Учебно-методическое пособие к практикуму

по теме:

«Методология, методы и техника социологических исследовании».

Исследование, направленное на решение каких-либо практических задач, называется прикладным, а исследование, имеющее своей целью преимущественно развитие научных теорий или основополагающих принципов, а не непосредственно каких-либо конкретных проблем, -фундаментальным.

Исследование, ориентированное на сбор и анализ данных с использованием методов, методик и техники социологического исследования, называется эмпирическим. Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его целью является построение теории, то оно относится к фундаментальным, если выработка практических рекомендаций - к прикладным исследованиям.

Большинство социологических исследований - эмпирические исследования, направленные на решение каких-либо практических задач. В современной литературе такие исследования называются по-разному: эмпирическими, прикладными, конкретными.

Социологическое исследование - система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.

Виды социологических исследований

В зависимости от сложности и масштаба поставленных задач выделяют три основных вида исследований: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование - предварительное исследование, проводимое с целью проверки, уточнения всех элементов основного исследования и внесения в них необходимых корректив. Оно охватывает небольшие совокупности людей и, как правило, предшествует более глубокому и масштабному исследованию.

Описательное исследование имеет целью определение структуры, формы и характера изучаемого явления или процесса и охватывает довольно большие совокупности людей, неоднородные по своим характеристикам (коллектив предприятия, население района, города, региона и т.п.).

Аналитическое исследование заключается не только в описании структурных элементов изучаемого явления или процесса, но и в выявлении причин, лежащих в основе данного явления или процесса.

Социальные явления и процессы могут изучаться и в статике, и в динамике. В первом случае мы имеем дело с разовым (точечным) исследованием, во втором - с повторным исследованием, которое проводится последовательно через определенные промежутки времени по единой программе и одними и теми же методами (например, ежегодное исследование популярности вокально-инструментальных ансамблей).


Особый вид повторного исследования - панельное исследование, проводимое через определенные интервалы времени на одной и той же совокупности людей (например, ежегодное ежеквартальное исследование бюджета определенных семей).

Исследование проводится как в лабораторных, так и в естественных условиях изучаемых объектов. Так, изучение социально-психологического климата в трудовой бригаде проводится в обычных для нее условиях жизнедеятельности. Такое исследование называется полевым.

Выделяют также когортное исследование, предполагающее исследование когорт (от лат. соНогоз - множество, подразделение) -группировок, в которые включаются индивиды, подобранные потому, что они переживают те же самые события, процессы в те же самые периоды времени (например, когорта лиц, рожденных в определенный период времени).

Исследования, ориентированные на получение выводов, основанных на сравнении социальных явлений и процессов во времени (панельные, когортные, трендовые) или по регионам (территориальные) называются сравнительными.

В проведении социологического исследования можно выделить

три основных этапа:

1) подготовительный;

2) основной (полевой);

3) заключительный.

На подготовительном этапе разрабатывается программа исследования (стратегия) - документ, содержащий методологическое, методическое и организационно-техническое обоснование социологического исследования. В этом документе излагаются прежде всего теоретические основы исследования.

Например, если проводится исследование семьи, то социологи должны иметь теоретическое представление о том, что такое семья, каковы принципы и закономерности ее функционирования и развития и ее значения для данного общества.

Далее в программе излагается процедура перехода от общих теоретических положений к данному конкретному исследованию, к "переводу" их в конкретные средства и способы (методики и техники) сбора, обработки и анализа данных.

Адаптация наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу социологического знания, к конкретным особенностям изучаемого явления или процесса, к специфике решаемых задач, находит выражение в методике социологического исследования.

Методика социологического исследования - совокупность операций, приемов, процедур установления социальных фактов, их обработки и анализа.

Совокупность навыков, умений, приемов деятельности по организации и проведению социологического исследования (например, искусство составления анкет, построения шкал и т.п.) называется его техникой.

В программе формулируется проблема исследования. Для этого проводится анализ проблемной ситуации, которую можно определить как противоречие, возникающее в процессе функционирования социального объекта. Незнание путей, средств и методов решения возникающего противоречия и вынуждает обращаться за помощью к науке ("социальный заказ"). Формулировка проблемы исследования предполагает проведение определенной теоретической работы, в частности, выявление того, какие именно аспекты проблемы может решить социология (оставляя, скажем, в стороне правовые или экономические аспекты проблемы), какие элементы проблемы являются главными, а какие второстепенными, и главное - какие аспекты проблемы уже решены другими исследованиями, а какие - предстоит решить в данном исследовании (научная проблема).

В результате анализа проблемной ситуации определяется тема исследовательского проспекта (например, исследование трудовой дисциплины на фирме "Заря"), которая содержит в себе указание на предмет исследования.

Для этого вначале определяется ОБЪЕКТ исследования. В качестве объекта выступают те или иные общности людей (например, трудовой коллектив фирмы "Заря"), их деятельность и условия, в которых эта деятельность осуществляется, а затем ПРЕДМЕТ исследования: те стороны и те свойства объекта, непосредственно подлежащие изучению, чтобы получить ответ на интересующий исследователя вопрос. Ни одно исследование не в состоянии охватить все многообразие взаимодействий, характеризующее данный объект. Поэтому в предмете исследования обозначаются пространственные границы, в пределах которых изучается объект исследования, временная граница (ведь социальные объекты постепенно видоизменяются). В качестве временной границы служит определенный период времени. Это может быть конкретный год или даже месяц.

Выделение объекта и предмета исследования позволяет на основе системного анализа построить его гипотетическую идеализированную модель, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов изучаемого объекта и их связей. Теоретическое моделирование изучаемой проблемной ситуации и предметной области анализа позволяет перейти к определению цели и задач исследования. Под ЦЕЛЬЮ исследования понимается тот конечный результат, который исследователь намерен получить после завершения работы. Этот результат может быть теоретико-познавательным, прикладным, или тем и другим. Как правило, цель исследования определяется совместно с заказчиком и формируется в договоре наряду с темой.

В задачах исследования содержится тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования. Например, если целью исследования является изучение влияния семейного воспитания на формирование девиантного (отклоняющегося) поведения подростков, то среди задач исследования можно выделить такие, как определение роли отца и матери в формировании личности подростка, изучение системы ценностей семьи и т.п. Все это звенья, помогающие увидеть целостность явления и процессы, подлежащие изучению.

Следующим шагом в разработке программ исследования является интерпретация и операционализация основных понятий, которые представлены в концептуальной модели проблемной ситуации и предметной области анализа.

Интерпретация понятий - теоретическое уточнение основных (исходных) понятий проводится для того, чтобы исследователи ясно и четко представляли себе содержание (смысл) понятий (терминов), с которыми они работают, употребляли их разнообразно, не допуская различных толкований одного и того же понятия. Например, преступник, который совершил или совершал преступления; однако существуют и другие определения преступника (например, человек, признанный таковым и осужденный по закону). От того, какое понятие используется, будет зависеть и круг лиц, подлежащих изучению.

В результате уточнения понятий у социолога складывается некоторая модель (словесный аналог) реального объекта, которая позволяет уточнить, поставить более конкретно, а подчас выявить новые свойства и отношения изучаемого предмета анализа.

Цель операционализации понятий - установление связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов. Например, такое понятие как "отношение к труду" невозможно выразить в индикаторах, то есть в доступных для наблюдения и измерения характеристиках объекта. Это понятие можно разложить на три компонента, которые являются промежуточными понятиями на пути к прямой эмпирической интеграции: отношение к труду как к ценности, отношение к своей профессии; отношение к данной работе на данном предприятии. Последние также надо разложить на ряд объективных характеристик - отношение к работе (трудовая дисциплина, производительность труда и т.п.) и ряд субъективных характеристик -отношение к работе (степень удовлетворенности работой и др.). Затем каждому этому понятию операциональному определению можно предложить эмпирические показатели и систему исследовательских средств для их фиксации.

Таким образом, операционализация понятий - совокупность операций, с ггомотттыл котопых исходные понятия, используемые в конкретном социологическом исследовании, разлагаются на составные элементы (индикаторы), способные в совокупности описать их содержание.

От правильного проведения этого этапа зависит успех дальнейшего процесса исследования, в том числе в разработке гипотез. ГИПОТЕЗА: (от греч. hypothesis - основание, предложение) - обоснованное научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки. Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся значение носит вероятностный характер.

А) по задачам исследования выделяют основные и не основные гипотезы,

Б) по содержанию - объяснительные, описательные гипотезы и гипотезы следствия. Выдвигаемая гипотеза должна отвечать ряду требований:

- не должна содержать понятий, которые не имеют эмпирических показателей в рамках данного исследования;

- должна быть доступна проверке (верификации) в ходе исследования;

- должна содержать в своей формулировке указание на способ ее проверки;

- должна быть простой и не содержать различного рода условий и оговорок.

Отвечающие данным требованиям гипотезы как предварительные (предположительные) объяснения явления называющие рабочими. Они повышают оперативность исследования, подсказывают правильность выбора объекта и предмета исследования, а также методов сбора социальной информации.

После формирования гипотез можно переходить к разработке инструментария исследования, то есть совокупности методических и технических приемов проведения исследования, воплощенных в соответствующих операциях и процедурах и представленных в форме разнообразных документов. В состав инструментария входят методики сбора первичных данных, опросные листы и прочее, способы обработки и анализа данных, в том числе обоснование и перечень соответствующих социальных показателей (индикаторов) и шкал, служащих инструментом для оценки социальной информации, инструкции для научно-вспомогательного персонала и руководителей этапов исследования и т.д.

Шкалы могут быть: вербальными, то есть иметь словесное выражение (например, показатель - уровень образования, шкала: начальное, среднее -высшее); числовыми, графическими, номинальными (неупорядочными), состоящими из перечня качественных объективных характеристик (например, пол, возраст или мотивы, мнения и т.д.); ранговыми (порядковыми) - шкала упорядочения проявлений изучаемого свойства в строгом порядке от наиболее значимого к наименее и наоборот; интервальными (метрическими) - шкалы разностей (интервалов) между упорядоченными проявлениями изучаемого социального свойства (например, возраст, пол, стаж работы и др.).

В социологической практике, как правило, используются ранговые шкалы с тремя или пятью позициями, расположенными симметрично.

Основной характеристикой качества измерения в социологии является степень соответствия измеренного показателя (средства измерения) тому, что подлежит измерению - валидность (от лат valid - имеющий силу, обоснованный).

Определением объекта исследования не завершается решение вопроса о количестве и характере той совокупности объектов, которая должна быть непосредственно охвачена данным исследованием. Обследование всей совокупности индивидов объекта - " генеральная совокупность " (например, все подразделения АО "Норильский никель" или все жители города М) требует значительных финансовых затрат и затрат времени, что удлиняет сроки исследования.

Поэтому, как правило, непосредственно обследуется часть элементов генеральной совокупности, отобранной при помощи специальных методов (выборочная совокупность).

Процедура отбора подмножества элементов (наблюдений) генеральной совокупности, позволяющей делать выводы обо всем множестве элементов (наблюдений) называется выборкой.

Помимо экономии средств и сокращения сроков исследования, выборка реализует фундаментальный принцип рандомизации (от англ, слова гапс!от -соучастный, выбранный наугад), то есть случайного отбора. Лишь равенство шансов попадания в выборку для каждого наблюдения, то есть отбор "наугад" гарантирует от намеренных и непреднамеренных искажений. Сама процедура выборки заключается в том, что вначале определяется единица выборки - элемент генеральной совокупности, выступающий в качестве единицы отсчета при различных процедурах формирования выборки (это может быть индивид, группа, акт поведения, организация и т.п.). Затем составляется список (перечень) элементов генеральной совокупности, удовлетворяющий требованиям полноты, точности, адекватности, удобства работы с ним, исключающий дублирование единиц наблюдения (основа выборки). Это может быть, например, список всех членов обсуждаемого трудового коллектива или жителей города. А уже из основы выборки осуществляется отбор единиц наблюдения.

Наилучшей моделью образования выборки из генеральной совокупности считается вероятностная или случайная выборка - метод, при котором строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку для всех единиц изучаемой совокупности и для любых последовательностей таких единиц.

Существует множество типов выборки, различающихся характером процедуры: простая случайная; многоступенчатая (тип вероятностной выборки, осуществляемой в несколько этапов); пропорциональная (квотная), при которой воспроизводится структура генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределения изучаемых признаков; стратифицированная, при которой генеральная совокупность разделена на частные совокупности (классы, слои), которые сами по себе должны быть однородными, а между собой разнообразны; серийная (гнездовая), при которой единицы отбора представляют собой статистические серии, то есть совокупности статистически различных единиц, в качестве каковых могут выступать семья, бригада, коллективы кафедр в вузах и т.п.; районированная и др.

Типичные размеры выборок для общенациональных опросов колеблются в пределах 1000-2500 респондентов (в зависимости от числа анализируемых групп), для региональных опросов и опросов специальных популяций (молодежи, пенсионеров и т.п.) - от 200 до 500 (при анализе многочисленных подгрупп размер региональной выборки увеличивается обычно до 1000 респондентов).

Свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности называется репрезентативностью.

Разумеется, при осуществлении выборки возможны ошибки как при ее построении, так и в ходе использования списков элементов, которые могут оказаться неполными (ошибки выборки).

К ошибкам выборки могут добавляться ошибки измерения. В результате точность измерения (репрезентативность), составляющая 95%, является достаточной для исследования.

Каждое конкретное социологическое исследование представляет собой уникальное сочетание объекта и предмета изучения, целей и задач и, соответственно, методов исследования. В каждом исследовании разрабатывается одна или несколько специализированных процедур сбора информации: описываются методы и методики сбора, способ и порядок их применения. При этом надо обосновать выбор методов и методик в соответствии с гипотезами и продумать способы и методы и анализ собранного материала с тем, чтобы они дали информацию, необходимую для проверки именно данной гипотезы.

Методы сбора первичной социологической информации

Самым распространенным методом сбора первичной информации является опрос, который заключается в устном или письменном обращении к исследуемой совокупности индивидов (респондентов) с вопросами по исследуемой проблеме.

Различают два основных вида опроса: письменный (анкетный) и устный (интервьюирование).

Анкетный опрос (анкетирование) заключается в письменном обращении к респондентам с опросным листом (анкетой), содержащим определенным образом упорядоченную совокупность вопросов.

Анкетирование может быть: очным, когда анкета заполняется в присутствии социолога; заочным (почтовый и телефонный опрос, через опубликование анкет в прессе и др.); индивидуальным и групповым (когда социолог работает сразу с целой группой респондентов).

Составлению анкеты придается большое значение, поскольку от этого во многом зависит объективность и полнота полученной информации. Опрашиваемый должен заполнять ее самостоятельно по правилам, указанным в инструкции. Логика расположения вопросов определяется задачами исследования, концептуальной моделью предмета исследования и совокупностью научных гипотез.

Анкета состоит из четырех частей:

1) Введение знакомит опрашиваемого с содержанием анкеты, дает информацию о цели исследования и правилах заполнения анкеты;

2) Информационная часть включает содержательные вопросы. Вопросы могут быть закрытыми, предлагающими выбор одного из

представленного перечня вопросов [например, на вопрос "Как вы оцениваете деятельность П. на посту премьера?" дается три варианта ответа (положительно; отрицательно; затрудняюсь ответить), из которых респондент выбирает соответствующий], и открытыми, на которые респондент формирует ответ сам (например, "Где вы собираетесь отдыхать этим летом?" Ответы: "На даче", "В санатории", "За границей на курорте" и т.д.).

Различают также вопросы-фильтры, предназначенные для выделения лиц, которым адресуются специальные вопросы, и контрольные вопросы, задаваемые с целью проверки полноты и точности ответов на другие вопросы.

Вопросы следует располагать с нарастанием степени трудности.

Эта часть анкеты состоит, как правило, из содержательных блоков, посвященных какой-либо одной теме. Вопросы-фильтры и контрольные вопросы ставят в начале каждого блока.

3) Классификационная часть содержит социально-демографические профессионально-квалификационные сведения о респонденах (например, пол, возраст, профессия и т.д. - "рапортичка").

4) Заключительная часть содержит выражение благодарности опрашиваемому за участие в исследовании.

Второй вид опроса - интервьюирование (от англ. 1п1ег-у1е\у - беседа, встреча, обмен мнениями). Интервью - метод сбора социологической информации, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.

Существует несколько видов интервью: стандартизированное (формализованное), при котором используется опросный лист с четко определенным порядком и формулировками вопросов с целью получения максимально сопоставленных данных, собранных разными интервьюерами; интервью ненаправленное (свободное), не регламентированное темой и формой беседы; интервью личное и групповое; полу формализованное; опосредованное и др.

Еще одним видом опроса является экспертный опрос, в котором в качестве респондентов выступают эксперты-специалисты в какой-нибудь деятельности.

Следующий важный метод сбора информации - наблюдение. Это метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, проходящих в определенных условиях. При проведении наблюдения используются различные формы и приемы регистрации: бланк или дневник наблюдений, фото- кино-, видеоаппаратура и т.п. При этом социолог регистрирует количество проявлений поведенческих реакций (например, возгласы одобрения и неодобрения, вопросы к докладчику и т.п.). Различают включенное наблюдение, при котором исследователь получает информацию, будучи действительным участником изучаемой группы в процессе определенной деятельности, и невключенное, при котором исследователь получает информацию, находясь вне группы и групповой деятельности; наблюдение полевое и лабораторное (экспериментальное); стандартизированное (формализованное) и нестандартизованное (неформализованное); систематическое и случайное.

Первичную социологическую информацию можно также получить, анализируя документы. Анализ документов - метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации. В качестве документов выступают официальные и неофициальные документы, личные документы, дневники, письма, пресса, литература и т.д., выступающие в виде письменных, печатных записей, записи на кино- и фотопленке; на магнитной ленте и т.д. Разработаны методы качественного и количественного анализа документов. Среди них следует отметить биографический метод, или метод анализа личных документов, и контент-анализ, представляющий собой формализованный метод исследования содержания устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (названий, понятий, имен, суждений и т.д.).

Огромное число социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в малых группах (бригадах, семьях, отделах фирм и т.п.). При изучении малых групп используются различные исследования малых групп с помощью описания системы межличностных отношений между их членами.

Техника такого исследования (опрос по поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности) позволяет фиксировать, как объективные отношения воспроизводятся и оцениваются людьми, запоминающими различное положение индивидов в данной группе. На основе полученных данных строятся социограммы, в которых отражено "субъективное измерение" отношений в группе. Этот метод был предложен американским социальным психологом Дж. Морено и называется социометрия.

И, наконец, еще один метод сбора данных - эксперимент - метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые влияют на его развитие в соответствии е программой и практическими целями исследования. Может проводиться натурный (или полевой) эксперимент, предполагающий вмешательство экспериментатора в естественный ход событий, и мысленный эксперимент - манипулирование с информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий.

Разработка программы исследования завершается составлением

рабочего плана исследования, составляющего организационный раздел программ. Рабочий план содержит календарные сроки исследования (сетевой график), обеспечение материальными и людскими ресурсами, порядок обеспечения пилотажного исследования, методики сбора первичных данных, порядок и обеспечение полевого наблюдения и обеспечение подготовок к обработке и обработки первичных данных, а также их анализ, интерпретацию и изложение результатов.

Составлением рабочего плана завершается первый (подготовительный) этап исследования и начинается второй - основной (полевой), содержанием которого является сбор первичной социальной информации.

Неопросные методы социальных исследований

1. Биографический - источник детальных и мотивированных описаний «историй» отдельных личностей (с точки зрения, деятеля). Данный метод имеет много общего с методом включенного наблюдения, но сфокусированного на уникальных аспектах истории жизни человека или группы: - документальное описение; устное описание.

Типы «историй жизни»

Полные Тематические Отредактированные

Полные истории жизни охватывают период от начала жизни и до ее конца. Тематические освещают только одну сторону жизни или деятельности человека. Отредактированные подразделяются на полные и тематические истории жизни и предназначены для ответа на конкретные вопросы.

Эксперимент-

Это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких) на интересующую исследователя переменную. Существует два основных вида эксперимента:

- лабораторный - предназначен для проверки теоретической гипотезы в условиях максимального контроля над уровнем воздействия переменной;

- полевой - ориентирован на практику оценочных исследований, которые либо дублируют реальный мир либо его улучшают.

Наблюдение -

Направленное, систематическое, непосредственное визуальное восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования явлений (событий, фактов).

Выделяют следующие виды наблюдения:

- контролируемое (неконтролируемое);

- включенное (невключенное);


Контрольная работа №1

Практическое задание к занятию:

1. Составить проект рабочей программы по теме выбранного Вами исследования с обоснованием своего выбора

2. Продумать критерии и вид выборки

3. Определить инструментарий исследования

4. Описать цели и задачи исследования

5. Выделить объект и предмет исследования

6. Дать гипотезу и ее обоснование

Задание готовится на бумажном носителе (2 экземпляра) и нужно быть готовым «защитить» представленный проект в течении 5-7 минут

По окончании занятия, 1 экземпляр проекта с подписью преподавателя остается у студента для дальнейшей работы (и к зачету), второй экземпляр храниться у преподавателя.

В зависимости от качества представленного проекта, правки вносятся сразу на занятии (и проект считается принятым), либо устанавливаются сроки (1-3 дня) для устранения недостатков вне аудитории.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: