double arrow

II. Темы и краткое содержание

1. Предмет и задачи курса. Функции языка в современном мире: коммуникативная (информативная, контактоустанавливающая, волюнтативная, эмотивная), когнитивная (мыслеобразующая, идентифицирующая), эстетическая. Русский язык как способ существования русского национального мышления и культуры.

2. Культура речи.Понятие культуры речевого общения: выбор социального статуса, чувство меры, знание истории родного языка, владение литературным языком. Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

3. Русский национальный язык: Место русского языка среди других языков мира. Типологическая классификация языков: 1) языки фонемного и слогового строя; акцентные и тональные; 2) языки изолирующие, инкорпорирующие, аффиксирующие (агглютинативные, флективные). Русский язык как акцентный язык фонемного строя, флективный язык синтетического строя. Генеалогическая классификация языков: индоевропейская семья языков: мертвые и живые языки; современные группы индоевропейских языков. Славянская группа (ветвь) языков: южнославянские, западнославянские и восточнославянские языки. Русский язык как язык восточнославянской подгруппы индоевропейской семьи языков. Формирование русского языка как языка нации: язык народности, национальный язык.

4. Формы русского национального языка.Многообразие форм
национального языка: литературный язык, нелитературное просторечие, диалекты (территориальные, социальные). Нелитературное просторечие: основные признаки, отличия от литературного языка на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях, особенности функционирования; «матерная» лексика: история табуированности в
русском обществе, особенности функционирования, употребление в
художественном тексте как средство создания антимира. Территориальные диалекты: основные признаки, типы диалектов (севернорусский, южнорусский, среднерусский) в русском языке и их отличия от литературного языка на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях. Социальные диалекты: терминологические системы (специфика слова-термина) и профессиональные жаргоны; жаргон и арго: функции и языковые особенности.




5. Литературный язык.Краткая история русского литературного языка. Старославянский язык, его особенности и его роль в становлении русского литературного языка. Литературный язык как основная форма существования русского национального языка: основные признаки (общенародность, нормированность, кодифицированность, наличие устной и письменной форм, стилистической дифференцированности), литературный язык и язык литературы. Языковая норма: сложение языковой нормы, ее свойства, типы отклонений от нормы, виды нормы (императивная, диспозитивная), языковые варианты (общеязыковые, ситуативные), русский язык к. XX-нач. XXI вв. (объективные и субъективные факторы, воздействующие на состояние языка, новые явления в русском языке).



6. Стили литературного языка. Понятие «языковой стиль», признаки языкового стиля: функциональность, традиционность, уместность (учет основных условий – предмет речи, адресат, коммуникативная ситуация). Научный стиль: основные свойства и общие черты; жанры научного стиля; речевые нормы учебной и научной деятельности. Официально-деловой стиль: основные свойства и признаки; своеобразие на лексическом, морфологическом и синтаксическом языковых уровнях, языковые формулы официальных документов; дипломатический, законодательный и административно-канцелярский подстили; жанры официально-делового стиля. Газетно-публицистический стиль: основные свойства и общие черты; жанры газетно-публицистического стиля. Художественный стиль: своеобразие функции (эстетическая); функциональная и индивидуально-авторская обусловленность выбора языковых средств. Разговорный стиль: основные свойства и общие черты, условия функционирования и роль внеязыковых факторов. Взаимодействие функциональных стилей.

7. Нормативный аспект культуры речи.Разновидности нормы: орфографическая, пунктуационная, орфоэпическая, лексическая, грамматическая (морфологическая и синтаксическая). Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Нормативное произношение и ударение: стили произношения, особенности произношения в русском языке гласных и согласных; особенности русского ударения. Правильность и точность словоупотребления: значение слова и лексическая сочетаемость, плеоназм и тавтология, паронимы, функционально-стилевая окраска слова; фразеологические средства русского языка. Нормативное использование грамматических (морфологических) форм: употребление форм существительных (род, падежные окончания, склонение фамилий, окончания множ.ч.); употребление форм прилагательных (образование краткой формы, форм сравнительной и превосходной степеней); употребление форм числительных (склонение количественных числительных, собирательные числительные); употребление местоимений (личные, возвратные и притяжательные местоимения); употребление форм глаголов («недостаточные» и «изобилующие» глаголы, варианты видовых форм, формы причастий и деепричастий). Нормативные связи слов в словосочетании и предложении, нормативное строение русского предложения: согласование (подлежащего и сказуемого; определений, приложений и определяемых слов); управление (предложное, беспредложное; управление при однородных членах предложения; нанизывание одинаковых форм); порядок слов в русском предложении (структура простого предложения; однородные члены предложения; причастные и деепричастные обороты; сложное предложение).

8. Устная и письменная формы русского литературного языка.Устная речь: особенности функционирования, характерные черты: речевая избыточность (повторы разного рода, синонимия, широкое употребление слов-связок / коннекторов); речевая экономность (компрессия речи, инципит, слова и выражения с концептуальным содержанием), нестрогое следование языковой норме (вариативность произношения слов, грамматическое несогласование, свободный порядок слов, линейное построение речи). Письменная речь: понятие, текст как форма воплощения письменной речи, связность и завершенность как основные признаки текста. Структура текста: на уровне макрочленения (введение, основная часть, заключение), на уровне микрочленения (тема и микротемы; микротема и абзац). Способы развертывания мысли в тексте: дедуктивный, индуктивный, аналогии, ступенчатый, исторический, концентрический. Функционально-смысловые типы речи: рассуждение, описание, повествование. Языковые средства связи в тексте: лексические, лексико-грамматические и синтаксические.

9. Коммуникативный аспект культуры речи.Речевая деятельность и ее виды: говорение, писание, слушание, чтение; их коммуникативные особенности. Речевое общение (коммуникация): единицы речевого общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Речевое (вербальное) общение и его виды: контактное / дистантное, непосредственное / опосредованное, устное / письменное, диалогическое / монологическое, межличностное / массовое, частное / официальное. Принципы и постулаты (максимы) речевой коммуникации (последовательности, предпочитаемой структуры, кооперации, вежливости). Невербальные средства общения. Эффективность речевой коммуникации.

10. Публичное выступление. Виды публичных выступлений: по цели (информационное, протокольно-этикетное, развлекательное, убеждающее), по форме (доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа), по ситуации (социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, церковно-богословское).

Подготовка публичного выступления: анализ риторической ситуации (принадлежность аудитории к определенной социально-исторической общности, повод собрания и выступления, степень настроенности аудитории на общение, внешние обстоятельства), выбор темы и формулирование цели речи, поиск материала, обдумывание, написание основной части, написание обрамляющих элементов, мысленное освоение готового текста, проба речи. Особенности композиции (начало, развертывание, завершение речи), фонетические, лексические, синтаксические особенности речи. Этика ораторского выступления.

11. Аргументационная деятельность.Тезис: понятие, виды (ортодоксальный и парадоксальный), виды отклонения от тезиса (подмена тезиса, потеря тезиса, «лоскутное одеяло», «утопленный» тезис, ассоциативный тип построения тезиса). Аргументация: понятие, виды аргументов (аргумент к существу дела, аргументы к человеку: аргумент авторитета, аргумент публики, аргумент тщеславия, аргумент жалости), ошибки в аргументационной деятельности (ложный довод, произвольный довод).

12. Риторические средства. Языковые средства выразительности (риторические фигуры) в тексте: семантические (градация, антитеза, зевгма, каламбур, оксюморон, сравнение); синтаксические (апокойну, апосиопеза, асиндетон, просиопеза, эллипсис, анадиплозис, повтор, полисиндетон, пролепса, инверсия, параллелизм, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое обращение, симплока, хиазм, парцелляция, перифраз), тропы (гипербола, литота, мейозис, ирония, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, аллегория).

13. Дискутивно-полемическая речь. Понятие дискутивно-полемической коммуникации (спора). Виды спора: по коммуникативным условиям (сосредоточенный / бесформенный; простой / сложный; публичный / частный; письменный / устный), по цели (для проверки истинности, для убеждения противника, ради победы, ради спора, ради игры); диспут, дискуссия, полемика; спор в описательной (дескриптивной) и в предписательной (прескриптивной) областях познания (спор об истине и спор о правиле). Предпосылки и толчок спора (тезис и антитезис). Основные приемы ведения спора (допустимые и недопустимые).

14. Деловая коммуникация.Устная и письменная деловая речь. Личная документация: заявление, доверенность, объяснительная записка, расписка. Деловое письмо: понятие, виды (информационное, сопроводительное, инструкция, гарантийное, просьба, запрос, оферта, напоминание, приглашение, рекламация, подтверждение, благодарность, ответ), оформление реквизитов делового письма. Резюме. Реклама как специфический тип современной деловой коммуникации: понятие, функции рекламы (коммуникативная, экономическая, социальная, идеологическая). Рекламный текст: жанры рекламы; аспекты (вербальный, визуальный, акустический). Элементы вербальной составляющей рекламного текста: слоган, заголовок, основной рекламный текст, эхо-фраза. Приемы для создания привлекательности заголовка. Стилистические средства рекламного текста (аллюзия, анафора, эпифора, антитеза, градация, аллитерация, метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение, каламбур и др.).

15. Этический аспект культуры речи.Культура поведения, культура общения и речевой этикет. Национальная специфика речевого поведения. Понятие «речевой имидж»: виды речевой стратегии, «речевые маски». Русские традиционные этические формулы в коммуникативных ситуациях приветствия, прощания, поздравления, соболезнования, отказа, просьбы и т.д. Основные этические требования к речевому поведению государственного служащего: вежливость, беспристрастность, соблюдение правил аргументации, учет национальных особенностей адресата.






Сейчас читают про: