Какие из перечисленных ниже положений относятся к основным подсистемам науки стратегического планирования (дайте у кодов и укажите порядок суммирования):
01 - информационная;
02 - материально-техническая;
03 - теоретико-методологическая;
04 - институциональная;
05 - организационно-кадровая.
Глава 2 Методология и организациямакропланирования и прогнозированияв Российской Федерации
2.1. Система методологии макропланирования и прогнозирования
Под методологией планирования в широком смысле слова понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической плановой деятельности, а также учение об этой системе. В составе методологии планирования выделяются концептуальная часть, базирующаяся на философии и теории познания, положениях экономической теории и социологии, общенаучная часть методов исследования, применяемых всеми науками, и специфическая часть, связанная с предметом этой науки.
Элементами специфической части методологии планирования являются логика, принципы, методологические подходы, методы, теория и система показателей.
Все структурные элементы методологии должны непрерывно развиваться и совершенствоваться в соответствии с требованиями практики и изменениями в объекте планирования – экономике и социальной жизни общества, экологии, технике и технологии и т.д
Логика разработки планов - упорядоченная последовательность, взаимосогласованность и обоснованность действий (процедур), связанных с решением любой проблемы планирования, а также определение исходного пункта, отправляясь от которого они должны решаться, которому должен подчиняться весь процесс плановой работы.
Основными элементами логики планирования являются:
• формулирование системы целей экономического и социального развития в планируемом периоде (исходный пункт разработки проекта плана);
· анализ итогов экономического и социального развития в предплановом периоде и уточнение параметров достигнутого уровня и структуры общественного производства;
· определение объема и структуры потребностей общества в планируемом периоде;
• определение объема и структуры ресурсов общества (имеющихся на начало планируемого периода и тех, которые объективно могут быть созданы в течение планируемого периода);
• согласование ресурсов и потребностей общества, выработка проектов планов его развития в планируемом периоде.
Глубокое и всестороннее изучение достигнутого уровня народного хозяйства, обобщение опыта выполнения планов предшествующего периода предваряют работу над стратегическим планом следующего периода.
За анализом и уточнением параметров базисного уровня следует комплексное изучение ресурсов и потребностей общества в плановом периоде. Подсистема экономических потребностей охватывает потребности общества в благах, создаваемых в процессе материального производства. Ее основными элементами являются потребности производства (текущие), потребности накопления, непроизводственные потребности населения, потребности научных учреждений.
Подсистема неэкономических потребностей охватывает потребности общества в духовных и социальных благах, создаваемых в тесной связи с материальным производством и на его основе.
Удовлетворение потребностей предполагает наличие у общества, предприятий соответствующих ресурсов. Ресурсы, которыми может располагать общество и предприятие в плановом периоде, состоят из двух основных элементов:
• ресурсов, имеющихся к началу периода;
• ресурсов, создаваемых в течение планового периода.
Для перспективных планов решающее значение имеют ресурсы, создаваемые в течение планового периода.
После комплексного расчета общественных потребностей и определения ресурсов переходят к согласованию ресурсов и потребностей для определения их оптимального соответствия. Это заключительная стадия в логике расчетов стратегическое плана.
Поскольку объем ресурсов в плановом периоде есть всегда некоторая конечная величина, важнейшей проблемой стадии согласования является обеспечение наибольшей эффективности (социальной и экономической) общественного производства. В связи с этим потребности должны быть шкалированы по степени их значимости для общества, определена система приоритетов удовлетворения потребностей.
Разработка планов и программ как на макро-, так и на мезоуровне должна осуществляться с учетом общих для управления в целом и специфических для планирования закономерностей (принципов).
К общим принципам макропланирования и прогнозирования относят:
• обеспечение органического единства экономики и
политики при приоритете политики;
• централизм и самостоятельность при разработке планов;
• научная обоснованность и эффективность планов;
· сочетание и согласованность общих, коллективных и частных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулировании коллективных и частных интересов в реализации планов.
Принцип органического единства экономики и политики при приоритете политики означает необходимость формирования целей планов исходя из стратегических установок экономической и социальной политики, разработанной политическими партиями (партией) и движениями, стоящими у власти и осуществляющими руководство страной в соответствии с ее Основным Законом.
Принцип единства централизма и самостоятельности состоит в том, что подготавливаемые соответствующими субъектами управления проекты решений в форме прогнозов и планов, с одной стороны, должны базироваться на информации о намерении первичных звеньев народного хозяйства, учитывать их интересы, а с другой - обеспечивать воздействие на них в нужном для общества направлении.
Принцип научной обоснованности и эффективности прогнозов, стратегических программ и планов означает необходимость в процессе их составления учитывать:
· требования законов развития общества и основных сфер его функционирования;
· достижения современной отечественной и зарубежной науки;
· возможности адаптации к отечественным условиям мирового опыта хозяйствования;
· необходимость стимулирования деятельности фирм, организаций, направленной на своевременное техническое перевооружение, реконструкцию и обновление основного капитала, внедрение в производство достижений научно-технического прогресса;
необходимость повышения степени достоверности планово-статистической информации и постоянного совершенствования самой технологии планирования
Принцип сочетания и согласования общих, коллективных и частных интересов при приоритете интерес более высокого ранга и стимулировании коллективных частных интересов в реализации планов предполагает необходимость в процессе разработки планов исходить из интересов всех субъектов, кого они затрагивают, и направлять их в русло значимых для всего общества интересов с помощью различных правовых и рыночных инструментов. Вместе с тем этот принцип требует соответствующей мотивации всех хозяйствующих субъектов, социальных общностей и индивидов в их действиях в направлении, указанном стратегическими планами, программами и прогнозами.
Группа специфических принципов планирования отражает особенности планирования как формы общественной практики людей. К ним относятся:
· обеспечение оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев;
• единство и комплексность прогнозов, программ и планов;
• единство процессов разработки и обеспечения возможности выполнения прогнозов, программ и планов, а также проверки их выполнения.
Принцип обеспечения оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев означает сознательное воздействие соответствующих субъектов управления на руководимые ими экономические системы в целях формирования оптимальной структуры последних. Такое воздействие осуществляется на ведущие их элементы, т.е. на такие, от состояния и развития которых зависит динамика народного хозяйства, его отдельных подсистем и первичных звеньев. Главная причина такого подхода состоит в том, что любой хозяйствующий субъект, общество в целом в каждый данный период времени располагает ограниченным объемом ресурсов. В случае их равномерного распределения изменение пропорциональности этих систем невозможно.
Принцип единства и комплексности стратегических планов предполагает органическую увязку между собой всех их разделов и показателей, а также полное и рациональное использование всех видов ресурсов, требующихся для достижения поставленных в планах целей и стратегии поведения, многоаспектный характер работы над плановыми заданиями.
Содержанием принципа единства процесса разработки, обеспечения возможности выполнения и проверки выполнения прогнозов, программ и планов является достижение внутренней согласованности всех разделов и показателей между собой, возможность проверки правильности их значений и последующего сопоставления фактических параметров функционирования управляемых подсистем с запланированными.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СИСТЕМЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
В практике планирования широкое распространение получают системно-комплексный, системно-программный, системно-мультипликационный, системно-нормативный, системный режима экономии и системно-динамический подходы. Методологические подходы не являются особыми методами планирования. Под ними следует понимать направления, пути, способы использования при решении различных проблем планирования, логики, принципов, показателей и методов оптимизации планов.
Все перечисленные методологические подходы есть не что иное, как приложение и конкретизация системного подхода, который в свою очередь является приложением и конкретизацией диалектического метода и логики к анализу всех сфер общественной жизни, всех областей знания. Системный подход требует относиться к каждому явлению и процессу в обществе как к целостной системе и как к компоненту болееобщей системы. Каждое явление, процесс должны изучаться со стороны содержания, структуры, функций, связей с другими системами (средой), целей, источников, условий возникновения и перспектив развития Системно-комплексный подход к решению всех проблем планирования реализует закономерности, научной обоснованности и эффективности управления, а также единства и комплексности планов. Этот подход определяет направления исследования - пути формирования и условия развития комплексов - больших и сложных систем с четко выраженной целевой направленностью (единый народнохозяйственный комплекс страны, комплексы промышленности, агропромышленный комплекс, территориально-производственные комплексы, и т.д.).
Системно-программный подход представляет собой единство четкой целевой ориентации, комплексности намечаемых мероприятий, директивности и адресности заданий сбалансированности работ по срокам осуществления и основным ресурсам. Этот подход определяет направления решения узловых проблем, развития ведущих звеньев общества на основе разработки комплексных программ решения наиболее насущных проблем, стоящих перед ними.
Системно-мультипликационный подход определяет направления всестороннего учета в процессе разработки планов совокупности эффектов, связанных с многообразным и многократным использованием результатов научно-технического прогресса в какой-либо oтрасли производства и основан на том, что каждая отрасль, подотрасль есть элемент региональной или народнохозяйственной системы. При этом должны особенно четко различаться совокупный и локальный эффекты, поскольку последний может означать для соответствующего комплекса в целом не доход, а потерю.
Системно-нормативный подход проявляется в определении направлений всестороннего использования экономических, социальных и других норм, нормативов и ориентиров.
Ориентиры - это зафиксированные требования и цели, характеризующие тот уровень потребления благ и услуг, на который должны ориентироваться как общество в целом, так и его отдельные структурные элементы. Нормативы представляют собой относительные величины, характеризующие минимальный и возможный уровень производства, потребления или распределения материальных благ и их стоимостных эквивалентов. Норма - понятие, выражающее количественно определенный уровень производственного и непроизводственного потребления материальных благ, который признается объективно-необходимым при данной степени развития общества, состоянии рыночной системы.
СИСТЕМНЫЙ, режимоэкономный подход определяет направления всесторонней реализации требований таких законов рыночного хозяйства, как законы максимизации прибыли, конкуренции и экономии времени при решении любых проблем планирования.
Системно-динамический подход означает установку на быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, устойчивое развитие, восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса, высокую производительность и эффективность.
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПЛАНИРОВАНИИ
Показатель плана - это форма выражения конкретного задания, содержащегося в управленческом решении – программе или плане.
Система показателей, используемых в планировании, должна отвечать следующим требованиям:
• быть единой и обязательной для данного уровня управления;
• обладать способностью агрегироваться и дезагрегироваться;
• иметь четкую меру;
• обеспечивать комплексную характеристику процессов управления и функционирования его различных объектов;
• быть гибкой и адресной;
• число показателей, содержащихся в программах и планах, должно быть количественно ограниченным.
Показатели плана классифицируются как показатели конечные и промежуточные, натуральные и стоимостные, количественные и качественные; объемные и сетевые, абсолютные и относительные, утверждаемые, расчетные и информационные (справочные).
Конечные показатели характеризуют продукцию и услуги, предназначенные для потребления за пределами хозяйственной системы. На макроуровне – это продукция и услуги, используемые для личного и oбщественного непроизводственного потребления, накопления, экспорта, капитального ремонта и восстановления выбывшего основного
капитала.
Промежуточные показатели отражают объемы незавершенного производства, выпуска комплектующих и полуфабрикатов.
Натуральные показатели позволяют судить о производстве материальных благ в натурально-вещественной форме.
Стоимостные показатели выражают совокупные результаты воспроизводственного процесса на всех уровнях народно-хозяйственной системы.
Количественные показатели характеризуют прямые непосредственные результаты производства или работ. Они могут быть объемными, т.е. отражать масштабы производства продукции, выполнения капитальных работ и т.д. и сетевыми – характеризующими число различных учреждений (школ, больниц, аптек, вузов и т.д.) и количество потребителей их услуг. Качественные показатели определяют условия развития объекта планирования, эффективность использования ресурсного потенциала и деятельности хозяйствующих субъектов (технико-экономические нормы, показатели производительности труда, капиталоемкости продукции, прибыли, рентабельности и т.д.).
Утверждаемые показатели являются обязательными для всех звеньев управляемой системы, они затрагивают объемы и структуру доходов и расходов государственного бюджета, бюджетов субъектов федерации и других административно – территориальных образований. Расчетные показатели используются для обоснования утверждаемых показателей.
Информационные показатели характеризуют условия деятельности каждого звена народно-хозяйственной системы, факторы, определяющие уровень и динамику утверждаемых и расчетных показателей, используются для международных сравнений и т.д.
Логика, принципы, методологические подходы, система показателей реализуется в прогнозах, проектах программ и планов на основе методики планирования. Методика планирования - это совокупность методов, технических приемов разработки, обоснования оптимальности и анализа системы плановых заданий, их взаимной увязки и контроля хода выполнения плана по его отдельным разделам и показателям.
В планировании используется система методов, включающая методы экономического анализа, инженерно- экономических расчетов, системного анализа и синтеза, балансовый, экономико-математические, экспертные (оценочные) методы и модели.
Целесообразность применения тех или иных методов определяется структурностью решаемых проблем планирования. В зависимости от характера связи между причиной и следствием в планировании различают 4 класса структурности проблем – стандартные, структурированные, слабо структурированные и не структурированные.
Методы экономического анализа используются для оценки состояния объекта в предшествующем плановому периоде. Задачами анализа являются проверка обоснованности плана, выявление резервов и путей их использования, содействие техническому прогрессу и распространению передового опыта. Применяется для решения проблем всех классов структурности.
Балансовый метод - совокупность приемов, используемых для обеспечения согласования взаимосвязанных показателей. Цель этих приемов - добиться баланса (равновесия) между показателями. Балансовый метод широко используется при разработке проблем всех видов структурности.
Методы прямых инженерно-экономических (технико – экономических) расчетов используются для определения потребностей в данном виде продукции и оценки возможностей производства, улучшения использования производственных мощностей, сырья, материалов, топлива и энергии, снижения себестоимости продукции, определения экономической эффективности производства, капитальных вложений и т.д. Методы технико-экономических расчетов широко используются при решении стандартных и структурированных проблем.
Важнейшими экономико-математическими моделями, используемыми в планировании, являются прогнозный баланс народного хозяйства, межотраслевой баланс производства и распределения продукции, другие матричные и сетевые модели (СПУ), система национальных счетов. К числу экономико-математических методов относится метод вариантных приближений, который с математической точки зрения является итеративным (методом последовательных приближений), методы линейного программирования. Подавляющее большинство зависимостей в экономике носит нелинейный характер. Поэтому начинают развиваться такие виды программирования, как нелинейное (целочисленное, параметрическое), динамическое, стохастическое. Экономико-математические методы широко применяются при решении стандартных и структурированных проблем.
Экспертные (оценочные) методы основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта и интуиции специалистов. Наиболее широко применяемые формы этих методов - массовое обсуждение и оценка проектов крупных народно-хозяйственных решений, деятельность консультативных научно-технических советов и экспертных комиссий при различных органах государственной власти.
Методы инженерно-экономических расчетов, балансовый, экономико-математические могут эффективно использоваться лишь при наличии научно обоснованной нормативной базы. С помощью норм и нормативов определяются потребности в тех или иных видах продукции, в услугах, рассчитываются производственные возможности и т.д. Наряду с технико-экономическими нормами и нормативами большое значение начинают приобретать социально-экономические нормы и нормативы.
Метод системного анализа и синтеза состоит в расчленении, разложении экономических систем и протекающих в них процессов на составные части и определении на этой основе ведущих звеньев, ключевых проблем, «узких мест» перспективного развития.
ОРГАНИЗАЦИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Организация макроэкономического планирования охватывает формирование перечня и определение содержания плановых документов, создание системы плановых органов, установление их полномочий, разработку этапов плановой работы и порядка взаимодействия исполнителей в процессе выполнения этой работы.
Функция государственного макроэкономического планирования как постоянно организуемый процесс закреплена законодательством РФ. Система плановых документов на федеральном и региональном уровнях включает долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные прогнозы, концепции долгосрочного развития, стратегические планы социально – экономического развития страны и территорий, отраслевые долгосрочные стратегии, национальные проекты, целевые программы, планы действий соответствующих исполнительных органов. В работе по подготовке, принятию и осуществлению контроля за выполнением планов участвуют органы государственной законодательной и исполнительной власти, представители бизнеса, науки, различных общественных объединений. Наиболее активное участие в планировании принимают такие рабочие органы исполнительной власти, как Министерство экономического развития, Министерство финансов, Центральный банк РФ, отраслевые министерства и агентства. Центральное место в системе этих органов занимает Министерство экономического развития РФ. В своей повседневной деятельности в области макроэкономического планирования оно руководствуется Конституцией РФ, федеральными указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также Положением "О Министерстве экономического развития Российской Федерации". Главная задача Министерства состоит в определении путей и разработке методов обеспечения эффективного развития экономики, социального прогресса в Российской Федерации. Основными функциями, которые оно выполняет, являются аналитическая, плановая, организационная, координационная, экспертная, контрольная, консультационная, методологическая.
1. Что понимают под методологией планирования?
2. Что понимают под методологией планирования в «узком» и «широком» смыслах этого слова?
3. Охарактеризуйте понятие "принцип планирования". Почему различают общие и специфические принципы планирования?
4. В чем состоит сущность логики планирования? Каково содержание ее структурных элементов?
5. Что понимают под методологическими подходами в планировании? Назовите их и охарактеризуйте содержание.
6. Аргументируйте неверность тезиса о том, что в планировании используется нормативный метод, программно-целевой метод.
7. Что понимают под прогнозом, программой, планом? Что между ними общего? В чем их различие?
8. Дайте типологию прогнозов и программ.
9. В чем состоит сущность показателей плана? Какие требования к ним предъявляются?
10. Дайте типологию показателей плана и охарактеризуйте назначение каждой из подгрупп.
11. Назовите и раскройте основные направления совершенствования системы показателей планирования в условиях современного этапа развития экономики России.
12. В чем сущность методики и метода планирования? Чем различаются между собой методология и методика планирования?
13. На чем основана типология проблем планирования?
14. Назовите основные методы планирования и раскройте их содержание.
15. Охарактеризуйте основные направления совершенствования методов планирования в современных условиях.






