а) дозволение;
б) обязывание;
в) запрет;
г) принуждение.
4. Стадиями правового регулирования являются:
а) создание нормы права, возникновение субъективных прав и юридических обязанностей, реализация субъективных прав и юридических обязанностей;
б) правотворческая инициатива, обсуждение проекта, принятие нормативно-правового акта;
в) установление фактических обстоятельств дела; установление юридических обстоятельств дела; вынесение решения;
г) возбуждение дела, подготовка к рассмотрению, рассмотрение дела, вынесение решения.
5. Какую роль в механизме правового регулирования выполняют нормативно-правовые акты:
а) разъясняют содержание правовых норм;
б) конкретизируют общие правила поведения применительно к определенным обстоятельствам и конкретным субъектам;
в) претворяют в жизнь правовые предписания;
г) устанавливают, изменяют или отменяют правовые нормы.
6. Равенство субъектов правоотношений характерно для:
а) централизованного метода правового регулирования;
|
|
б) метода субординации;
в) диспозитивного метода правового регулирования;
г) императивного метода правового регулирования.
7. К основным элементам механизма правового регулирования относятся:
а) законодательные, судебные, исполнительные органы государства;
б) нормы права, субинституты права, институты права, подотрасли права, отрасли права;
в) объект, субъект, содержание;
г) нормы права; интерпретационные акты, юридические факты, правоотношения, акты применения права и акты реализации права.
8. Укажите фразу, верно выражающую соотношение понятий «правовое регулирование» и «правовое воздействие»:
а) эти понятия тождественные;
б) понятие правовое регулирование включает понятие правовое воздействие;
в) правовое регулирование не является правовым воздействием;
г) правовое регулирование является правовым воздействием, осуществляемым с помощью специальных юридических средств.
9. Укажите способы правового регулирования:
а) обязывание;
б) дозволение;
в) правовая пропаганда;
г) юридическое образование.
д) запрет.
10. Целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств в целях их упорядочения и прогрессивного развития:
а) правовая пропаганда;
б) социальное регулирование;
в) правовое регулирование;
г) правовое воздействие.
11. Укажите фразу, верно выражающую соотношение понятий «социальное регулирование» и «правовое регулирование»:
а) эти понятия тождественные;
б) понятие "правовое регулирование" включает понятие "социальное регулирование";
|
|
в) понятие "социальное регулирование" включает в себя понятие "правовое регулирование";
г) правовое регулирование не является социальным регулированием.
12. Какие виды правового регулирования выделяют:
а) диспозитивное, императивное;
б) индивидуальное, нормативное;
в) общедозволительное, разрешительное;
г) индивидуальное, коллективное.
13. Чем нормативное регулирование отличается от индивидуального регулирования:
а) осуществляется при помощи специальных юридических средств;
б) носит общий характер (распространяется на неограниченное количество лиц, случаев и длительно по своему воздействию);
в) влечет правовые последствия;
г) осуществляется с помощью правовых актов.
14. Какие виды правового воздействия нельзя считать правовым регулированием:
а) воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации;
б) воздействие на сознание и поведение людей с помощью правовых норм;
в) воздействие на сознание и поведение людей с помощью правоприменительных актов;
г) воздействие на сознание и поведение людей путем пропаганды, агитации;
д) воздействие на сознание и поведение людей путем правового просвещения и обучения.
15. Совокупность общественных отношений, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования - это:
а) метод правового регулирования;
б) предмет правового регулирования;
в) механизм правового регулирования;
г) правовое регулирование.
16. Способ правового регулирования, заключающийся в предписании совершить какие-то действия:
а) дозволение;
б) обязывание;
в) запрет;
г) регулирование.
17. Специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов - это:
а) тип правового регулирования;
б) метод правового регулирования;
в) правовой режим;
г) механизм правового регулирования.
18. Возникновение субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений является:
а) первой стадией правового регулирования;
б) второй стадией правового регулирования;
в) третьей стадией правового регулирования;
г) четвертой стадией правового регулирования;
Тема 14. Правосознание и правовая культура
1. Правосознание представляет собой:
а) совокупность правовых явлений определенного общества, государства или группы государств;
б) совокупность действующих в данном государстве нормативно-правовых актов;
в) совокупность чувств, эмоций, представлений, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям общественной жизни;
г) совокупность средств, приемов, способов, с помощью которых люди получают знания о государственно-правовых явлениях.
2. В зависимости от уровня выделяют следующие виды правосознания:
а) групповое;
б) профессиональное;
в) общественное;
г) научное;
д) обыденное.
3. Структурными элементами правосознания являются:
а) оценочный;
б) волевой;
в) научный;
г) групповой;
д) информационный;
е) массовый.
4. Какой структурный элемент правосознания характеризует правовые установки, психологическую направленность личности, готовность действовать определенным образом в сфере правового регулирования:
а) информационный;
б) оценочный;
в) волевой;
г) профессиональный.
5. Система правовых взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к правовой действительности:
а) правовая психология;
б) судебная медицина;
в) правовая идеология;
г) правовой романтизм.
6. Уровень правосознания, свойственный основной массе членов общества, формирующийся на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования:
|
|
а) общественный;
б) профессиональный;
в) индивидуальный;
г) обыденный;
д) групповой.
7. Целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому:
а) правовая культура;
б) правосознание;
в) правовое воспитание;
г) правовой нигилизм;
д) правовая система.
8. Вид правосознания, являющегося совокупностью правовых представлений и чувств тех или иных слоев общества, социальных групп, профессиональных сообществ:
а) индивидуальное;
б) групповое;
в) массовое;
г) общественное.
9. Отрицательное отношение к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений:
а) правовая культура;
б) правосознание;
в) правовой романтизм;
г) правовой нигилизм;
д) анархизм.
10. Кто из мыслителей считал, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, что право - явление психологическое:
а) И.Кант;
б) Л.И.Петражицкий;
в) К.Маркс;
г) Ж.-Ж.Руссо.
11. Правовая идеология включает в себя:
а) правовые эмоции;
б) представления о праве и правовых явлениях;
в) правовые понятия;
г) чувства людей по отношению к правовым явлениям;
д) правовые теории.
Вид правосознания, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности.
а) доктринальное;
б) обыденное;
в) профессиональное;
г) групповое;
д) общественное.
13. Обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека - это:
а) правовая система;
б) правовая культура;
в) правовое сознание;
|
|
г) правовое отношение;
д) правовое воспитание.
14. Формами правового нигилизма являются:
а) методологический и онтологический;
б) императивный и диспозитивный;
в) теоретический и практический;
15. Функция правосознания, которая состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы:
а) прогностическая;
б) регулятивная;
в) коммуникативная;
г) оценочная.
16. Правовое воспитание отличается от правового обучения:
а) воспитание осуществляется семьей, а обучение специальными учебными заведениями;
б)воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия;
в) воспитание осуществляется с помощью убеждения, а обучение с помощью принуждения;
г) правовое воспитание и правовое обучение тождественные понятия.
Тема 15. Правоотношения
1. Полная дееспособность физических лиц в РФ возникает, по общему правилу:
а) с 21 года;
б) с 18 лет;
в) с 16 лет;
г) с 6 лет;
д) с рождения;
е) с момента получения паспорта.
2. Объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью, называется:
а) ротация;
б) эмансипация;
в) пролонгирование;
г) ратификация
3. Субъективное право – это:
а) структурный элемент правотворчества;
б) структурный элемент системы законодательства;
в) структурный элемент права;
г) структурный элемент правоотношения;
4. Ограничение дееспособности возможно (ст.30 Гражданского кодекса РФ):
а) только по решению суда в случае, если лицо вследствие психического расстройства не понимает значения своих действий;
б) только по решению суда в случае, если лицо не может руководить своими действиями;
в) только по решению суда в случаях злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами, ставящего в затруднительное материальное положение семью;
г) только по приговору суда в случае, если лицо совершает правонарушение;
5. С какого возраста лицо вправе заключать мелкие бытовые сделки:
а) с 18 лет;
б) с 16 лет;
в) с 14 лет;
г) с 6 лет
6. Предусмотренная правовыми нормами способность нести ответственность за совершенное правонарушение:
а) правосубъектность;
б) правоспособность;
в) дееспособность;
г) деликтоспособность;
д) сделкоспособность
7. Правоспособность физических лиц возникает:
а) с рождения;
б) с момента вступления в брак;
в) с момента заключения трудового договора;
г) с 18 лет;
д) с 16 лет;
е) с 14 лет.
8. С какого возраста лицо является деликтоспособным в уголовном праве (ст.20 УК РФ):
а) с 21 года;
б) с 18 лет;
в) по общему правилу – с 16 лет, а при совершении преступлений, общественная опасность и противоправность которых очевидна и для подростков, достигших четырнадцати лет – с 14 лет
г) с 14 лет;
д) с 12 лет.
9. Предусмотренная правовыми нормами мера должного поведения обязанного субъекта, направленного на удовлетворение интересов и потребностей управомоченного лица и обеспеченная мерами государственного принуждения:
а) субъективное право;
б) юридическая обязанность;
в) юридическая ответственность;
г) правонарушение.
10. Структурными элементами правоотношения являются:
а) нормы права, юридическая практика, правосознание;
б) субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона;
в) субъект, объект, содержание;
г) нормы права, институты права, подотрасли права, отрасли права.
11. Предусмотренная правовыми нормами способность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности:
а) правосубъектность;
б) правоспособность;
в) дееспособность;
г) деликтоспособность;
12. Правосубъектность юридического лица возникает:
а) с момента открытия счета в банке;
б) с момента государственной регистрации;
в) с момента написания Устава;
г) с момента получения печати.
13. Юридический факт – это:
а) конкретное правовое последствие, которое может наступить при невыполнении правовой нормы;
б) предположение о наличии обстоятельства, явно не соответствующего действительности;
в) жизненное обстоятельство, с наступлением которого нормы права связывают возникновение, изменение, прекращение правоотношений;
г)доказательство, свидетельствующее о наличии в действиях правонарушителя состава правонарушения;
14. Признание лица недееспособным возможно (ст.29 Гражданского кодекса РФ):
а) только по решению суда в случаях злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами, ставящего в затруднительное материальное положение семью;
б) только по решению суда в случае, если лицо не способно иметь субъективные права и юридические обязанности;
в) только по приговору суда в случае, если лицо совершает правонарушение;
г) только по решению суда в случае, если лицо вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или не может руководить своими действиями;
15. Вид правоотношения, в котором определены обе стороны (конкретному управомоченному субъекту противостоит конкретное обязанное лицо):
а) абсолютное;
б) относительное;
в) гражданско-правовое;
г) охранительное;
д) регулятивное.
16. В зависимости от характера юридической обязанности правоотношения делятся на следующие виды:
а) общерегулятивные, регулятивные, охранительные;
б) относительные и абсолютные правоотношения;
в) частно-правовые и публично-правовые отношения;
г) пассивные и активные правоотношения;
д) двустороннеобязательственные и одностороннеобязательственные правоотношения.
17. К какому виду правоотношений относится правоотношение собственности:
а) абсолютное, гражданско-правовое, частно-правовое, материальное;
б) относительное, конституционно-правовое, публично-правовое, материальное;
в) абсолютное, гражданско-правовое, публично-правовое, процессуальное;
г) относительное, уголовно-правовое, публично-правовое, материальное;
18. По направленности интересов выделяют:
а) относительные и абсолютные правоотношения;
б) двустороннеобязательственные и одностороннеобязательственные правоотношения;
в) частно-правовые и публично-правовые правоотношения;
г) гражданско-правовые, семейно-правовые, трудовые и т.д. правоотношения;
19. По волевому критерию юридические факты подразделяются на:
а) простые и сложные;
б) отрицательные и положительные;
в) события и деяния;
г) правоустанавливающие, правоизменяющие, правопрекращающие.
20. Материальное благо или нематериальная ценность, в целях обладания которыми субъекты вступают в правоотношение:
а) субъект правоотношения:
б) объект правоотношения;
в) субъективное право;
г) юридическая обязанность;
д) юридический факт.
Тема 16. Реализация и применение права
1. Как соотносятся понятия "правоприменение" и "реализация права":
а) эти понятия являются тождественными;
б) реализация права является разновидностью применения права;
в) применение права является деятельностью по реализации правовых норм, осуществляемой компетентным субъектом;
г) применение права направлено на осуществление охранительных норм, а реализация права направлена на осуществление регулятивных норм.
2. К способам реализации права относятся:
а) соблюдение;
б) правонарушение;
в) исполнение;
г) использование;
д) дозволение;
е) принуждение.
3. Какой вид правовых норм реализуется путем соблюдения:
а) обязывающие;
б) дефинитивные;
в) запрещающие;
г) управомочивающие.
4. Стадиями применения права являются:
а) 1.создание правовой нормы; 2.возникновение субъективных прав и юридических обязанностей; 3.реализация субъективных прав и юридических обязанностей;
б) 1. анализ фактических обстоятельств дела, 2.анализ юридических обстоятельств дела, 3. вынесение решения;
в) 1. внесение проекта нормативно-правового акта в компетентный орган; 2. обсуждение проекта нормативно-правового акта; 3. принятие нормативно-правового акта и вступление его в законную силу.
5. Способ реализации права, состоящий в воздержании от совершения определенных действий:
а) соблюдение;
б) исполнение;
в) использование;
г) правонарушение.
6. Какой вид правовых норм реализуется путем исполнения:
а) декларативные
б) запрещающие;
в) коллизионные;
г) обязывающие;
д) управомочивающие.
7. В ст. 6 ГК РФ, предусматривающей, что: «В случаях, когда …(гражданско-правовые) отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения…», содержится указание на:
а) аналогию закона;
б) аналогию права;
в) толкование права;
г) применение права.
8. Каким видом акта применения права является обвинительный приговор суда по уголовному делу:
а) регулятивным основным правоприменительным актом;
б) охранительным вспомогательным правоприменительным актом;
в) регулятивным вспомогательным правоприменительным актом;
г) охранительным основным правоприменительным актом.
9. Качественная юридическая оценка совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данных обстоятельств к конкретной норме права - это:
а) применение права;
б) соблюдение;
в) использование;
г) юридическая квалификация;
д) интерпретация права;
е) анализ фактических обстоятельств дела.
10. Путем использования реализуются:
а) обязывающие правовые нормы;
б) охранительные правовые нормы;
в) запрещающие правовые нормы;
г) управомочивающие правовые нормы.
11. Осуществление правовых норм, воплощение их в жизнь в правомерном поведении субъектов права - это:
а) применение права;
б) толкование права;
в) реализация права;
г) правонарушение;
д) правовое регулирование.
12. Каким способом будет реализовываться следующая норма, содержащаяся в ч.3 ст.38 Конституции РФ: "Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях".
а) путем использования;
б) путем исполнения;
в) путем соблюдения.
13. Каким способом будет реализовываться следующая норма, содержащаяся в ст.33 Конституции РФ: "Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления".
а) путем использования;
б) путем исполнения;
в) путем соблюдения.
14. Каким способом будет реализовываться следующая норма, содержащаяся в ч.2 ст.29 Конституции РФ: "Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства".
а) путем использования;
б) путем исполнения;
в) путем соблюдения.
15. Властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм - это:
а) правотворчество;
б) правоприменение;
в) правореализация;
г) толкование права.
16. Какие части выделяются в правоприменительном акте:
а) общая;
б) описательная;
в) особенная;
г) мотивировочная;
д) вступительная;
е) основная;
ж) заключительная;
з) вводная;
и) резолютивная;
к) факультативная.
17. Часть правоприменительного акта, содержащая сведения о фактических обстоятельствах дела:
а) вводная;
б) описательная;
в) мотивировочная;
г) резолютивная.
18. Отсутствие правовой нормы, необходимой для регулирования общественного отношения, входящего в предмет правового регулирования:
а) недостаток;
б) проблема;
в) пробел;
г) ошибка;
д) упущение.
19. В каких отраслях права не допускается аналогия закона и аналогия права:
а) в гражданском праве;
б) в уголовном праве;
в) в семейном праве;
г) в трудовом праве.
20. К видам правоприменительных процессов относятся:
а) арбитражный;
б) интерпретационный;
в) уголовный;
г) административный;
д) законодательный;
е) гражданский.
