На формирование качества влияют:
объективные факторы: конструкция изделия (состав продукта), технический уровень производственной базы, автоматизация и механизация, технология, технологические средства контроля;
субъективные факторы - профессиональное мастерство, заинтересованность в результатах труда, психологический склад человека;
факторы социального характера (правовое и организационное обеспечение).
Под фактором обеспечения качества продукции понимается конкретная сила, изменяющая свойства сырья, материалов и конструктивных элементов или изделия (продукта) в целом. Сюда можно отнести предметы и орудия труда, оборудование, оснастку, инструмент, технологии, а также профессиональные знания и навыки разработчиков, рабочих, организаторов производства.
Под условиями обеспечения качества продукции понимаются производственные обстоятельства, обстановка, среда, в которых действуют факторы обеспечения качества продукции.
Факторы, формирующие качество продукции, делят на внутренние (зависящие от предприятия ) и внешние.
К внутренним относят:
технические – внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья;
организационные – связанные с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением систем управления качеством и сертификации и др.;
экономические – обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой мер экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции;
социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе гордости и преданности за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе;
информационные - регистрация данных о качестве, их идентификация, хранение, автоматизация сбора и обработки информации о качестве и т.д.
Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь, относятся:
требования рынка (т.е., покупателей);
конкуренция и необходимость завоевания достойного места на рынке;
нормативные документы в области качества продукции;
обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и другие.
Все эти факторы взаимосвязаны между собой, все влияют на качество продукции, но степень влияния неодинакова.
Конкуренция – это соперничество в любой сфере деятельности за наиболее выгодные условия производства и сбыта, получение более выгодного заказа с целью упрочения позиций на рынке и получения максимальной прибыли сейчас и в будущем. Конкуренция на рынке выступает в различных формах (если она добросовестная) и осуществляется различными методами, она может быть:
- внутри- и межотраслевой (между аналогичными товарами или различными, различающимися по цене, качеству и ассортименту),
- ценовой (продажа товаров предлагается по более низким ценам),
- неценовой (основана на продаже товаров высокого качества с большими надежностью и сроками службы, более высокой производительностью). Процесс формирования качества на различных стадиях ЖЦП представляют в виде петли качества. Эту модель раньше называли «Петлей качества» (спиралью качества – представлена на рис. 1), а теперь - процессами жизненного циклапродукции.
Рис.1 Петля качества
Под петлей качества в соответствии с международнымистандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца (рис.1) ЖЦП, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований; разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства, разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукции; эксплуатацию, утилизацию.
Игнорирование или недостаточное внимание к качеству на любом из этапов петли приводит к потере конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции в целом.