В повседневной практике управления современным предприятием используется огромное количество методов, на основании которых решаются экономические задачи: оптимизационные, имитационные, статистические, сетевые и т.д. Значительная часть задач экономической ориентации сводится либо к прямому счету (прямая задача), либо к обратному (обратные вычисления).
Прямые задачи – это констатирующие задачи, что означает следующее: заданы значения исходных показателей, на основании которых рассчитываются результирующие, что можно представить как
,
где
- результирующий показатель;
- исходные показатели.
Примером прямой задачи может служить рентабельность, рассчитываемая на основании таких исходных показателей как: прибыль, основные и оборотные средства.
Задачи данного класса известны как транзакционные (OLTP - On-line Transaction Processing), то есть те, что предназначены для оперативной обработки данных.
Обратные вычисления, в отличие от задач прямого счета, предназначены для поиска тех значений исходных показателей, которые обеспечат желаемое значение результирующего. Искомыми величинами будут приросты (положительные или отрицательные) исходных показателей, то есть:
,
где
- желаемый прирост результирующего показателя;
- искомые приросты исходных показателей, которые могут быть как с положительными, так и с отрицательными знаками.
Примером обратной задачи может служить следующая постановка: известен уровень рентабельности предприятия в процентах, каковы должны быть прибыль, основные и оборотные средства, обеспечивающие повышение рентабельности на n%.
В практике управления задачи такого рода еще называют аналитическими (OLAP - On-line Analytical Processing). Они предназначены для подготовки информации в процессе формирования решений.
Цели решения прямых и обратных задач разные: прямые решаются для того, чтобы определить фактическое состояние предприятия, зависящее от его уже происшедших производственно-хозяйственных и финансовых операций), а аналитические (Как сделать чтобы?) - для того, чтобы сформировать управленческое решение.
Рассмотрим содержание этих задач на более детальном примере.
Расчеты в прямых задачах осуществляются на основании формул, используемых для определения фактического финансово-хозяйственного состояния предприятия (организации). Расчеты такого рода, как правило, особых сложностей не вызывают. Например, рентабельность, прибыль, затраты, оборотные и основные средства можно рассчитать на основании достаточно простых прямых формул, вид которых имеется в многочисленной литературе. Исходные данные для них находятся в бухгалтерской и другой отчетности.
Для указания правильной последовательности расчетов, можно воспользоваться ориентированным графом, узлы которого соотносятся с экономическими показателями, а дуги – указывают на последовательность их расчета. Допустим, в настоящее время руководство интересует фактическое состояние дел с прибылью, т.е. значения показателей от которых она зависит. Как правило, эти показатели характеризуют эффективность работы соответствующих структурных подразделений. Формулы, используемые при этом следующие:
,
где
- прибыль;
- выручка;
- затраты;
- количество
продукции;
- прежняя цена за единицу продукции;
-
переменные затраты;
- постоянные затраты.
Последовательность расчета прибыли представлена ориентированным графом (см. рис. 5.12).

Рис. 5.12. Прямая задача.
Стрелки на рис. 5.12. указывают следующее: В - рассчитывается на основании показателей
и
, показатель
на основании
и
, а показатель
с помощью
и
. Источником данных служат формы бухгалтерской отчетности.
Обратная задача (как сделать чтобы?) решается с иной целью, которую в рамках рассматриваемого примера можно сформулировать следующим образом: необходимо определить такие значения показателей
,
,
и
, которые обеспечат изменение прибыли на заданную (желаемую) величину (
). Для решения данной задачи граф показателей, приведенный на рис. 7.9, необходимо преобразовать в дерево целей (базу знаний), указав на нем дополнительную информацию. Дополнительная информация касается общей цели и подцелей: если значение показателя, отражающее уровень достижения цели должно увеличиваться, то рядом с соответствующим узлом графа указывается знак
, в противном случае
. Обратимся к рис. 5.13, где представлена база знаний в виде дерева целей.

Рис. 5.13. Обратная задача.
Около всех показателей указаны знаки плюс или минус. Например, увеличение прибыли
следует достигать за счет увеличения выручки
и снижения затрат
. В свою очередь увеличение выручки следует достигать за счет увеличения количества
и снижения продажной цены
, а снижения затрат
за счет снижения постоянных
и переменных
затрат. Новые значения показателей (
,
,
,
), находящихся на нижнем уровне и направляемых в структурные подразделения, являются директивными. В другом периоде пути в достижении целей будут другие.
Одних направлений, в которых следует двигаться для того, чтобы достичь главной цели (увеличить прибыль) для построения дерева целей не достаточно. Необходимо тоже указать для каждого показателя приоритетность в достижении каждой подцели с помощью коэффициентов
. Сумма этих коэффициентов, касающаяся одного показателя должна быть равна единице 
Обратная задача в данном конкретном случае формулируется следующим образом: фактический объем прибыли составил
единиц. Каковы должны быть показатели
,
,
и
, обеспечивающие рост прибыли на величину
.
Расчеты, как показано на рис. 7.10, выполняются сверху вниз: вначале следует отыскать положительный прирост выручки
и отрицательный для затрат
, а затем положительный прирост количества
и отрицательный для цены
, постоянных
и переменных затрат
. Для отыскания перечисленных приростов достаточно решить три системы линейных уравнений. Для составления первой, предварительно запишем:
; 
где
,
- неизвестные коэффициенты, позволяющие рассчитать искомые приросты показателей.
Система уравнений для расчета
и
примет вид:

где
и
- искомый прирост выручки, и искомое снижение затрат.
Решив данную систему, получим выражение для расчета коэффициентов
и
. Они равны:
,
.
Проверим правильность расчетов. Допустим, фактический объем прибыли составляет 5 ед.
, объем выручки 20 ед.
, а затраты составили 15 ед.
. Пусть требуется повысить прибыль до 7 ед.
. Если
, а
, то применив полученные формулы получим:
=1,07, а
=1,04. Тогда выручка увеличится и будет равна
, а затраты снизятся:
.
Аналогично можно построить системы уравнений для поиска приростов показателей
,
,
и
. Вначале на основании рассчитанного прироста
и предварительно указанных выражений
и
составим следующую систему:

Решив данную систему, получим следующие коэффициенты:

Полученные коэффициенты
и
позволят установить требуемые приросты для показателей К и Ц. При
=0,1,
=0,9 получим
,
.
Подобным же образом рассчитывается прирост для
и
. Записав, что
и
, составим следующую систему уравнений:

Как и ранее полученные коэффициенты используются для определения приростов
и
.
Примером результатов решения задач такого рода может служить таблица, в которой указываются управляющие предписания для различных структурных подразделений.