Страхователь – юридическое или дееспособное физическое лицо, заключившее со страховщиком договор страхования либо являющееся страхователем в силу закона

Выгодоприобретатель – лицо, которое страхователь назначил по условиям договора страхования для получения страховых выплат при наступлении страхового случая. Во многих случаях страхователь и выгодоприобретатель совпадают в одном лице.

Обязанности страхователя (выгодоприобретателя) сводятся к следующему:

1) страхователь (выгодоприобретатель) обязан сообщать страховщику о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, сообщенных страхователем страховщику при заключении договора страхования, которые могут существенно повлиять на увеличение страхового риска (п. 1 ст. 959 ГК РФ);

2) при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные ему «обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику» (п. 1 ст. 944 ГК РФ);

3) в установленные договором порядке и сроки страхователь (выгодоприобретатель) должен уплатить страховщику страховую премию (ст. 954 ГК РФ, ст. 11 Закона об организации страхового дела в РФ); при этом договор страхования вступает в силу с момента уплаты первого страхового взноса (п. 1 ст. 957 ГК РФ); г) страхователь (выгодоприобретатель, если он намерен воспользоваться своим правом на выплату страхового возмещения) обязан уведомить страховщика о наступлении страхового случая и принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры, чтобы уменьшить возможные убытки от страхового случая (ст. 961, 962 ГК РФ).

Объектом страхования являются страховые интересы, т. е. имущественные интересы.

Размер вреда и убытка, причиненного личности, исчисляется в денежной форме, несмотря на то что связан этот убыток с жизнью, здоровьем и трудоспособностью гражданина, которые не являются предметами гражданского оборота.

Для определения понятия объекта страхования следует также определить принятые в страховании термины: «страховой риск», «страховой случай», «страховая сумма», «страховая премия». Их принято называть страховыми терминами, поскольку эти элементы являются существенными для страхового правоотношения.

Страховым риском является вероятное и возможное событие, в случае наступления которого страховщик становится обязанным выплатить страхователю (выгодоприобретателю) страховую сумму.

Страховой случай – это, по сути, реализовавшийся страховой риск.

Страховая сумма – это установленная сторонами в договоре страхования сумма, в пределах которой страховщик обязуется осуществить выплату страхователю при наступлении страхового риска.

Страховая премия является платой за страхование, уплачиваемой страхователем страховщику путем уплаты страховых взносов.

46. Правовое регулирование банковской деятельности

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется на основании:

1) Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. В области банковского права Конституция устанавливает:

– правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами, принятыми федеральными органами государственной власти;

– регулирует денежно-кредитную систему РФ в целом, закрепляя, что денежной единицей в РФ является рубль; введение и эмиссия других денег не допускаются. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ;

– принцип независимости Центрального банка РФ от органов государственной власти при осуществлении им своих основных функций;

2) ГК РФ, где определяются:

– понятие предпринимательской деятельности и ее признаки;

– понятие и содержание договоров банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, основания ответственности сторон и т. п.;

3) иных федеральных законов:

– Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

– Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»;

– Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

– Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»;

– Федерального закона «О рынке ценных бумаг»;

– Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др.;

4) указов Президента РФ, которые принимаются на основе и в развитие законов;

5) постановлений правительства;

6) актов специализированных министерств и ведомств;

7) актов ЦБ РФ, который имеет право осуществлять нормотворческую деятельность по вопросам, отнесенным к его компетенции и издавать указания, положения и инструкции. Они обязательны для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти, вступают в силу со дня опубликования в Вестнике ЦБ РФ, за исключением случаев, когда иной срок установлен советом директоров Банка России, не имеют обратной силы;

8) норм международного права – международных договоров и межбанковских соглашений. При этом международное право имеет приоритет перед нормами российского права.

Вопросы банковского права регулируются двумя группами международных норм:

1) нормами международного права – межправительственные соглашения, межведомственные договоры;

2) нормами, не имеющими силы международных, – они становятся обязательными:

– только при ссылке на них в международных контрактах;

– при специальном объявлении их в качестве таковых актами государственных органов РФ.

Недостатки законодательства в области банковского права:

1) отсутствие единого нормативного документа;

2) многообразие ведомственных актов;

3) многие вопросы урегулированы актами Государственного банка СССР.

Кроме нормативно-правовых актов, банковская деятельность регулируется обычаями делового оборота, которыми признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

47. Понятие и источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности

Понятие внешнеэкономической деятельности в Законе «Об экспортном контроле» определяется как «внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная деятельность)».

Особенности внешнеэкономической деятельности:

– под внешнеэкономической деятельностью понимаются действия, которые предполагается осуществлять систематически. Поэтому в качестве ее участников выступают субъекты предпринимательской деятельности: юридические лица, индивидуальные предприниматели, обладающие необходимой правоспособностью. Организации и граждане, не являющиеся предпринимателями, публичные образования и международные организации в ряде случаев могут выступать в качестве субъектов внешнеэкономической деятельности. К примеру, граждане чаще всего становятся ее участниками при осуществлении международной инвестиционной деятельности: учреждении юридических лиц за рубежом, приобретении акций(долей)иностранных юридических лиц и др.;

– внешнеэкономическая деятельность – это, как правило, предпринимательская деятельность. В частности, внешнеэкономической является деятельность фонда в случае предоставления иностранным лицам беспроцентных займов под реализацию определенных программ;

– субъекты внешнеэкономической деятельности совершают фактические и юридические действия, например проведение переговоров и совершение сделок;

– направленность на совершение внешнеэкономических сделок предполагает наличие иностранного элемента, в качестве которого могут выступать следующие субъекты: иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие место жительства на территории иностранного государства; иностранные юридические лица и иные правоспособные организации; иностранные государства и иные публичные образования; международные организации. Структура внешнеэкономической деятельности состоит из следующих элементов: субъект, объект и форма действия субъектов.

Субъектами внешнеэкономической деятельности являются физические лица; юридические лица и иные правоспособные организации; публичные образования, в том числе государства; международные организации.

Объектами внешнеэкономической деятельности могут являться товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности и др. В зависимости от объекта выделяют виды внешнеэкономической деятельности. К их числу можно отнести внешнеторговую деятельность, международное производственное сотрудничество и кооперацию, международную инвестиционную, лизинговую деятельность, а также некоторые другие.

По своей форме действия субъектов внешнеэкономической деятельности могут быть фактическими или юридическими. Фактические действия не порождают правовых последствий: проверка платежеспособности контрагента, проведение переговоров, мониторинг рынка товаров (работ, услуг) и т. п. Юридические действия, напротив, порождают правовые последствия. Однако основным видом юридических действий являются внешнеэкономические сделки.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой комплексное правовое обеспечение, состоящее из взаимодействующих и взаимосвязанных правовых источников международного и национального характера.

Международные источники:

1) Международные договоры двух типов:

– устанавливающие основы международных экономических связей (Соглашения о товарообороте, товарные соглашения, соглашения о кредитах);

– создающие единообразное (унифицированное, гармонизированное) правовое регулирование международных коммерческих сделок на основе единых коллизионных и материально-правовых норм частного права (конвенции, содержащие унифицированные нормы, направленные на единообразное регулирование международных коммерческих сделок – Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи (1980), Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге (1988));

2) Решения международных судов, имеющие большое значение для правового обеспечения международных коммерческих контрактов. Наиболее значима в этой сфере практика европейских международных судов, рассматривающих конфликты в сфере экономических отношений – прецеденты Суда справедливости Европейского союза (Люксембург);

3) Обычаи делового оборота – единообразные устойчивые правила, сложившиеся в предпринимательской практике, не имеющие обязательной юридической силы, но становящиеся обязательными для участников коммерческой сделки при условии указания на это обстоятельство в коммерческом контракте. Обобщенными обычаями делового оборота являются Международные правила по унифицированному толкованию терминов (ИНКОТЕРМС), содержащие основные базисные условия поставки(например, базисные условия поставки – типовой набор обязательств продавца и покупателя в международной торговле); унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, унифицированные правила по ИНКАССО, унифицированные правила для договорных гарантий и т.д.

4) Коллизионные нормы – устанавливают национальную правовую систему, подлежащую применению к обязательствам сторон. Коллизионные нормы могут содержаться как в международном договоре, так и в национальном законодательстве. Право, применимое к договорным обязательствам определяется двумя способами:

– стороны контракта могут автономно выбирать применимое право (субъективная привязка);

– если стороны такого выбора не сделали, применению подлежит правопорядок наиболее тесно связанный с договором (объективная привязка).

Может оказаться, что в правовой системе действует несколько коллизионных норм по одним и тем же правоотношениям. В этом случае применению подлежат коллизионные нормы: а) международно-правового происхождения; б) специального законодательства; в) существовавшие в момент возникновения правоотношения.

Действия сторон внешнеэкономической сделки по правовому обеспечению международного коммерческого контракта должны состоять в следующем:

– определение международных конвенций, применимых к сделке;

– выбор международных обычаев, действующих в отношении предмета сделки;

– выяснение правил, действующих в сфере региональной или универсальной интеграции, принятых в рамках международной организации;

– уяснение позиций международных судов по указанным вопросам;

– составление проекта контракта с набором необходимых сторонам условий;

– уяснение вопроса о возможности применения коллизионной привязки – «автономии воли»;

– выяснение вопроса оправе, применимом к форме сделки и статусу сторон;

– определение императивных норм национального права, применимых к данному правоотношению;

– ознакомление с судебной практикой;

– выбор судебной системы на случай возможных конфликтов.

48. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: