех знаменательных частей речи (кроме числительных). Присоединяясь к глаголу, они могут выполнять и формообразующую функцию: читать – прочитать, делать – сделать.

Суффиксы используются для образования и новых слов, и форм слова.

На базе одной и той же основы при помощи различных суффиксов можно образовать слова разных частей речи: добрый – добряк, доброта, добреть, дóбро. Дериват может остаться и той же частью речи, что производящее: добрый – добренький.

Формообразующими являются суффиксы, с помощью которых образуются формы прошедшего времени глагола (чита-л), видовые формы глагола (прочитать – прочитывать), формы сравнительной степени прилагательных и наречий (красивее, громче, дольше), формы числа, падежа существительных (друзьjа, сыновьjа, чудеса; матерью, времени, дитяти).

Синкретичными принято считать суффиксы причастий и деепричастий глаголов: читающий, смотрящий, прочтенный, гонимый, колотый; читая, прочитав.

Иногда синкретичными называют суффиксы субъективной оценки существительных (столик, глазок), поскольку они могут иметь и размерное, и оценочное значение.

Постфиксытакже полифункциональны. Постфиксы -то, -либо, -нибудь – только словообразовательные; постфикс -ка только формообразующий; постфикс -ся может быть и словообразовательным (нести – нестись, задумать – задуматься), и формообразующим (учить – учиться, строить – строиться).





Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 3066; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8624 - | 8184 - или читать все...

Читайте также:

  1. Exercise 1. Определите форму и функцию герундия в следующих предложениях. Переведите их на русский язык
  2. Exercise 1. Переведите на русский язык
  3. Exercise 1. Переведите на русский язык следующие словосочетания
  4. Exercise 1. Переведите предложения на русский язык
  5. Exercise 1. Переведите следующие предложения на русский язык. Составьте вопросы к подчеркнутым словам
  6. Exercise 2. Переведите на английский язык. Мало комнат; мало мебели; немного скамеек; много стульев; мало небоскрёбов; много говорить; мало делать; делать много хороших вещей; немного окон; мало света;
  7. Exercise 7. Переведите предложения на английский язык. 1.Экономика как наука изучает производство, распределение и потребление различных товаров и услуг в обществе
  8. I. Определите значение данных слов и словосочетаний, используя англо-русский словарь
  9. I. РУССКИЙ ЯЗЫК
  10. Vocabulary. · contemporary - современный
  11. Александр Тихонович Гречанинов
  12. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. К практическим занятиям


 

35.175.172.211 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.013 сек.