Тема 17. Толкование права
1. В чем отличие актов официального толкования от нормативно-правовых актов:
а) носят обязательный характер;
б) являются элементами механизма правового регулирования;
в) являются правовыми актами;
г) не создают новых норм, а интерпретируют смысл уже существующих.
2. Какие виды толкования норм права выделяют в зависимости от субъекта толкования:
а) буквальное;
б) официальное;
в) специально-юридическое;
г) систематическое;
д) неофициальное;
е) ограничительное;
ж) расширительное.
3. К способам толкования права относятся:
а) телеологический;
б) логический;
в) прагматический;
г) историко-политический;
д) специально-юридический;
е) методологический.
4. Интеллектуально-волевая деятельность субъектов права, направленная на установление подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования:
а) юридическая квалификация;
б) реализация права;
в) толкование права;
г) применение права;
д) правотворчество.
5. Способ толкования правовых норм, при котором для уяснения смысла нормы анализируются социально-политическая, экономическая, культурная и иная обстановка в стране на момент создания правовых норм:
а) грамматический;
б) логический;
в) систематический;
г) историко-политический;
д) специально-юридический;
е) телеологический;
ж) функциональный.
6. Способ толкования правовых норм, при котором смысл правовой нормы устанавливается с учетом целей ее издания:
а) систематический;
б) логический;
в) телеологический;
г) специально-юридический;
д) историко-политический;
е) грамматический;
ж) функциональный.
7. Процесс доведения смысла нормы права до сознания других субъектов права:
а) квалификация;
б) уяснение;
в) понимание;
г) разъяснение;
д) трактовка;
е) объяснение.
8. К официальному толкованию правовых норм относятся:
а) правоприменительное толкование;
б) доктринальное толкование;
в) легальное толкование;
г) профессиональное толкование;
д) обыденное толкование;
е) аутентическое толкование.
9. Толкование правовых норм, которое осуществляется самим создателем правовой нормы:
а) неофициальное толкование;
б) легальное толкование;
в) буквальное толкование;
г) аутентическое толкование;
д) обыденное толкование;
е) профессиональное толкование.
10. К какому виду толкования относится разъяснение смысла норм уголовного права, содержащееся в комментарии к Уголовному кодексу РФ, подготовленном под руководством к.ю.н. В.М. Лебедева:
а) к официальному толкованию;
б) к легальному толкованию;
в) к доктринальному толкованию;
г) к аутентическому толкованию;
д) к обыденному толкованию;
е) к профессиональному толкованию.
11. К какому виду толкования относится разъяснение норм права, содержащееся в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и Постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ:
а) к неофициальному толкованию;
б) к легальному толкованию;
в) к доктринальному толкованию;
г) к аутентическому толкованию;
д) к обыденному толкованию;
е) к профессиональному толкованию.
12. Какие виды толкования норм права выделяют по объему:
а) систематическое, грамматическое, логическое, специально-юридическое, историко-политическое;
б) буквальное (адекватное), распространительное, ограничительное;
в) официальное и неофициальное.
г) статическое и динамическое.
13. Каким видом правовых актов являются Постановления Конституционного суда РФ:
а) нормативно-правовым актом;
б) правоприменительным актом;
в) интерпретационным актом;
г) актом реализации права.
14. Как, по мнению профессора С.С.Алексеева, называются предписания общего характера, содержащиеся в интерпретационных актах:
а) нормы права;
б) образцы права;
в) субъективные права;
г) правоположения.
15. Какие функции выполняет толкование норм права:
а) конкретизационную;
б) негативную;
в) познавательную;
г) регламентирующую;
д) сигнализаторскую;
е) эвристическую;
ж) правообеспечительную.
16. Функция толкования нормативно-правовых актов, которая позволяет обнаружить их недостатки технического и юридического характера:
а) познавательная;
б) регламентирующая;
в) правообеспечительная.
г) сигнализаторская;
д) конкретизационная.
17. Вид толкования правовых норм, при котором содержание нормы права оказывается шире ее текстуального выражения:
а) адекватное;
б) ограничительное;
в) распространительное.
18. Разъяснение смысла правовых норм, имеющее общее значение:
а) нормативное толкование;
б) буквальное толкование;
в) казуальное толкование;
г) профессиональное толкование.