Тема 24. Роль финансов в развитии международного сотрудничества

Международные финансы как продукт мирохозяйственных связей. Роль финансов в развитии международного сотрудничества. Финансы и глобализация экономики. Финансовые стимулы выхода отечественных производителей на мировой рынок. Валютно-финансовые и платежные условия внешнеэкономических сделок.

Рынки обмена валют. Управление экономическим валютным риском. Финансирование импорта и экспорта.

Финансы как экономический инструмент хозяйствования используются для осуществления интеграции России в мировую экономику. Финансовый механизм, складывающийся в сфере международных экономических связей, выступает орудием реализации финансовой политики государства в области Международного сотрудничества России. Функционируя в международной сфере, финансы оказывают влияние на экономические интересы участников международных связей, выступают как стимул развития международной экономической интеграции.

Роль финансов в развитии международных связей проявляется по трем направлениям:

- Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества.

- Регулирование международных интеграционных процессов.

- Стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений.

Финансы оказывают влияние, прежде всего на экспортно-импортные операции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Финансы способствуют формированию той доли национального дохода, которая реализуется в результате внешнеэкономической деятельности.

Важной формой международного сотрудничества является участие России в международных организациях и фондах. Это участие предполагает внесение соответствующих квот в уставные капиталы и бюджеты данных организаций. Источниками взносов выступают валютные и другие финансовые фонды и ресурсы участвующих национальных организаций и государственных структур. Средства международных организаций аккумулируются в соответствующие фонды и распределяются на целевые программы по направлениям деятельности.

Еще одним направлением воздействия финансов на развитие международных связей является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции осуществляются в виде привлечения средств иностранных государств-инвесторов, иностранных коммерческих организаций, международных строительных компаний для сооружения объектов в различных отраслях отечественной экономики. Предприятия и объекты, создаваемые на условиях кредитования, остаются на территории России в качестве национального достояния. Другие предприятия, финансируемые иностранными предпринимателями за счет фондов своих фирм, а также из средств бюджетов иностранных государств, функционируют как совместные предприятия и иностранные юридические лица.

Иностранные инвестиции в экономику России способствуют ее развитию и создают условия для интеграции в мировую экономику. С целью стимулирования иностранных инвесторов устанавливается система финансовых, валютных и таможенных льгот.

За правильностью и законностью ведения финансовых операций в сфере внешнеэкономической деятельности осуществляется финансовый, валютный и таможенный контроль. При обнаружении нарушений и злоупотреблений правомочные органы применяют установленные законодательством санкции и штрафы, регулируя, таким образом, организацию финансовых отношений.

Как особая сфера функционирования, финансы внешнеэкономической деятельности обладают специфическими чертами. Они воплощаются в ресурсах, формирующихся не только в рублях, но и в иностранной валюте. Обязательным субъектом распределительных отношений является зарубежный партнер в лице иностранного государства, международной организации, иностранной фирмы и т.д. Финансовые отношения выходят за границы национальных экономик и опосредуют международный интеграционный процесс, содействуя его развитию и углублению. Расширение международных экономических связей способствует формированию внешних источников финансовых ресурсов, используемых в укреплении экономики России.

На рубеже 80—90-х годов Россия вступила на путь перехода к рыночной экономике. Важной сферой этих преобразований явля­ются международные валютно-кредитные и финансовые отноше­ния страны, поскольку взят курс на интеграцию в мировое хозяй­ство. Образованию валютного механизма, адекватного ба­зовым принципам рыночного хозяйства, способствовало вступле­ние страны в МВФ, группу Всемирного банка, ЕБРР, БМР и дру­гие международные финансовые организации. Сотрудничество с ними обеспечивает соответствие формируемого механизма ми­ровым стандартам, сложившимся в странах с эффективной систе­мой рыночной экономики. При этом используется накопленный веками зарубежный и отечественный опыт.

Интеграция России в мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных финансовых институтах. В условиях возросшей взаимозависимости мира страна не могла без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных валютно-кредитных и финансовых организациях. В 1985 г. был взят курс на поэтапное присоединение СССР к МВФ и МБРР. Однако препятствием являлось нежелание Запада согласиться на полномасштабное членство СССР в данных организациях. После распада СССР государства, входившие в его состав, пошли по пути индивидуального вступления в бреттонвудские институты. Россия подала заявление о присоединении к МВФ и МБРР 7 января 1992 г. Одновременно с учетом требований МВФ был разработан Меморандум об экономической политике Российской Федерации, утвержденный правительством 27 февраля 1992 г.

Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию (Утверждена Президентом Российской Федерации 14 июня 2007 г.) Концепция участия России в содействии международному развитию (далее – СМР) представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления политики Российской Федерации в области оказания зарубежным странам финансовой, технической, гуманитарной и иной помощи, призванной способствовать социально-экономическому развитию государств-реципиентов, урегулированию кризисных ситуаций, возникающих вследствие стихийных явлений и/или международных конфликтов, а также укреплению международных позиций и авторитета Российской Федерации.

С учетом положений Концепции внешней политики Российской Федерации содействие международному развитию будет выстраиваться в соответствии со следующими региональными приоритетами:

· обеспечение интересов Российской Федерации в многоплановом сотрудничестве с государствами-участниками СНГ при особом внимании к странам-членам Соглашения о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), укрепление интеграционных процессов на пространстве СНГ;

· активизация шагов по участию в интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона и развитие партнерских отношений с ведущими азиатскими государствами во всех областях, в т.ч. в сфере совместных мер по оказанию помощи беднейшим странам;

· удовлетворение особых потребностей Африки, в т.ч. содействие государствам Африки южнее Сахары в борьбе с бедностью и достижении «Целей развития тысячелетия» ООН;

· укрепление связей со странами Ближнего Востока и Северной Африки;

● развитие сотрудничества со странами Латинской Америки.

Международные финансовые инструменты.

Финансовый рынок представляет собой совокупность институтов, направляющих поток денежных средств от кредиторов к заемщикам и обратно. Основной функцией этого рынка является трансформация бездействующих активов в ссудный и инвестиционный капитал. Процесс синтеза и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

Обращающиеся на финансовом рынке инструменты, обслуживающие операции на различных его видах и сегментах, характеризуются на современном этапе большим разнообразием.

По видам финансовых рынков известны следующие инструменты:

• Инструменты кредитного рынка – деньги и расчётные документы

• Инструменты фондового рынка – разнообразные ценные бумаги

• Инструменты валютного рынка – иностранная валюта, расчётные валютные документы, а также отдельные виды ценных бумаг

• Инструменты страхового рынка – страховые услуги

• Рынок золота (серебра, платины) – металлы, приобретаемые для формирования резервов

По виду обращения выделяют следующие виды финансовых инструментов:

• Краткосрочные (период обращения до одного года). Являются наиболее многочисленными, обслуживают операции на рынке денег

• Долгосрочные (период обращения более одного года). К ним относятся и «бессрочные», срок погашения которых не установлен. Обслуживают операции на рынке капитала

Основные виды финансовых инструментов

· Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении обществом и на часть имущества, остающуюся после его ликвидации. Акции бывают двух типов - обычные и привилегированные. Отличие вторых в том, что по ним устанавливается фиксированный размер дивидендов, но при этом ими нельзя голосовать.

· Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации и процента от нее, либо иного имущественного эквивалента. Бывают трех типов - корпоративные, государственные и частные. Облигации могут выпускаться без обеспечения.

· Депозитные и сберегательные сертификаты - свидетельства о денежном вкладе в банк. Ими можно свободно торговать, а выпуск сертификатов на предъявителя теоретически позволяет использовать их в качестве расчетного и платежного средств, то есть заменителя денег. Эмитентом может быть только банк, срок обращения и номинал сертификатов зависят в основном от условий вклада. От статуса вкладчика зависит вид сертификата: депозитные - только для юридических лиц, сберегательные - для физических.

· Вексель - простое, ничем не обусловленное обязательство векселедателя выплатить указанному лицу определенную сумму денег в определенный срок. В векселе указывается сколько, кому, когда и где следует платить. Бывают двух типов - корпоративные и частные.

· Производные ценные бумаги - документы, заключающие в себе имущественные права на использование финансовых активов. Основные виды: фьючерсы (обязательство купить или продать), опционы (право купить или продать), свопы (право на обмен активами). Популярностью на фондовом рынке обладает так называемый "Финансовый инжиринг" - конструирование новых финансовых активов из уже имеющихся традиционных.

· Суррогаты ценных бумаг - обязательства, эмитированные с нарушением действующего законодательства.

· Прочие - чеки, коносаменты, складские свидетельства - нерыночные ценные бумаги, поскольку как правило не покупаются и не продаются. Они обслуживают расчеты за товары или расчеты за их хранение и передвижение.

Форфейтинг - покупка долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка обо-ротного обязательства происходит, естественно, со скидкой.

Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок: в финансовых сделках - в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств. В экспортных сделках, для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.

Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя. Однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных бумаг. Важно, чтобы эти бумаги были “чистыми” (содержащими только абстрактное обязательство).

Международные валютно-кредитные и финансовые организации располагают большими полномочиями и ресурсами и призваны регулировать международные экономические отношения. Общая цель — развитие международного сотрудничества и обеспечение целостности и стабильности всемирного хозяйства. К таким организациям в первую очередь относятся: Международный валютный фонд (МВВ); группа Всемирного банка, включающая Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); Банк международных расчетов и Всемирная торговая организация (ВТО).

Международные финансовые институты призваны:

1) объединять усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

2) осуществлять международное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

3) разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: