Выпускная квалификационная работа (дипломный проект): основные структурные элементы

Выпускная квалификационная (дипломная) работа (в отличие от курсовой)является одной из основных и сложных форм учебной деятельности студента на выпускных курсах, важнейшим видом научного исследования, завершающим этапом в системе профессиональной подготовки специалиста социально-культурной сферы.

В ходе работы над исследованием в рамках утвержденной темы перед студентом ставятся следующие задачи:

· выделить проблему исследования, дать всесторонний научно-теоретический анализ ее современного состояния в науке и практике;

· выделить и проанализировать базовые понятия по теме исследования;

· выстроить логику исследования;

· аргументировать актуальность выбранной темы, основываясь на современных тенденциях развития общества и культуры;

· разработать различные способы решения выделенной проблемы;

· разработать и провести констатирующий эксперимент с целью получения представления об уровне исследуемого предмета;

· осуществить формирующий и контрольный эксперименты;

· оформить работу и представить ее к защите.

В решении выше перечисленных задач заключены следующие требования: научно-теоретическая обоснованность изучаемой проблемы, опытно-экспериментальное исследование на базе социально-культурных учреждений, творческий подход к решению проблемы исследования, практическая значимость проведенной работы.

Тема выпускной квалификационной работы должна соответствовать получаемой специализации и быть актуальной в научном и практическом отношении, а также конкретно соответствовать основным научным направлениям работы кафедры. Выбор темы и обоснование ее значимости студент может сделать под руководством преподавателя, как на ранних курсах, так и при выполнении курсовых работ, прохождения производственной практики или стажировки.

Цели выполнения работы состоят в систематизации, закреплении, углублении теоретических и практических знаний по специальности.

С позиции развития социально-культурной деятельности и требований жизни необходимо правильно выбрать предмет исследования. Традиционное понятие социально-культурной деятельности должно быть заменено новым, более отвечающим требованиям современности и рассматриваться как родовое понятие по отношению к видовым понятиям: досуговая и культурно-просветительная деятельность, как накопленный в обществе опыт социальной, культурной работы, опирающийся на совокупность материальных и духовных ценностей. Социально-культурная сфера охватывает такие области человеческой деятельности, как образование, здравоохранение, средства массовой информации, учреждения культуры и искусств, социальное обеспечение, физическую культуру, спорт и туризм, что значительно расширяет возможности студента в выборе темы исследования.

2.2.1. Инструкция по выполнению выпускной квалификационной работы

Многолетние наблюдения показывают, что качество выпускной квалификационной работы зависит от:

· заблаговременного выбора направления исследования, что позволяет сочетать задачи производственной практики с проведением исследования, а не оставлять эту задачу на период прохождения преддипломной практики;

· выбора места проведения и апробации выводов исследования, которым могут стать базы производственной практики, а также организации, являющиеся постоянным (или временным) местом работы студента (как для дневной, так и для заочной форм обучения);

· уровня исследовательской культуры студента, которая включает в себя безупречную грамотность, владение научным редактированием, что предполагает «правильный выбор терминов, точность логических посылок и выводов, достоверность привлекаемых источников и владение основами литературного редактирования, ибо оба вида редактирования направлены на устранение всевозможных ошибок (семантических, стилистических, грамматических), на повышение содержательности дипломной работы»[18];

· навыков владения компьютерными технологиями: работа с персональным компьютером, использование Интернет-ресурсов, офисной техники (сканер, принтер и др.).

· грамотно составленного и поэтапно выполняемого календарного плана работы над дипломным проектом;

Примерный план действий по выполнению дипломного проекта можно представить следующим образом[19].

N Срок Содержание этапа Представление результатов
1. Сентябрь Выбор темы и закрепление дипломника за руководителем, утверждение темы на заседании кафедры. Составление плана работы и подробного календарного плана. Тема выпускной квалификационной работы утверждена заседанием кафедры. Руководитель работы назначен, информация включена в общий список тем выпускных квалификационных работ.
2. Октябрь Выбор места прохождения практики. Разработка плана эмпирического исследования. Формулировка цели, задач, основной гипотезы дипломной работы, основных понятий. Составление первичного списка библиографии и списка законов и постановлений, имеющих значение для изучения данной темы. Достигнута договоренность с руководством, организацией, где будет проходить практику студент. Планы эмпирического исследования, цели, задачи, гипотеза и понятия согласованы с руководителем. Сданы на проверку списки источников, получены соответствующие комментарии руководителя.
3. Ноябрь Написание раздела актуальности темы. Составление аннотированного обзора 10-15 источников. Редактирование основной гипотезы, концептуальные определения основных понятий. Обсуждены с руководителем основные идеи исследования, ожидаемые результаты, возможные проблемы сбора данных и способы их решения.
4. Декабрь Разработка инструментария эмпирического исследования. Операционализация основных понятий. Пилотирование (апробация) инструментария (методов исследования). Продолжение работы над обзором источников. С руководителем обсужден способ сбора данных, составлен и апробирован инструментарий. Расширен конспект источников.
5. Январь Выход на экспериментальную площадку (базу исследования). Продолжение работы над обзором теоретических источников, нормативно-правовой литературы, архивных документов и др. Сбор и обработка данных, полученных на базе исследования.
6. Февраль Продолжение сбора и анализа эмпирических данных. Завершение работы по обзору и систематизации источников. Обсуждение теоретического раздела на семинарских занятиях в группе. Написана первая глава. Отработаны навыки краткого представления материалов раздела. Дискуссия по теме исследования. Получены замечания и предложения от сокурсников, преподавателей кафедры и научного руководителя.
7. Март Завершение сбора и осуществление анализа эмпирических данных. Написание полного отчета для выпускной квалификационной работы и краткого отчета для представления по месту прохождения практики. Формулирование выводов по эмпирическому исследованию. Составление общих выводов по дипломной работе и практических рекомендаций. Сбор массива данных. Написан отчет по эмпирическому исследованию. Отработаны навыки представления отчета по исследованию. Получены комментарии от коллег. Подготовлен отчет для представления по месту прохождения практики и рекомендации.
8. Апрель Доработка выводов и рекомендаций с учетом замечаний коллег и научного руководителя. Представление краткого отчета и рекомендаций в организацию (база практики). Представление чернового варианта работы научному руководителю. Корректура работы в соответствии с замечаниями научного руководителя. Получены замечания от научного руководителя и руководителя практики по окончательной доработке дипломной работы. Чистовое оформление диплома. Распечатка работы.
9. Май Предоставление чистовой версии руководителю, зав. кафедрой и рецензентам. Подготовка к защите – репетиция, оформление и отработка навыков презентации с использованием наглядных и технических средств (демонстрационные компьютерные программы Power Point и др., аудио- видео материалы, плакаты, афиши, буклеты и т.д.). Экземпляры дипломной работы отданы руководителю, подписаны и утверждены зав. кафедрой и переданы рецензентам. Выпускник готов к защите.
10. Май-июнь Защита. Выпускник получает квалификацию.

Тема выпускной квалификационной работы должна соответствовать получаемой специальности, быть актуальной в научном и практическом отношении и соответствовать научным направлениям работы кафедры.

Структура выпускной квалификационной работы должна отражать логику научного исследования: обоснование актуальности исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор и обоснование методов исследования, описание процесса исследования (эксперимента), обобщение результатов исследования, формулирование выводов, разработка рекомендаций и предложений. В связи с этим структура работы должна быть четкой и включать введение, 2-3 главы (раздела), заключение, список использованной литературы и приложение.

Содержание выпускной квалификационной работы (общие требования по ГОСТ 7.32-2001), которое располагается вслед за титульным листом, включает наименование всех разделов и подразделов работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала раздела или подраздела[20].

Под словом «Содержание», напечатанным прописными буквами, перечисляются заголовки разделов. Перед заголовком раздела проставляют его порядковый номер. Заголовок и номер раздела размещаются с красной строки.

Введение включает обоснование актуальности проведенного исследования (обоснование темы), определение объекта и предмета исследования, цель, перечень задач для реализации поставленной цели, описание методологической основы данной работы, краткий исторический экскурс по теме исследования, ожидаемый результат, экспериментальную базу исследования. Оптимальный объем введения пять-семь страниц печатного текста.

Основная часть работы содержит анализ известных подходов по теме исследования, сделанный по тематическому или предметному принципу, и отражает отношение автора к изученному материалу. Независимо от выбранной темы исследования основная часть выпускной квалификационной работы должна содержать аналитическую составляющую, в которой обосновываются методы сбора и анализа данных, дается описание программы и процедуры исследования, приводятся полученные результаты, выводы и практические рекомендации. В конце каждого раздела (главы) должны быть сформулированы краткие выводы.

Иллюстративный материал (таблицы, диаграммы, графики, схемы, фотодокументы), помещаемый в работу, должен нести максимум новой полезной информации.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются общие выводы по всем разделам, намечаются перспективы дальнейшего исследования по теме, включая предложения по использованию результатов исследовательской работы на практике. Рекомендуемый объем заключения составляет две-три страницы.

Список литературы включает источники, использованные студентом в процессе подготовки и написания выпускной квалификационной работы, и содержит 50-60 наименований законодательных и методических материалов, научных и учебных периодических изданий и всего, что использовано студентом при написании работы и/или упоминается в тексте.

Формирование списка литературы и использование ссылок в тексте необходимо осуществлять в соответствии с существующими правилами оформления библиографического описания[21].

Объем работы определяется количеством страниц, причем последний лист в списке литературы – последний лист работы. Приложения включаются в структуру работы для лучшего понимания и пояснения основной ее части, носят вспомогательный характер и на объем работы не влияют. Каждое из них следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение №…» и содержательного заголовка.

Обязательным требованием, предъявляемым к языку написания выпускной квалификационной работы является грамотность: отсутствие орфографических ошибок и стилистических погрешностей.

Язык изложения выбранной темы исследования позволяет судить о культуре письменной речи автора. Отсюда следует необходимость научного и литературного редактирования работы, направленного на устранение всевозможных ошибок (семантических, стилистических, грамматических). Научное редактирование предполагает выбор терминов, точность логических посылок и выводов, достоверность приведенных в работе источников. Литературное редактирование предполагает соблюдение норм современного литературного языка.

2.2.2. Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ٭

1. Деятельность общественных и частных организаций по сохранению и распространению еврейских традиционных праздников.

2. Деятельность учреждений культуры по вовлечению детей в народное художественное творчество.

3. Деятельность учреждений культуры по возрождению традиционной народной культуры.

4. Драма как метод социальной адаптации ребёнка-инвалида.

5. Исполнительская деятельность как фактор социализации школьников.

6. Использование культуроохранных технологий СКД в патриотическом воспитании молодежи.

7. Использование метода арт-терапии в работе с трудными подростками.

8. Использование опыта в области рекламы в деятельности маркетологов и рекламных менеджеров в СКС.

9. Использование рекламы и разработка рекламной политики культурно-досугового учреждения.

10. Менеджмент в декоративно-прикладном искусстве: теоретические основания и практическое применение.

11. Меценатство и благотворительность как ресурс развития СКД.

12. Ночные клубы как фактор формирования досуговых предпочтений молодежи.

13. Особенности деятельности общественных организаций по сохранению и возрождению традиционных казахских народных праздников и обрядов.

14. Перспективные изменения системы управления персоналом конкретной организации в СКС.

15. Проект мероприятий по продвижению услуг ГУ «Санаторий Волгоград».

16. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в клубах по месту жительства.

17. Ролевые и деловые игры как способ формирования личности менеджера СКС.

18. Семья как социокультурная среда воспитания личности.

19. Совершенствование взаимоотношений руководителей и подчиненных как направление в развитии системы управления персоналом КДУ.

20. Современная субкультурная самореализация молодежи.

21. Социально-культурная работа с подростками «группы риска».

22. Социально-культурные проблемы организации досуга беременных женщин.

23. Феномен и структура современного социокультурного процесса меценатства и благотворительности.

24. Финансовый менеджмент в управлении деятельностью организаций СКС.

25. Эффективные виды рекламы в социально-культурной сфере.

2.2.3. Оформление исследовательской работы

Выпускная квалификационная работа должна быть набрана на компьютере 14 шрифтом, черным цветом на одной стороне стандартного листа (А-4) белой бумаги через полтора интервала с полями вокруг текста. Размер левого поля 30 мм, правого – 10 мм, верхнего 20 мм, нижнего – 20 мм.

Поля слева оставляют для переплета, справа – во избежание того, чтобы в строках не было неправильных переносов из-за неуместившихся частей слов. При таких полях каждая страница должна содержать приблизительно 1800 знаков (30 строк по 60 знаков в строке, считая каждый знак препинания и пробел между словами также за печатный знак).

Титульный лист работы оформляется в соответствии с образцом[22]. Нумерация страниц начинается с третьего листа, на котором ставится цифра «3» (с него начинается «Введение»). Первые две станицы – титульный лист и «Содержание» – не нумеруются. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.

Все сноски и подстрочные примечания перепечатывают (через один интервал) на той странице, к которой они относятся.

Каждая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояния между основаниями строк заголовка принимают таким же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным пяти печатным знакам.

Завершенная выпускная квалификационнаяработа должна быть переплетена и подписана студентом-выпускником и научным руководителем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: