Задача 12.1. Крупное машиностроительное предприятие выводит на национальный рынок новый вариант холодильного оборудования. Предприятие осуществляет продажу своих товаров в нескольких регионах России. Опишите возможную структуру канала распределения, наиболее приемлемую стратегию распределения и систему мотивации участников канала.
Задача 12.2. Какое решение следует принять по выбору канала распределения согласно критерию эффективности? Выбор из трех альтернатив:
1) канал нулевого уровня – расходы, связанные с содержанием собственной розничной торговой сети, составляют 150 млн. руб., издержки обращения – 100 млн. руб., прибыль от реализации товара – 500 млн. руб.
2) одноуровневый канал (использование посредника – розничной торговли) – издержки обращения – 60 млн. руб., прибыль – 30 млн. руб.
3) двухуровневый канал (производитель продает товар оптовому посреднику) – издержки обращения – 40 млн. руб., прибыль – 120 млн. руб.
Задача 12.3. Фирма – производитель макаронных изделий реализует свой продукт через оптовых посредников предприятиям розничной торговли. Прибыль оптовика составляет 10% от реализации. Фирма-производитель считает целесообразным нанять 20 торговых представителей, чтобы поставлять продукцию предприятиям розничной торговли напрямую. Прогнозируется, что затраты на 20 представителей составят 640 тыс. руб. плюс 2% объема реализации продукта. При каком объеме продаж наличие своих представителей окажется для фирмы предпочтительнее, чем работа с оптовым посредником?
Задача 12.4. Руководителю отдела сбыта компании «ОблКерамзит», производящей керамзит и керамзитобетонные блоки, необходимо выяснить, кто более предпочтителен предприятию – торговый агент или торговый представитель. Для торговых агентов предусмотрен оклад в 14 тыс. руб. в месяц плюс 2% комиссионных, для торгового представителя – оклад в 6000 руб. и 5% комиссионных. Они работают в одной географической области, ожидаемый месячный оборот – 320 тыс. руб.
Задача 12.5. Компания «Щит», занимающаяся продажей и установкой автоматических ворот, бронированных дверей и защитных роллставней, планирует рабочий график для своих торговых агентов. Маркетинговые исследования показали, что можно выделить три категории потребителей с одинаковым временем посещения – 30 мин.: А-потребители – посещаются 1 раз в две недели, их количество – 200; В-потребители – посещаются 1 раз в четыре недели, их количество – 260; С-потребители – посещаются 1 раз в восемь недели, их количество – 600. каково оптимальное для компании количество торговых агентов?
Задача 12.6. Каково количество поставок в месяц, если стоимость единицы товара составила 80 руб., месячный оборот склада по данной позиции – 1000 ед. товара, доля затрат на хранение – 5% от стоимости, транспортно-заготовительные расходы, связанные с реализацией и доставкой одного заказа – 500 руб.?
Задача 12.7. Годовой спрос равен 1000 ед., стоимость подачи заказа составляет 40 руб./заказ, закупочная цена – 50 руб./ ед., годовая стоимость хранения одной единицы составляет 25% ее цены. Можно получить скидку 3% у поставщиков, если размер заказа будет не меньше 200 ед. Стоит ли воспользоваться скидкой?
Задача 12.8. Производитель строительного оборудования продает свою продукцию в центральном регионе с помощью местного торгового агента. Комиссионные агента составляют 5% от оборота. Средняя цена машины – 11 580 д.е. Производитель рассматривает возможность найма собственного торгового представителя, чтобы снизить издержки. Общие издержки для торгового представителя составляют: (13 000 д.е. + 0,8% от оборота). Рассчитайте минимальное число машин, при котором продажа через собственного торгового представителя дешевле, чем через местного торгового агента?
Дополнительная литература по теме:
1. Штерн Л.В.. Эль-Ансари А.И., Кофлан Э.Т. Маркетинговые каналы. 5-е изд.: Пер с. англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 624 с.
2. Мельник М.В. Маркетинговый анализ: учебник / М.В. Мельник, С.Е. Егорова. – М.: Рид Групп, 2011. – 384 с.
3. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок – СПб.: Питер, 2010 – 800 с.
4. Маркин М.Е. Социальная обусловленность возникновения деловых отношений: выбор бизнес-партнеров в российской розничной торговле //Экономическая социология, Т.10, № 5, Ноябрь 2009
5. Бутман Е. Эволюция каналов сбыта // Бизнес-журнал, 2012, № 5 - https://www.marketing.spb.ru/lib-mm/sales/channel_evol.htm