double arrow

Задания для самостоятельной работы студентов


1. Охарактеризуйте принцип диалектического единства тео­рии, эксперимента и практики.

2. Перечислите основные виды системного анализа конф­ликтного противоборства.

3. Изучите специфические формы социального взаимодейс­твия как модели конфликта.

4. Приведите примеры экспериментальных исследований конфликта в лабораторных условиях: игровые процедуры и со­здание конфликта.

5. Раскройте методологические принципы исследования конфликтов.

6. Охарактеризуйте значение и содержание программы кон­фликтологического исследования.

7. Разработайте программу исследования интересующей вас проблемы, связанной с конфликтами.

8. Проведите психодиагностические тест-опросники «Ме­тодика диагностики общей коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко), «Методика диагностики коммуникативной уста­новки» (В.В. Бойко), «Методика диагностики «помех» в уста­новлении эмоциональных контактов» (В.В. Бойко), «Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении» (В.В. Бойко); (Козловская С.Н., Старовойтова Л.И. Конфликтология в социальной работе: практикум. - М.: Изд-во РГСУ, 2013). Проанализируйте и проинтерпретируйте получен­ные результаты.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов).

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетен­ций: устный опрос, анализ сообщений (докладов).

/. Планы групповых занятий и образовательные технологии

Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обу­чения), технология проведения учебной дискуссии.

СЕМИНАР. ТЕМА 3. Структура, функции и типология конфликтов

Цель: овладеть культурой мышления, способностью к обоб­щению, анализу, восприятию информации, постановке цели и вы­бору путей ее достижения; уметь использовать основные положе­ния и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

Вопросы для обсуждения

1. Определение понятия и структуры конфликта.

2. Объективные элементы конфликтного взаимодействия.

3. Субъективная сторона конфликтного противостояния.

4. Особенности восприятия конфликта.

5. Причины возникновения конфликта.

6. Типология конфликтов. Темы для докладов/рефератов

1. Конфликт как тип трудных ситуаций.

2. Границы конфликта (пространственные, временные, внут­рисистемные).

3. Проблемы классификации в конфликтологии.

4. Личностные причины конфликтов.

5. Объективно-субъективная природа конфликта. Задания для самостоятельной работы студентов

1. Сформулируйте необходимые и достаточные условия воз­никновения конфликта.

2. Отдифференцируйте понятия «стороны конфликта», «предмет конфликта», «мотивы конфликта».




3. Охарактеризуйте противоборство субъектов социального взаимодействия.

4. В чем заключается конфликтоустойчивость человека?

5. Перечислите основные объективные факторы возникнове­ния конфликта.

6. Укажите, из каких основных компонентов состоит струк­тура конфликта.

7. Раскройте сущность двойственного восприятия конфликт­ной ситуации.

Раздел IV. Самостоятельная работа студентов...

8. Проанализируйте два-три реальных конфликта из соб­ственного опыта, используя универсальную понятийную схему описания конфликта.

9. Оцените роль конфликтов в своей жизни, жизни вашей се­мьи, организации, в которой вы работаете или учитесь.

10. Проанализируйте конструктивную и деструктивную фун­кции одного из конфликтов, свидетелем которых вы являлись.

11. Проведите анализ комплекса причин одного из конфлик­тов в сфере социальной работы.

12. Проведите психодиагностические тест-опросники «Мето­дика диагностики самоконтроля в общении» (М. Снайдер), «Изу­чение эмоциональной направленности личности» (В.И. Даданов), «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко); (Козловская С.Н., Старовойтова Л.И. Конфликтоло­гия в социальной работе: практикум. - М.: Изд-во РГСУ, 2013). Проанализируйте и проинтерпретируйте полученные результаты.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов).

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетен­ций: устный опрос, анализ сообщений (докладов).



Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обу­чения), технология проведения учебной дискуссии.

СЕМИНАР. ТЕМА 4. Детерминация и динамика конфлик­тов и их особенность в социальной работе

Цель: быть готовым к систематическому использованию ре­зультатов научных исследований для обеспечения эффективнос­ти деятельности социальных работников, профессиональной под­держки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья; форми­ровать способность составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований.

Вопросы для обсуждения

1. Основные периоды и этапы в развитии конфликта.

2. Развязывание конфликта.

3. Эскалация конфликта.

4. Завершающая и послеконфликтная стадии конфликтного взаимодействия.

/. Планы групповых занятии и образовательные технологии

5. Динамика различных видов конфликта.

6. Последствия социальных конфликтов. Темы для докладов/рефератов

1. Теории симметричного схизмогенеза (Г. Бейтсон).

2. Спиральная модель конфликта.

3. Основные положения теории трансактного анализа.

4. Закон эскалации конфликтогенов.

5. Типы конфликтогенов и формы их проявления.

6. Правила бесконфликтного взаимодействия.

7. Природа социальной напряженности. Задания для самостоятельной работы студентов

1. Определите суть закона эскалации конфликтогенов.

2. Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодей­ствия, вытекающие из закона эскалации конфликтогенов.

3. Охарактеризуйте основные типы конфликтогенов и фор­мы их проявления.

4. Отдифференцируйте понятия «конфликтная ситуация» и «инцидент».

5. Почему конфликт часто перерастает в фазу эскалации?

6. Проведите психодиагностический тест-онросник «Мето­дика диагностики самооценки психических состояний» (Г. Ай-зенк), (Козловская СП., Старовойтова Л.И. Конфликтология в со­циальной работе: практикум. - М.: Изд-во РГСУ, 2013). Проана­лизируйте и проинтерпретируйте полученные результаты.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: анализ сообщений (докладов), коллоквиум.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетен­ций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), оценка когни­тивной активности.

Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обу­чения), технология проблемного обучения.

СЕМИНАР. ТЕМА 5. Основные модели конфликтного вза­имодействия

Цель: быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочета­ния глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества, решению проблемы кли-

Раздел IV. Самостоятельная работа студентов...

ента путем привлечения соответствующих специалистов, мо­билизации собственных сил, физических, психических и соци­альных ресурсов клиента; знать основные модели конфликтного взаимодействия.

Вопросы для обсуждения

1. Основные модели поведения в конфликтном взаимодей­ствии.

2. Характеристика основных тактик поведения в конфликте.

3. Регуляторы конфликтного взаимодействия. Темы для докладов/рефератов

1. Правила взаимодействия в конфликтных ситуациях.

2. Мотивы и цели участников конфликтного противостояния.

3. Нормативные регуляторы.

4. Процесс и виды конфликтного воздействия.

5. Психологические ориентации участников конфликтов. Задания для самостоятельной работы студентов

1. Определите основные модели поведения в конфликтном взаимодействии.

2. Охарактеризуйте условия, при которых субъект конфликта выбирает стратегию борьбы, стратегию ухода, стратегию компро­мисса, стратегию уступки, стратегию сотрудничества.

3. Установите содержательные аспекты процесса общения.

4. Сформулируйте основные правила эффективного обще­ния в конфликте.

5. Определите основное противоречие процесса общения в конфликте.

6. Обоснуйте соотношение понятий «стратегия переговор­ного процесса» и «тактика переговорного процесса».

7. Охарактеризуйте основные модели поведения в перего­ворном процессе.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: анализ сообщений (докладов), коллоквиум.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетен­ций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), оценка когни­тивной активности.

Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обу­чения), технология проблемного обучения, технология проведе­ния учебной дискуссии.

/. Планы групповых занятий и образовательные технологии

СЕМИНАР. ТЕМА 6. Отдельные виды конфликтов

Цель: знать основные виды классификаций конфликтов, осо­бенности внутриличностных и групповых конфликтов. Вопросы для обсуждения

1. Внутриличностные противоречия и конфликты.

2. Структура и элементы межличностного конфликта.

3. Межгрупповой конфликт: содержание, причины и виды.

4. Предупреждение и разрешение внутриличностных, меж- | личностных и межгрупповых конфликтов. |

Темы для докладов/рефератов

1. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта.

2. Самоубийство как деструктивный способ завершения лич­ностного конфликта.

3. Специфика межгруппового конфликтного взаимодейст­вия.

4. Стили поведения в межличностном конфликте.

5. Конструктивные и деструктивные функции межличност­ного конфликта.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Перечислите особенности субъективного содержания кон- ]• фликтной ситуации межгруппового конфликта. |

2. Рассмотрите механизмы и условия разрешения внутри- 1 личностных конфликтов. ,

3. Определите основной предмет межличностных конфлик- | гов и их основные субъекты. |

4. Раскройте основные особенности внутриличностных кон­фликтов и пути их предупреждения. |

5. Установите причины межгрупповых конфликтов.

6. Чем различаются подходы зарубежных и отечественных психологов к пониманию внутриличностного конфликта?

7. Какие из психологических зашит являются наиболее эф­фективными при разрешении внутриличностных конфликтов?

8. В чем заключается специфика групповых конфликтов?

9. Раскройте основные пути урегулирования групповых кон­фликтов.

10. Разработайте рекомендации по предупреждению конф­ликтов в межличностной сфере.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: анализ сообщений (докладов), коллоквиум.

Раздел IV. Самостоятельная работа студентов...

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетен­ций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), оценка когни­тивной активности.

Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обу­чения), технология проблемного обучения.

СЕМИНАР. ТЕМА 7. Производственно-трудовые конфликты

Цель: быть готовым решать проблемы клиента путем при­влечения соответствующих специалистов, мобилизации собст­венных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента.

Вопросы для обсуждения

1. Конфликты «руководитель - подчиненный».

2. Причины организационных конфликтов.

3. Типология производственно-трудовых конфликтов.

4. Предупреждение и профилактика конфликтов между ру­ководителем и подчиненным.

Темы для докладов/рефератов

1. Общая характеристика семейных конфликтов.

2. Диагностика семейных конфликтов.

3. Профилактика семейных конфликтов.

4. Коррекция семейных конфликтов.

5. Управление конфликтами в семье.

Задания для самостоятельной работы студентов Определите природу конфликта и предложите свои варианты решения следующих проблемных ситуаций:

• Руководитель принял на работу неподготовленного работ­ника, не согласовав по с заместителем, у которого тот в подчи­нении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять задания. Заместитель представляет руководителю до­кладную записку об этом. Руководитель тут же рвет ее.

• Начальником цеха № 1 был назначен Л., проявивший се­бя знающим руководителем в должности мастера. Прежде он умело строил отношения с коллективом на своем участке. Став начальником цеха, Л. продолжал руководствоваться теми же тре­бованиями, что и прежде. Однако если в должности мастера он мог опереться на небольшой, но сплоченный коллектив, то в це­хе, с гораздо большим количеством людей, уровень сплоченности

/. Планы групповых занятий и образовательные технологии

был намного ниже. Начались конфликты, так как Л. одинаково доверял и ответственному, и бесшабашному человеку. Наошись и «помощники», которые под видом «добрых советов» старались оказать на Л. нажим, добиваясь от него льгот и поблажек.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: анализ сообщений (докладов), коллоквиум.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетен­ций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), оценка когни­тивной активности.

Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обу­чения), технология проблемного обучения.

СЕМИНАР. ТЕМА 8. Семейные конфликты

Цель: быть готовым к разрешению семейных конфликтов, знать их специфику и особенности. Вопросы для обсуждения

1. Причины семейных конфликтов.

2. Конфликты между родителями и детьми.

3. Проблема управления характером в семейных конфликтах.

4. Методы коррекции семейных конфликтов в социальной работе.

Темы для докладов/рефератов

1. Служебная и межличностная этика.

2. Производственные конфликты.

3. Стиль руководителя и производственный конфликт.

4. Конфликты в системе учреждений социального обслужи­вания.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Определите роль социального работника в разрешении се­мейных конфликтов.

2. Разработайте программу предупреждения семейных кон­фликтов.

3. Проведите психодиагностические тест-опросники «Ме­тодика исследования ригидности», «Личностная шкала проявле­ния тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация ТА. Немчинова), (Козлов­ская С.Н., Старовойтова Л.И. Конфликтология в социальной работе: практикум. - М.: Изд-во РГСУ, 2013). Проанализируйте и проинтерпретируйте полученные результаты.

Раздел IV. Самостоятельная работа студентов...

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

анализ сообщений (докладов), коллоквиум.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетен­ций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), оценка когни­тивной активности.

Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обу­чения), технология проблемного обучения.

УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ. ТЕМА 9. Практика разрешения конфликтов в социальной работе

Цель: знать методику и особенности разрешения конфликтов в социальной работе.

Вопросы для обсуждения

1. Становление практики управления конфликтами.

2. Концепции управляемости конфликта.

3. Этапы управления конфликтом.

4. Условия и факторы разрешения конфликтов. Темы для докладов/рефератов

1. Факторы неуправляемости конфликта (Л. Гринхелг, Л. Крисберг).

2. Факторы управляемоети конфликта (Р. Дарендорф и М. Дойч).

3. Принципы профилактики конфликта.

4. Структурные методы регулирования конфликта.

5. Способы работы с конфликтом на интраперсональном уровне(клиентоцен грированная терапия К. Роджерса, гештальт-терапия Ф. Перлза, экзистенциальная психотерапия В. Франкла, Р. Мэя, Л. Бинсвангера, И. Ялома, поведенческая терапия А. Эл-лиса).

6. Объективные и организационно-управленческие предпо­сылки предупреждения конфликтов.

7. Прогнозирование конфликтов для различных типов конф­ликтного взаимодействия.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: