В условиях рыночной экономики финансовым результатом деятельности предприятия может быть либо прибыль, либо убыток. Прибыль предприятия является одним из основных источников его развития. Выделяют следующие виды прибыли:
· Балансовая прибыль
Б.П.=Доходы-расходы
В состав доходов включается выручка от реализации продукции, прочие операционные доходы, прочие неоперационные доходы
В состав расходов включается полная себестоимость продукции, прочие расходы. Основным источником информации о балансовой прибыли является форма №2 «Отчет о прибылях и убытках». Балансовая прибыль выступает объектом для налогообложения. Это значит, что предприятие не располагает всей суммой полученной балансовой прибыли.
Для предприятия наиболее актуальным является состояние чистой прибыли.
· Чистая прибыль
Ч.П.= Б.П.- налог с прибыли - прочие обязательные платежи
Поэтому, анализ должен проводиться как для балансовой прибыли, так и для чистой.
Цель анализа прибыли дать оценку полученной прибыли и разработать рекомендации по её увеличению. Основными задачами анализа прибыли являются:
1) изучение динамики, тенденции развития прибыли и рентабельности;
2) выявление причин, факторов, оказывающих влияние на изменение прибыли и рентабельности;
3) выявление резервов и разработка рекомендаций по увеличению прибыли и рентабельности.
Рентабельность - это относительный показатель, характеризующий экономическую эффективность деятельности предприятия.
На производственном предприятии используют несколько показателей рентабельности:
1) рентабельность продаж = Б.П./ реальная продукция *100
2) рентабельность капитала = Б.П./актив баланса*100
3) рентабельность основных средств =Б.П./стоимость ОС*100
При анализе прибыли и рентабельности используются следующие источники информации:
1) отчет о прибылях и убытках
2) отчет о движении капитала
3) для анализа чистой прибыли используется устав предприятия
Наряду с внутренней информацией используется внешняя информация: уровень цен, тарифов на потребляемые ресурсы и реализованную продукцию, изменение налогового законодательства, организационно-правовой формы предприятия, деятельность конкурентов, тенденции развития НТП и др. факторы.
Анализ прибыли и рентабельности состоит из двух этапов:
1) Анализ балансовой прибыли и рентабельности:
- изучение динамики прибыли и рентабельности;
- расчет влияния основных факторов на балансовую прибыль и рентабельность;
- составление аналитической записки, оформление результатов анализа
2) Анализ чистой прибыли:
- определение доли уплаченных налогов и обязательных платежей балансовой прибыли;
- соответствие фактически распределенной прибыли уставу;
- разработка рекомендаций по увеличению чистой прибыли.
На сумму прибыли предприятия оказывает влияние множество факторов.
Основными факторами, влияющими на прибыль являются:
- объем производства;
-себестоимость продукции;
- структура, ассортимент выпускаемой продукции;
- уровень цен;
- производительность труда и уровень технической оснащенности производства;
- конкурентная среда (действия налоговой системы, источники финансирования деятельности, деятельность конкурентов, территориальное месторасположение и др.).
Основная цель анализа чистой прибыли - определить и дать оценку фактически полученной прибыли, решению поставленных перед организацией задач.
Анализ чистой прибыли неразрывно связан с анализом балансовой прибыли, поэтому основные резервы увеличения чистой прибыли непосредственно связан с резервами увеличения чистой прибыли. Однако, есть и другие резервы увеличения чистой прибыли. К таким резервам могут относиться:
- оптимизация налогооблагаемой прибыли;
- сокращение обязательных других платежей, осуществляемых за счет прибыли;
- различного рода выплаты компенсационного характера;
- списание безвозвратных потерь.
При анализе чистой прибыли рассчитывается доля чистой прибыли, доля уплаченных налогов, и доля прочих обязательных платежей с прибыли.
Положительно, если доля чистой прибыли в балансовой прибыли увеличится.
Заключительным этапом анализа чистой прибыли является анализ ее распределения. Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом на фонды накопления и фонды потребления.
Основная задача анализа распределения чистой прибыли - найти наиболее рациональное соотношение между фондами накопления и фондами потребления.
Чтобы определить рациональное соотношение между фондами накопления и фондами потребления необходимо учитывать следующие факторы:
-соотношение материально-технической базы производства;
- возможности и перспективы развития НТП на предприятии;
- составление и прогноз изменения источников финансирования деятельности;
-состояние и динамика рынка нашей продукции.