double arrow

Тема 12. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ


Содержание темы.

Общение как важнейшая форма взаимодействия людей. Роль общения в менеджменте. Коммуникации как связующие процесса управления. Особенности делового общения. Важнейшие категории этики. Принципы этики делового поведения руководителя по отношению к подчиненным. Этические нормы и принципы, используемые подчинённым в деловом общении с руководителем. Принципы этики делового общения между коллегами. Роль делового этикета в деловом общении. Переговоры как форма делового общения. Этапы переговорного процесса. Рекомендации успешных переговоров. Структура выступления. Общение по телефону. Телефонный этикет.

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию

1. Особенности делового общения.

2. Закономерности межличностных взаимоотношений.

3. Характеристика основных средств общения. Значение обратной связи в общении.

4.Презентации в деловом общении.

5. Понятие этики и её важнейшие категории.

6. Этические формы и принципы этики делового поведения руководителя по отношению к подчиненным, подчиненных к руководителю, между коллегами.

7. Понятие делового этикета и его значение в деловом общении.

8. Тактика делового общения:

8.1 Переговоры.

8.2 Выступление (сообщение).

8.3 Общение по телефону.

Задание 1.

Внимательно прочтите представленные ниже утверждения. Отметьте неверные утверждения и перефразируйте их так, чтобы получились правильные. Ответы должны сопровождаться примерами.

1. Умение слушать необходимо менеджеру.

2. Целью коммуникаций является передача информации.

3. Получателем информации может быть только индивид (подчиненный, руководитель).

4. Декодирование – процесс восприятия.

5. Социальные барьеры мешают профессиональному росту.

6. Взгляд несет очень большую информацию о человеке.

7. Предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным.

8. В деловом общении следует избегать книжных слов.

9. Если изменить своё поведение, то изменится ситуация и реакция партнёра.

10. Регулярные опоздания руководителя говорят о его уверенности и авторитете.

11. Не надевают в деловой обстановке босоножки.

12. Не следует ожидать, что рабочие будут сообщать о своих ошибках руководству.

13. Без нарушения трудовой дисциплины жить невозможно.

14. Как правило, людям не удается контролировать невербальные средства общения, к которым они прибегают.

15. Причиной недопонимания может быть самовлюбленность работника.

16. Бизнес и этика – понятия несовместимые.

17. Недостаток одних качеств сознательно или бессознательно компенсируется другими.

18. Руководителям свойственно недооценивать подчиненных.

19. Успех коммуникации может зависеть от канала передачи информации.




20. Искажение смысла информации является результатом громоздкой организационной структуры.

Задание 2. Составьте план публичного выступления по теме, выбранной Вами.

Примерная тематика выступлений может быть такой:

– «Моя профессия – финансист»;

– «Моя профессия – бухгалтер»;

– «Образование сегодня и его проблемы»;

– «Успех фирмы и его составляющие» и др.

Тематика может быть предложена самим студентом и согласована с преподавателем. __________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.Практическое занятие «Учимся убеждать».

Цель — развитие навыков убеждения партнера для достижения собственных целей.

Используя силу слова, убеждения, знания техники ведения переговоров, закономерности делового общения, необходимо набрать как можно большее количество баллов (для удобства восприятия выберем спички).

Методика проведения

1. Для проведения занятия необходимо парты в аудитории поставить так, чтобы получился один длинный стол переговоров.

2. Студенты располагаются по обе стороны стола переговоров. Участников должно быть четное количество, чтобы напротив каждого студента располагался его «деловой партнер».

3. Преподаватель каждому студенту дает по 3 спички.

4. По команде преподавателя студенты приступают к переговорам попарно. Время ограничено (максимум одна минута), так как в работе менеджера фактор времени очень важен. Для того чтобы убедить партнера отдать спичку, можно давать обещания о выполнении чего-то в будущем (конспект, помощь в написании реферата, рассказать анекдот и т.д.), заверять о существующей к партнеру симпатии, нападать с обвинениями в чем-либо, договариваться об уступке с вашей стороны в следующий раз.



5. По команде преподавателя переговоры прекращаются. Каждый студент передвигается на одно место за столом переговоров по часовой стрелке и начинает переговоры с другим партнером. Процедура продолжается до тех пор, пока остаются студенты, не встретившиеся за столом переговоров. Команды преподавателя о начале и окончании переговоров не подчинены строго времени, таким образом достигается эффект внезапности.

Участники не выбирают себе деловых партнеров, а вступают в переговоры друг с другом поочередно — это связано с тем, что в своей деятельности менеджер вступает в общение, руководствуясь не собственными симпатиями, а необходимостью.

6. Подсчет баллов (спичек) и анализ достигнутого результата. Необходимо заполнить таблицу 1.

Таблица 1 – Анализ достигнутых результатов

Причины Я уступил (а) Мне уступали
Красноречие    
Убедительность    
Обещания    
Личные симпатии    
Психологическое давление    
Другие    

7. Подведение итогов. Оценка находчивости, изобретательности в процессе убеждения.

Задание 4. Деловая игра «Переговоры как часть работы менеджера».

Цель – развитие навыков делового общения, апробирование на практике различных техник ведения переговоров.

Задание. Истекает срок действия контракта с одним из постоянных крупных клиентов. Необходимо договориться с ним о дате и времени проведения переговоров, в ходе которых каждая сторона (и предприятие, и клиент) должна попытаться продлить контракт на максимально выгодных для себя условиях.

Методика выполнения работы

1. Определиться с названием предприятия, с производимым товаром.

2. Определить необходимое для функционирования предприятия количество подразделений, отделов.

3. Между студентами группы распределить роли:

– генерального директора предприятия;

– заместителей генерального директора;

– делового партнера (несколько человек, так как следует основательно подготовиться к переговорам);

– консультантов по проведению деловых переговоров (нейтральная сторона).

4. Пространство аудитории разделить таким образом, чтобы работники предприятия не пересекались со своими партнерами и консультантами.

5. Генеральный директор проводит совещание, на котором определяются специалисты, чьей задачей будет подготовка и проведение переговоров.

6. При подготовке к переговорам и одна, и другая стороны заинтересованы в продлении контракта, но не должны это явно выражать. Обе стороны должны учитывать не только собственные интересы, но и четко представлять поведение, возможную реакцию партнера, предложения, которые могут от него последовать.

7. Обе стороны обращаются за помощью к консультантам.

8. Проведение переговоров. На этом этапе важно соблюсти протокольную часть, применить имеющиеся навыки делового общения, советы психологов. В ходе переговоров уместным будет использование специальных техник, например: техники прерывания, отсрочек, соблюдения точности или широкой натуры. Если же вы понимаете, что переговоры проходят не по вашему сценарию, то необходимо найти предлог для их приостановки и перенесения на другой день.

9. Генеральный директор знакомится с результатами переговоров, они анализируются, и принимается решение о подписании контракта или продлении переговоров.

10. Переговоры, в ходе которых должно быть достигнуто соглашение между сторонами и подписан контракт.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: