Способ правового регулирования, характеризующийся наложением обязанности воздерживаться от совершения определенных действий

а) дозволение;

б) обязывание;

в) запрет;

г) принуждение.

4. Стадиями правового регулирования являются:

а) создание нормы права, возникновение субъективных прав и юридических обязанностей, реализация субъективных прав и юридических обязанностей;

б) правотворческая инициатива, обсуждение проекта, принятие нормативно-правового акта;

в) установление фактических обстоятельств дела; установление юридических обстоятельств дела; вынесение решения;

г) возбуждение дела, подготовка к рассмотрению, рассмотрение дела, вынесение решения.

5. Какую роль в механизме правового регулирования выполняют нормативно-правовые акты:

а) разъясняют содержание правовых норм;

б) конкретизируют общие правила поведения применительно к определенным обстоятельствам и конкретным субъектам;

в) претворяют в жизнь правовые предписания;

г) устанавливают, изменяют или отменяют правовые нормы.

6. Равенство субъектов правоотношений характерно для:

а) централизованного метода правового регулирования;

б) метода субординации;

в) диспозитивного метода правового регулирования;

г) императивного метода правового регулирования.

7. К основным элементам механизма правового регулирования относятся:

а) законодательные, судебные, исполнительные органы государства;

б) нормы права, субинституты права, институты права, подотрасли права, отрасли права;

в) объект, субъект, содержание;

г) нормы права; интерпретационные акты, юридические факты, правоотношения, акты применения права и акты реализации права.

8. Укажите фразу, верно выражающую соотношение понятий «правовое регулирование» и «правовое воздействие»:

а) эти понятия тождественные;

б) понятие правовое регулирование включает понятие правовое воздействие;

в) правовое регулирование не является правовым воздействием;

г) правовое регулирование является правовым воздействием, осуществляемым с помощью специальных юридических средств.

9. Укажите способы правового регулирования:

а) обязывание;

б) дозволение;

в) правовая пропаганда;

г) юридическое образование.

д) запрет.

10. Целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств в целях их упорядочения и прогрессивного развития:

а) правовая пропаганда;

б) социальное регулирование;

в) правовое регулирование;

г) правовое воздействие.

11. Укажите фразу, верно выражающую соотношение понятий «социальное регулирование» и «правовое регулирование»:

а) эти понятия тождественные;

б) понятие "правовое регулирование" включает понятие "социальное регулирование";

в) понятие "социальное регулирование" включает в себя понятие "правовое регулирование";

г) правовое регулирование не является социальным регулированием.

12. Какие виды правового регулирования выделяют:

а) диспозитивное, императивное;

б) индивидуальное, нормативное;

в) общедозволительное, разрешительное;

г) индивидуальное, коллективное.

13. Чем нормативное регулирование отличается от индивидуального регулирования:

а) осуществляется при помощи специальных юридических средств;

б) носит общий характер (распространяется на неограниченное количество лиц, случаев и длительно по своему воздействию);

в) влечет правовые последствия;

г) осуществляется с помощью правовых актов.

14. Какие виды правового воздействия нельзя считать правовым регулированием:

а) воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации;

б) воздействие на сознание и поведение людей с помощью правовых норм;

в) воздействие на сознание и поведение людей с помощью правоприменительных актов;

г) воздействие на сознание и поведение людей путем пропаганды, агитации;

д) воздействие на сознание и поведение людей путем правового просвещения и обучения.

15. Совокупность общественных отношений, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования - это:

а) метод правового регулирования;

б) предмет правового регулирования;

в) механизм правового регулирования;

г) правовое регулирование.

16. Способ правового регулирования, заключающийся в предписании совершить какие-то действия:

а) дозволение;

б) обязывание;

в) запрет;

г) регулирование.

17. Специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов - это:

а) тип правового регулирования;

б) метод правового регулирования;

в) правовой режим;

г) механизм правового регулирования.

18. Возникновение субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений является:

а) первой стадией правового регулирования;

б) второй стадией правового регулирования;

в) третьей стадией правового регулирования;

г) четвертой стадией правового регулирования;

Тема 14. Правосознание и правовая культура

1. Правосознание представляет собой:

а) совокупность правовых явлений определенного общества, государства или группы государств;

б) совокупность действующих в данном государстве нормативно-правовых актов;

в) совокупность чувств, эмоций, представлений, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям общественной жизни;

г) совокупность средств, приемов, способов, с помощью которых люди получают знания о государственно-правовых явлениях.

2. В зависимости от уровня выделяют следующие виды правосознания:

а) групповое;

б) профессиональное;

в) общественное;

г) научное;

д) обыденное.

3. Структурными элементами правосознания являются:

а) оценочный;

б) волевой;

в) научный;

г) групповой;

д) информационный;

е) массовый.

4. Какой структурный элемент правосознания характеризует правовые установки, психологическую направленность личности, готовность действовать определенным образом в сфере правового регулирования:

а) информационный;

б) оценочный;

в) волевой;

г) профессиональный.

5. Система правовых взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к правовой действительности:

а) правовая психология;

б) судебная медицина;

в) правовая идеология;

г) правовой романтизм.

6. Уровень правосознания, свойственный основной массе членов общества, формирующийся на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования:

а) общественный;

б) профессиональный;

в) индивидуальный;

г) обыденный;

д) групповой.

7. Целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому:

а) правовая культура;

б) правосознание;

в) правовое воспитание;

г) правовой нигилизм;

д) правовая система.

8. Вид правосознания, являющегося совокупностью правовых представлений и чувств тех или иных слоев общества, социальных групп, профессиональных сообществ:

а) индивидуальное;

б) групповое;

в) массовое;

г) общественное.

9. Отрицательное отношение к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений:

а) правовая культура;

б) правосознание;

в) правовой романтизм;

г) правовой нигилизм;

д) анархизм.

10. Кто из мыслителей считал, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, что право - явление психологическое:

а) И.Кант;

б) Л.И.Петражицкий;

в) К.Маркс;

г) Ж.-Ж.Руссо.

11. Правовая идеология включает в себя:

а) правовые эмоции;

б) представления о праве и правовых явлениях;

в) правовые понятия;

г) чувства людей по отношению к правовым явлениям;

д) правовые теории.

Вид правосознания, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности.

а) доктринальное;

б) обыденное;

в) профессиональное;

г) групповое;

д) общественное.

13. Обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека - это:

а) правовая система;

б) правовая культура;

в) правовое сознание;

г) правовое отношение;

д) правовое воспитание.

14. Формами правового нигилизма являются:

а) методологический и онтологический;

б) императивный и диспозитивный;

в) теоретический и практический;

15. Функция правосознания, которая состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы:

а) прогностическая;

б) регулятивная;

в) коммуникативная;

г) оценочная.

16. Правовое воспитание отличается от правового обучения:

а) воспитание осуществляется семьей, а обучение специальными учебными заведениями;

б)воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия;

в) воспитание осуществляется с помощью убеждения, а обучение с помощью принуждения;

г) правовое воспитание и правовое обучение тождественные понятия.

Тема 15. Правоотношения

1. Полная дееспособность физических лиц в РФ возникает, по общему правилу:

а) с 21 года;

б) с 18 лет;

в) с 16 лет;

г) с 6 лет;

д) с рождения;

е) с момента получения паспорта.

2. Объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью, называется:

а) ротация;

б) эмансипация;

в) пролонгирование;

г) ратификация

3. Субъективное право – это:

а) структурный элемент правотворчества;

б) структурный элемент системы законодательства;

в) структурный элемент права;

г) структурный элемент правоотношения;

4. Ограничение дееспособности возможно (ст.30 Гражданского кодекса РФ):

а) только по решению суда в случае, если лицо вследствие психического расстройства не понимает значения своих действий;

б) только по решению суда в случае, если лицо не может руководить своими действиями;

в) только по решению суда в случаях злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами, ставящего в затруднительное материальное положение семью;

г) только по приговору суда в случае, если лицо совершает правонарушение;

5. С какого возраста лицо вправе заключать мелкие бытовые сделки:

а) с 18 лет;

б) с 16 лет;

в) с 14 лет;

г) с 6 лет


6. Предусмотренная правовыми нормами способность нести ответственность за совершенное правонарушение:

а) правосубъектность;

б) правоспособность;

в) дееспособность;

г) деликтоспособность;

д) сделкоспособность

7. Правоспособность физических лиц возникает:

а) с рождения;

б) с момента вступления в брак;

в) с момента заключения трудового договора;

г) с 18 лет;

д) с 16 лет;

е) с 14 лет.

8. С какого возраста лицо является деликтоспособным в уголовном праве (ст.20 УК РФ):

а) с 21 года;

б) с 18 лет;

в) по общему правилу – с 16 лет, а при совершении преступлений, общественная опасность и противоправность которых очевидна и для подростков, достигших четырнадцати лет – с 14 лет

г) с 14 лет;

д) с 12 лет.

9. Предусмотренная правовыми нормами мера должного поведения обязанного субъекта, направленного на удовлетворение интересов и потребностей управомоченного лица и обеспеченная мерами государственного принуждения:

а) субъективное право;

б) юридическая обязанность;

в) юридическая ответственность;

г) правонарушение.


10. Структурными элементами правоотношения являются:

а) нормы права, юридическая практика, правосознание;

б) субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона;

в) субъект, объект, содержание;

г) нормы права, институты права, подотрасли права, отрасли права.

11. Предусмотренная правовыми нормами способность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности:

а) правосубъектность;

б) правоспособность;

в) дееспособность;

г) деликтоспособность;

12. Правосубъектность юридического лица возникает:

а) с момента открытия счета в банке;

б) с момента государственной регистрации;

в) с момента написания Устава;

г) с момента получения печати.

13. Юридический факт – это:

а) конкретное правовое последствие, которое может наступить при невыполнении правовой нормы;

б) предположение о наличии обстоятельства, явно не соответствующего действительности;

в) жизненное обстоятельство, с наступлением которого нормы права связывают возникновение, изменение, прекращение правоотношений;

г)доказательство, свидетельствующее о наличии в действиях правонарушителя состава правонарушения;

14. Признание лица недееспособным возможно (ст.29 Гражданского кодекса РФ):

а) только по решению суда в случаях злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами, ставящего в затруднительное материальное положение семью;

б) только по решению суда в случае, если лицо не способно иметь субъективные права и юридические обязанности;

в) только по приговору суда в случае, если лицо совершает правонарушение;

г) только по решению суда в случае, если лицо вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или не может руководить своими действиями;

15. Вид правоотношения, в котором определены обе стороны (конкретному управомоченному субъекту противостоит конкретное обязанное лицо):

а) абсолютное;

б) относительное;

в) гражданско-правовое;

г) охранительное;

д) регулятивное.

16. В зависимости от характера юридической обязанности правоотношения делятся на следующие виды:

а) общерегулятивные, регулятивные, охранительные;

б) относительные и абсолютные правоотношения;

в) частно-правовые и публично-правовые отношения;

г) пассивные и активные правоотношения;

д) двустороннеобязательственные и одностороннеобязательственные правоотношения.

17. К какому виду правоотношений относится правоотношение собственности:

а) абсолютное, гражданско-правовое, частно-правовое, материальное;

б) относительное, конституционно-правовое, публично-правовое, материальное;

в) абсолютное, гражданско-правовое, публично-правовое, процессуальное;

г) относительное, уголовно-правовое, публично-правовое, материальное;

18. По направленности интересов выделяют:

а) относительные и абсолютные правоотношения;

б) двустороннеобязательственные и одностороннеобязательственные правоотношения;

в) частно-правовые и публично-правовые правоотношения;

г) гражданско-правовые, семейно-правовые, трудовые и т.д. правоотношения;

19. По волевому критерию юридические факты подразделяются на:

а) простые и сложные;

б) отрицательные и положительные;

в) события и деяния;

г) правоустанавливающие, правоизменяющие, правопрекращающие.

20. Материальное благо или нематериальная ценность, в целях обладания которыми субъекты вступают в правоотношение:

а) субъект правоотношения:

б) объект правоотношения;

в) субъективное право;

г) юридическая обязанность;

д) юридический факт.

Тема 16. Реализация и применение права

1. Как соотносятся понятия "правоприменение" и "реализация права":

а) эти понятия являются тождественными;

б) реализация права является разновидностью применения права;

в) применение права является деятельностью по реализации правовых норм, осуществляемой компетентным субъектом;

г) применение права направлено на осуществление охранительных норм, а реализация права направлена на осуществление регулятивных норм.

2. К способам реализации права относятся:

а) соблюдение;

б) правонарушение;

в) исполнение;

г) использование;

д) дозволение;

е) принуждение.

3. Какой вид правовых норм реализуется путем соблюдения:

а) обязывающие;

б) дефинитивные;

в) запрещающие;

г) управомочивающие.

4. Стадиями применения права являются:

а) 1.создание правовой нормы; 2.возникновение субъективных прав и юридических обязанностей; 3.реализация субъективных прав и юридических обязанностей;

б) 1. анализ фактических обстоятельств дела, 2.анализ юридических обстоятельств дела, 3. вынесение решения;

в) 1. внесение проекта нормативно-правового акта в компетентный орган; 2. обсуждение проекта нормативно-правового акта; 3. принятие нормативно-правового акта и вступление его в законную силу.

5. Способ реализации права, состоящий в воздержании от совершения определенных действий:

а) соблюдение;

б) исполнение;

в) использование;

г) правонарушение.

6. Какой вид правовых норм реализуется путем исполнения:

а) декларативные

б) запрещающие;

в) коллизионные;

г) обязывающие;

д) управомочивающие.

7. В ст. 6 ГК РФ, предусматривающей, что: «В случаях, когда …(гражданско-правовые) отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения…», содержится указание на:

а) аналогию закона;

б) аналогию права;

в) толкование права;

г) применение права.

8. Каким видом акта применения права является обвинительный приговор суда по уголовному делу:

а) регулятивным основным правоприменительным актом;

б) охранительным вспомогательным правоприменительным актом;

в) регулятивным вспомогательным правоприменительным актом;

г) охранительным основным правоприменительным актом.

9. Качественная юридическая оценка совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данных обстоятельств к конкретной норме права - это:

а) применение права;

б) соблюдение;

в) использование;

г) юридическая квалификация;

д) интерпретация права;

е) анализ фактических обстоятельств дела.

10. Путем использования реализуются:

а) обязывающие правовые нормы;

б) охранительные правовые нормы;

в) запрещающие правовые нормы;

г) управомочивающие правовые нормы.

11. Осуществление правовых норм, воплощение их в жизнь в правомерном поведении субъектов права - это:

а) применение права;

б) толкование права;

в) реализация права;

г) правонарушение;

д) правовое регулирование.

12. Каким способом будет реализовываться следующая норма, содержащаяся в ч.3 ст.38 Конституции РФ: "Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях".

а) путем использования;

б) путем исполнения;

в) путем соблюдения.

13. Каким способом будет реализовываться следующая норма, содержащаяся в ст.33 Конституции РФ: "Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления".

а) путем использования;

б) путем исполнения;

в) путем соблюдения.

14. Каким способом будет реализовываться следующая норма, содержащаяся в ч.2 ст.29 Конституции РФ: "Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства".

а) путем использования;

б) путем исполнения;

в) путем соблюдения.

15. Властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм - это:

а) правотворчество;

б) правоприменение;

в) правореализация;

г) толкование права.

16. Какие части выделяются в правоприменительном акте:

а) общая;

б) описательная;

в) особенная;

г) мотивировочная;

д) вступительная;

е) основная;

ж) заключительная;

з) вводная;

и) резолютивная;

к) факультативная.

17. Часть правоприменительного акта, содержащая сведения о фактических обстоятельствах дела:

а) вводная;

б) описательная;

в) мотивировочная;

г) резолютивная.

18. Отсутствие правовой нормы, необходимой для регулирования общественного отношения, входящего в предмет правового регулирования:

а) недостаток;

б) проблема;

в) пробел;

г) ошибка;

д) упущение.

19. В каких отраслях права не допускается аналогия закона и аналогия права:

а) в гражданском праве;

б) в уголовном праве;

в) в семейном праве;

г) в трудовом праве.

20. К видам правоприменительных процессов относятся:

а) арбитражный;

б) интерпретационный;

в) уголовный;

г) административный;

д) законодательный;

е) гражданский.

Тема 17. Толкование права

1. В чем отличие актов официального толкования от нормативно-правовых актов:

а) носят обязательный характер;

б) являются элементами механизма правового регулирования;

в) являются правовыми актами;

г) не создают новых норм, а интерпретируют смысл уже существующих.

2. Какие виды толкования норм права выделяют в зависимости от субъекта толкования:

а) буквальное;

б) официальное;

в) специально-юридическое;

г) систематическое;

д) неофициальное;

е) ограничительное;

ж) расширительное.

3. К способам толкования права относятся:

а) телеологический;

б) логический;

в) прагматический;

г) историко-политический;

д) специально-юридический;

е) методологический.

4. Интеллектуально-волевая деятельность субъектов права, направленная на установление подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования:

а) юридическая квалификация;

б) реализация права;

в) толкование права;

г) применение права;

д) правотворчество.

5. Способ толкования правовых норм, при котором для уяснения смысла нормы анализируются социально-политическая, экономическая, культурная и иная обстановка в стране на момент создания правовых норм:

а) грамматический;

б) логический;

в) систематический;

г) историко-политический;

д) специально-юридический;

е) телеологический;

ж) функциональный.

6. Способ толкования правовых норм, при котором смысл правовой нормы устанавливается с учетом целей ее издания:

а) систематический;

б) логический;

в) телеологический;

г) специально-юридический;

д) историко-политический;

е) грамматический;

ж) функциональный.

7. Процесс доведения смысла нормы права до сознания других субъектов права:

а) квалификация;

б) уяснение;

в) понимание;

г) разъяснение;

д) трактовка;

е) объяснение.

8. К официальному толкованию правовых норм относятся:

а) правоприменительное толкование;

б) доктринальное толкование;

в) легальное толкование;

г) профессиональное толкование;

д) обыденное толкование;

е) аутентическое толкование.

9. Толкование правовых норм, которое осуществляется самим создателем правовой нормы:

а) неофициальное толкование;

б) легальное толкование;

в) буквальное толкование;

г) аутентическое толкование;

д) обыденное толкование;

е) профессиональное толкование.

10. К какому виду толкования относится разъяснение смысла норм уголовного права, содержащееся в комментарии к Уголовному кодексу РФ, подготовленном под руководством к.ю.н. В.М. Лебедева:

а) к официальному толкованию;

б) к легальному толкованию;

в) к доктринальному толкованию;

г) к аутентическому толкованию;

д) к обыденному толкованию;

е) к профессиональному толкованию.

11. К какому виду толкования относится разъяснение норм права, содержащееся в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и Постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ:

а) к неофициальному толкованию;

б) к легальному толкованию;

в) к доктринальному толкованию;

г) к аутентическому толкованию;

д) к обыденному толкованию;

е) к профессиональному толкованию.

12. Какие виды толкования норм права выделяют по объему:

а) систематическое, грамматическое, логическое, специально-юридическое, историко-политическое;

б) буквальное (адекватное), распространительное, ограничительное;

в) официальное и неофициальное.

г) статическое и динамическое.

13. Каким видом правовых актов являются Постановления Конституционного суда РФ:

а) нормативно-правовым актом;

б) правоприменительным актом;

в) интерпретационным актом;

г) актом реализации права.

14. Как, по мнению профессора С.С.Алексеева, называются предписания общего характера, содержащиеся в интерпретационных актах:

а) нормы права;

б) образцы права;

в) субъективные права;

г) правоположения.

15. Какие функции выполняет толкование норм права:

а) конкретизационную;

б) негативную;

в) познавательную;

г) регламентирующую;

д) сигнализаторскую;

е) эвристическую;

ж) правообеспечительную.

16. Функция толкования нормативно-правовых актов, которая позволяет обнаружить их недостатки технического и юридического характера:

а) познавательная;

б) регламентирующая;

в) правообеспечительная.

г) сигнализаторская;

д) конкретизационная.

17. Вид толкования правовых норм, при котором содержание нормы права оказывается шире ее текстуального выражения:

а) адекватное;

б) ограничительное;

в) распространительное.

18. Разъяснение смысла правовых норм, имеющее общее значение:

а) нормативное толкование;

б) буквальное толкование;

в) казуальное толкование;

г) профессиональное толкование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: