Факторы и условия, влияющие на формирование качества продукции. Петля качества

На формирование качества влияют:

объективные факторы: конструкция изделия (состав продукта), технический уровень производственной базы, автоматизация и механизация, технология, технологические средства контроля;

субъективные факторы - профессиональное мастерство, заинтересованность в результатах труда, психологический склад человека;

факторы социального характера (правовое и организационное обеспечение).

Под фактором обеспечения качества продукции понимается конкретная сила, изменяющая свойства сырья, материалов и конструктивных элементов или изделия (продукта) в целом. Сюда можно отнести предметы и орудия труда, оборудование, оснастку, инструмент, технологии, а также профессиональные знания и навыки разработчиков, рабочих, организаторов производства.

Под условиями обеспечения качества продукции понимаются производственные обстоятельства, обстановка, среда, в которых действуют факторы обеспечения качества продукции.

Факторы, формирующие качество продукции, делят на внутренние (зависящие от предприятия ) и внешние.

К внутренним относят:

технические – внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья;

организационные – связанные с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением систем управления качеством и сертификации и др.;

экономические – обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой мер экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции;

социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе гордости и преданности за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе;

информационные - регистрация данных о качестве, их идентификация, хранение, автоматизация сбора и обработки информации о качестве и т.д.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь, относятся:

требования рынка (т.е., покупателей);

конкуренция и необходимость завоевания достойного места на рынке;

нормативные документы в области качества продукции;

обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и другие.

Все эти факторы взаимосвязаны между собой, все влияют на качество продукции, но степень влияния неодинакова.

Конкуренция – это соперничество в любой сфере деятельности за наиболее выгодные условия производства и сбыта, получение более выгодного заказа с целью упрочения позиций на рынке и получения максимальной прибыли сейчас и в будущем. Конкуренция на рынке выступает в различных формах (если она добросовестная) и осуществляется различными методами, она может быть:

- внутри- и межотраслевой (между аналогичными товарами или различными, различающимися по цене, качеству и ассортименту),

- ценовой (продажа товаров предлагается по более низким ценам),

- неценовой (основана на продаже товаров высокого качества с большими надежностью и сроками службы, более высокой производительностью). Процесс формирования качества на различных стадиях ЖЦП представляют в виде петли качества. Эту модель раньше называли «Петлей качества» (спиралью качества – представлена на рис. 1), а теперь - процессами жизненного циклапродукции.


Рис.1 Петля качества

Под петлей качества в соответствии с международнымистандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца (рис.1) ЖЦП, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований; разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства, разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукции; эксплуатацию, утилизацию.

Игнорирование или недостаточное внимание к качеству на любом из этапов петли приводит к потере конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: