Финансы, их функции и роль в хозяйственной деятельности организаций. Виды, содержание и принципы организации финансовых отношений организаций. Формы и методы государственного регулирования финансов организаций (предприятий).
Финансы предприятия - это экономические отношения, которые охватывают широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов, финансовых ресурсов в процессе их кругооборота и выраженные в виде денежных потоков определенного хозяйствующего субъекта.
Объект финансов предприятий - денежные отношения, связанные с формированием фондов денежных средств и последующим их расходованием. Субъект финансов предприятий - предприятие (организация), органы государственной власти и управления, органы финансовой системы.
Материальным содержанием являются фонды денежных средств, образуемые на предприятии. Материальной базой финансов предприятий является производство, без которого они во многом теряют свою сущность.
|
|
Функции финансов предприятий:
· распределительная;
· перераспределительная;
· регулирующая;
· стимулирующая;
· контрольная.
Принципы организации финансов предприятий.
Хозяйственная самостоятельность. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что хозяйствующий субъект, независимо от формы собственности, самостоятельно определяет направления своих расходов, источники их финансирования, руководствуясь стремлением к максимизации прибыли.
Самофинансирование. Данный принцип означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.
Материальная ответственность. Означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных предприятий, их руководителей и работников предприятия.
Материальная заинтересованность. Этот принцип объективно предопределен основной целью предпринимательской деятельности — извлечением прибыли.
Обеспечение финансовых резервов. Данный принцип связан с необходимостью формирования финансовых резервов для обеспечения предпринимательской деятельности, которая сопряжена с риском вследствие возможных колебаний рыночной конъюнктуры.
Принцип гибкости. Состоит в такой организации управления финансами предприятия, которая обеспечивает постоянную возможность маневра в случае отклонения фактических объемов продаж от плановых, а также в случае превышения плановых затрат по его текущей и инвестиционной деятельности.
|
|
Принцип финансового контроля. Реализация данного принципа на уровне предприятия предусматривает такую организацию финансов, которая обеспечивает возможность осуществления внутрифирменного финансового контроля на основе внутреннего анализа и аудита. При этом внутрифирменный анализ и аудит должен проводиться непрерывно, охватывать все участки финансово-хозяйственной деятельности и быть результативным.
Финансовые отношения организаций включают:
· отношения с другими хозяйствующими субъектами по факту осуществления поставок соответствующих видов материально-технических ресурсов, реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
· отношения между учредителями юридического лица в момент его создания;
· отношения с бюджетом по поводу уплаты налогов и других платежей и сборов;
· отношения с банковской системой в связи с осуществлением расчетов по банковским услугам, при получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты и ценных бумаг, оказании других услуг;
· отношения субъекта с его структурными подразделениями по поводу распределения полученных доходов;
· отношения с работниками хозяйствующих субъектов при выплате им заработной платы, процентов по ценным бумагам, по факту исполнения финансовых санкций к лицам, причинившим материальный ущерб;
· отношения с вышестоящими организациями внутри финансово-промышленных групп и т.д.
· отношения организаций со страховыми организациями по поводу формирования средств страхового фонда и выплаты страхового возмещения при наступлении страховых случаев;
· отношения с товарными, фондовыми, сырьевыми биржами по поводу проведения операций с материальными и финансовыми активами;
· отношения с инвестиционными институтами при реализации соответствующих программ;
· отношениями с акционерами, не являющимися членами трудового коллектива;
· отношения с контролирующими организациями.
Каждая из групп имеет свои особенности, но все они носят двусторонний характер.
Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.
Виды контроля различаются в зависимости от оснований его классификации. Так, объем проверяемой деятельности позволяет выделить общий и специальный контроль. К специальному может быть отнесен, например, валютный, налоговый, бюджетный контроль и др.
В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль имеет своей целью предупреждение и профилактику соблюдения параметров предпринимательской деятельности. Текущий контроль преследует цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности. Последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующих результатов.
В зависимости от того, кем осуществляется контроль, и характера полномочий контролирующих органов выделяются:
· контроль Президента РФ;
· контроль органов законодательной (представительной) власти;
· контроль органов исполнительной власти;
· контроль органов судебной власти. Задачи контроля Счетной палаты РФ:
· организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
|
|
· определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
· оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (хотя напрямую она не связана с контролем за предпринимательской деятельностью, однако оказывает существенное влияние на деятельность предпринимателей). Значение налогового контроля для предпринимательской деятельности огромно. Основная его задача заключается в проверке выполнения предпринимателем требований законодательства по выплате налогов и иных налоговых платежей.