Задание 10

Какие из перечисленных ниже положений относятся к основным подсистемам науки стратегического планирования (дайте у кодов и укажите порядок суммирования):

01 - информационная;

02 - материально-техническая;

03 - теоретико-методологическая;

04 - институциональная;

05 - организационно-кадровая.

Глава 2 Методология и организациямакропланирования и прогнозированияв Российской Федерации

2.1. Система методологии макропланирования и прогнозирования

Под методологией планирования в широком смысле слова понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической плановой деятельности, а также учение об этой системе. В составе методологии планирования выделяются концептуальная часть, базирующаяся на философии и теории познания, положениях экономической теории и социологии, общенаучная часть методов исследования, применяемых всеми науками, и специфическая часть, связанная с предметом этой науки.

Элементами специфической части методологии планирования являются логика, принципы, методологические подходы, методы, теория и система показателей.

Все структурные элементы методологии должны непрерывно развиваться и совершенствоваться в соответствии с требованиями практики и изменениями в объекте планирования – экономике и социальной жизни общества, экологии, технике и технологии и т.д

Логика разработки планов - упорядоченная последовательность, взаимосогласованность и обоснованность действий (процедур), связанных с решением любой проблемы планирования, а также определение исходного пункта, отправляясь от которого они должны решаться, которому должен подчиняться весь процесс плановой работы.

Основными элементами логики планирования являются:

• формулирование системы целей экономического и социального развития в планируемом периоде (исходный пункт разработки проекта плана);

· анализ итогов экономического и социального развития в предплановом периоде и уточнение параметров достигнутого уровня и структуры общественного производства;

· определение объема и структуры потребностей общества в планируемом периоде;

• определение объема и структуры ресурсов общества (имеющихся на начало планируемого периода и тех, которые объективно могут быть созданы в течение планируемого периода);

• согласование ресурсов и потребностей общества, выработка проектов планов его развития в планируемом периоде.

Глубокое и всестороннее изучение достигнутого уровня народного хозяйства, обобщение опыта выполнения планов предшествующего периода предваряют работу над стратегическим планом следующего периода.

За анализом и уточнением параметров базисного уровня следует комплексное изучение ресурсов и потребностей общества в плановом периоде. Подсистема экономических потребностей охватывает потребности общества в благах, создаваемых в процессе материального производства. Ее основными элементами являются потребности производства (текущие), потребности накопления, непроизводственные потребности населения, потребности научных учреждений.

Подсистема неэкономических потребностей охватывает потребности общества в духовных и социальных благах, создаваемых в тесной связи с материальным производством и на его основе.

Удовлетворение потребностей предполагает наличие у общества, предприятий соответствующих ресурсов. Ресурсы, которыми может располагать общество и предприятие в плановом периоде, состоят из двух основных элементов:

ресурсов, имеющихся к началу периода;

ресурсов, создаваемых в течение планового периода.

Для перспективных планов решающее значение имеют ресурсы, создаваемые в течение планового периода.

После комплексного расчета общественных потребностей и определения ресурсов переходят к согласованию ресурсов и потребностей для определения их оптимального соответствия. Это заключительная стадия в логике расчетов стратегическое плана.

Поскольку объем ресурсов в плановом периоде есть всегда некоторая конечная величина, важнейшей проблемой стадии согласования является обеспечение наибольшей эффективности (социальной и экономической) общественного производства. В связи с этим потребности должны быть шкалированы по степени их значимости для общества, определена система приоритетов удовлетворения потребностей.

Разработка планов и программ как на макро-, так и на мезоуровне должна осуществляться с учетом общих для управления в целом и специфических для планирования закономерностей (принципов).

К общим принципам макропланирования и прогнозирования относят:

• обеспечение органического единства экономики и
политики при приоритете политики;

• централизм и самостоятельность при разработке планов;

• научная обоснованность и эффективность планов;

· сочетание и согласованность общих, коллективных и частных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулировании коллективных и частных интересов в реализации планов.

Принцип органического единства экономики и политики при приоритете политики означает необходимость формирования целей планов исходя из стратегических установок экономической и социальной политики, разработанной политическими партиями (партией) и движениями, стоящими у власти и осуществляющими руководство страной в соответствии с ее Основным Законом.

Принцип единства централизма и самостоятельности состоит в том, что подготавливаемые соответствующими субъектами управления проекты решений в форме прогнозов и планов, с одной стороны, должны базироваться на информации о намерении первичных звеньев народного хозяйства, учитывать их интересы, а с другой - обеспечивать воздействие на них в нужном для общества направлении.

Принцип научной обоснованности и эффективности прогнозов, стратегических программ и планов означает необходимость в процессе их составления учитывать:

· требования законов развития общества и основных сфер его функционирования;

· достижения современной отечественной и зарубежной науки;

· возможности адаптации к отечественным условиям мирового опыта хозяйствования;

· необходимость стимулирования деятельности фирм, организаций, направленной на своевременное техническое перевооружение, реконструкцию и обновление основного капитала, внедрение в производство достижений научно-технического прогресса;

необходимость повышения степени достоверности планово-статистической информации и постоянного совершенствования самой технологии планирования

Принцип сочетания и согласования общих, коллективных и частных интересов при приоритете интерес более высокого ранга и стимулировании коллективных частных интересов в реализации планов предполагает необходимость в процессе разработки планов исходить из интересов всех субъектов, кого они затрагивают, и направлять их в русло значимых для всего общества интересов с помощью различных правовых и рыночных инструментов. Вместе с тем этот принцип требует соответствующей мотивации всех хозяйствующих субъектов, социальных общностей и индивидов в их действиях в направлении, указанном стратегическими планами, программами и прогнозами.

Группа специфических принципов планирования отражает особенности планирования как формы общественной практики людей. К ним относятся:

· обеспечение оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев;

• единство и комплексность прогнозов, программ и планов;

• единство процессов разработки и обеспечения возможности выполнения прогнозов, программ и планов, а также проверки их выполнения.

Принцип обеспечения оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев означает сознательное воздействие соответствующих субъектов управления на руководимые ими экономические системы в целях формирования оптимальной структуры последних. Такое воздействие осуществляется на ведущие их элементы, т.е. на такие, от состояния и развития которых зависит динамика народного хозяйства, его отдельных подсистем и первичных звеньев. Главная причина такого подхода состоит в том, что любой хозяйствующий субъект, общество в целом в каждый данный период времени располагает ограниченным объемом ресурсов. В случае их равномерного распределения изменение пропорциональности этих систем невозможно.

Принцип единства и комплексности стратегических планов предполагает органическую увязку между собой всех их разделов и показателей, а также полное и рациональное использование всех видов ресурсов, требующихся для достижения поставленных в планах целей и стратегии поведения, многоаспектный характер работы над плановыми заданиями.

Содержанием принципа единства процесса разработки, обеспечения возможности выполнения и проверки выполнения прогнозов, программ и планов является достижение внутренней согласованности всех разделов и показателей между собой, возможность проверки правильности их значений и последующего сопоставления фактических параметров функционирования управляемых подсистем с запланированными.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СИСТЕМЕ ПЛАНИРОВАНИЯ

В практике планирования широкое распространение получают системно-комплексный, системно-программный, системно-мультипликационный, системно-нормативный, системный режима экономии и системно-динамический подходы. Методологические подходы не являются особыми методами планирования. Под ними следует понимать направления, пути, способы использования при решении различных проблем планирования, логики, принципов, показателей и методов оптимизации планов.

Все перечисленные методологические подходы есть не что иное, как приложение и конкретизация системного подхода, который в свою очередь является приложением и конкретизацией диалектического метода и логики к анализу всех сфер общественной жизни, всех областей знания. Системный подход требует относиться к каждому явлению и процессу в обществе как к целостной системе и как к компоненту болееобщей системы. Каждое явление, процесс должны изучаться со стороны содержания, структуры, функций, связей с другими системами (средой), целей, источников, условий возникновения и перспектив развития Системно-комплексный подход к решению всех проблем планирования реализует закономерности, научной обоснованности и эффективности управления, а также единства и комплексности планов. Этот подход определяет направления исследования - пути формирования и условия развития комплексов - больших и сложных систем с четко выраженной целевой направленностью (единый народнохозяйственный комплекс страны, комплексы промышленности, агропромышленный комплекс, территориально-производственные комплексы, и т.д.).

Системно-программный подход представляет собой единство четкой целевой ориентации, комплексности намечаемых мероприятий, директивности и адресности заданий сбалансированности работ по срокам осуществления и основным ресурсам. Этот подход определяет направления решения узловых проблем, развития ведущих звеньев общества на основе разработки комплексных программ решения наиболее насущных проблем, стоящих перед ними.

Системно-мультипликационный подход определяет направления всестороннего учета в процессе разработки планов совокупности эффектов, связанных с многообразным и многократным использованием результатов научно-технического прогресса в какой-либо oтрасли производства и основан на том, что каждая отрасль, подотрасль есть элемент региональной или народнохозяйственной системы. При этом должны особенно четко различаться совокупный и локальный эффекты, поскольку последний может означать для соответствующего комплекса в целом не доход, а потерю.

Системно-нормативный подход проявляется в определении направлений всестороннего использования экономических, социальных и других норм, нормативов и ориентиров.

Ориентиры - это зафиксированные требования и цели, характеризующие тот уровень потребления благ и услуг, на который должны ориентироваться как общество в целом, так и его отдельные структурные элементы. Нормативы представляют собой относительные величины, характеризующие минимальный и возможный уровень производства, потребления или распределения материальных благ и их стоимостных эквивалентов. Норма - понятие, выражающее количественно определенный уровень производственного и непроизводственного потребления материальных благ, который признается объективно-необходимым при данной степени развития общества, состоянии рыночной системы.

СИСТЕМНЫЙ, режимоэкономный подход определяет направления всесторонней реализации требований таких законов рыночного хозяйства, как законы максимизации прибыли, конкуренции и экономии времени при решении любых проблем планирования.

Системно-динамический подход означает установку на быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, устойчивое развитие, восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса, высокую производительность и эффективность.

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПЛАНИРОВАНИИ

Показатель плана - это форма выражения конкретного задания, содержащегося в управленческом решении – программе или плане.

Система показателей, используемых в планировании, должна отвечать следующим требованиям:

• быть единой и обязательной для данного уровня управления;

• обладать способностью агрегироваться и дезагрегироваться;

• иметь четкую меру;

• обеспечивать комплексную характеристику процессов управления и функционирования его различных объектов;

• быть гибкой и адресной;

• число показателей, содержащихся в программах и планах, должно быть количественно ограниченным.

Показатели плана классифицируются как показатели конечные и промежуточные, натуральные и стоимостные, количественные и качественные; объемные и сетевые, абсолютные и относительные, утверждаемые, расчетные и информационные (справочные).

Конечные показатели характеризуют продукцию и услуги, предназначенные для потребления за пределами хозяйственной системы. На макроуровне – это продукция и услуги, используемые для личного и oбщественного непроизводственного потребления, накопления, экспорта, капитального ремонта и восстановления выбывшего основного

капитала.

Промежуточные показатели отражают объемы незавершенного производства, выпуска комплектующих и полуфабрикатов.

Натуральные показатели позволяют судить о производстве материальных благ в натурально-вещественной форме.

Стоимостные показатели выражают совокупные результаты воспроизводственного процесса на всех уровнях народно-хозяйственной системы.

Количественные показатели характеризуют прямые непосредственные результаты производства или работ. Они могут быть объемными, т.е. отражать масштабы производства продукции, выполнения капитальных работ и т.д. и сетевыми – характеризующими число различных учреждений (школ, больниц, аптек, вузов и т.д.) и количество потребителей их услуг. Качественные показатели определяют условия развития объекта планирования, эффективность использования ресурсного потенциала и деятельности хозяйствующих субъектов (технико-экономические нормы, показатели производительности труда, капиталоемкости продукции, прибыли, рентабельности и т.д.).

Утверждаемые показатели являются обязательными для всех звеньев управляемой системы, они затрагивают объемы и структуру доходов и расходов государственного бюджета, бюджетов субъектов федерации и других административно – территориальных образований. Расчетные показатели используются для обоснования утверждаемых показателей.

Информационные показатели характеризуют условия деятельности каждого звена народно-хозяйственной системы, факторы, определяющие уровень и динамику утверждаемых и расчетных показателей, используются для международных сравнений и т.д.

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Логика, принципы, методологические подходы, система показателей реализуется в прогнозах, проектах программ и планов на основе методики планирования. Методика планирования - это совокупность методов, технических приемов разработки, обоснования оптимальности и анализа системы плановых заданий, их взаимной увязки и контроля хода выполнения плана по его отдельным разделам и показателям.

В планировании используется система методов, включающая методы экономического анализа, инженерно- экономических расчетов, системного анализа и синтеза, балансовый, экономико-математические, экспертные (оценочные) методы и модели.

Целесообразность применения тех или иных методов определяется структурностью решаемых проблем планирования. В зависимости от характера связи между причиной и следствием в планировании различают 4 класса структурности проблем – стандартные, структурированные, слабо структурированные и не структурированные.

Методы экономического анализа используются для оценки состояния объекта в предшествующем плановому периоде. Задачами анализа являются проверка обоснованности плана, выявление резервов и путей их использования, содействие техническому прогрессу и распространению передового опыта. Применяется для решения проблем всех классов структурности.

Балансовый метод - совокупность приемов, используемых для обеспечения согласования взаимосвязанных показателей. Цель этих приемов - добиться баланса (равновесия) между показателями. Балансовый метод широко используется при разработке проблем всех видов структурности.

Методы прямых инженерно-экономических (технико – экономических) расчетов используются для определения потребностей в данном виде продукции и оценки возможностей производства, улучшения использования производственных мощностей, сырья, материалов, топлива и энергии, снижения себестоимости продукции, определения экономической эффективности производства, капитальных вложений и т.д. Методы технико-экономических расчетов широко используются при решении стандартных и структурированных проблем.

Важнейшими экономико-математическими моделями, используемыми в планировании, являются прогнозный баланс народного хозяйства, межотраслевой баланс производства и распределения продукции, другие матричные и сетевые модели (СПУ), система национальных счетов. К числу экономико-математических методов относится метод вариантных приближений, который с математической точки зрения является итеративным (методом последовательных приближений), методы линейного программирования. Подавляющее большинство зависимостей в экономике носит нелинейный характер. Поэтому начинают развиваться такие виды программирования, как нелинейное (целочисленное, параметрическое), динамическое, стохастическое. Экономико-математические методы широко применяются при решении стандартных и структурированных проблем.

Экспертные (оценочные) методы основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта и интуиции специалистов. Наиболее широко применяемые формы этих методов - массовое обсуждение и оценка проектов крупных народно-хозяйственных решений, деятельность консультативных научно-технических советов и экспертных комиссий при различных органах государственной власти.

Методы инженерно-экономических расчетов, балансовый, экономико-математические могут эффективно использоваться лишь при наличии научно обоснованной нормативной базы. С помощью норм и нормативов определяются потребности в тех или иных видах продукции, в услугах, рассчитываются производственные возможности и т.д. Наряду с технико-экономическими нормами и нормативами большое значение начинают приобретать социально-экономические нормы и нормативы.

Метод системного анализа и синтеза состоит в расчленении, разложении экономических систем и протекающих в них процессов на составные части и определении на этой основе ведущих звеньев, ключевых проблем, «узких мест» перспективного развития.

ОРГАНИЗАЦИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Организация макроэкономического планирования охватывает формирование перечня и определение содержания плановых документов, создание системы плановых органов, установление их полномочий, разработку этапов плановой работы и порядка взаимодействия исполнителей в процессе выполнения этой работы.

Функция государственного макроэкономического планирования как постоянно организуемый процесс закреплена законодательством РФ. Система плановых документов на федеральном и региональном уровнях включает долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные прогнозы, концепции долгосрочного развития, стратегические планы социально – экономического развития страны и территорий, отраслевые долгосрочные стратегии, национальные проекты, целевые программы, планы действий соответствующих исполнительных органов. В работе по подготовке, принятию и осуществлению контроля за выполнением планов участвуют органы государственной законодательной и исполнительной власти, представители бизнеса, науки, различных общественных объединений. Наиболее активное участие в планировании принимают такие рабочие органы исполнительной власти, как Министерство экономического развития, Министерство финансов, Центральный банк РФ, отраслевые министерства и агентства. Центральное место в системе этих органов занимает Министерство экономического развития РФ. В своей повседневной деятельности в области макроэкономического планирования оно руководствуется Конституцией РФ, федеральными указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также Положением "О Министерстве экономического развития Российской Федерации". Главная задача Министерства состоит в определении путей и разработке методов обеспечения эффективного развития экономики, социального прогресса в Российской Федерации. Основными функциями, которые оно выполняет, являются аналитическая, плановая, организационная, координационная, экспертная, контрольная, консультационная, методологическая.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимают под методологией планирования?

2. Что понимают под методологией планирования в «узком» и «широком» смыслах этого слова?

3. Охарактеризуйте понятие "принцип планирования". Почему различают общие и специфические принципы планирования?

4. В чем состоит сущность логики планирования? Каково содержание ее структурных элементов?

5. Что понимают под методологическими подходами в планировании? Назовите их и охарактеризуйте содержание.

6. Аргументируйте неверность тезиса о том, что в планировании используется нормативный метод, программно-целевой метод.

7. Что понимают под прогнозом, программой, планом? Что между ними общего? В чем их различие?

8. Дайте типологию прогнозов и программ.

9. В чем состоит сущность показателей плана? Какие требования к ним предъявляются?

10. Дайте типологию показателей плана и охарактеризуйте назначение каждой из подгрупп.

11. Назовите и раскройте основные направления совершенствования системы показателей планирования в условиях современного этапа развития экономики России.

12. В чем сущность методики и метода планирования? Чем различаются между собой методология и методика планирования?

13. На чем основана типология проблем планирования?

14. Назовите основные методы планирования и раскройте их содержание.

15. Охарактеризуйте основные направления совершенствования методов планирования в современных условиях.




double arrow
Сейчас читают про: