Практические задания. Из приведенных ниже определений сконструируйте ответ на вопрос: что понимают под логикой планирования?

Задание 1

Из приведенных ниже определений сконструируйте ответ на вопрос: что понимают под логикой планирования? (Укажите сумму кодов и порядок суммирования).

01 - порядок разработки плана экономического и социаль-

ного развития;

02 - система организационных процедур, связанных с со-

ставлением плана;

08 - упорядоченная последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением какой-либо проблемы плана;

04 - определение отправного пункта плана и последова-

тельность его составления;

05 - определение исходного пункта, с которого начинается

решение проблемы;

06 - формирование всей системой плановых органов вари-

антов стратегических планов в целом, а также планов предприятий (ФПГ) и выбора наиболее эффективного, оптимального варианта плана.

Задание 2

Укажите, что является исходным пунктом логики планирования.

1 - определение ресурсов общества;,

2 - определение конечных потребностей общества;

3 - определение объема личных потребностей;

4 - определение объема общественного продукта;

05 - выработка социально-экономической концепции для стратегического, социально-экономических задач - для текущего планов;

06 – анализ исходного уровня экономического развития;

07 – определение объема национального дохода;

08 - определение объема фонда потребления и его матери- ально-вещественного наполнения.

Задание 3

Используя приведенные элементы процесса планирования, охарактеризуйте содержание логики разработки стратегических планов экономического и социального развития страны (укажите сумму кодов и порядок суммирования):

01 - определение объема личных потребностей;

02 – расчет необходимого объема производства продукции методом межотраслевого баланса и выработка плана;

03 - выработка социально-экономической концепции;

04 - определение уровня развития экономики в предплановый период;

05 - составление прогнозов развития народного хозяйства;

06 - определение объема потребностей общества в плановом периоде;

07 - согласование объема и структуры ресурсов общества;

08 - согласование потребностей и ресурсов и выработка плана;

09 - выявление тенденций развития общества в предшествующем периоде;

10 - разработка форм таблиц и показателей плана.

Задание 4

Сформируйте определение принципа планирования, используя для этого следующие признаки (дайте сумму кодов и укажите порядок суммирования):

01 - правило, которым люди пользуются в своей деятельности по разработке планов;

02 - отправной пункт, основное исходное положение науки планирования;

03 - внутреннее убеждение плановых работников относительно того, какими должны быть разрабатываемые ими планы;

04 - действие закономерности общественного развития;

05 -действие системы закономерностей, определяющих развитие общества;

06 - объективная категория науки планирования;

07 - закон, сформулированный обществом и имеющий юри- дическую силу.

Задание 5

1) Из приведенных ниже определений выберите необходимые и достаточные для системы методологических принципов подготовки планов (укажите сумму кодов и порядок суммирования):

01 - единство экономики и политики в планировании;

02 - преемственность планов;

03 - комплексность;

04 - единство и комплексность;

05 - директивность основных плановых заданий;

06 - научная обоснованность и эффективность;

07 - ведущая роль перспективных планов в системе макро-

экономического планирования;

08 - непрерывность планов;

09 - централизм и самостоятельность;

10 - обеспечение системы оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев;

11 - выделение ведущих звеньев;

12 - сочетание перспективных и текущих планов;

13 - сочетание интересов общества, коллективов и личности

при приоритете интересов общества;

14 - единство разработки, обеспечения возможности выполнения и проверки выполнения планов;

15 - обеспечение выполнения планов;

16 - адресность плановых заданий;

17 - целенаправленность планов;

18 - сбалансированность планов.

2) Какие из отобранных Вами определений относятся:

- к общим принципам научного управления;

- к специфическим принципам планирования.

Задание 6

Из приведенных ниже понятий сконструируйте определение

методологического подхода, используемого в практике планирования (дайте сумму кодов и укажите порядок суммирования):

01 - модели;

02 - балансы;

03 - направление;

04 – методы;

05 - показатели;

06 – единое;

07 – логика;

08- синтез;

09 – целостное;

10 – проекты;

11 – использование;

12 – разработка;

13 – программы;

14 – планы;

15 – принципы;

16 – цели.

Задание 7

Какие из перечисленных ниже понятий относятся к методологическим подходам (дайте сумму кодов и укажите порядок суммирования):

01 – селективный;

02 – системный;

03 – системно-комплексный;

04 – конкурентный;

05 – системно-программный;

06 – маркетинговый;

07 – индикативный;

08 – мультипликационный;

09 – нормативный;

10 – бюджетный;

11 – проектный;

12 – системный, режима экономики;

13 – монополистический;

14 – динамический;

15 – расчетный;

16 – инвариантный.

Задание 8

Сконструируйте определение показателя, используя для этого следующие понятия (дайте сумму кодов и укажите порядок суммирования):

01 – индикатор;

02 – форма;

03 - модель;

04 - выражение;

05 - прогнозный;

06 - плановый;

07 - цели;

08 - задание;

09 - конкретный;

10 - придание ему;

11 - объемная определенность;

12 - мера;

13 - количественная определенность;

14 - качественная определенность;

15 - упорядоченная система признаков.

Задание 9

Используя существующую типологию показателей (нату- ральные - 01, стоимостные - 02, количественные - 03, качественные - 04, объемные - 05, сетевые - 06, абсолютные - 07, относительные - 08, утверждаемые - 09, расчетные - 10, информационные - 11), охарактеризуйте следующие из них:

1. Утвержденная сумма расходов государственного бюджета России на 2012 г.

2. Численность населения России в 2012 г.

3. Строительство жилья в квадратных метрах,

4. Объем производства стали в тоннах.

5. Производство промышленной продукции, производим по госзаказу.

6. Количество преподавателей на определенное число студентов.

7. Увеличение продаж продукции фирмы на 10%.

8. Рост реализации холодильников на 400,0 млн руб.

9. Себестоимость продукции предприятия в планируемом году.

10. Уровень минимальной заработной платы в 2012 г. (прогноз).

11. Расходы государственного бюджета на оборону.

12. Доля налога на прибыль в сумме доходов государственного бюджета.

13. Потери рабочего времени в промышленности (в днях).

14. Денежные расходы населения России в 2012 г.

15. Количество студентов в расчете на 10 000 населения.

16. Количество предприятий торговли в расчете на 10 000 населения.

17. Число больничных коек в расчете на 10 000 населения.

18. Валовый сбор картофеля в РФ в 2012 г. (прогноз).

19. Урожайность зерновых культур.

20. Капиталоотдача.

21. Рост эффективности использования производственных мощностей промышленных предприятий по выпуску стали (в %).

Задание 10

Сформулируйте определение методики планирования с использованием следующей терминологии (дайте сумму кодов и укажите порядок суммирования):

01 – методы;

02 – модели;

03 – совокупность;

04 – анализ;

05 – системный;

06 – показатели;

07 – плановые;

08 – расчет;

09 – увязка;

10 – обоснование;

11 – взаимная;

12 – приемы;

13 – план.

Задание 11

Из перечисленных ниже терминов отберите, которые означают метод планирования (дайте сумму кодов и укажите порядок суммирования):

01 – системный;

02 – социально-экономический анализ;

03 – технологический анализ;

04 – коммуникативный;

05 – экспертные оценки;

06 – математический расчет;

07 – системный анализ и синтез;

08 – инженерно-экономические расчеты;

09 – интеграционный;

10 - исторический;

11 - балансовый;

12 - экономико-математический;

13 - функциональный;

14 - целевой;

15 - модели.

Задание 12

Какие из перечисленных методов планирования относятся к формализованным (дайте сумму кодов):

01 - групповая экспертиза;

02 - "мозговая атака";

03 - балансовый;

04 – социально-экономического анализа;

05 – регрессионного анализа;

06 – исследования операций;

Задание 13

Из перечисленных ниже методов планирования укажите такие, которые наиболее эффективны при решении неструктурированных проблем (дайте сумму кодов):

01 – межотраслевой баланс;

02 – анализ хозяйственной деятельности;

03 – таблица В.Леонтьева «Затраты – выпуск»;

04 - логический анализ и синтез;

05 - инженерно-экономические расчеты;

06 - экспертные оценки;

07 - группировки;

08 - параболическая корреляция;

09 - системный анализ и синтез.

Задание 14

Используя приведенную классификацию структурности проблем - а) стандартные - 01, структуризованные - 02, слабо структуризованные - 03, не структуризованные - 04 и б) методов планирования - эвристические (оценочные) - 05, анализ стояния объекта планирования - 06, системного анализа – 07, балансовый - 08, технико-экономического прямого расчета – 09, экономико-математические методы и модели - 10, - определите характер структурности проблемы и методы, какие должны быть использованы для их решения. Укажите сумму кодов и порядок суммирования.

1. Разработка плана выплавки чугуна.

2. Определение роста производительности труда.

3. Оптимизация размещения заказов по производству цемента.

4. Определение численности, структуры и размещения населения по территории страны.

5. Прогнозирование численности населения.

6. Прогнозирование развития фундаментальной науки.

7. Планируемый уровень издержек при производстве автомобилей на ВАЗе.

8. Расчет потребностей в топливе, необходимом для функционирования ТЭЦ.

Задание 15

Из приведенных ниже терминов укажите те, которые относятся к функциям, выполняемым Министерством экономического развития и торговли РФ (дайте сумму кодов и укажите порядок суммирования):

01 – коммуникационная;

02 – экспертная;

03 – интеграционная;

04 – прогностическая;

05 – планирование;

06 – аналитическая;

07 – стимулирующая;

08 – распорядительная;

09 – организационная;

10 – экспертная;

11 – обеспечение финансовыми ресурсами;

12 – расчетная;

13 – координационная;

14 – контрольная;

15 – политическая;

16 – методологическая.

ГЛАВА 3 ОПЫТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА

Советская Россия была первой в мире страной, применившей на практике планирование социально-экономических процессов на общенациональном и территориальном уровнях. Положительный пример России инициировал внедрение макроэкономического планирования в систему государственного регулирования многих развитых и развивающихся зарубежных стран.

На современном этапе Россия осуществляет переход к рыночной экономике. В связи с отсутствием собственного опыта макроэкономического планирования в условиях рынка изучение практики зарубежных стран в рассматриваемой «области приобретает для РФ большое значение.

Анализируя зарубежный опыт, следует учитывать, что национальная система планирования любой страны в большей части состоит из универсальных элементов, которые применяются повсеместно. Специфические элементы занимают в структуре системы планирования страны относительно низкий удельный вес. Однако именно эти элементы основываются на ключевых компетенциях субъектов плановой деятельности каждой страны и образуют основы ее конкурентных преимуществ.

Универсальная часть элементов системы национального планирования формируется под влиянием научно-технического прогресса и условий и требований рынка, а специфическая - под влиянием особенностей национального характера, национальной истории и традиций, интеллектуального, образовательного и духовного уровня развития граждан.

Национальные модели планирования в большинстве стран постоянно совершенствуются, развиваются, обновляются, адаптируясь к ускоряющимся изменениям в окружении и внутренней среде.

Характерные для современного цивилизационного этапа развития процессы интеграции национальных экономик и глобализации бизнеса обусловливают два вида разнонаправленных изменений плановых систем зарубежных стран: интернационализацию, проявляющуюся в повышении доли универсальных элементов в национальных плановых системах, и самоидентификацию, выражающуюся в выявлении и преимущественном развитии уникальных элементов с целью создания и поддержания долговременных конкурентных преимуществ страны стратегического характера в различных областях жизнедеятельности.

ОПЫТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Опыт макроэкономического планирования во Франции.

Система макроэкономического планирования во Франции в своем развитии прошла три крупных этапа, тесно связанных с особенностями функционирования рыночных отношений в стране.

Первый этап относится к восстановительному послевоенному периоду. Необходимость быстрого восстановления экономики и значительная доля в ней государственного сектора обусловили принятие директивных планов, обязательных для предприятий.

На этом этапе стало впервые осуществляться среднесрочное общегосударственное планирование. Первый пятилетний план был рассчитан на период с 1947 по 1952 г.

К этому этапу относится и. создание системы плановых органов Франции. Центральное место в ней занимал ГКП (Генеральный комиссариат по планированию). Подчиняется комиссариат непосредственно премьер-министру страны, имеет вертикальную и горизонтальную структуры.

Вертикальная структура включает отделы: финансовый, социальный, региональный и городской, координационный.

Горизонтальную структуру образуют следующие отделы: промышленный, сельскохозяйственный, энергетики, транспорта, телекоммуникаций.

В систему плановых органов Франции также входят:

• высший совет по вопросам планирования. Главная задача этого органа — обсуждение и принятие общих направле­ний экономического плана;

• межминистерский плановый комитет: контролирует подготовку и исполнение плановых программ;

• комитет по регионализации планов: основная его зада­ча — разработка региональных планов, их координация и осуществление региональной политики.

Центральный совет по вопросам плани­рования возглавляет президент страны.

Центральное место в плановых органах Франции занима­ет министерство экономики и финансов (МЭФ), обладающее реальными властными полномочиями.

Второй этап начался в конце 1960-х годов, когда част­ный сектор достаточно окреп и возникла необходимость ко­ординации его деятельности с позицией государства. В этот период был осуществлен переход к индикативному планиро­ванию.

Для коммерческих структур большое значение имеют целевые задачи плана. Государ­ство выступает также и прямым заказчиком продукции (работ и услуг).

Заказы государства имеют для предприятий и фирм приоритетный характер, так как в ус­ловиях жесткой конкуренции обеспечивают устойчивость вложений капиталов. Государство осуществляет их прямое поощрение путем льготного цено­образования, налогообложения и кредитования.

Велико значение индикативного плана и для территорий. Он служит ори­ентиром для договоров с регионами, включая получение из центрального бюджета субсидий и дотаций.

Третий этап развития системы планирования во Франции приходился на конец 80-х—начало 90-х годов. Дальнейшая интернационализация эконо­мик стран, входящих в Европейский Союз, формирование общеевропейского рынка обусловило необходимость перехода к селективному, стратегическому планированию.

Сущность стратегического планирования определялась как выбор главных приоритетных направлений развития, ведущую роль в реализации которых призвано взять на себя государство.

Каждому из направлений придавался ста­тус целевой государственной программы и предусматривалась система различных финансовых и кредитных льгот.

Частные предприятия, заинтересованные в получении государственных заказов и льгот, направ­ляли комиссариату заявления о намерени­ях с прогнозными данными о будущем развитии производ­ства

Планирование во Франции постоянно адаптируется к изменениям в экономике под влиянием внешних и внутренних факторов. При подготовке Х – го пятилетнего плана Генеральный комиссариат в первые на основе заказа привлек к работе независимые институты. ХI – й пятилетний план уже не был разработан столь детально, как предыдущие. Управленческие функции этому плану придал процесс согласования различных интересов в ходе формирования плана.

Современные планы во Франции носят аналитический характер. План состоит из документов двух видов – текста плана, представляемого Правительством на обсуждение и голосование в Парламент, и докладов комиссий в форме трехсторонних соглашений между администрацией, представителями профсоюзов и предпринимателей (работодателей) и экспертами.

Планы включают проекты, предусматривающие совместное финансирование центральными и местными властями, бизнесом, иными заинтересованными субъектами. По своему характеру французское макропланирование приближается к стратегическому планированию крупных транснациональных корпораций, основывающемуся на принципах согласования, консенсуса и диалога.

Макроэкономическое планирование в Италии.

После окончания второй мировой войны в Италии сначала были разработаны программы развития важнейших отраслей национальной экономики и отдельных регионов, прежде всего отсталого в экономическом отношении Юга.

Всю работу ведут министерство бюджета и программирования и межминистер­ский комитет по программированию экономики и промыш­ленности.

Система макроэкономического планирования Италии включает: 1) отраслевые программы; 2) региональ­ные программы; 3) общенациональные пла­ны; 4) целевые программы решения важнейших проблем (они носят стратегический характер).

Лучше всего в Италии зарекомендовали себя локальные программы, хуже — общенациональные, кроме самой крупной программы подъема экономики Юга, постоянно действующей с 1950 г.

Макроэкономическое планирование в ФРГ.

Длительное время в ФРГ на «планирование» было наложено табу. По­ложение начало меняться с середины 1960-х годов, когда социал-демократы выдвинули идею глобального регулирова­ния экономики. Оно включало в себя определенные формы планирования:

среднесрочное финансовое планирование, финансовые планы разрабатываются министерством финансов ФРГ сро­ком на пять лет лишь для федерального бюджета и подлежат ежегодной корректировке;

региональное планирование. Оно имеет несколько ас­пектов: помощь восточным землям; помощь в создании новых районов развития; рас­ширение программы «развития центральных пунктов». Ре­гиональное регулирование в ФРГ осуществляется в соответ­ствии с принятым в 1965 г. бундестагом законом. Совет экспертов при МВД составляет на основе данных НИИ и федерального статис­тического управления прогнозы регионального структурного развития. Для координации государственной региональной политики созданы два комитета: межминистерский комитет региональной структуры и межминистерский комитет реги­ональной экономической политики;

государственный индикативный план включает в себя целевые установки развития страны в планируемом периоде и ориентировочные данные, составляется на пять лет и подлежит уточнению каждый год.

Прогнозированием и программированием в ФРГ занимаются также научные структуры. В частности, Совет экспертов по вопросам общехозяйственного развития при Правительстве ежегодно дает оценку состояния экономики страны и перспектив ее развития на предстоящий год. Научные советы при министерствах экономики и финансов, научно – исследовательские экономические институты разрабатывают прогнозы для различных органов, учреждений и фирм по заказам, а каждые полгода подготавливают совместный прогноз. Федеральное правительство консультируют независимые ученые – экономисты.

Организация макроэкономического планирования в Шве­ции.

В Швеции для разработки программ экономического развития создан экономический отдел при министерстве финансов. Для экономической политики правительства програм­мы носят рекомендательный характер.

Для руководства составлением долго­срочных программ создан плановый совет при министерстве финансов. В его работе принимают участие представители предпринимательских кругов, профсоюзов и правительства. В региональных образованиях Швеции (ленах) функциони­руют плановые комиссии. Для подготовки плановых ориен­тиров создаются специальные комиссии как по вертикали — отраслям, так и по горизонтали — региональной политике, рабочей силе, производительности труда.

ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ЯПОНИИ

В Японии общегосударственное перспективное планиро­вание начало осуществляться с середины 50-х годов. В но­ябре 1955 г. был принят первый пятилетний план. В последующем наряду с пятилетними разрабатывались и планы, рассчитан­ные на более длительную перспективу.

Планы представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономической системы страны на достижение общенациональных целей.

Ведущую роль в системе плановых органов Японии занимает управление экономического планирования, входящее в состав кабинета министров. Главной функцией которого является органи­зация работы по составлению долгосрочных экономических планов.

Экономический совет Японии призван подготавливать прогнозы о возможных направлениях разви­тия экономики; подготавливать материалы, связанные с проблемами и разработки долгосрочных планов. Совет яв­ляется совещательным органом при премьер-министре. В его состав входят ведущие представители крупного бизнеса, ака­демических кругов, исследовательских и потребительских организаций, общественных организаций и профсоюзов. Для учета мнений населения страны в помощь со­вету придаются различные комитеты, включающие сотни представителей различных слоев общества.

План развития национальной экономики подготавливает­ся управлением экономического планирования и экономичес­ким советом по поручению премьер-министра. Он утверждается кабинетом министров. Утвержденный план публикуется в печати и до­водится до всех правительственных учреждений. Большинство крупных японских компаний планируют свою деятельность, ориентируясь на его целевые установки.

В Японии начиная с 1962 г. разрабатываются долгосрочные комплексные планы национального разви­тия. Они имеют под собой законода­тельную базу. Разрабатываются эти планы советом по воп­росам национальной территории. Потреб­ность в разработке комплексных планов национального раз­вития возникает, как правило, в том случае, когда необхо­димо радикально изменить внутренние и внешние условия развития страны. С 1962 г. в Японии было разработано че­тыре таких плана.

ОПЫТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В США

Основы американской системы государственного программирования экономики начали складывать­ся задолго до второй мировой войны. В послевоенные десятилетия сформировались макроэкономическое прогнозирование, федеральное программирование развития отдельных отраслей и производственных комплексов и процессов.

США опережают некоторые страны по размаху, методам и техническим приемам, детальности прогностических исследований.

Составлением макроэкономических прогнозов занимают­ся в США государственные и полугосударственные органы, крупные промышленные корпорации, банки и страховые компании, консультативные фирмы, научно-исследователь­ские экономические учреждения и университеты. Главные прогнозные разработки федерального правительства сосредоточены в трех организа­циях: совете экономических консультантов, совете управля­ющих федеральной резервной системы (ФРС) и администра­тивно-бюджетном управлении (АБУ).

СЭК разрабатыва­ет прогнозы с учетом исследований в других правитель­ственных организациях и частных фирмах. Программа в окончательном виде, в котором она представляется президен­ту, является итогом совместной работы совета с другими ведомствами (министерством фи­нансов), административно-бюджетным управлением и др.

Совет управляющих ФРС имеет доста­точно большой штат экономистов, на которых возлагается выработка экономических прогнозов и анализ текущей эко­номической ситуации. Главным руководящим органом ФРС является комитет по операциям на открытом рынке (КООР).

Три-четыре раза в год, в зависимости от экономичес­кой обстановки, специалисты ФРС для нужд КООР разра­батывают несколько вариантов краткосрочных прогнозов развития экономики США. Из них специалисты ФРС выби­рают наиболее важные и представляют их на рассмотрение комитета по операциям на открытом рынке для выработ­ки оперативной политики.

Для многих других правитель­ственных учреждений наличие стратегических планов так­же является насущной потребностью. При этом различные подразделения вы­двигают специфические требования к разрабатываемым пла­нам в соответствии со стоящими перед ними задачами. Для координации действий различных подразделений в области планирования проводятся регулярные ежемесячные совещания, создаются специализированные группы. В состав таких групп обычно входят представители различных подразделений.

Разрабатывая прогнозы правительственные учреж­дения широко используют систему анкетных опросов пред­принимателей и менеджеров.

Во многих граждан сферах широко распространены крупномасштабные долговременные феде­ральные, а также региональные программы.

Особенно большое значение среди федеральных программ имеют национальные планы развития отдельных отраслей и производственных комплексов, которые объединяют группы смежных и сопряженных отраслей. Речь идет прежде всего о национальном энергетическом плане, о программах борьбы с экологичес­ким кризисом, занятости и т.п.

С 1961 г. в министер­стве обороны, а с 1965 г. во многих гражданских министер­ствах и ведомствах федерального правительства США офи­циально применялась система «планирование—программи­рование—разработка бюджета» (ППБ).

В настоящее время эти принципы частично используются в системе «уп­равление по целям», которая в начале 70-х годов пришла на смену ППБ. Суть этой систе­мы может быть выражена следующими основными положе­ниями:

1) четкое формулирование целей;

2) наличие по каждой программе одного руководителя, не­сущего ответственность за результаты;

3) соответствие показателей результатов за­данным целям и промежуточным заданиям;

4) разработка сроков выполнения промежуточных зада­ний по каждому показателю;

5) сопоставление регулярных отчетов (по каждой программе) с планами;

6) своевременная корректировка выполнения программы в случае отклонения промежуточных результатов от запла­нированных.

С апреля 1977 г. администрация правительства США начала внедрение системы «зеро-бюджет» (ЗБ). Данная система базируется на двух фундаментальных положениях: 1) обязательный пере­смотр целесообразности ассигнований на каждую из осуще­ствляемых программ (наряду с рассмотрением новых); 2) аналитическая оценка и рассмотрение альтернативных ва­риантов заявок на ресурсы.

По сравнению с другими экономически развитыми.стра­нами мира система макроэкономического планирования США имеет следующие три важные особенности:

1) здесь нет государственных программ развития всей на­циональной экономики на 5—10 лет, которые утверждались бы парламентом или правительством;

2) федеральная администрация не разрабатывает перспек­тивные инвестиционные планы в национальном масштабе;

3) в правительстве нет органов по планированию.

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ (ЕС)

ЕС начало создаваться в начале 50-х годов.

Основными регулирующими органами ЕС являются: Ев­ропейский совет, Европейский парламент (ЕП), Совет мини­стров ЕС (СМЕС), Комиссия ЕС (КЕС), Экономический и социальный комитет (ЭиСК).

В 80-х годах сообщество вышло из стадии подготовки проектов и программ и сформировало модель единого про­мышленного и научно-технического регулирования.

Были созданы Комитет по научно-техническим исследованиям (КРЕСТ), Комитет евро­пейского развития науки и техники (КОДЕСТ). Группа про­гнозирования и оценок научно-технического развития (ФАСТ).

Груп­па ФАСТ стала ядром наднационального европейского прогнозирования и включает специалистов раз­личного профиля: социологов, экономистов, специалистов по новым технологиям.

Группой ФАСТ были разработа­ны программы прогнозирования и оценок в области науки и техники.

Программа ФАСТ-I — первая из разработанных про­грамм была экспериментальной, рассчитанной на 1978—1983 гг., заложила фундамент для создания исходных элементов системы наднационального прогнозирования в масштабах союза. В этот же период кол­лектив исследователей ФАСТ принимал участие в разработ­ке первой программы научно-технической стратегии сооб­щества, а также Европейской стратегической программы научных исследований в области технологий информацион­ных систем (ЭСПРИНТ) и плана действия сообщества в об­ласти биотехнологии.

Программа ФАСТ-II (1983—1987 гг.). Основными направлениями в этой программе являлись исследования, связанные с определением роли новых. Большое внимание было уделено укреплению в Европе базы долгосрочного прогнозирования и оценок путем совершенствования национальных систем, развертывания сети сотрудничества между исследователями и потенциальными потребителями результатов исследовательских работ.

ФАСТ-III (1988—1992 гг.). В третьей программе намечались следующие приоритетные направления деятельности:

• прогнозирование преимуществ, проблем, трудностей в результате научно-технического развития Европы;

• оценка результатов влияния новых технологий на общественное разви­тие);

• контроль за точностью показате­лей, за правильностью избранных методологий прогнозиро­вания.

К концу 80-х—началу 90-х годов в основном сложился механизм функционирования ФАСТ. Исследовательские группы ФАСТ работают по кон­тракту и возглавляются руководящими экспертами. В состав исследовательских групп входят представители университе­тов, государственных учреждений, частных фирм. Головная группа ФАСТ контролирует и коор­динирует деятельность национальных организаций, взаимо­действующих с ФАСТ. Дважды в год организуются рабочие совещания, а также «национальные дни», во время которых исследователи собираются в одной из стран.

При формировании перечня программ исследований КЕС консультируется с государствами. Совет ЕС утверждает программы, получив заключение Европарламента. Каждые два года принятые программы подлежат коррек­тировке.

ФАСТ-IV (1994—1998 гг.). Особенность четвертой научно-технологической программы заключается в укрупнении блока разработок базовых технологий.

В 80-х годах появился новый элемент — разработка странами союза научно-технических программ.

Программы делятся на рамочные (базовые) программы общего развития и отраслевые.

Была также разработана и принята стратегическая про­грамма научных исследований в сфере технологии информа­ционных систем — ЭСПРИТ (1984—1994 гг.).

Позже программа ЭСПРИТ вошла в программу ФАСТ-IV.

В ЕС разработаны спе­циальные программы, повы­шающие конкурентоспособность фирм союза. Их важная особенность также и в том, что они пред­полагают подключение к исследованиям фирм и организаций стран, не входящих в ЕС.

В 2000 г. была принята Лиссабонская стратегия – программа экономического развития Евросоюза до 2010 г. В 2005 г. ЕС принял пятилетний план, включающий меры по совместной борьбе с внутренними угрозами – преступностью, нелегальной иммиграцией и др. До 2010 г. были распланированы мероприятия по оптимизации транспортных потоков в странах ЕС с использованием собственной системы спутниковой навигации «Галилео».

Китайский опыт стратегического макропланирования.

После образования КНР в течение многих лет до начала ХХI в. планирование в Китае включало долгосрочное (на 10 лет и более), среднесрочное (на 5 лет) и текущее (на 1 год). Существовала четырехуровневая плановая система, состоявшая из общегосударственного, отраслевого, территориального планирования и планирования на предприятиях.

В начале 80 – х годов КНР начала переход к рыночной экономике, и к концу ХХ в. было постепенно внедрено индикативное планирование. Основные изменения в планировании начались с разработки Х – го пятилетнего плана (2001 – 2005 гг.), когда стал осуществляться переход от количественных показателей к качественным. Заметно повысилась роль отраслевого и территориального планирования, увеличилась степень прозрачности информации при составлении планов.

В настоящее время в КНР применяются три вида планирования – программное планирование, планирование по основным объектам, региональное и отраслевое планирование.

Программное планирование состоит в подготовке комплексной стратегической программы развития народного хозяйства, которая является направляющей для всех остальных планов.

Планирование по основным объектам охватывает виды хозяйственной деятельности, требующие вмешательства государства. Оно определяет основные объекты капитального строительства, территориальное размещение объектов и распределение между ними природных ресурсов. Эти планы позволяют расширить и уточнить задачи программного планирования.

Отраслевое планирование учитывает технико – экономические особенности отраслей и тенденции изменения каждой отраслевой системы, основывается на принципах межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции, борьбы с монополизмом.

Региональное планирование состоит в формировании планов социально – экономического развития местными властями.

Процесс работы над планами состоит из пяти этапов. На первом этапе разрабатываются стратегические программы. На втором – планы по основным объектам. Затем формируются отраслевые и региональные программы. На заключительном этапе осуществляются исправления во всех видах программ.

Государственное планирование в Индии и Южной Корее.

Индия является единственной в мире страной, кде концепция планирования социально – экономического развития начала формироваться еще в колониальный период.

Долгосрочное планирование в Индии осуществляется системой органов, центром которой является Государственная плановая комиссия – постоянный орган под руководством премьер – министра.

Плановая комиссия опирается в своей работе на ряд авторитетных научно – исследовательских организаций.

На основе национального плана в каждом штате Индии разрабатываются и выполняются свои планы развития.

Для современной Индии характерно большое разнообразие разрабатываемых специальных программ развития, различающихся по срокам, степени охвата проблем и целей. Составляются также программы сотрудничества Индии с другими государствами. Создаются частные программы по отдельным отраслям и сферам экономики, а также программы экономической стабилизации. Последние предусматривают корректировку роста экономики посредством регулирования расходов, включая капитальные вложения.

Плановая комиссия Индии подготовила доклад – прогноз «Индия – видение 2020», представляющий собой программу продолжения индустриализации страны и постепенного формирования постиндустриального сектора экономики. Реализация программы позволит Индии занять новое место в мировой экономике. Амбициозные прогнозные показатели, которые некоторыми экономистами оцениваются как завышенные, оказывают позитивное влияние на общественное мнение, внутриполитическую ситуацию в стране и создают благоприятную психологическую атмосферу национального подъема.

Государственное планирование в Южной Корее началось с плана, разработанного в 1954 г. с привлечением экспертов ООН. Однако этот план, как и ряд последующих, был весьма несовершенным.

В начале 60 – х годов экспертами Американского агенства международного развития была разработана долгосрочная (на 20 лет) программа развития экономики Южной Кореи. Этой программой предусматривалось выполнить четыре пятилетних плана, каждый из которых был нацелен на реализацию определенных приоритетов. Пятилетнее планирование использовалось в Южной Корее и в дальнейшем.

В современной Южной Корее в прогнозировании и планировании широко применяются экспертные оценки. Для проведения количественных расчетов с помощью методов моделирования Южная Корея обращается за помощью в США.

Глава 4 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: