Эволюция управленческой мысли. Управленческая мысль - это совокупность взглядов на систему управления в соответствии с объективными условиями и потребностями экономики

Управленческая мысль - это совокупность взглядов на систему управления в соответствии с объективными условиями и потребностями экономики.

Основные научные школы управления.

1. Административная («классическая») школа в управлении (1920-1950, А. Файоль). Основной целью «классической» школы являлась разработка некоторых универсальных принципов управления, пригодных ко всем типам организаций и обеспечивающих гарантированный и высокий результат их функционирования.

2. Школа «человеческих отношений» – подход с точки зрения науки о поведении (1950 г. – по настоящее время). Роль этой школы состоит в показе возможности и необходимости синтеза теории управления с психологическими знаниями. Не только межличностные отношения, но и мотивация, характер власти и авторитета, особенности лидерства, поддержание коммуникации, субъективное восприятие человеком своего труда и места в организации – все это выступает мощными факторами эффективной работы и управления. Таким образом, главной целью этой школы становится повышение эффективности организаций на основе человеческого фактора. Возникла психология управления.

3. Школа научного менеджеризма, исходила из предположения, что оптимальная организация производства может быть создана на основе точных знаний о том, как действуют люди. Сторонники данного направления полагали, что при помощи логики, наблюдений, анализа и расчетов можно организовать производство таким образом, что оно будет максимально эффективным. Кроме того, со школой научного менеджмента связано также представление о том, что управление — это особая функция, которая отделена от фактического выполнения работы. Основателем школы научного менеджмента принято считать Фредерика Тейлора.

4. Школа социальных систем. Это совокупность социологических подходов в менеджменте, рассматривающих организацию как динамичную целевую многофункциональную систему, состоящую из разнородных и взаимосвязанных элементов (подсистем). Базовой подсистемой является социальная организация. Основателем школы принято считать Герберт Саймон.

Ситуационный подход. Впервые о необходимости учета фактора конкретной ситуации в процессе управления заявила автор научной школы человеческих отношений М.Фоллет: Стержнем данного научного подхода является понятие «ситуация», которое означает совокупность определенных обстоятельств.

В менеджменте ситуационный подход — это увязка конкретных приемов управления с реальными ситуациями для достижения целей организации. В свою очередь, стечение определенных обстоятельств, по мнению авторов ситуационного подхода (А. Чандлер и др.), определяет применение того или иного метода управления. Самым эффективным в конкретной ситуации является тот метод, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации. В практической деятельности менеджеры в процессе принятия решений должны в первую очередь рассматривать наиболее значимые для организации обстоятельства.

Предпосылкам и и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:

· индустриальный способ организации производства;

· развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.

Появление и оформление управления, как области научных исследований было:

1. ответом на потребности большого бизнеса в профессиональном управлении.

2. этому способствовала открывшаяся возможность воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции.

3. явилось достижением небольшой группы инициативных и любознательных людей, проявивших горячее желание искать лучшие и эффективные приемы и способы выполнения работы.





Подборка статей по вашей теме: