В рез-те признания акта судом недействующим

Нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые возникнут после вступления его в силу. Обратной силы он не имеет, т.е. предписания нормативно-правового акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания.

Это является гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка.

Но существует понятие обратной силы закона, т.е. действие нормативно-правового акта распространяется на то поведение человека, когда нормативно-правовой акт еще не действовал. В безусловном порядке обратная сила закона действует, если закон отменяет или смягчает наказание.

Обратная сила не действует, если закон вводит либо усиливает наказание.

Иногда обратная сила закона действует, если в самом законе прямо об этом сказано.

15. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правового акта в пространстве – означает распространение действия НПА на определенную территорию.

По общему правилу Нормативно-правовой акт действует на всей территории, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего, если иное не установлено в этом акте.

Если иное не установлено, то федеральные НПА действуют на всей территории государства.

Под территорией РФ понимается:

- сухопутное и водное пространство внутри государственных границ;

- воздушное пространство над ними;

- недра;

- территории дипломатических представительств РФ за рубежом;

- торговые суда в нейтральных водах;

- военные суда в нейтральных водах и открытом море;

- воздушные суда, находящиеся в полете за пределами РФ.

На территории государства может применяться иностранное законодательство, если это предусмотрено соответствующим международным договором.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц

Нормативно-правовые акты действуют в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия, если иное не установлено этим актом, в т.ч. в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории государства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

- граждан государства,

- иностранных граждан

- лиц без гражданства.

Существуют также специальные нормативно-правовые акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации.

Нормативно-правовой акт как основной источник права появляется в результате правотворческой деятельности.

Правотворчество – составная часть более широкого процесса – правообразования.

Правообразование – относительно длительный исторический процесс формирования и оформления правовой нормы.

§ Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового регулирования (I стадия).

§ На основе этого формируется общее представление о правовой норме, которую следует создать (II стадия).

§ III стадия – разработка и принятие правовой нормы.

Последний этап правообразования и есть правотворчество.

Правотворчество – это деятельность уполномоченных субъектов по установлению, изменению, отмене правовых норм.

Посредством правотворчества нормы естественного права и объективные потребности общественного развития облекаются в форму нормативных актов и становятся позитивным правом, то есть правом, существующим в виде законодательства. Содержание правотворчества составляет процедура возведения общей или индивидуальной воли в форму позитивного права.

Формы правотворчества:

§ Принятие НПА

§ Заключение нормативных договоров

§ Формирование правовых прецедентов

§ Санкционирование обычаев и иных источников права

Черты правотворчества:

1. оно представляет собой функцию активную, творческую, государственную;

2. основная продукция – правовые нормы, воплощающиеся, главным образом, в нормативно-правовом акте;

3. это важнейшее средство управления обществом. Здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

4. уровень и культура правотворчества, а значит и качества принимаемых нормативно-правовых актов, – это показатель цивилизованности и демократичности общества.

5. осуществляется в порядке, предусмотренном нормами права.

6. Выражается в установлении, изменении или отмене норм права

7. Осуществляется уполномоченными субъектами

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность.

Принципы правотворчества:

1 - научность (в процессе подготовки нормативно-правового акта важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, общие потребности развития общества; соответствовать требованиям юр. техники);

2 - профессионализм (заниматься правотворчеством должны компетентные люди - юристы, управленцы, экономисты и т.д.);

3 - законность (правотворчество должно осуществляться в рамках и на основе Конституции и законов; соответствовать актам с большей юр. силой, принимаются уполномоченными субъектами в пределах их компетенции);

4 - демократизм (исключительное право принимать законы принадлежит народу и зак. органу гос. власти; демократические процедуры подготовки, обсуждения, принятия НПА; обнародование);

5 - гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

6 - своевременность (означает правильное определение необходимости принятия НПА с учетом зрелости общественных отношений).

Виды правотворчества в зависимости от субъектов:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество компетентных государственных органов (принятие закона Федеральным Собранием РФ);

3) правотворчество должностных лиц (издание указа Президентом);

4) правотворчество органов самоуправления (распоряжение мэра г. Н.Новгорода).

По юр. силе принимаемого акта:

- законотворчество

- подзаконное нормотворчество

По принципу федерализма:

* федеральное правотворчество

* правотворчество в субъектах Федерации

В процессе правотворчества реализуются следующие функции:

1) обновление законодательства, то есть принятие нормативно-правового акта;

2) устранение (отмена) устаревших норм права;

3) устранение пробелов в праве.

Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования законодательства.

17. Юридическая техника: понятие и виды.

Юридическая техника – это совокупность правил, приемов и способов подготовки, принятия и упорядочения нормативных правовых актов в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений.

Уровень развития юридической техники является одним из показателей уровня правовой культуры общества. Использование правил юридической техники необходимо для адекватного выражения воли субъекта правотворчества, что позволит единообразно понимать и реализовывать нормы права.

Виды юридической техники:

1. Правотворческая техника (в том числе законотворческая техника) Это совокупность правил, приемов, средств подготовки и принятия нормативных правовых актов.

2. Правореализационная техника (в том числе правоприменительная техника). Это совокупность правил, приемов, способов подготовки и принятия индивидуальных правовых актов (в том числе - правоприменительных актов).

3. Интерпретационная техника (техника толкования норм права). Это совокупность правил, приемов, способов подготовки и принятия актов официального толкования норм права.

Важнейшим видом юридической техники является правотворческая техника (она включает в себя законодательную технику). Вопросы, касающиеся правотворческой техники, получают все более глубокую разработку в современной юридической науке. Вопросы, касающиеся двух других видов юридической техники, наукой разработаны значительно хуже.

На каждой стадии правотворческого процесса применяются определенные правила юридической техники.

На стадии разработки проекта и принятия нормативного правового акта применяются следующие правила:

1. Простота и доступность норм права для их понимания, конкретность, ясность и исчерпывающая полнота.

2. Единство терминологии, тождественность использования общеупотребительных, специальных и юридических терминов в разных нормативных правовых актах.

3. Использование юридических конструкций в соответствии с определенными правилами.

4. Четкая формулировка норм права, позволяющая избежать пробелов и коллизий как внутри нормативных правовых актов, так и между нормативными правовыми актами.

5. Рациональное использование различных способов изложения норм права в статьях нормативных правовых актов (прямой, отсылочный, бланкетный, абстрактный и казуистический).

6. Краткость и компактность изложения нормативного материала, исключение повторов.

Правила построения нормативного правового акта:

1. Рациональная рубрикация нормативного правового акта (выделение в нем преамбулы, частей, разделов, глав, статей).

2. В общей части нормативного правового акта излагаются общие нормы, а в особенной – конкретизирующие.

3. Логическая последовательность в расположении нормативного материала внутри нормативного правового акта.

4. Согласованность и непротиворечивость между нормативными правовыми актами, регулирующими однородные общественные отношения.

  • 5. Наличие всех необходимых реквизитов нормативного правового акта (наименование акта; наименование органа или должностного лица, принявшего нормативный правовой акт; дата и место принятия; подписи уполномоченных должностных лиц; порядковый номер принятого нормативного правового акта, а в отношении актов, принятых федеральным органом исполнительной власти - дата государственной регистрации в Минюсте РФ и регистрационный номер). правотворческая техника;
  • техника опубликования нормативных актов;
  • техника систематизации нормативных актов;
  • интерпретационная техника;
  • правореализационная техника;
  • правоприменительная техника.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: