В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах. Например, экономические, наиболее распространенные, конфликты связаны преимущественно с нехваткой средств к существованию. В современной России природу социальных конфликтов определяют рыночные реформы, в первую очередь - либерализация цен на товары и услуги и приватизация государственной собственности, которые породили целый ряд тяжелейших социальных потрясений общества.
Существуют два основных методологических подхода к пониманию причин социальных конфликтов:
• Конфликт является свойством человеческого характера, стремлением к первенству, доминированию, конфликтному поведению - субъективные причины.
• Конфликт вызван объективными причинами, не зависящими от личности.
Основные факторы трудовых конфликтов можно рассматривать прежде всего исходя из типов социальных противоречий, лежащих в их основе'.
|
|
1. К скрытому фактору социальной напряженности в организации относится объективное противоречие: чем сложнее профессиональная специализация и кооперация производственной деятельности работников, чем активнее и ответственнее их отношение к своим обязанностям, тем вероятнее разногласия, споры и конфликтные ситуации с участием активных членов организации, особенно между смежными подразделениями.
2. Ролевые противоречия и рассогласования создают «ролевой конфликт», имеющий две стороны - объективную и субъективную. Объективно существуют разные социально-экономические, профессиональные или трудовые роли, носители которых зачастую преследуют противоположные цели и способы их реализации. Например, производители и потребители, работники основных и вспомогательных подразделений связаны между собой разной степенью ответственности, совместимости интересов; жесткостью контроля и формализацией своей деятельности. В ролевом трудовом конфликте определенные действия одного субъекта приносят либо существенную выгоду, либо значительный ущерб другому субъекту, что определяет большую вероятность не только взаимного отчуждения, но и открытого противоборства, соперничества.
Субъекты социальных отношений, выполняющие разные функции, имеют собственные представления по поводу исполняемых ролей. Если такое исполнение одним работником не соответствует представлению о данной роли другой стороны, то главной причиной ролевого трудового конфликта является возникшее расхождение, мешающее реализовать ролевые ожидания взаимодействующих субъектов.
|
|
3. Конфликты на почве «деловых разногласий» вызываются индивидуальными особенностями профессионального мышления, расхождениями вплоть до противоположности во взглядах на организацию производства, на правильность решения оперативных или стратегических проблем, на нормы и критерии трудовых и этических взаимоотношений между людьми. Речь идет в основном о резком различии или противоположности базовых ценностей и ценностных ориентации, которых придерживаются оппоненты, например, руководители смежных отделов предприятия. Поэтому такого рода конфликты, как правило, бывают не групповыми, а межличностными, но достаточно острыми.
4. Принятие ответственности, вины за крупные ошибки и провалы в ситуации, когда фирма или компания переживает финансовые неудачи, потери, находится на грани банкротства, также является «благоприятной почвой» для конфликтных ситуаций, главным образом вследствие того, что происходит болезненный процесс выявления конкретного виновника, персонификации вины за допущенные провалы в работе. Основными субъектами этих конфликтов являются представители среднего и высшего руководства.
5. Механизм лидерства в соперничестве с формальным руководством трудовыми группами генерирует процессы нездоровой конкуренции, доминирования и демонстрации превосходства. Самосознание работников и трудовых групп порождает различного рода деловые и личные амбиции, на почве которых они вступают в межличностные конфликтные отношения. Природа лидерства как социально-психологического феномена такова, что лидерские конфликты могут проявляться в любых видах совместной, в том числе трудовой, деятельности по поводу любой проблемы, которая используется для борьбы за доминирование в неформальной группе работников (борьба между лидером и руководителем за власть и господство, выполнение престижной роли или занятие такой же должности, сохранение личных привилегий на работе и т.п.).
6. Ненормальные и вредные условия труда формируют негативные настроения среди крайне неудовлетворенных людей, их нетерпимость к бездействию администрации и ее декларативным обещаниям улучшить ситуацию по поводу данной проблемы. Работа на морально изношенном оборудовании с применением старых технологий, большая скученность работников в помещениях, высокая интенсивность рабочих контактов и т.п. выступают в качестве самостоятельных причин трудовых конфликтов.
7. Специалисты чаще всего указывают следующие конфликтные проблемы, касающиеся половозрастной структуры персонала: молодым работникам свойственно переоценивать свои возможности, недооценивая опыт старших по возрасту коллег; опытные работники не оказывают должной помощи новичкам, особенно в период трудовой и профессиональной адаптации; кадровым работникам свойственно недооценивать способности молодых коллег; молодежь не осознает (или не принимает) некоторые особенности и потребности работников старшего поколения, их консерватизм, сдержанность в восприятии нововведений.
Другим критерием является, по нашему мнению, разделение причин на объективные и субъективные факторы. В основе трудового конфликта между персоналом и администрацией могут лежать объективные недостатки, недоработки, ошибки в планировании, организации и материально-техническом обеспечении производства, которые препятствуют удовлетворению жизненных потребностей работников, формируют противоречия интересов и конфронтацию между индивидами и группами. Объективные организационно-управленческие причины конфликтов могут быть устранены посредством двух основных стратегий: либо в целях разрешения трудового конфликта ошибочный принцип (план, программа, управленческое решение) должен быть отменен как таковой, либо просто усовершенствован в способах реализации, отдельных деталях и т.п. Подобное разделение позволяет выделить своеобразные «антагонистические» и «неантагонистические» организационно-производственные противоречия как основные факторы трудовых конфликтов.
|
|
Трудовой конфликт может основываться и на субъективных особенностях межличностных отношений субъектов труда, конкретных психологических, эмоциональных состояниях членов коллектива. Более того, работники и группы членов организации привносят в социально-трудовые взаимоотношения внешние проблемные, напряженные настроения, стрессы, возникающие за пределами процесса работы и предприятий.
Объективные и субъективные причины конфликтных отношений в сфере совместной трудовой деятельности не всегда имеют четкие границы, чаще они как бы «переливаются» друг в друга. Так объективные сбои и нарушения в организации производства способны в конечном итоге привести к глубоким межличностным антагонизмам, а последние могут существенно затруднять нормальное функционирование производственной подсистемы предприятия.
В российских государственных и коммерческих организациях основными причинами трудовых конфликтов являются проблемы связанные с заработной платой, взаимными неплатежами между предприятиями-производителями, поставщиками и пользователями, нарушениями трудового законодательства, систематическими задержками бюджетных ассигнований, ухудшением охраны труда и ростом производственного травматизма; плохими информационными контактами между работниками и руководителями отдельных структурных подразделении предприятия. Множество причин конфликтов, возникающих в трудовых организациях, можно условно разделить на три основных группы.
I. Причины конфликтов в рамках производственного процесса в системе взаимодействий «руководитель - подчиненный»:
невыполнение функциональных обязанностей обеими сторонами; нерешенность ряда организационных проблем, за которые отвечает менеджмент, что негативно отражается на работе персонала; функциональные нарушения, препятствующие достижению личных целей как руководителя, так и подчиненного; причиной конфликтов является также ролевое несоответствие распространенных в коллективе ожиданий относительно поведения работников, занимающих конкретные должности (неудовлетворительная должностная инструкция).
|
|
II. Причины, вызванные психологическими особенностями социально-трудовых отношений участников производственного процесса. За межличностными симпатиями и антипатиями, ведущими к психологической совместимости или несовместимости сотрудничающих работников, которые существуют в любом коллективе, скрывается действие таких объективных социальных факторов, как экономические, социальные, социокультурные, национально-этнические и др. Причинами из разряда этой группы может быть неблагоприятная психологическая атмосфера, вызванная различиями между формами и способами социального взаимодействия, плохая психологическая коммуникация. Согласно современной теории социального управления «вертикальные» коммуникации в организациях менее эффективны, чем «горизонтальные». Исследования показывают, что лишь 20-25% управленческой информации доходит до исполнителей и правильно понимается ими. Если коммуникации «сверху - вниз» столь неэффективны, то не трудно себе представить, насколько неэффективны коммуникации «снизу - вверх». По данным специальных исследований, до руководителей доходит не более 10% информации, направляемой им рабочими.
III. Возникновение трудовых споров и конфликтных ситуаций заключается в личностном своеобразии членов коллектива. Когда психологические различия участников совместной трудовой деятельности столь велики, что реально мешают ее нормальному выполнению, то возникает так называемая «психологическая несовместимость». Такие личностные особенности, как неумение контролировать свои негативные эмоции, низкий уровень самоуважения, повышенная тревожность, неразвитая общительность могут буквально «загонять» людей в деструктивные конфликтные ситуации. Существование так называемых «конфликтогенных людей» также может быть следствием некоторых особенностей эмоционально-волевой сферы личности. Наряду с личностными действуют и ситуативные причины, вызывающие обостренное восприятие в форме таких временных психических состояний, как усталость, недовольство собой, плохое самочувствие и т.п.