Органы исполнительной власти АР Крым

Территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности социально-экономического развития регионов, с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций (ст. 132 Конституции Украины).

Систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села (ст. 133 Конституции Украины).

В состав Украины входят: Автономная Республика Крым, Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковская, Киевская, Кировоградская, Луганская, Львовская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Ровенская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская, Черновицкая, Черниговская области, города Киев и Севастополь. Города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами Украины.

Автономная Республика Крым является неотъемлемой частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению (ст. 134 Конституции Украины).

В соответствии со ст. 137 Конституции Украины АРК осуществляет нормативное регулирование по вопросам:

1) сельского хозяйства и лесов;

2) мелиорации и карьеров;

3) общественных работ, ремесел и промыслов; благотворительности;

4) градостроительства и жилищного хозяйства;

5) туризма, гостиничного дела, ярмарок;

6) музеев, библиотек, театров, других учреждений культуры, историко-культурных заповедников;

7) транспорта общего пользования, автодорог, водопроводов;

8) охоты, рыболовства;

9) санитарной и лечебной служб.

К ведению АРК относится (ст. 138 Конституции Украины):

1) назначение выборов депутатов Верховного Совета АРК, утверждение состава избирательной комиссии АРК;

2) организация и проведение местных референдумов;

3) управление имуществом, принадлежащим АРК;

4) разработка, утверждение и исполнение бюджета АРК на основе единой налоговой и бюджетной политики Украины;

5) разработка, утверждение и реализация программ АРК по вопросам социально-экономического и культурного развития, рационального природопользования, охраны окружающей среды — в соответствии с общегосударственными программами;

6) признание статуса местностей как курортов; установление зон санаторной охраны курортов;

7) участие в обеспечении прав и свобод граждан, национального согласия, содействие охране правопорядка и общественной безопасности;

8) обеспечение функционирования и развития государственного и национального языков и культур в АРК; охрана и использование памятников истории;

9) участие в разработке и реализации государственных программ возвращения депортированных народов;

10) инициирование введения чрезвычайного положения и установление зон чрезвычайной экологической ситуации в АРК или в отдельных ее местностях.

Законами Украины АРК могут быть делегированы также иные полномочия (ст. 138 Конституции Украины).

Автономная Республика Крым имеет Конституцию Автономной Республики Крым, которую принимает Верховная Рада Автономной Республики Крым и утверждает Верховная Рада Украины не менее чем половиной от конституционного состава Верховной Рады Украины (ст. 135 Конституции Украины). Нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым и решения Совета министров Автономной Республики Крым не могут противоречить Конституции и законам Украины и принимаются в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины и во их исполнение.

Представительным органом Автономной Республики Крым является Верховная Рада Автономной Республики Крым (ст. 136 Конституции Украины). Верховная Рада Автономной Республики Крым в пределах своих полномочий принимает решения и постановления, являющиеся обязательными к исполнению в Автономной Республике Крым.

Правительством Автономной Республики Крым является Совет министров Автономной Республики Крым. Председатель Совета министров Автономной Республики Крым назначается на должность и освобождается от должности Верховной Радой Автономной Республики Крым по согласованию с Президентом Украины. Правосудие в Автономной Республике Крым осуществляется судами, которые входят в единую систему судов Украины.

6. Взаимодействие местных органов исполнительной власти и местного самоуправления

Исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют областные и районные, местные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации. Особенности осуществления исполнительной власти в городах Киеве и Севастополе определяются отдельными законами Украины.

Эти органы являются единоначальными органами исполнительной власти, властные полномочия которых реализуются единолично их руководителями — председателями местных государственных администраций. Они наделены правом представлять интересы государства и издавать от его имени распоряжения, действующие на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Председатели местных государственных администраций назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины.

Местные государственные администрации действуют по принципу субординации, ответственности перед Президентом Украины и Правительством, подотчетности и подконтрольности органам исполнительной власти высшего уровня, а также районным и областным советам в пределах, предусмотренных ст. 118 Конституции Украины, Законами Украины «О местных государственных администрациях», «О местном самоуправлении в Украине».

Областной или районный совет может выразить недоверие председателю соответствующей местной государственной администрации, на основании чего Президент Украины принимает решение и дает обоснованный ответ.Если недоверие председателю районной или областной государственной администрации выразили две трети депутатов от состава соответствующего совета, Президент Украины принимает решение об отставке председателя местной государственной администрации.

Местные государственные администрации в своей структуре образуют управления, отделы и другие структурные подразделения, которые осуществляют функции отраслевого и межотраслевого управления экономикой, социально-культурной и административной деятельностью на соответствующей территории.

Главными задачами местных государственных администраций на соответствующей территории являются (ст. 119 Конституции Украины):

— исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров, иных органов исполнительной власти;

— законность и правопорядок; соблюдение прав и свобод граждан;

— выполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, программ охраны окружающей среды;

— подготовка и исполнение соответствующих областных и районных бюджетов;

— отчет об исполнении соответствующих бюджетов и программ;

— взаимодействие с органами местного самоуправления;

— реализация иных, предоставленных государством, а также делегированных соответствующими советами полномочий.

В управлении соответствующих местных администраций находятся следующие объекты государственной собственности:

· инвестиционные фонды, основателями которых являются соответствующие местные государственные администрации;

· объекты, обеспечивающие деятельность государственных организаций, учреждений и служб, которые финансируются из соответствующего областного или районного бюджета;

· учебные заведения, учреждения культуры, здравоохранения и др.

К ведению местных государственных администраций относится решение следующих вопросов:

— обеспечения законности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан;

— бюджета, финансов и учета;

— управления имуществом, приватизации и предпринимательства;

— промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи;

— науки, образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, семьи, женщин, молодежи и несовершеннолетних;

— землепользования, природных ресурсов, охраны окружающей среды;

— внешнеэкономической деятельности;

— оборонной работы и мобилизационной подготовки;

— социальной защиты, занятости населения, труда и заработной платы.

Для решения своих задач и выполнения функций местные государственные администрации имеют право:

· проводить проверки состояния соблюдения Конституции и законов Украины, иных актов законодательства органами местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений независимо от форм собственности и подчиненности;

· давать обязательные для выполнения распоряжения руководителям предприятий, учреждений, организаций и гражданам по вопросам, связанным с осуществлением государственного надзора;

· получать необходимую статистическую информацию и другие необходимые данные от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, предприятий, учреждений;

· ставить вопросы о досрочном прекращении полномочий соответствующих советов, сельских, поселковых и городских голов в соответствии с действующим законодательством и др.

Важным направлением деятельности местных государственных администраций является осуществление государственного контроля за:

— сохранением и рациональным использованием государственного имущества;

— состоянием финансовой дисциплины, учета и отчетности, выполнением государственных контрактов и обязательств перед бюджетом, надлежащим и своевременным возмещением вреда, причиненного государству;

— использованием и охраной земель, лесов, недр, воды, атмосферного воздуха, растительного и животного мира и других природных ресурсов;

— охраной памятников истории и культуры, сохранением жилого фонда;

— соблюдением производителями продукции стандартов, технических условий и иных требований, связанных с ее качеством и сертификацией;

— соблюдением санитарных и ветеринарных правил, сбором, утилизацией и захоронением промышленных, бытовых и других отходов, соблюдением правил благоустройства;

— соблюдением архитектурно-строительных норм, правил и стандартов;

— соблюдением правил торговли, бытового, транспортного, коммунального обслуживания, законодательства о защите прав потребителей;

— соблюдением законодательства по вопросам науки, языка, рекламы, образования, культуры, здравоохранения, материнства и детства, семьи, молодежи и несовершеннолетних, социальной защиты населения, физической культуры и спорта;

— охраной труда, своевременной и не ниже определенного государством минимального размера оплатой труда;

— соблюдением общественного порядка, правил технической эксплуатации транспорта и дорожного движения;

— соблюдением законодательства о государственной тайне и информации.

Члены Кабинета Министров Украины, руководители центральных и местных органов исполнительной власти не имеют права совмещать свою служебную деятельность с другой работой (кроме преподавательской, научной и творческой работы во внерабочее время), входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли (ст. 120 Конституции Украины).

Взаимодействие местных государственных администраций с органами местного самоуправления осуществляется в пределах полномочий, которые переданы им государством и соответствующими советами, т.е. будучи органами местного самоуправления, они одновременно являются органами государственного управления.

Правовые основы органов местного самоуправления определяют Конституция Украины и Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 года.

Местное самоуправление — это гарантированное государством право и реальная возможность территориальной громады — жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка, города — самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения в пределах Конституции Украины и законов Украины.

Особенности осуществления местного самоуправления в городах Киеве и Севастополе определяются отдельными законами Украины.

Система местного самоуправления состоит из территориальной общины, сельского, поселкового и городского совета, сельского, поселкового и городского головы, исполнительных органов сельского, поселкового, городского совета, районных и областных советов.

В свою очередь сельские, поселковые, городские советы могут разрешать по инициативе жителей создавать домовые, уличные, квартальные структуры самоорганизации, а также местные референдумы, общие собрания граждан, общественные слушания и наделять их частью своей компетенции, предоставлять финансы и имущество.

В состав сельского, поселкового, городского, районного, областного совета входят депутаты, которые избираются жителями села, поселка, города, района, области на основе общего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет (ст. 141 Конституции Украины).

Материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие денежные средства, земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их общей собственности, находящиеся в управлении районных иобластных советов (ст. 142 Конституции Украины).

Территориальные громады села, поселка, города непосредственно или через созданные ими органы местного самоуправления

управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности;

утверждают программы социально-экономического и культурного развития и контролируют их выполнение;

утверждают бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц и контролируют их исполнение;

устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с законом;

обеспечивают проведение местных референдумов и реализацию их результатов;

создают, реорганизуют и ликвидируют коммунальные предприятия, организации и учреждения, а также осуществляют контроль за их деятельностью;

решают другие вопросы местного значения, отнесенные законом к их компетенции.

Областные и районные советы

утверждают программы социально-экономического и культурного развития соответствующих областей и районов и контролируют их выполнение;

утверждают районные и областные бюджеты, формируемые из средств государственного бюджета для их соответствующего распределения между территориальными громадами или для выполнения совместных проектов и из средств, привлеченных на договорных началах из местных бюджетов для реализации совместных социально-экономических и культурных программ, и контролируют их выполнение;

решают другие вопросы, отнесенные законом к их компетенции.

Органам местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия органов исполнительной власти. Государство финансирует осуществление этих полномочий в полном объеме за счет средств Государственного бюджета Украины или путем отнесения к местному бюджету в установленном законом порядке отдельных общегосударственных налогов, передает органам местного самоуправления соответствующие объекты государственной собственности.

Органы местного самоуправления по вопросам осуществления ими полномочий органов исполнительной власти подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти (ст. 143 Конституции Украины).

Права местного самоуправления защищаются в судебном порядке (ст. 145 Конституции Украине).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: