Труд — целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый - физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый - умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
В понятии характер труда отражается неравенство доступа людей к разным видам труда, обусловленное макросоциальными причинами.
Содержания труда отражает взаимодействие субъекта и средств труда в процессе трудовой деятельности и означает совокупность трудовых функций и действий работников, их соотношение и взаимосвязь.
Выделим следующие направления, по которым труд как экономическая категория реализует свои функции:
- труд как процесс по производству благ и услуг;
1. Логическая – целеполагание и формирование условий процесса
2. Исполнительская – приведение в движение орудий и средств труда
3. Наблюдения – регистрация и контроль процесса труда
4. Регулирования – корректировка процесса
- труд, как материальное условие существования и развития общества;
|
|
1. Материальной основы – создание благосостояния, необходимого для воспроизводства общества
2. Общество-образующая – все социальные образования, общественные отношения сформированы на базе кооперации и разделения труда
3. Экологическая – сохранение, улучшение и восстановление окружающей среды, как условия существования труда и общества
4. Человеко-развивающая – в процессе труда происходит физическое развитие членов общества, рост его научного и умственного потенциала
- труд, как условие развития самого человека;
1. Физическое развитие человека – физический труд (в нормальных условиях) формирует крепкую мускулатуру, костную, кровеносную, дыхательную системы, а в исторической перспективе человек благодаря систематическому труду приобрел современное строение тела
2. Приобретение новых знаний и умений – происходит как за счет обучения, так и при самостоятельном занятии трудом
3. Закрепление новых знаний, навыков и умений – как в процессе систематического повторения трудовых циклов, так и в поколениях при передаче опыта от старших молодым
4. Формирование творческих способностей –на основании знаний и умений, приобретенных в процессе труда, у человека появляются креативные способности
В силу общественного разделения труда - труд всегда носит общественный характер поскольку каждый член общества в конечном счете трудится на все общество, а все общество трудится на каждого ее члена. Однако в связи с экономически обособленными отношениями собственности каждый товаропроизводитель решает самостоятельно что, когда и сколько ему производить. У него труд носит частный характер. Поэтому конкретный труд в пределах производственно-хозяйственных ячеек выступает как непосредственно частный.