2.1. ОБЪЕКТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ
Объектами товарной экспертизы могут быть:
1. Основной объект товарной экспертизы – потребительские товары – продукция, реализуемая потребителю и используемая им для личных целей;
Товар – материал или продукция, предназначенная для продажи.
2. Дополнительные объекты:
- продукция (сырье и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия);
- документы без наличия товаров;
- технологические процессы по производству, транспортировке хранению, подготовке к продаже;
- услуги по упаковыванию, маркированию, послепродажному обслуживанию;
- правила эксплуатации и использование товара потребителями.
При проведении товарной экспертизы один из ключевых ее результатов часто сводится к отнесению оцениваемых потребительских товаров к определенной градации. Различают градации качества товара и размерные градации.
Градации качества – категории товаров одного наименования, отличающихся установленными значениями показателей качества. Все потребительские товары подразделяют на основные градации качества: стандартные и нестандартные (несоответствующие установленным требованиям по одному или нескольким показателям качества).
Размерные градации – категории товаров, отличающиеся установленными размерами. Размерные градации характеризуются длинной, диаметром и массой. Для определенных групп пищевых продуктов (яйцо, рыба, овощи) размер является основополагающим показателем качества.
2.2. СУБЪЕКТЫ ТОВАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В качестве субъектов могут выступать физические и юридические лица.
К физическим лицам относятся граждане РФ, предприниматели без образования юридического лица. К юридическим лицам относятся экспертные организации. Физические и юридические лица классифицируют по юридическому статусу и по специализации.
Физические лица подразделяются и проходят следующие стадии:
1. Кандидат в эксперты – имеет опыт работы в качестве товароведа не менее 10 лет, аттестации в системе и может участвовать в экспертизе только совместно с экспертами;
2. Эксперты – юридический статус эксперта приобретают кандидаты, отвечающие определенным требованиям, прошедшие сертификацию в соответствующей экспертной организации, они должны иметь опыт работы в качестве кандидата в эксперты не менее 4 полных проверок;
3. Главные эксперты – должны соответствовать требованиям, предъявляемым к экспертам, иметь опыт работы в качестве аттестованного эксперта не менее 4 полных экспертных проверок, уметь организовывать экспертную проверку и руководить ею, обладать глубокими знаниями, необходимыми для проведения экспертных проверок; имеют право на выполнение работ по экспертизе, сертификации и контролю; все они аттестованы, сертифицированы, прошли специальную подготовку, внесены в реестр данной системы;
4. Независимые эксперты – подбираются из числа высококвалифицированных специалистов в определенной области знаний, назначаются при необходимости в состав постоянных или временных экспертных групп, основное место работы имеют вне экспертных организаций.
5. Эксперт-дегустатор – должен быть проверен на сенсорные способности, должен различать основные цвета, вкусы, запахи и их оттенки.
К юридическим лицам относятся: система сертификации ГОСТ Р, экспертная система торгово-промышленной палаты, бюро товарных экспертиз, экспертные группы (постоянные и временные), дегустационные советы и комиссии.
Экспертные учреждения – юридические организации, занимающиеся оценкой потребительских показателей качества товаров (работ, услуг) или иных вопросов, а также исследованием методов анализа и оценки свойств изделий, разработкой специфических приемов проведения экспертизы качества товаров (услуг) и других вопросов, связанных со спецификой и направлением их деятельности.
В состав экспертных учреждений входят: кандидаты в эксперты, эксперты, главные эксперты.
Экспертное исследование – процесс познания, завершающийся формулированием вывода, исследование объектов и иных материалов проводимые сведущим лицом в целях установления обстоятельств, интересующих лицо (орган), назначивший экспертизу.