1. Охарактеризуйте принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики.
2. Перечислите основные виды системного анализа конфликтного противоборства.
3. Изучите специфические формы социального взаимодействия как модели конфликта.
4. Приведите примеры экспериментальных исследований конфликта в лабораторных условиях: игровые процедуры и создание конфликта.
5. Раскройте методологические принципы исследования конфликтов.
6. Охарактеризуйте значение и содержание программы конфликтологического исследования.
7. Разработайте программу исследования интересующей вас проблемы, связанной с конфликтами.
8. Проведите психодиагностические тест-опросники «Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко), «Методика диагностики коммуникативной установки» (В.В. Бойко), «Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов» (В.В. Бойко), «Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении» (В.В. Бойко); (Козловская С.Н., Старовойтова Л.И. Конфликтология в социальной работе: практикум. - М.: Изд-во РГСУ, 2013). Проанализируйте и проинтерпретируйте полученные результаты.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов).
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов).
/. Планы групповых занятий и образовательные технологии
Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии.
СЕМИНАР. ТЕМА 3. Структура, функции и типология конфликтов
Цель: овладеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; уметь использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
Вопросы для обсуждения
1. Определение понятия и структуры конфликта.
2. Объективные элементы конфликтного взаимодействия.
3. Субъективная сторона конфликтного противостояния.
4. Особенности восприятия конфликта.
5. Причины возникновения конфликта.
6. Типология конфликтов. Темы для докладов/рефератов
1. Конфликт как тип трудных ситуаций.
2. Границы конфликта (пространственные, временные, внутрисистемные).
3. Проблемы классификации в конфликтологии.
4. Личностные причины конфликтов.
5. Объективно-субъективная природа конфликта. Задания для самостоятельной работы студентов
1. Сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.
2. Отдифференцируйте понятия «стороны конфликта», «предмет конфликта», «мотивы конфликта».
3. Охарактеризуйте противоборство субъектов социального взаимодействия.
4. В чем заключается конфликтоустойчивость человека?
5. Перечислите основные объективные факторы возникновения конфликта.
6. Укажите, из каких основных компонентов состоит структура конфликта.
7. Раскройте сущность двойственного восприятия конфликтной ситуации.
Раздел IV. Самостоятельная работа студентов...
8. Проанализируйте два-три реальных конфликта из собственного опыта, используя универсальную понятийную схему описания конфликта.
9. Оцените роль конфликтов в своей жизни, жизни вашей семьи, организации, в которой вы работаете или учитесь.
10. Проанализируйте конструктивную и деструктивную функции одного из конфликтов, свидетелем которых вы являлись.
11. Проведите анализ комплекса причин одного из конфликтов в сфере социальной работы.
12. Проведите психодиагностические тест-опросники «Методика диагностики самоконтроля в общении» (М. Снайдер), «Изучение эмоциональной направленности личности» (В.И. Даданов), «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко); (Козловская С.Н., Старовойтова Л.И. Конфликтология в социальной работе: практикум. - М.: Изд-во РГСУ, 2013). Проанализируйте и проинтерпретируйте полученные результаты.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов).
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов).
Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии.
СЕМИНАР. ТЕМА 4. Детерминация и динамика конфликтов и их особенность в социальной работе
Цель: быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья; формировать способность составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований.
Вопросы для обсуждения
1. Основные периоды и этапы в развитии конфликта.
2. Развязывание конфликта.
3. Эскалация конфликта.
4. Завершающая и послеконфликтная стадии конфликтного взаимодействия.
/. Планы групповых занятии и образовательные технологии
5. Динамика различных видов конфликта.
6. Последствия социальных конфликтов. Темы для докладов/рефератов
1. Теории симметричного схизмогенеза (Г. Бейтсон).
2. Спиральная модель конфликта.
3. Основные положения теории трансактного анализа.
4. Закон эскалации конфликтогенов.
5. Типы конфликтогенов и формы их проявления.
6. Правила бесконфликтного взаимодействия.
7. Природа социальной напряженности. Задания для самостоятельной работы студентов
1. Определите суть закона эскалации конфликтогенов.
2. Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия, вытекающие из закона эскалации конфликтогенов.
3. Охарактеризуйте основные типы конфликтогенов и формы их проявления.
4. Отдифференцируйте понятия «конфликтная ситуация» и «инцидент».
5. Почему конфликт часто перерастает в фазу эскалации?
6. Проведите психодиагностический тест-онросник «Методика диагностики самооценки психических состояний» (Г. Ай-зенк), (Козловская СП., Старовойтова Л.И. Конфликтология в социальной работе: практикум. - М.: Изд-во РГСУ, 2013). Проанализируйте и проинтерпретируйте полученные результаты.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: анализ сообщений (докладов), коллоквиум.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), оценка когнитивной активности.
Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проблемного обучения.
СЕМИНАР. ТЕМА 5. Основные модели конфликтного взаимодействия
Цель: быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества, решению проблемы кли-
Раздел IV. Самостоятельная работа студентов...
ента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента; знать основные модели конфликтного взаимодействия.
Вопросы для обсуждения
1. Основные модели поведения в конфликтном взаимодействии.
2. Характеристика основных тактик поведения в конфликте.
3. Регуляторы конфликтного взаимодействия. Темы для докладов/рефератов
1. Правила взаимодействия в конфликтных ситуациях.
2. Мотивы и цели участников конфликтного противостояния.
3. Нормативные регуляторы.
4. Процесс и виды конфликтного воздействия.
5. Психологические ориентации участников конфликтов. Задания для самостоятельной работы студентов
1. Определите основные модели поведения в конфликтном взаимодействии.
2. Охарактеризуйте условия, при которых субъект конфликта выбирает стратегию борьбы, стратегию ухода, стратегию компромисса, стратегию уступки, стратегию сотрудничества.
3. Установите содержательные аспекты процесса общения.
4. Сформулируйте основные правила эффективного общения в конфликте.
5. Определите основное противоречие процесса общения в конфликте.
6. Обоснуйте соотношение понятий «стратегия переговорного процесса» и «тактика переговорного процесса».
7. Охарактеризуйте основные модели поведения в переговорном процессе.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: анализ сообщений (докладов), коллоквиум.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), оценка когнитивной активности.
Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проблемного обучения, технология проведения учебной дискуссии.
/. Планы групповых занятий и образовательные технологии
СЕМИНАР. ТЕМА 6. Отдельные виды конфликтов
Цель: знать основные виды классификаций конфликтов, особенности внутриличностных и групповых конфликтов. Вопросы для обсуждения
1. Внутриличностные противоречия и конфликты.
2. Структура и элементы межличностного конфликта.
3. Межгрупповой конфликт: содержание, причины и виды.
4. Предупреждение и разрешение внутриличностных, меж- | личностных и межгрупповых конфликтов. |
Темы для докладов/рефератов
1. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта.
2. Самоубийство как деструктивный способ завершения личностного конфликта.
3. Специфика межгруппового конфликтного взаимодействия.
4. Стили поведения в межличностном конфликте.
5. Конструктивные и деструктивные функции межличностного конфликта.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Перечислите особенности субъективного содержания кон- ]• фликтной ситуации межгруппового конфликта. |
2. Рассмотрите механизмы и условия разрешения внутри- 1 личностных конфликтов.,
3. Определите основной предмет межличностных конфлик- | гов и их основные субъекты. |
4. Раскройте основные особенности внутриличностных конфликтов и пути их предупреждения. |
5. Установите причины межгрупповых конфликтов.
6. Чем различаются подходы зарубежных и отечественных психологов к пониманию внутриличностного конфликта?
7. Какие из психологических зашит являются наиболее эффективными при разрешении внутриличностных конфликтов?
8. В чем заключается специфика групповых конфликтов?
9. Раскройте основные пути урегулирования групповых конфликтов.
10. Разработайте рекомендации по предупреждению конфликтов в межличностной сфере.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: анализ сообщений (докладов), коллоквиум.
Раздел IV. Самостоятельная работа студентов...
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), оценка когнитивной активности.
Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проблемного обучения.
СЕМИНАР. ТЕМА 7. Производственно-трудовые конфликты
Цель: быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента.
Вопросы для обсуждения
1. Конфликты «руководитель - подчиненный».
2. Причины организационных конфликтов.
3. Типология производственно-трудовых конфликтов.
4. Предупреждение и профилактика конфликтов между руководителем и подчиненным.
Темы для докладов/рефератов
1. Общая характеристика семейных конфликтов.
2. Диагностика семейных конфликтов.
3. Профилактика семейных конфликтов.
4. Коррекция семейных конфликтов.
5. Управление конфликтами в семье.
Задания для самостоятельной работы студентов Определите природу конфликта и предложите свои варианты решения следующих проблемных ситуаций:
• Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав по с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять задания. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет ее.
• Начальником цеха № 1 был назначен Л., проявивший себя знающим руководителем в должности мастера. Прежде он умело строил отношения с коллективом на своем участке. Став начальником цеха, Л. продолжал руководствоваться теми же требованиями, что и прежде. Однако если в должности мастера он мог опереться на небольшой, но сплоченный коллектив, то в цехе, с гораздо большим количеством людей, уровень сплоченности
/. Планы групповых занятий и образовательные технологии
был намного ниже. Начались конфликты, так как Л. одинаково доверял и ответственному, и бесшабашному человеку. Наошись и «помощники», которые под видом «добрых советов» старались оказать на Л. нажим, добиваясь от него льгот и поблажек.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: анализ сообщений (докладов), коллоквиум.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), оценка когнитивной активности.
Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проблемного обучения.
СЕМИНАР. ТЕМА 8. Семейные конфликты
Цель: быть готовым к разрешению семейных конфликтов, знать их специфику и особенности. Вопросы для обсуждения
1. Причины семейных конфликтов.
2. Конфликты между родителями и детьми.
3. Проблема управления характером в семейных конфликтах.
4. Методы коррекции семейных конфликтов в социальной работе.
Темы для докладов/рефератов
1. Служебная и межличностная этика.
2. Производственные конфликты.
3. Стиль руководителя и производственный конфликт.
4. Конфликты в системе учреждений социального обслуживания.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Определите роль социального работника в разрешении семейных конфликтов.
2. Разработайте программу предупреждения семейных конфликтов.
3. Проведите психодиагностические тест-опросники «Методика исследования ригидности», «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация ТА. Немчинова), (Козловская С.Н., Старовойтова Л.И. Конфликтология в социальной работе: практикум. - М.: Изд-во РГСУ, 2013). Проанализируйте и проинтерпретируйте полученные результаты.
Раздел IV. Самостоятельная работа студентов...
Формы контроля самостоятельной работы студентов:
анализ сообщений (докладов), коллоквиум.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), оценка когнитивной активности.
Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проблемного обучения.
УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ. ТЕМА 9. Практика разрешения конфликтов в социальной работе
Цель: знать методику и особенности разрешения конфликтов в социальной работе.
Вопросы для обсуждения
1. Становление практики управления конфликтами.
2. Концепции управляемости конфликта.
3. Этапы управления конфликтом.
4. Условия и факторы разрешения конфликтов. Темы для докладов/рефератов
1. Факторы неуправляемости конфликта (Л. Гринхелг, Л. Крисберг).
2. Факторы управляемоети конфликта (Р. Дарендорф и М. Дойч).
3. Принципы профилактики конфликта.
4. Структурные методы регулирования конфликта.
5. Способы работы с конфликтом на интраперсональном уровне(клиентоцен грированная терапия К. Роджерса, гештальт-терапия Ф. Перлза, экзистенциальная психотерапия В. Франкла, Р. Мэя, Л. Бинсвангера, И. Ялома, поведенческая терапия А. Эл-лиса).
6. Объективные и организационно-управленческие предпосылки предупреждения конфликтов.
7. Прогнозирование конфликтов для различных типов конфликтного взаимодействия.