Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Предмет возрастной психологии. Место возрастной психологии в системе научного знания, связь с другими науками.

2. Актуальные проблемы и задачи возрастной психологии.

3. Стратегии исследования в возрастной психологии.

4. Методы исследования в возрастной психологии, специфика их применения при изучении разных возрастных групп.

5. Зарубежные теории психического развития.

6. Биологический фактор как предпосылка психического развития.

7. Влияние социальных условий жизни на психическое развитие.

8. Движущие силы и закономерности психического развития.

9. Роль деятельности ребенка в психическом развитии. Понятие ведущей деятельности.

10. Влияние общения на психическое развитие.

11. Взаимосвязь воспитания, обучения и психического развития.

12. Понятие «возраст». Структура возраста.

13. Проблема возрастной периодизации в отечественной психологии (Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский).

14. Общая характеристика этапа новорожденности.

15. Общая характеристика психического развития в младенчестве. Кризис одного года.

16. Общая характеристика психического развития в раннем детстве.

17. Кризис трех лет, его психологическая сущность и симптомы.

18. Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте.

19. Развитие деятельности дошкольника.

20. Развитие личности дошкольника.

21. Развитие познавательных процессов у дошкольника.

22. Психологическая готовность к школьному обучению.

23. Кризис 7 лет и его психологическая харакетристика.

24. Социальная ситуация развития младшего школьника.

25. Развитие учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

26. Роль разных видов деятельности в психическом развитии младшего школьника.

27. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

28. Развитие самосознания и самооценки у младшего школьника.

29. Усвоение моральных норм и правил поведения младшим школьником.

30. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника.

31. Общение со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.

32. Проблема адаптации ребенка к школьной жизни.

33. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

34. Кризис подросткового возраста.

35. Развитие самосознания и чувства взрослости у подростков.

36. Развитие эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте.

37. Общение подростка с педагогами и родителями.

38. Общение подростка со сверстниками.

39. Учебная деятельность подростка.

40. Развитие познавательных процессов у подростков.

41. Психосексуальное развитие и взаимоотношение полов в подростковом возрасте.

42. Социальная ситуация развития в ранней юности.

43. Профессиональное самоопределение в ранней юности.

44. Учебная деятельность в ранней юности.

45. Развитие познавательных процессов в ранней юности.

46. Развитие самосознания и мировоззрения в ранней юности.

47. Самопознание в ранней юности.

48. Психосексуальное развитие и взаимоотношение полов в ранней юности.

49. Общение со сверстниками в ранней юности.

50. Особенности общения с педагогами и родителями в ранней юности.

51. Общая характеристика периода молодости.

52. Общая характеристика периода зрелости.

53. Особенности психического развития в пожилом и старческом возрасте.

Примерная тематика рефератов, эссе – не предусмотрено.

Примерная тематика курсовых работ – не предусмотрено.

Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ – не предусмотрено.

Методика(и) исследования (если есть) – не предусмотрено.


16. Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения (если необходимо указать)

Учебная дисциплина «Психология развития» является одной из ведущих дисциплин в системе профессиональной подготовки психологов. Изучение студентами данного предмета создает фундаментальные основы их профессиональной подготовки, вне зависимости от их дальнейшей специализации за счет выделения базовых практических знаний, умений и навыков, инвариантных конкретной специализации. Курс является составной частью блока фундаментальных психологических дисциплин, имеющих методологическую направленность: «Общая психология», «Методологические основы психологии», «Экспериментальная психология», «Психодиагностика», «Психолого-педагогический практикум».

Основной целью курса является формирование основ профессионального опыта посредством осуществления особым образом организованной практической профессиональной деятельности; формирование культуры мышления психолога, обладающего практическими навыками, решения широкого круга профессиональных задач.

Это предполагает решение следующих задач:

1. Развитие способности студентов к видению психологической реальности и вычленению ее среди других подходов к описанию человека;

2. Формирование психологической позиции;

3. Развитие способности к организации самостоятельной исследовательской и практической деятельности (внутренней профессиональной мотивации, психологического мышления, профессиональных действий и операций).

4. Формирование умения видеть и понимать психологическую реальность, стоящую за поведением и деятельностью ребенка (человека) на разных возрастных этапах;

5. Развитие умения применять психологические методы (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности) и интерпретировать результаты в исследовательских целях;

6. Формирование умения выявлять и учитывать особенности деятельности и психического развития ребенка, осуществлять процесс обучения и воспитания так, чтобы он соответствовал когнитивному и личностному развития ребенка.

Одним из решающих условий качественного обучения студентов является их активная работа на лекциях. Активное слушание лекций должно приобрести характер поиска ответов на поставленные преподавателем вопросы. Правильно их понять можно лишь при условии предельной мобилизации внимания к излагаемому материалу, последовательного усвоения материала, умения записывать основные положения, категории, обобщения, выводы, собственные мысли, замечания, вопросы.

Общие и утвердившиеся в практике правила и приемы конспектирования лекций:

· конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист который должен иметь поля (4 - 5 см) для дополнительных записей;

· необходимо записывать тему и план лекции, рекомендуемую литературу к теме. Записи разделов лекции должны иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Для выделения разделов, выводов, определений, основных идей можно использовать цветные карандаши и фломастеры;

· названные в лекции ссылки на первоисточники надо пометить на полях, чтобы при самостоятельной работе найти и вписать их;

· в конспекте дословно записываются определения психологических понятий, законов. Остальное должно быть записано своими словами;

· каждому студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий (например: Д – дети, Р – развитие; П - психика и т.п.). Все используемые сокращения нужно хорошо знать, для того чтобы в них правильно ориентироваться. Для того, чтобы в них не путаться, можно сокращения выписать на последнем листе тетради.

В конспект следует заносить все то, что преподаватель диктует, пишет на доске (демонстрирует с применением средств наглядности), а также рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Надо иметь в виду, что изучение и отработка прослушанных лекций без промедления значительно экономит время и способствует лучшему усвоению материала.

Основными способами самостоятельной работы по изучению психологических дисциплин являются:

· изучение и конспектирование первоисточников по психологии;

· чтение учебников, учебно-методических пособий, научных статей, монографий и другой учебной литературы;

· регулярное чтение журналов, газет, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач;

· работа над конспектами лекций, их дополнение материалом из учебников (учебных пособий);

· подготовка докладов, научных сообщений и выступление с ними на практических занятиях, научных (научно-практических) конференциях;

· подготовка и написание рефератов по темам изучаемой дисциплины;

· решение задач, выполнение заданий, рекомендованных (заданных) преподавателем;

· формулировка развернутых ответов на вопросы для подготовки к практическим занятиям;

· подготовка и выполнение контрольной работы, теста для проверки знаний;

· подготовка к зачету.

Практические занятия проводятся под руководством преподавателя. Чтобы хорошо подготовиться к практическому занятию, бакалавру необходимо:

· уяснить вопросы и задания, рекомендуемые для подготовки к практическому занятию;

· ознакомиться с методическими указаниями, которые представлены в каждом плане практического занятия;

· прочитать конспект лекций и соответствующие главы учебника (учебного пособия), дополнить запись лекций выписками из него;

· изучить и законспектировать рекомендованные преподавателем научные тексты;

· прочитать дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем.

Наиболее интересные мысли следует выписать;

· сформулировать и записать развернутые ответы на вопросы для подготовки к практическому занятию;

· решить задачи и тестовые задания, содержащиеся в настоящем пособии.

Особенностью изучения дисциплин психологического цикла является последовательность изучения и усвоения учебного материала. Нельзя переходить к изучению нового, не усвоив предыдущего, так как понимание и знание последующего в курсе базируется на глубоком знании предыдущих тем. Особое внимание должно быть обращено на усвоение содержания категорий дисциплины. Бакалаврам целесообразно завести специальный словарь для записи содержания основных понятий.

Важной формой обучения, а также этапом подготовки к практическим занятиям является самопроверка знаний. В ходе самопроверки бакалавр должен ответить на вопросы, рекомендованные для подготовки к практическому занятию, а также составить план-конспект развернутых ответов. Это поможет глубже усвоить пройденный материал и прочно закрепить его в памяти. Вопросы, указанные в плане практического занятия, являются наиболее существенными. Если при самопроверке окажется, что ответы на некоторые вопросы неясны, то надо вновь обратиться к первоисточникам, учебнику (учебному пособию) и восполнить пробел.

На практическом занятии бакалавр очень важно внимательно слушать выступающих товарищей, записывать новые мысли и факты, замечать неточности или неясные положения в выступлениях, активно стремиться к развертыванию дискуссии, к обмену мнениями. Надо также внимательно слушать разбор выступлений преподавателем, особенно его заключение по занятию, стремясь уловить тот новый, дополнительный материал, который использует преподаватель в качестве доказательства тех или иных идей.

На практическом занятии разрешается пользовать конспектом первоисточников и планом-конспектом, составленным по вопросам плана для подготовки к практическому занятию.

В ответе бакалавра на практическом занятии должны быть отражены следующие моменты:

· анализ взглядов по рассматриваемой проблеме;

· изложение сути вопроса, раскрытие проблемы, аргументация высказываемых положений на основе фактического материала;

· связь рассматриваемой проблемы с современностью, значимость ее для жизни и будущей деятельности;

· вывод, вытекающий из рассмотрения вопроса (проблемы).

Лучшим выступлением считается то, в котором бакалавр в течение до 4-6 минут свободно и логично по памяти излагает изученный материал, используя для доказательства наглядные пособия, структурно-логические схемы, классную доску.

Бакалаврам, выступающим на практическом занятии с 10 – 15 минутным докладом (научным сообщением), целесообразно написать его текст. При выступлении следует стремиться излагать содержание доклада своими словами (избегая безотрывного чтения текста), поддерживать контакт с аудиторией, ставить перед ней проблемные вопросы, использовать технические средства обучения.

Выступления на практическом занятии оцениваются по четырехбалльной системе.

При подготовке к итоговой аттестации бакалавр использует весь семестровый материал учебного процесса: конспекты лекций, альбомы, рекомендованную учебную литературу, методические пособия, свои тетради для лабораторных работ, и планомерно отвечает на вопросы из списка вопросов, выносимых на зачёт. Сложные вопросы, неподдающиеся для понимания вопросы следует разобрать с сокурсниками и с преподавателем в часы консультаций. Следует помнить, что зубрить материал, т.е. механически запоминать, бесполезно. Лучше потратить дополнительно время на то, чтобы разобраться и понять материал. Систематическая учеба в семестре - залог успеха при итоговой аттестации!

Критерии оценки знаний по дисциплине психологического цикла:

Оценка «отлично» ставится, когда студент показывает глубокое и всестороннее знание предмета, рекомендованной литературы, аргументировано и логически стройно излагает материал, свободно применяет теоретические положения при анализе современных событий, процессов и явлений, связывает их с задачами будущей профессиональной деятельности, использует средства наглядности, продемонстрировал твердые навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине.

Оценка «хорошо» ставится, когда студент твердо знает предмет, рекомендованную литературу, аргументировано излагает материал, умеет применять теоретические знания для анализа современных событий, коренных проблем экономического развития страны и будущей профессиональной деятельности, продемонстрировал твердые навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине.

Оценка «удовлетворительно» ставится, когда студент в основном знает предмет, рекомендованную литературу и умеет применять полученные знания для анализа современных проблем экономического развития страны и будущей профессиональной деятельности, продемонстрировал навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, когда студент не представил все формы отчетности по дисциплине и (или) не усвоил основного содержания дисциплины.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: