Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

и медицинская деонтология. Биоэтика




Термин «этика» происходит от греческого «этос» (ethos), т.е. обы­чай, нрав. Почти такое же значение имеет и другой термин - «мо­раль» (от латинского «morbus»). Поэтому «этика» и «мораль» обыч­но применяются вместе. Этику чаще квалифицируют как науку, теорию, учение о морали и нравственности, т.е. как науку о формах общественного сознания. Проф. А.А. Грандо в учебном пособии для студентов медицинских институтов с полным основанием пишет: «Этикой называют науку, занимающуюся определением нравствен­ной ценности человеческих стремлений и поступков». Можно при­вести сотни определений этики (как и морали, нравственности). Еще больше разночтений в понимании термина «деонтология». На I Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонто­логии (1969), организованной по инициативе министра здра­воохранения тех лет акад. Б.В.Петровского и акад. АМН СССР А.Ф. Билибина, много сил и внимания уделявших проблемам эти­ки и деонтологии, во вступительном слове Б.В.Петровский опре­делил деонтологию как «учение о долге врача не только перед боль­ным, но и перед обществом». Этот термин вошел в обиход и, прежде всего, в ученые труды и выступления как учение о должном, о дол­ге. На самом деле автор термина — английский правовед И.Бентам в своей получившей известность книге «Деонтология или наука о морали» (начало XIX века) рассматривал деонтологию как уче­ние о должном (отсюда происхождение самого термина) в поведе­нии человека. Он противопоставил деонтологию этике как науке о морали или общественно должном поведении людей. Такое пони­мание деонтологии открывало простор для всякого рода индиви­дуалистической и не всегда гуманной деятельности, могло обосно­вывать эгоистическую мораль и нравственность. Автор термина дал ему антигуманную направленность, но он стал воплощением пове­дения, отвечающего высокому предназначению и гуманной дея­тельности медика. И.Бентам придал своему учению определенные нормативные черты, т.е. рассматривал деонтологию не столько как теорию, учение, сколько как обоснование определенной (в том чис­ле прагматической, эгоцентрической) деятельности, поведения че­ловека как достижения личной, персональной цели.

До сих пор идут споры о том, например, какое понятие более емкое — этика или деонтология, и многие склонны считать, что де­онтология шире этики, так как включает в себя и учение, теорию о должном в поведении, и реализацию морально-нравственных пра­вил, норм, т.е. самого поведения, а этика ограничивается лишь те­орией, выработкой научных морально-нравственных норм, правил, концепций и т.п.

Этика отражает отношение людей не только друг к другу, но и к фактам, событиям, явлениям в жизни человечества, в том числе к науке и применению ее достижений на практике. Этический компонент возникает сразу же, как только ставится вопрос о целях того или иного действия, поступка, акции, об интересах человека или группы людей. В связи с этим можно и нужно говорить об этичес­ком аспекте каждой сферы деятельности и знания, в том числе об этической ценности науки. Прогрессивные ученые обеспокоены возможностью применения крупнейших достижений науки во вред себе, здоровью людей. Наиболее яркий пример — использование в военных целях открытий в области ядерной физики и создание тер­моядерного оружия. Столь же обосновано беспокойство по поводу использования достижений генной инженерии в антигуманных целях. То же можно сказать о робототехнике, бактериологии, им­мунологии и др.




Сказанное об этике и деонтологии целиком относится к меди­цине. Нельзя не отметить кровную связь медицины с общими свой­ствами этики и деонтологии, в первую очередь с общечеловечес­кими нормами морали и нравственности, которые справедливы для всех политических, классовых и иных категорий и для различных социально-политических и экономических структур. Это так на­зываемые простые нормы нравственности и морали - добра, люб­ви, сострадания, уважения, милосердия, противления злу, насилию, злобе и другим разъединяющим людей и разрушающим людское сообщество явлениям и чертам человеческих отношений. Их не­редко связывают с христианскими добродетелями.

Врачебная этика и медицинская деонтология, как их чаще всего обозначают, это выражение высокого долга, общечеловеческой гуман­ности в специфических условиях профессиональной деятельности. В отличие от всех других профессий врач или иной работник ме­дицины имеет дело с больным человеком. Следует добавить — или с человеком практически здоровым, которого мы должны уберечь от болезней, а также с человеком здоровым, которого мы должны не только предохранить от заболеваний, но и сохранить его здоро­вье, укрепить и улучшить это здоровье.



Есть и другие специфические моменты. В медицине, в отличие от других специальностей, человеческих дел и знаний, допустим лишь этический максимум, с позиций которого нужно быть и хо­рошим медиком, и хорошим человеком. Встречаются плохие вра­чи, но само понятие «плохой врач» и «плохой человек» исключа­ются из медицинской этики и деонтологии, хотя общественное сознание вполне допускает такое положение в других профессиях.

Медик имеет дело не просто с объектом своей деятельности — боль­ным человеком, в его руках здоровье и жизнь.

Медик (конечно, хороший, настоящий) должен быть готовым к самопожертвованию, забыть личное в интересах другого человека, его состояния, его здоровья. Все, кто писал об этике медиков, под­черкивали это. А.П. Чехов говорил, что профессия врача — подвиг, и не каждый на это способен.

Один из важнейших принципов Гиппократа — «не навреди» при­зывает не к самоустранению в трудных ситуациях, не к пассивности, а обязывает применить все знания и опыт для спасения больного, для его блага, но обязательно так, чтобы своими действиями не ухуд­шить его состояния. Это предусмотрительность, основанная на вы­соком профессионализме, осторожность и вместе с тем активность. Общечеловеческие морально-нравственные категории чести, до­стоинства, обязанности, вины, долга, ответственности и другие, проходя сквозь горнило медицинской практики, приобретают сво­еобразные качества, свойственные лишь для этой специальности и рождающие проблемы, присущие лишь медицине, например, про­блему врачебной тайны, вмешательства без согласия больного, эв­таназии, эксперимента на себе и на других людях и др.

Связь профессиональной медицинской этики с общей этикой отражается на ее определениях. Из сотен определений приведем предложенное А.М. Изуткиным еще в 1968 г.: «Врачебная этика — это раздел науки о роли нравственных начал в деятельности врача, о его высокогуманном отношении к больному как необходимом условии успешного лечения и укрепления здоровья человека». Более широкое и, так сказать, социально-направленное определе­ние — в коллективной монографии Ю.П. Лисицына, A.M. Изуткина и И.Ф. Матюшина (1984), где говорится, что медицинская этика рассматривает «...всю совокупность моральных факторов, ко­торыми руководствуются работники здравоохранения во всех сфе­рах материальной и духовной деятельности, направленной на удов­летворение потребности общества и человека в сохранении и укреплении здоровья».

Прежде чем пойдет речь о конкретных проблемах, структуре эти­ки и деонтологии, предлагается не разъединять эти понятия, а рас­сматривать их как одно направление, одну доктрину — медицинс­кую этику и деонтологию. Медицинская этика и деонтология как органически связанные понятия имеют дело с моральными и нрав­ственными нормами и основанными на них принципами и прави­лами поведения медицинских работников, выполняющих свой гражданский и профессиональный долг.

Эти понятия близки, но не тождественны. В этом ракурсе этика (как наука) — понятие больше методологическое, а деонтология (как принципы и правила поведения) — понятие скорее методическое. Значение врачебной этики и медицинской деонтологии возрас­тает в настоящее время, в период изменения социально-экономи­ческих отношений, введения рыночных, маркетинговых процессов, прямо коснувшихся и здравоохранения. Гордые реляции о бесплат­ной медицине для всего населения за счет государственных средств и праве каждого гражданина на бесплатную медицинскую помощь уходят в прошлое. За счет государства и вводимого ныне обязатель­ного медицинского страхования обеспечивается лишь часть меди­цинских услуг по так называемой программе государственных га­рантий (большая часть амбулаторно-поликлинической и часть стационарной медицинской помощи и даже далеко не все виды про­филактического обслуживания). Ввиду сокращения государствен­ного бюджета эта обязательная программа все более ограничивается. Вместе с тем медицинские учреждения получили легальное право на платные услуги, более того, они стали финансовой основой так называемого добровольного медицинского страхования. Уже сегод­ня большинство населения, материальные возможности которого резко упали, не в состоянии получать всю необходимую медицин­скую помощь, включая медикаментозную, ввиду чрезвычайно возрастающей стоимости лекарств.

В такой ситуации лишились основания постулаты о свободе вра­ча от коммерческих отношений с пациентами, об отсутствии по­чвы для бизнеса в медицине, о свободных, не загрязненных ком­мерческими интересами этических, моральных отношениях с пациентами. Фактически положение медика у нас в настоящее вре­мя принципиально (кроме пока еще гораздо более низкой зарпла­ты) не отличается от такового в других (капиталистических) стра­нах. «Коммунистическая», «социалистическая» врачебная этика канула в Лету. Это обстоятельство приблизило всеобщие пробле­мы медицинской этики и деонтологии к нашему обществу, к наше­му здравоохранению и в более широком смысле — к социальной политике в области охраны здоровья населения.

В связи с реформированием здравоохранения становятся прак­тически важным и государственное регулирование платных услуг и вообще тарифа на медицинскую помощь, создание обществен­ных организаций (ассоциаций, союзов), определение прав паци­ентов, врачей, страховых органов и представительств профсоюзов по контролю за работой страховщиков, врачей, врачебных органи­заций. Особое значение приобретают так называемые этические комиссии, предусмотренные законом (Основами законодательства об охране здоровья граждан РФ).

Такие организации функционируют за рубежом, их опыт поле­зен и для нас. Особенно важны кодексы врачебной этики, о кото­рых речь впереди.

Теперь о важнейших проблемах медицинской этики и деонтоло­гии,об одной из которых - о платности за медицинскую помощь — только что сказано. Неизменно главной остается проблема взаи­моотношений врача и больного, медика и пациента. Вокруг этого столпа медицинской этики и деонтологии вращаются проблемы взаимоотношений врача (медика) и лиц, окружающих больного (родственников, близких, знакомых и др.); врачей друг с другом и иного медицинского и парамедицинского персонала (т.е. взаимо­отношений внутри медицинской среды); медиков (врачей и дру­гого медицинского персонала) с различными слоями и группами общества, по существу, проблема положения врача (медика) в об­ществе. К медицинской этике и деонтологии принадлежат также проблемы врачебной тайны, врачебной ошибки, эвтаназии, права эксперимента на себе (врача, медика), медицинское вмешательство без согласия больного, эксперимента на людях, трансплантации ор­ганов и тканей, генной инженерии, знахарства, парамедицины и др., которые сегодня обычно относят к биоэтике.

В анналах истории медицины накоплены многочисленные выс­казывания по главному вопросу медицинской этики и деонтоло­гии — требования высоконравственного, душевного, бережного, милосердного, сочувствующего, конечно, высокопрофессиональ­ного, мастерского отношения врача (медика) к больному. Пожа­луй, нет ни одного ученого или практика, кто бы не подчеркивал

обязательность такого отношения. Из подобных суждений и нака­зов, назиданий, указаний и советов можно составить целые тома, содержание которых идет от истоков медицины. Облик врача в них предстает морально, душевно и физически чистоплотным, скром­ным, сдержанным, уверенным, обходительным, другом, советни­ком и наставником страждущего. В древних манускриптах Аюрвед («Знание жизни», Индия) выдающийся медик древности Сушрута записал: «Врач должен обладать чистым сострадательным сердцем, спокойным темпераментом, правдивым характером, отличаться ве­личайшей уверенностью и целомудрием, постоянным стремлени­ем делать добро. Можно бояться отца, матери, друзей, учителя, но не должно чувствовать страха перед врачом. Последний должен быть добрее, внимательнее к больному, нежели отец, мать, друзья и наставник». 25 веков назад в знаменитом трактате тибетской ме­дицины «Чжуд-ши» сказано: «Основу хорошего врача составляют 6 качеств, по которым он должен быть всецело мудрым, прямодуш­ным, исполненным обетов, искусным во внешних проявлениях, ста­рательным в своей деятельности и мудрым в человеческих науках». Бесспорно, квинтэссенцией высокогуманных морально-нрав­ственных требований к врачу со времен древности стала всем хо­рошо известная клятва Гиппократа, как образчик последующих клятв, присяг, профессиональных этических медицинских обе­щаний и т.п. В разных переводах и интерпретациях ее отдель­ные элементы звучат по-разному, но суть одинакова. Ее основные положения:

1. Почитать человека, научившего врачебному искусству, нарав­не с родителями.

2. Служить торжеству жизни.

3. Направлять режим больных к их выгоде сообразно имеющимся силам и разумению.

4. Соблюдать врачебную тайну.

5. Непорочно жить и трудиться.

6. Советоваться с учителями и наставниками, почитать их.

7. Хранить верность клятве.

Выдержка из оригинального текста в переводе проф. В.П. Руд­нева: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно моим силам и моим разумениям, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости... В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного... Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство... Что бы при лечении, а также и без лече­ния я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая по­добные вещи тайною».

Один из основателей эпидемиологии, знаменитый Данила Самойлович в речи к слушателям госпитальных школ (1782) говорил: те, кто готовится стать врачом, должны быть «милосердными, со­чувствующими, услужливыми, любить своего ближнего как самого себя, не быть ни скупым... словом, чтобы стать врачом, надо быть безукоризненным человеком».

Все авторы, кто ярко, образно, искренне, сильно призывают вра­ча быть благородным, умелым, решительным, спокойным и состра­дательным, подобным отцу медицины Гиппократу (М.Я. Мудров, И.Е. Дядьковский, Н.И. Пирогов, М.Я. Мухин и др.), подчеркива­ли одно основополагающее качество в отношениях врача и боль­ного - гуманизм в наиболее полном его выражении. Гуманизм, по словам известного французского хирурга Л. Лсриша, берет своим объектом всего человека «в творчестве его ума, в движении его ин­теллекта, его сердца, его беспокойства, в его надеждах, в его отчая­нии. Это течение мысли должно пронизать всю медицину. Это тот гуманизм, который врач должен пробуждать у себя, когда он со­прикасается с человеческим горем».

Напомнить о высоких требованиях в духе медицинской этики и деонтологии к врачу в его отношениях с пациентом особенно по­лезно в настоящее время, когда в условиях перехода на рыночные отношения необходимо пересматривать требования врачебной эти­ки и деонтологии.

Снижение уровня этических и деонтологических требований подтверждается и социологическими исследованиями. Так, лишь 30% студентов VI курса вечернего отделения РГМУ ответили, что они имеют четкое представление о медицинской этике и деонто­логии, 35% имеют неопределенное, расплывчатое представление, а 15% не смогли ответить на вопрос, что это такое.

По данным Р. В. Коротких, защитившей в 1990 г. докторскую дис­сертацию по врачебной этике и медицинской деонтологии, 61% врачей нарушают нравственные нормы взаимоотношений с боль­ными и коллегами, 30% не соблюдают врачебную тайну, постоянно ведут, не считаясь с обстановкой, разговоры о больных, называя их фамилии. Среди причин нравственного характера, вызывающих не­удовлетворенность медицинской помощью, 37% опрошенных жа­ловались на невнимательность врачей, 6% — на грубость. Пациен­ты очень чутко реагируют на психологический климат в коллективе медицинского учреждения, на взаимоотношения медперсонала, значительная часть пациентов отрицательно оценивает эти отно­шения. Всего, по данным Р.В. Коротких, 60% населения не удов­летворены взаимоотношениями с врачами и другим медицинским персоналом. Недостаточное внимание к проблемам медицинской этики и деонтологии в учебных заведениях и равнодушное отно­шение к ним многих старших товарищей в коллективе приводят к трудностям при общении с больными, особенно у начинающих врачей. Выяснилось, что 11% опрощенных врачей испытывают трудности при сборе анамнеза, контактах с больными, 14% -при определении назначений, 52% — при контроле и выполнении на­значений. Как справедливо отмечает Р.В. Коротких, это свидетель­ствует о недостаточной психологической и нравственной подготов­ке к общению с пациентом, составляющему важнейшее содержание деятельности врача.

Правила медицинской этики и деонтологии в отношениях вра­ча и больного вытекают из многовекового профессионального опы­та и общечеловеческих качеств.

Нарушения этих или подобных этических, нравственных правил нередко приводят к ятрогении, самовнушенным болезням, к обо­стрению заболеваний, психическим срывам, депрессии, подчас к тра­гическим случаям. Общепризнано влияние слова на человека, осо­бенно на больного. Слово лечит, но может и убить. В.М. Бехтерев говорил, что если после разговора, общения с врачом больному не стало лучше, то это плохой врач.

Из других проблем медицинской этики и деонтологии назовем соотношения морально-нравственного и правового, юридического, т.е. вошедшего в законодательство, делающего ряд правил поведе­ния медиков законом.

Нет непреодолимой стены между морально-нравственными, этическими правилами и нормами, которые вырабатываются и ре­гулируются обществом, и юридическими, правовыми, регламенти­руемыми законами, государством, за нарушение которых виновные подвергаются не только общественному порицанию, но и различ­ным определенным законодательством наказаниям вплоть до лишения свободы и др. Более того, правила и нормы, возникающие и распространяющиеся как этические, морально-нравственные, не­редко становятся юридическими, правовыми категориями, закреп­ленными законодательно.

Наиболее демонстративный пример — требования врачебной тайны. Это правило существовало издревле как одно из важных по­ложений клятвы Гиппократа, входило во все этические кодексы и другие документы о принципах и правилах поведения медиков. Спустя много веков соблюдение врачебной тайны стало включать­ся в законодательные акты. В 1969 г. Верховный Совет СССР при­нял закон, вернее, свод законоположений «Основы законодатель­ства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении», куда вошло соблюдение врачебной тайны (ст. 16 «Обязанность сохра­нять врачебную тайну»). Положение о врачебной тайне включено в «Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ» (1993). Ст. 61 этого закона гласит: «Информация о факте обращения за ме­дицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им све­дений». В законодательство вошли и другие правила, которые счи­тались этическими, морально-нравственными, например, произ­водство хирургических вмешательств без согласия пациента (ст. 34). В законодательство введена ст. 43 о биомедицинских исследовани­ях с привлечением человека в качестве объекта, т.е. об эксперимен­тах на людях при условии получения письменного согласия граж­данина.

Однако, пожалуй, самым ярким примером законодательного закрепления морально-этических установлений стало включение в него так называемой Клятвы врача (ст. 60), которая много веков принималась в качестве морально-нравственного обязательства. Традиция таких обещаний, клятв, присяг была возобновлена в 60-х годах в ряде медицинских институтов СССР при получении диплома. В 1971 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был утвержден текст присяги врача, а в последующем утвержден новый текст клятвы.

Важный морально-нравственный и одновременно юридичес­кий, правовой вопрос представляют врачебные ошибки, хотя в Уго­ловном кодексе врачебные ошибки не упоминались. Однако их

последствия нередко близки к преступным действиям. Под вра­чебными ошибками обычно понимают последствия заблуждений без элементов халатности, небрежности, недобросовестности, профессионального невежества. Ряд ошибок зависит от несовер­шенства методов исследования и аппаратуры, нетипичности, нео­бычности клинического случая, т.е. особенностей течения забо­левания, которые не знал или не распознал врач, а чаще всего от малого опыта и недостаточной компетентности врача. Ятрогении нередко становятся причинами врачебных ошибок, непрофессио­нального поведения медика. Для преодоления и предотвращения ошибок необходим самокритичный, открытый анализ их причин и обстоятельств на клинических, клинико-патологоанатомиче-ских конференциях, в профессиональной среде. Самокрити­ка, публичное признание своих ошибок — важный критерий мо­рально-нравственных качеств медика; подчас это требует личного мужества.

Особенно строго относился к своим ошибкам Н.И. Пирогов. Из­вестны даже случаи обнародования им своих ошибок. К сожале­нию, нередки примеры сокрытия ошибок, более того, прикрытия, защиты врачей, совершивших такие ошибки, подчас преступные действия, преследуемые законом. Существует даже особый вид страхования — оплата по искам за ошибки, приведшие к неблагоп­риятным последствиям для здоровья пациентов, или за необосно­ванные врачебные (чаще всего хирургические) вмешательства.

В США, например, более 98% врачей застрахованы по поводу врачебных ошибок. Разработаны детальный реестр условий и при­меров ошибок и тариф страхового взноса. Наиболее велик взнос для хирургов и особенно для нейрохирургов (от нескольких тысяч до десятков тысяч долларов). Зато выдаются страховые полисы до 300 тыс. долларов, а иногда и до 1 млн долларов.

Растущая социальная (и экономическая) значимость медицины, не уменьшающееся число врачебных ошибок и других нарушений медицинской этики и деонтологии вплоть до преступлений, высо­кая ответственность врачей и других представителей нашей про­фессии перед людьми и обществом, привели к разработке специ­ального вида (раздела) права — медицинского права, включившего юридические аспекты прав и обязанностей медиков. Такое пред­ложение рассматривалось в 1977 г. на IV Международной медико-правовой конференции в Праге. Сегодня медицинское право, 16-е по счету, признано наряду с другими видами права (уголовное, ад­министративное, гражданское, трудовое и пр.).

С позиций медицинского права тщательно рассматриваются и моратьно-этические нормы и установления. Особенно трудна в практическом отношении (исполнении) и сложна и в теоретичес­ком, юридическом плане (т.е. с позиций медицинского права) про­блема эвтаназии, т.е. добровольной смерти больного (обычно об­реченного) по его просьбе и требованию. В 1952 г. в адрес ООН было направлено обращение более чем с 2,5 тыс. подписей, среди кото­рых были имена известных врачей, ученых, деятелей культуры из США и Великобритании. В обращении говорилось о необходимо­сти дополнить Всеобщую декларацию о правах человека правом не­излечимо больного потребовать для себя легкой смерти. Обраще­ние было отклонено ООН, признавшей его антигуманным. В ответ стали создаваться ассоциации, добивающиеся принятия права на эвтаназию. Одна из таких организаций (Нью-Йорк) составила даже образец завещания больного с просьбой легкой смерти: «Если не будет обоснованной надежды на то, что я смогу выздороветь от фи­зического или психического заболевания, то я завещаю, чтобы мне было дозволено умереть и чтобы не применялись какие-либо ис­кусственные или иные меры, чтобы сохранить мне жизнь».

Естественно, право на добровольную, легкую смерть вызнало и до сих пор вызывает дискуссию ввиду сложного комплекса юриди­ческих и морально-нравственных проблем. В ряде штатов США все же был принят закон, разрешающий эвтаназию. Ее осуществление по этому закону требует соблюдения многих формальностей: под­писанного больным заявления, заверенного тремя врачами, права отказаться от этой просьбы, исключения использования закона родственниками или медицинским персоналом в меркантильных целях и пр. Хотя такие законы приняты, в прессе практически нет сведения об их применении на практике. Наше законодательство исключает решение об эвтаназии, считая это, как и ООН, проти­воречащим требованиям гуманности (ст. 45 Законодательства об охране здоровья граждан РФ запрещает эвтаназию).

Не менее спорными и острыми бывают решения о пересадке не­парных органов (сердца, печени) от донора, который считается по­гибшим. Сложность и острота проблемы связаны с определением биологической смерти донора. Законом разрешено изъятие орга­нов или тканей человека для трансплантации (ст. 47) и разработаны национальные и международные критерии смерти, которые сво­дятся в основном к констатации смерти мозга. Однако эти поло­жения не всегда и не для всех специалистов убедительны. Напри­мер, сердце нужно брать как можно раньше, когда оно проявляет признаки функционирования, при убеждении, что мозг уже погиб безвозвратно.

Решение проблем медицинской этики и деонтологии не всегда бесспорно и нередко архисложно. Для практического применения составляются сводки правил поведения медиков, кодексы медицин­ской этики и деонтологии. Следование этим кодексам считается обязательным для медиков и их корпораций. По существу, уже клят­ва Гиппократа может считаться сводом правил поведения врача, т.е. своего рода кодексом медицинской этики и деонтологии. Со вре­мени создания ООН и принятия Всеобщей декларации о правах человека (1948) стали более активно и системно разрабатываться международные медицинские этические кодексы. Среди них: «Же­невская декларация» (1948), дополненная Всемирной медицинской ассоциацией в 1968 и 1983 гг.; Десять нюрнбергских правил (1947); Хельсинкско-Токийская декларация (1964, 1975), Международный кодекс медицинской этики, принятый в 1949 г. и дополненный в 1968 и 1983 гг.; 12 принципов предоставления медицинской помо­щи в любой системе здравоохранения, принятые в 1963 г. и допол­ненные в 1983 г., и ряд последующих дополнений, пересмотров этих и других документов. Своего рода роль координатора таких кодек­сов взяла на себя Международная (Всемирная) медицинская ас­социация. В Женевской декларации, например, говорится, что врач торжественно обещает «посвятить себя служению гуманности» и клянется «на всю жизнь сохранить благодарность и уважение к сво­им учителям; исполнять профессиональный долг по совести и с до­стоинством, здоровье пациента будет первейшим вознаграждени­ем; уважать доверенные секреты даже после смерти пациента; делать все для поддержания чести и благородных традиций меди­цинского сообщества, коллеги будут мне братьями; не позволять соображениям религиозного, национального, расового, партийно-политического и социального характера встать между мной и мои­ми пациентами».

Основное внимание в кодексах уделено регулированию отноше­ний врачей и пациентов в плане этических проблем частной прак­тики, платы за лечение, поведения врача в условиях господства частной практики, хотя многие положения кодексов содержат гуман­ные и заслуживающие внимания положения и требования. Так, в кодексе Индийской медицинской ассоциации осуждается саморек­лама врачей через органы общественной информации, запрещает­ся продажа лекарств собственного изготовления, не рекомендуют­ся большие (более 60x90 см) вывески с указанием имени и заслуг врача; запрещается публикация профессиональных сведений в об­щей печати, подборок хвалебных заметок и благодарственных пи­сем больных; признается дурным тоном обсуждение недостатков и несовершенства медицинских служб в непрофессиональной среде и т.д. Набор медико-деонтологических правил содержит Кодекс Американской Медицинской Ассоциации (АМА) - «Принципы медицинской этики», в котором, начиная с 1-го раздела, говорит­ся: «Основной целью медицинской профессии является служение человечеству при полном уважении достоинства человека. Врач обязан заслужить доверие больных заинтересованностью в их из­лечении, преданностью им и использованием в каждом случае всех зависящих от него мер». Здесь также большое внимание уделяется регулированию отношений врача и пациента и связи с вознаграж­дением труда медиков и защитой корпоративных интересов.

Создаются правила и кодексы не только для врачей, но и для медсестер и других категорий медицинского персонала. Обыч­но такие кодексы подчеркивают необходимость внимательного, душевного и умелого профессионального отношения к больным, строгого, корректного поведения, высокой исполнительской дисциплины, чувства гордости за свое учреждение. Все кодексы со­держат требования опрятности, скромности, исключения всякой экстравагантности.

Следовало бы разработать кодексы медицинской этики и деон­тологии не только для российских врачей, но и среднего медицин­ского персонала. В этих кодексах, помимо требований высокого профессионализма и внимательного, сострадательного отношения к больным, следовало бы специально отметить соответствующий внешний вид медика, его одежду, манеры, вежливость и другие сто­роны поведения, чего подчас не хватает многим нашим медикам. В 1994 г. был опубликован проект Этического кодекса российского врача; в ноябре этого года на IV Конференции Ассоциации врачей России были обсуждены и приняты Клятва и Этический кодекс рос­сийского врача, которые использовали опыт и содержание аналогичных зарубежных документов. Кодекс отмечает, что «главная цель профессиональной деятельности врача — сохранение жизни чело­века и улучшение ее качества путем оказания ургентной, плановой и превентивной медицинской помощи» (ст. 1). Помимо общего раз­дела, кодекс содержит разделы о враче и правах пациента, об отно­шениях с коллегами, о враче и прогрессе медицины, ответственно­сти за нарушение кодекса. Кодекс кратко формулирует права и обязанности российских врачей, правила поведения в духе врачеб­ной этики и деонтологии.

Итак, медицинская этика и деонтология, значение которых все более возрастает, пронизывают всю медицину, особенно практи­ческую, от обследования пациента до оценки результатов лечения, профилактики, реабилитации. Само медицинское мышление яв­ляется этическим элементом. «В медицине не существует практи­ческого мышления, которое не основывалось бы на этической ос­нове», — писал выдающийся историк медицины Гуго Глязер.

Четкой оценки биоэтики пока нет: одни рассматривают ее как новое направление, новую науку, другие — как развитие медицинс­кой этики и деонтологии, ее современный этап или всего лишь как аспект медицинской этики и деонтологии, связанный с новыми проблемами на современном этапе медицины. В 1976 г. Совет меж­дународных медицинских научных обществ (СИОМС) образовал Консультативный комитет по биоэтике, в состав которого наряду с представителями других организаций вошли и специалисты ВОЗ. Был составлен проект международных рекомендаций по проведе­нию медико-биологических исследований на основе принципов, утвержденных в ряде стран, в том числе экспериментов на людях с их согласия и др. Комитет уделяет большое внимание нравствен­ным кодексам, которыми должны руководствоваться ученые в своей деятельности в связи с возрастающей социальной ответственнос­тью науки. По рекомендации комитета с 1990 г. проведено несколь­ко международных конференций при участии ВОЗ, ЮНЕСКО и других организаций в разных городах мира, на которых обсуждены важнейшие проблемы биоэтики и медицины, требующие осмыс­ления и решения с позиций этики и деонтологии, биоэтики, охва­тывающей все эти проблемы. Это проблемы трансплантации орга­нов и тканей, генетики человека, в частности, генной инженерии, искусственное воспроизводство, эксперименты на людях, права психически больных, общая, социальная и профессиональная от-

ветственность медика и др. На Международной конференции в Москве в мае 1991 г. на тему «Биоэтика и социально-правовые по­следствия биомедицинских исследований» рассматривались воп­росы трансплантации органов и тканей (информирование пациен­тов и родственников), соотношение биоэтики и права; социальная институализация биоэтической деятельности.

Несмотря на возрастающий интерес к проблемам биоэтики и ак­тивную исследовательскую деятельность в этой области, многие ас­пекты современных достижений и проблем медицины, требующие этической экспертизы и оценки, не разработаны, по ним не опре­делены юридические нормы и акты. Это, прежде всего, проблемы, связанные с успехами, достижениями медицины и биологии, осо­бенно с экспериментальными исследованиями и внедрением их ре­зультатов в практическую (клиническую) медицину, в частности, трансплантация непарных органов (требующая определения мо­мента смерти, смерти мозга и пр.), выращивание эмбрионов в про­бирке и их трансплантация, генная инженерия, скрининг беремен­ных для определения пола ребенка, лечение наследственных заболеваний, антенатальная диагностика, острые коммерческие проблемы, особенно растущие цены операций, в том числе транс­плантации органов и тканей, их хранения (банки органон и тка­ней). Острейшие проблемы связаны с новыми методами лечения психически больных (фармакопсихиатрия и др.), определением их психического статуса и др.

Поскольку многие современные проблемы медицины и биоло­гии человека включают этические, морально-нравственные, пси­хологические, социальные вопросы, предложили объединить ис­следования и решение этих проблем в одну новую науку - биоэтику. В. Петтер, предложивший этот термин 30 лет назад, так и обозна­чил содержание и назначение биоэтики, открывающей «новую культуру», «новое мировоззрение» и т.п.

Наше мнение заключается в том, что этот глобальный, скорее методологический, чем общетеоретический, подход заслуживает внимания, прежде всего, широтой, мультидисциплинарностью, со­циальной значимостью. Однако биоэтика не содержит сколько-нибудь новых аспектов. Скорее это новый раздел медицинской эти­ки и деонтологии, основанный на соблюдении прав человека и гражданина, новейших достижениях медицины и эксперименталь­ной биологии человека.

Оксфордский словарь (1989) определяет биоэтику как дисцип­лину, «имеющую дело с этическими проблемами, возникающи­ми в результате прогресса медицины и биологии», занимающихся изучением «этических проблем, являющихся следствием медико-биологических исследований и их применения в таких областях, как трансплантация, генная инженерия и искусственное оплодот­ворение».

Итак, не следует торопиться заменять медицинскую этику и де­онтологию биоэтикой, тем более, что этот термин еще не получил достаточной известности. Вероятно, правильнее рассматривать биоэтику как расширение состава и содержания медицинской эти­ки и деонтологии новыми проблемами, возникающими в связи с бурным развитием современной медицины и биологии.





Дата добавления: 2015-04-17; просмотров: 2407; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9361 - | 7302 - или читать все...

Читайте также:

  1. III. Заключение. Из прочитанной лекции можно сделать вывод о том, что медицинская служба мотострелкового (танкового) полка выполняет большой объем различных мероприятий и
  2. III. Права. Медицинская сестра приемного отделения имеет право:
  3. III. Права. Операционная медицинская сестра имеет право:
  4. Аммиак (порядок использования, свойства, клиническая картина поражения людей и сельскохозяйственных животных, первая медицинская помощь, защита)
  5. Армейская (корпусная)медицинская бригада
  6. Б) дополнительная. 1. Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика
  7. Библиографический список. Горелова Л.Е. Первая медицинская школа России // Русский медицинский журнал
  8. Биоэтика и принцип “уважения прав и достоинства человека”
  9. БИОЭТИКА – КАК СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
  10. В данном пункте определена медицинская помощь, оказание которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
  11. Введение. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава
  12. Вводная часть. Кировская государственная медицинская академия


 

34.231.21.123 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.008 сек.