Введение. Контрольные вопросы и задания

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ................................................................. 6

1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ХИМИИ............................................ 7

Контрольные вопросы и задания..................................................................................... 12

2. СТРОЕНИЕ АТОМА И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА....... 13

2.1. Модели строения атома.......................................................................................... 13

2.2. Двойственная природа электрона...................................................................... 14

2.3. Атомное ядро. Изотопы, изобары....................................................................... 16

2.4. Квантовые числа. Принцип Паули...................................................................... 17

2.5. Правило Гунда............................................................................................................ 21

2.6. Правила В. М. Клечковского. Последовательность заполнения электронами энергетических состояний в атоме............................................................................ 22

2.7. Периодический закон Д. И. Менделеева.......................................................... 23

Контрольные вопросы и задания..................................................................................... 26

Компетенции студента........................................................................................................ 27

3. ТЕОРИЯ ХИМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ И СТРОЕНИЯ
МОЛЕКУЛ............................................................................. 28

3.1. Параметры химической связи............................................................................ 28

3.2. Ковалентная связь................................................................................................... 29

3.2.1. Метод спиновой теории валентности, или метод валентных схем....................... 30

3.2.2. Метод молекулярных орбиталей............................................................................. 31

3.2.3. Насыщаемость и направленность ковалентной связи, а-, п - и 8-связи. 33

3.2.4. Конфигурации строения молекул..................................................................... 35

3.2.5. Гибридизация, ее виды............................................................................................ 36

3.2.6. Полярность и поляризуемость связи............................................................... 38

3.3. Ионная связь.............................................................................................................. 39

3.4. Водородная связь.................................................................................................... 40

3.5. Металлическая связь.............................................................................................. 41

3.6. Межмолекулярное взаимодействие. Силы Ван-дер-Ваальса................ 41

Контрольные вопросы и задания..................................................................................... 43


В Химия. Учеб. пособие


-1-


ОГЛАВЛЕНИЕ

Компетенции студента........................................................................................................ 44

4. КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ..................................... 45

4.1. Строение комплексных соединений............................................................... 45

4.2. Номенклатура комплексных соединений..................................................... 47

4.3. Изомерия комплексных соединений.............................................................. 49

Диссоциация комплексных соединений. Константа нестойкости комплексного иона 50

Контрольные вопросы и задания.................................................................................... 51

Компетенции студента........................................................................................................ 51

5. ЭНЕРГЕТИКА ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ................... 52

5.1. Внутренняя энергия и энтальпия..................................................................... 52

5.2. Энтропия....................................................................................................................... 56

5.3. Энергия Гиббса............................................................................................................ 57

Контрольные вопросы и задания.................................................................................... 60

Компетенции студента........................................................................................................ 61

ХИМИЧЕСКАЯ КИНЕТИКА И РАВНОВЕСИЕ... 62

Скорость химической реакции и влияние на нее различных факторов 62

6.2. Понятие о катализе и катализаторах............................................................... 66

6.3. Колебательные реакции...................................................................................... 68

6.4. Химическое равновесие и его смещение...................................................... 69

6.5. Фазовые равновесия............................................................................................ 72

Контрольные вопросы и задания.................................................................................... 78

Компетенции студента........................................................................................................ 79

7. РАСТВОРЫ...................................................................... 81

7.1. Способы выражения концентрации растворов......................................... 81

7.2. Растворы неэлектролитов.................................................................................. 83

7.2.1. Осмос и осмотическое давление............................................................................. 83

7.2.2. Давление пара над растворором. Первый закон Рауля............................ 85

7.2.3. Замерзание и кипение растворов. Второй закон Рауля........................... 86

7.3. Растворы электролитов...................................................................................... 87

7.3.1. Теория электролитической диссоциации..................................................... 87


В Химия. Учеб. пособие


-2-


ОГЛАВЛЕНИЕ

7.3.2. Теория кислот и оснований.............................................................................. 90

7.3.3. Ионо обменные реакции.......................................................................................... 93

7.3.4. Константы кислотности и основности............................................................ 94

7.3.5. Закон разбавления Оствальда................................................................................ 96

7.3.6. Ионное произведение воды. Водородный показатель.............................. 97

7.3.7. Произведение растворимости электролита........................................................... 98

7.4. Гидролиз солей..................................................................................................... 100

7.4.1. Виды гидролиза...................................................................................................... 100

7.4.2. Константа и степень гидролиза...................................................................... 103

7.5. Жесткость воды и методы ее устранения.................................................. 105

Контрольные вопросы и задания.................................................................................. 107

Компетенции студента...................................................................................................... 110

8. ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ........................................... 111

8.1. Классификация дисперсных систем............................................................. 111

8.2. Получение дисперсных систем...................................................................... 113

8.2.1. Диспергационные методы............................................................................... 114

8.2.2. Конденсационные методы............................................................................... 115

8.2.3. Метод пептизации.................................................................................................. 116

8.3. Строение мицелл.................................................................................................. 116

8.4. Устойчивость дисперсных систем................................................................ 118

8.4.1. Виды устойчивости........................................................................................... 119

8.4.2. Коагуляция лиофобных коллоидных систем.............................................. 120

8.4.3. Коагуляция коллоидных систем под действием физических факторов 122

Контрольные вопросы и задания.................................................................................. 122

Компетенции студента...................................................................................................... 123

9. ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ......................... 124

9.1. Окислительно-восстановительные реакции............................................. 124

9.1.1. Определение степени окисления. Типы окислительно-восстановительных реакций 124

9.1.2. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций 127

9.2. Измерение электродных потенциалов металлов.................................... 129

9.3. Гальванические элементы................................................................................ 132

9.4. Электролиз.............................................................................................................. 135

9.4.1. Основные законы электролиза....................................................................... 136

9.4.2. Потенциал разложения. Перенапряжение.......................................................... 137


В Химия. Учеб. пособие


-3-


ОГЛАВЛЕНИЕ

9.4.3. Последовательность электродных процессов....................................... 137

9.4.4. Практическое применение электролиза................................................ 139

Контрольные вопросы и задания................................................................ 141

Компетенции студента................................................................................ 142

10. КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛОВ............................................. 144

10.1. Виды коррозии.................................................................................. 144

10.1.1. Химическая коррозия....................................................................... 145

10.1.2. Электрохимическая коррозия............................................................ 146

10.2. Защита металлов от коррозии............................................................ 148

Контрольные вопросы и задания................................................................ 152

Компетенции студента................................................................................ 153

11. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТАЛЛОВ................. 154

11.1. Классификация металлов.................................................................. 155

11.2. Физические свойства металлов.......................................................... 156

11.3. Химические свойства металлов.......................................................... 157

11.4. Способы получения металлов из руд................................................. 164

11.5. Получение мет аллов высокой степени чистоты................................. 167

Контрольные вопросы и задания................................................................ 168

Компетенции студента................................................................................ 169

12. ПОЛИМЕРЫ И ОЛИГОМЕРЫ..................................... 170

12.1. Основные понятия............................................................................. 170

12.2. Классификация и номенклатура полимеров........................................ 171

12.3. Применение полимеров и олигомеров................................................ 176

Контрольные вопросы и задания................................................................ 179

Компетенции студента................................................................................ 179

13. ХИМИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ............................. 180

13.1. Порядок выполнения анализа вещества............................................. 181

13.2. Качественный анализ......................................................................... 183

13.2.1. Аналитические реакции................................................................... 183

13.2.2. Методы качественного анализа......................................................... 185

13.2.3. Аналитическая классификация катионов и анионов............................. 186

13.2.4. Качественные реакции на катионы и анионы....................................... 187


В Химия. Учеб. пособие


-4-


ОГЛАВЛЕНИЕ

13.2.5. Качественные реакции на анионы.............................................................. 190

13.2.6. Устранение мешающих ионов............................................................................ 191

13.3. Физико-химические методы анализа.......................................................... 193

13.3.1. Оптические методы анализа............................................................................... 194

13.3.2. Электрохимические методы анализа................................................................. 199

13.3.3. Хроматографические методы анализа............................................................... 201

Контрольные вопросы и задания.................................................................................. 206

Компетенции студента...................................................................................................... 208

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................... 209

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ.................................. 210

ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................... 215


В Химия. Учеб. пособие


-5-


ВВЕДЕНИЕ

Химия – одна из важнейших фундаментальных естественных наук, изучающая вещества, их свойства и процессы превращения веществ, сопро­вождающиеся изменением состава и структуры.

Что такое металл, галоген, полимер, пластмассы? Чем обусловлена разница в свойствах веществ? Почему идут химические реакции? Что такое коррозия? Как сохранить чистоту природы: рек, озер, морей, лесов, атмосфе­ры? Ответить на эти и многие другие вопросы без знания химии нельзя.

Особенно велико значение химии в технике, развитие которой немыс­лимо без понимания процессов превращения веществ. Глубокое знание зако­нов химии и их применение позволяет как совершенствовать существующие, так и создавать новые процессы, машины, установки и приборы.

Знание основных химических понятий, закономерностей и законов не­обходимо для формирования современных специалистов - бакалавров, ин­женеров, магистров.

Химия является общетеоретической дисциплиной. Она призвана дать студентам современное научное представление о веществе как одном из ви­дов материи, о путях, механизмах и способах превращения одних веществ в другие. Владение техникой химических расчетов, понимание возможностей, предоставляемых химией, значительно ускоряет получение нужного резуль­тата в различных сферах инженерной и научной деятельности.

Технический прогресс промышленного производства неразрывно свя­зан с разработкой и использованием новейших материалов, создание и ис­пользование которых невозможно без знаний химических свойств, состава, строения и структуры веществ.

Особенностью «Химии» как дисциплины для студентов нехимических специальностей является то, что небольшой по объему курс должен содер­жать сведения практически из всех областей химии. Общая, неорганическая, физическая и аналитическая химия закладывают теоретические основы мно­гообразной и сложной картины химических явлений.

Приведены контрольные вопросы и задания, способствующие закре­плению знаний и успешному выполнению студентами самостоятельной работы. Каждая глава завершается перечнем основных положений изучае­мой темы, ориентированных на формирование и развитие компетенций, т. е. знаний, умений, навыков, алгоритмов действия студентов, которые направлены на повышение качества их подготовки к будущей профессио­нальной деятельности.

Цель дисциплины «Химия» – помочь студентам изучить химическую форму движения материи, познать законы её развития и основные законо­мерности протекания химических реакций.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: