Методы управления качеством продукции

Современные системы качества основываются на двух подходах: техническом (инженерном) и управленческом (административном).

Технический подход базируется на требованиях стандартов на продукцию и предусматривает применение статистических методов, методов метрологии и других, используемых для оценки стабильности производственных процессов и обеспечения достоверности результатов измерений, контроля и испытаний продукции.

Методы управления качеством представляют собой способы, приемы осуществления управленческой деятельностью и воздействие на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества.

В практике управления качеством используются в основном следующие методы:

- экономические – реализуются путем создания экономических условий, (финансирование деятельности в области управления качеством, кредитование разработок новаций в области УК, новых и модернизируемых видов продукции, выдача банками ссуд, определение стоимости, калькуляция, соизмерение затрат и результатов, хозрасчет в подразделениях системы УК, экономическое стимулирование, ценообразование на продукцию и услуги с учетом уровня их качества, образование фондов экономического стимулирования (поощрения и премирования), применение системы оплаты труда и материального поощрения, применение экономических мер воздействия на поставщиков;

- организационно-распорядительные - осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и др. предписаний, направленных на повышение уровня качества, в группу этих методов включаются: регламентирование, стандартизация, нормирование (на базе норм времени, численности, соотносительности), инструктирования (ознакомления, совета, объяснения, разъяснения), распорядительных воздействий (на основе приказов, распоряжений, постановлений);

- социально-психологические методы УК основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление протекающими в трудовых коллективах социально-психологическими процессами для достижения целей в области качества, это такие методы, как: регламентирование, стандартизация, нормирование, инструктирование, распорядительные воздействия.

Среди указанных методов необходимо отметить: способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива, формы морального стимулирования результатов труда, приемы улучшения психологического климата для ликвидации конфликтов, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников, приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллективов, способы сохранения и развития традиций предприятия;

- технологические методы управления качеством включают: автоматический метод (воздействие - с помощью технических устройств);

- статистические методы (включающие статистическое регулирование, приемочный контроль, анализ, статистическую оценку качества);

- графические методы (в том числе и метод составления контрольных карт). Контрольные карты отражают динамику процесса, т.е., изменение показателей во времени. Например, оформление гистограмм – графического метода представления данных, сгруппированных на частоте попадания в определенный интервал.





Подборка статей по вашей теме: