Модели логистических систем

Понятие логистической системы

Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производ­ственный комплекс, торговое предприятие и т. д.

Цель создания логистической системы — минимизировать из­держки или сохранить их на заданном уровне при доставке про­дукции (услуг, информации) в нужное место, в определенном ко­личестве и ассортименте и максимально подготовленными к потреблению.

Целостная совокупность разнообразных элементов, объеди­ненных в подсистемы и субсистемы, находящиеся в тесной взаи­мосвязи между собой, представляет логистическую систему.

Логистические системы делятся на:

1) производственные, транспортные, складские, которые от­носятся к функциональным подсистемам;

2) информационные, правовые, кадровые, относящиеся к обес­печивающим подсистемам.

Как система массового обслуживания логистическая система имеет внутрисистемные связи и связи с внешней средой.

Виды ло­гистических связей могут быть: материальными, денежными, ин­формационными, при этом они бывают прямыми и обратными.

Внутрисистемные связи более развиты, чем связи с внешней средой. Они, как правило, имеют циклический характер, отражают последовательность передачи материального и информационного потоков между составляющими звеньями логистической цепи.

Система планирования, организации и контроля процессов и областей деятельности по отношению к логистическим системам строится таким образом, что влияние отдельных внутренних или внешних факторов не может существенно поменять поступа­тельный характер проводимых работ.

Связи логистической системы с внешней средой могут быть циклическими и синергическими.

Эффект, возникающий в процессе взаимного усиления связей одной логистической системы с другой, называется логистиче­ской синергией.

Причем такой эффект может возникать между логистической системой и внешней средой на уровне входящих и выходящих ма­териальных и информационных потоков. Логистическая синер­гия бывает положительной и отрицательной.

В случае выполнения всеми партнерами и контрагентами своих обязательств перед инициативной структурой возможна положи­тельная синергия.

Она заключается в улучшении равномерности производства или реализации продукции, в ритмичности поставок товара, в по­вышении технологической и организационной дисциплины.

Все это в конечном счете приводит к улучшению качества продукции.

В случае одновременного невыполнения несколькими глав­ными контрагентами своих обязательств возникает отрицатель­ная логистическая синергия.

При этом потери сырья, времени и средств возможны в боль­шом масштабе.

Следует отметить, что когда осуществляется сквозной конт­роль управления материальными потоками от ресурсов до выпус­ка готовой продукции, в логистических системах с вертикальной интеграцией значительно уменьшается возможность возникнове­ния отрицательной синергии.

В связи с этим многие компании и организации стремятся создать группу предприятий, подчиненных единой цели, единому центру логистического управления и объединенных технологиче­ской цепочкой, так называемый логистический портфель.

Границы логистической системы определяются циклом обраще­ния средств производства (рис. 4.3). Сначала закупаются средства производства. Они поступают в логистическую систему в виде мате­риального потока, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

Логистическая система

Рис. 4.3. Выделение границ логистической системы на основе цикла обращения средств производства

Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа «уплата денег — получение денег»

Рассмотрим основные свойства логистических систем.

1. Целостность и делимость. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматри­ваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт (рис. 4.1).

Макрологистическая система

Рис. 4.1. Структурная схема макрологистической системы

На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем (рис. 4.2):

- закупка — обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему;

- планирование и управление производством — принимает мате­риальный поток от подсистемы закупок и управляет им в про­цессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда;

- сбыт — обеспечивает выбытие материального потока из логи­стической системы.

Микрологистическая система

Рис.4.2. Структурная схема микрологистической системы

При более подробном рассмотрении каждая из перечисленных далее подсистем сама разворачивается в сложную систему. Элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совмес­тимые. Совместимость обеспечивает достижение единой цели, то есть продвижение материального потока.

2. Связи. Между элементами логистической системы существуют связи. Они с закономерной необходимостью определяют ее иите-гративные качества. В макрологистических системах связи между элементами формируются па основе договоров; в микрологистиче­ских — элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

3. Организация. Связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организацию.

4. Интегративные качества. Логистическая система обладает ипте-гративными качествами, не свойственными пи одному из элемен­тов. Это способность поставить нужный товар в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса па товар или услуги, непредви­денный выход из строя технических средств и т. п.).

Виды логистических систем

Логистические системы делят на макро- и микрологистические.

Макрологистическая система — это система управления матери­альными потоками, охватывающая промышленные, посреднические, торговые и транспортные предприятия, которые могут располагаться в разных регионах страны или в разных странах. Инфраструктура экономики региона, страны или группы стран также представляет собой макрологистическую систему.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, возникают трудности вследствие экономических и правовых особенностей международных экономических отношений, различий внутреннего законодательства и т. д.

Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ.

Структурными составляющими макрологистических систем являют­ся микрологистические системы. К ним относят различные производст­венные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы.

Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых вхо­дят технологически связанные производства, имеющие единую инфра­структуру.

В рамках макрологистики связи между отдельными микрологи­стическими системами устанавливаются на базе товарно-денежных отношений. Взаимодействие между подсистемами внутри микроло­гистической системы осуществляется на бестоварной основе. Отдель­ные подразделения предприятия связаны производственными отно­шениями.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических сис­тем (рис. 4.5).

Логистические системы с прямыми связями. Материальный но­ток проходит непосредственно от производителя продукции к ее по­требителю, минуя посредников.

Эшелонированные логистические системы. В таких системах па пути материального потока есть хотя бы один посредник.

Гибкие логистические системы. Движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.

Рисунок 5 - Структурные схемы логистических систем: а- с прямыми связями, б – Эшелонированная, в - гибкая

Логистическая цепь это линейно-упорядоченное множество юри­дических и физических лиц, которые выполняют логистические функции и операции по проведению материального и информаци­онного потоков от поставщика до потребителя.

Эти цени являются циклическими, то есть они периодически возобновляются, состав их участников отно­сительно постоянен. Это связано с периодическим изготовлением партий деталей и изделий.

Внешние логистические цепи по продолжительности могут быть:

а) циклическими (в случае длительных хозяйственных связей);

б) длительными (если функционируют два года и более);

в) краткосрочными (продолжительность не превышает полутора лет).

Деление логистических цепей по критерию их продолжительности позволяет точнее прогнозировать состав операций и их технико-эко­номическое обеспечение.

3. По степени сложности логистические цепи разделяются на про­стые, средние, сложные, очень сложные и суперсложные.

Простая логистическая цепь используется в отношениях между участниками цеха; цехами предприятия; предприятиями, располо­женными в одном городе. Для перевозки ресурсов используется транспорт либо продавца, либо покупателя.

Логистическая цепь средней сложности возникает при наличии от одного до трех посредников. Например, один посредник предостав­ляет подъемный крап, второй обеспечивает рабочей силой, а третий подает вагон для транспортировки.

Сложная логистическая цепь имеет место, когда число участ­ников в ней больше шести. Такие цепи образуются при отсутствии у покупателей продукции собственных железнодорожных подъезд-пых путей, в то время как товары привозят по железной дороге. В этом случае покупателю приходится, помимо продавца, иметь дело с отделением железной дороги, с арендодателем участка железнодо­рожного пути, а также со следующими организациями: погрузо-раз-грузочной, грузчиков, экспертной (с целью осмотра груза) и авто­транспортной.

Сложными являются логистические цепи, складывающиеся при перевозках водным транспортом. Они становятся еще более сложными, когда используются железнодорожный и водный транспорт, особенно при международных перевозках. Это очень сложные логистические цени.

Суперсложные цепи чаще имеют не линейную, а древовидную структуру. В них насчитывается более 15, а иногда 35-45 звеньев.

На степень сложности логистических цепей влияют многие факто­ры, в частности, место, которое занимает их участник в общественном производстве. Например, если прямая связь предприятия-продавца с предприятием-покупателем разрывается посредником по снабже­нию или сбыту либо организацией, которая является посредником одновременно у продавца и покупателя, тогда транспортировка това­ров организуется проще, ибо эти посредники сокращают количество участников логистических цепей. При этом число логистических цепей в стране увеличивается, но это сопровождается уменьшением количества сложных цепей, ибо они превращаются в цепи простые и средней сложности.

Упрощения логистических цепей более заметны, если посредничает крупная снабжепческо-сбытовая организация.

При наличии посредников товаропроизводитель-продавец участвует в таком количестве логистических цепей, которое соответствует числу покупателей его продукции, а товаропроизводитель-покупатель задей­ствован в количестве цепей, соответствующем числу поставщиков — продавцов необходимых ему товаров.

В течение года некоторые предприятия оказываются участниками сотен логистических цепей, а крупные — нескольких тысяч.

Имеют место логистические цепи, участниками которых выступа­ют лишь посредники, занимающиеся перепродажей, что в настоящее время особенно распространено в нашей стране. Доля логистических цепей с участием посредников по купле-продаже товаров в рыночных условиях достигает 60%.

При выборе вида логистических цепей необходимо ориентироваться иа интересы конечного потребителя. Без этого логистическая цепь не может быть рациональной, так как у производителей-продавцов возник­нут трудности сбыта, а у предприятий-покупателей — трудности при­обретения материальных ресурсов.

Модели логистических систем

При разработке моделей логистических систем пользователи должны помнить о влиянии большого количества объективных и субъективных факторов, функционирующих в определенный момент времени.

Главные из них следующие:

1. Состав субъектов и их размещение.

Система может включать одну или несколько юридически зави­симых или независимых организаций области производства и обра­щения. Потребностью в материальных, экономических и трудовых ресурсах определяется выбор модели логистической системы, а так­же маркетинговой стратегии на рынке товаров и услуг.

При организации логистической системы, формировании но­вых производств непременно учитывается наличие и размещение поставщиков. Не имеют возможности эффективно влиять на ло­кализацию поставщиков или потребителей большинство хозяй­ственных структур. Поэтому они располагают свои предприятия с учетом сокращения транспортных издержек.

2. Число и размещение складов и перевалочных пунктов. Они могут устраиваться прямо на предприятиях, соединяться в системы хранения и переработки материальных ресурсов, при­нятых от поставщиков, или в складские трансформационные центры, ориентированные на удовлетворение запросов потреби­телей. При необходимости могут быть созданы промежуточные склады в непосредственной близости от потребителей.

3. Транспортные модели.

При формировании логистических систем разрабатывается несколько вариантов транспортных моделей. Каждый из них вы­деляется издержками, типом транспорта, скоростью поставки, надежностью, ритмичностью, оригинальностью упаковки и скла­дирования.

Обусловливается и реализуется оптимальный в сформировав­шихся на данный момент условиях вариант. При изменении условий, повлекшем за собой трансформирование расчетных по­казателей, субъекты логистических систем должны иметь воз­можность использовать другие варианты транспортных моделей.

4. Связь.

Функциональные подразделения логистической системы всех уровней интегрированы не только транспортной, контрольной, но и коммуникационной связью, образующей сложные подсисте­мы. Взаимосвязь между подразделениями и подсистемами реали­зуется при помощи телефона, телеграфа, кабельной связи, ком­пьютерной сети и прочего. Каждый из видов связи имеет свои плюсы и минусы.

Фактор быстрой связи играет важную роль в ходе функциони­рования логистической системы. Он воздействует на уровень адап­тации системы к окружающей среде, оказывает прямое влияние на процессы принятия и реализации решений.

5. Информационная система.

При создании логистических систем ее наличие является обя­зательным. Ее структура зависит от пользователей, в число кото­рых входят элементы не только определенной системы, но и внеш­ней среды.

Проверка последних ограничена. Большое влияние на тип ин­формационной системы оказывает выбранный подход при обра­ботке заказов. Поэтому система может быть централизованной и децентрализованной.

Степень интеграции, по которой они различаются, зависит от поставленных целей.

Особенностью логистических систем является их отношение к системам с переменной структурой. Они не статичны и органи­зуются применительно к условиям работы s имеют свойство быст­рой реструктуризации.

Особая форма логистики является логистическое модели­рование, оно заключается в исследовании объекта по его модели.

Сущность моделирования основывается на определении по­добия изучаемых систем или процессов, которое может быть пол­ным или частичным. По этому признаку все модели экономиче­ских систем делятся на изоморфные и гомоморфные.

Изоморфные модели включают в себя характеристики реаль­ного субъекта, и их соответствие является полным.

Гомоморфные модели основываются на неполном подобии выбранной модели, другими словами, подобие является частичным. При моделировании логистических систем полного подобия просто не может быть.

Важнейшей характеристикой логистических моделей являет­ся их материальность.

По этому признаку они делятся на два класса: материальные и абстрактные.

Материальные модели воспроизводят основные геометриче­ские, физические и функциональные характеристики изучаемого субъекта или процессов.

В логистике зачастую единственным способом моделирова­ния является абстрактное моделирование, оно по способу выра­жения может быть символическим и математическим.

Символические модели делятся на два вида:

1. Языковые, в основе которых лежит определенная совокуп­ность слов, понимаемых однозначно.

2. Знаковые модели, суть которых состоит в том, что отдель­ным понятиям присваиваются некие условные обозначения, т. е. знаки.

Наиболее эффективным в логистике является математическое моделирование.

Самыми распространенными в логистике являются два ви­да математического моделирования: аналитическое и имита­ционное.

Аналитическое моделирование заключается в своеобразном математическом подходе в процессе исследования логистических систем. Его цель — получение максимально точных решений. Сам процесс аналитического моделирования разбивается на три этапа.

На первом формулируются математические законы и зависи­мости, которые связывают отдельные объекты системы.

На втором этапе происходит решение уравнений и получение теоретических результатов.

На третьем осуществляется сопоставление полученных ре­зультатов с реальностью, приводится проверка на адекват­ность.

Преимуществами аналитического моделирования являются большой потенциал обобщения и возможность многократного использования.

Имитационное моделирование применяется в тех случаях, когда аналитические способы исследования той или иной логи­стической модели отсутствуют или их поиск требует больших затрат.

Имитационное моделирование используется как для анализа, так и для оптимизации работы логистических систем и является основным методом исследований потоковых процессов. Имита­ционное моделирование разбивается на два этапа: первый заклю­чается в конструировании модели реальной логистической систе­мы, второй — в проведении экспериментов на данной модели.

При использовании имитационного моделирования нужно учитывать два основных недостатка.

Во-первых, это высокая стоимость данного метода исследо­ваний.

Во-вторых, есть большая вероятность ложной имитации, так как не только потоковые, но и другие процессы в логистических системах имеют приблизительный характер.

Типичная логистическая система состоит из конкретного ко­личества элементов и определенных взаимосвязей. Логистиче­ское моделирование позволяет сопрягать не только возможные связи в условиях развития существующего рынка, но и эвристи­ческие отношения в прогнозируемом рынке. Такой характер мо­делирования управления логистическими системами имеет место и на макро-, и на микроуровне.

На моделирование логистических систем большое влияние оказывают различия в условиях деятельности предприятий и да­же аналогичных подразделений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: