Понятие логистической системы
Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д.
Цель создания логистической системы — минимизировать издержки или сохранить их на заданном уровне при доставке продукции (услуг, информации) в нужное место, в определенном количестве и ассортименте и максимально подготовленными к потреблению.
Целостная совокупность разнообразных элементов, объединенных в подсистемы и субсистемы, находящиеся в тесной взаимосвязи между собой, представляет логистическую систему.
Логистические системы делятся на:
1) производственные, транспортные, складские, которые относятся к функциональным подсистемам;
2) информационные, правовые, кадровые, относящиеся к обеспечивающим подсистемам.
Как система массового обслуживания логистическая система имеет внутрисистемные связи и связи с внешней средой.
Виды логистических связей могут быть: материальными, денежными, информационными, при этом они бывают прямыми и обратными.
Внутрисистемные связи более развиты, чем связи с внешней средой. Они, как правило, имеют циклический характер, отражают последовательность передачи материального и информационного потоков между составляющими звеньями логистической цепи.
Система планирования, организации и контроля процессов и областей деятельности по отношению к логистическим системам строится таким образом, что влияние отдельных внутренних или внешних факторов не может существенно поменять поступательный характер проводимых работ.
Связи логистической системы с внешней средой могут быть циклическими и синергическими.
Эффект, возникающий в процессе взаимного усиления связей одной логистической системы с другой, называется логистической синергией.
Причем такой эффект может возникать между логистической системой и внешней средой на уровне входящих и выходящих материальных и информационных потоков. Логистическая синергия бывает положительной и отрицательной.
В случае выполнения всеми партнерами и контрагентами своих обязательств перед инициативной структурой возможна положительная синергия.
Она заключается в улучшении равномерности производства или реализации продукции, в ритмичности поставок товара, в повышении технологической и организационной дисциплины.
Все это в конечном счете приводит к улучшению качества продукции.
В случае одновременного невыполнения несколькими главными контрагентами своих обязательств возникает отрицательная логистическая синергия.
При этом потери сырья, времени и средств возможны в большом масштабе.
Следует отметить, что когда осуществляется сквозной контроль управления материальными потоками от ресурсов до выпуска готовой продукции, в логистических системах с вертикальной интеграцией значительно уменьшается возможность возникновения отрицательной синергии.
В связи с этим многие компании и организации стремятся создать группу предприятий, подчиненных единой цели, единому центру логистического управления и объединенных технологической цепочкой, так называемый логистический портфель.
Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства (рис. 4.3). Сначала закупаются средства производства. Они поступают в логистическую систему в виде материального потока, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.
Рис. 4.3. Выделение границ логистической системы на основе цикла обращения средств производства
Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа «уплата денег — получение денег»
Рассмотрим основные свойства логистических систем.
1. Целостность и делимость. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Структурная схема макрологистической системы
На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем (рис. 4.2):
- закупка — обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему;
- планирование и управление производством — принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда;
- сбыт — обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.
Микрологистическая система
Рис.4.2. Структурная схема микрологистической системы
При более подробном рассмотрении каждая из перечисленных далее подсистем сама разворачивается в сложную систему. Элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивает достижение единой цели, то есть продвижение материального потока.
2. Связи. Между элементами логистической системы существуют связи. Они с закономерной необходимостью определяют ее иите-гративные качества. В макрологистических системах связи между элементами формируются па основе договоров; в микрологистических — элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.
3. Организация. Связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организацию.
4. Интегративные качества. Логистическая система обладает ипте-гративными качествами, не свойственными пи одному из элементов. Это способность поставить нужный товар в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса па товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.).
Виды логистических систем
Логистические системы делят на макро- и микрологистические.
Макрологистическая система — это система управления материальными потоками, охватывающая промышленные, посреднические, торговые и транспортные предприятия, которые могут располагаться в разных регионах страны или в разных странах. Инфраструктура экономики региона, страны или группы стран также представляет собой макрологистическую систему.
При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, возникают трудности вследствие экономических и правовых особенностей международных экономических отношений, различий внутреннего законодательства и т. д.
Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ.
Структурными составляющими макрологистических систем являются микрологистические системы. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы.
Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, имеющие единую инфраструктуру.
В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарно-денежных отношений. Взаимодействие между подсистемами внутри микрологистической системы осуществляется на бестоварной основе. Отдельные подразделения предприятия связаны производственными отношениями.
На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем (рис. 4.5).
Логистические системы с прямыми связями. Материальный ноток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.
Эшелонированные логистические системы. В таких системах па пути материального потока есть хотя бы один посредник.
Гибкие логистические системы. Движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.
Рисунок 5 - Структурные схемы логистических систем: а- с прямыми связями, б – Эшелонированная, в - гибкая
Логистическая цепь — это линейно-упорядоченное множество юридических и физических лиц, которые выполняют логистические функции и операции по проведению материального и информационного потоков от поставщика до потребителя.
Эти цени являются циклическими, то есть они периодически возобновляются, состав их участников относительно постоянен. Это связано с периодическим изготовлением партий деталей и изделий.
Внешние логистические цепи по продолжительности могут быть:
а) циклическими (в случае длительных хозяйственных связей);
б) длительными (если функционируют два года и более);
в) краткосрочными (продолжительность не превышает полутора лет).
Деление логистических цепей по критерию их продолжительности позволяет точнее прогнозировать состав операций и их технико-экономическое обеспечение.
3. По степени сложности логистические цепи разделяются на простые, средние, сложные, очень сложные и суперсложные.
Простая логистическая цепь используется в отношениях между участниками цеха; цехами предприятия; предприятиями, расположенными в одном городе. Для перевозки ресурсов используется транспорт либо продавца, либо покупателя.
Логистическая цепь средней сложности возникает при наличии от одного до трех посредников. Например, один посредник предоставляет подъемный крап, второй обеспечивает рабочей силой, а третий подает вагон для транспортировки.
Сложная логистическая цепь имеет место, когда число участников в ней больше шести. Такие цепи образуются при отсутствии у покупателей продукции собственных железнодорожных подъезд-пых путей, в то время как товары привозят по железной дороге. В этом случае покупателю приходится, помимо продавца, иметь дело с отделением железной дороги, с арендодателем участка железнодорожного пути, а также со следующими организациями: погрузо-раз-грузочной, грузчиков, экспертной (с целью осмотра груза) и автотранспортной.
Сложными являются логистические цепи, складывающиеся при перевозках водным транспортом. Они становятся еще более сложными, когда используются железнодорожный и водный транспорт, особенно при международных перевозках. Это очень сложные логистические цени.
Суперсложные цепи чаще имеют не линейную, а древовидную структуру. В них насчитывается более 15, а иногда 35-45 звеньев.
На степень сложности логистических цепей влияют многие факторы, в частности, место, которое занимает их участник в общественном производстве. Например, если прямая связь предприятия-продавца с предприятием-покупателем разрывается посредником по снабжению или сбыту либо организацией, которая является посредником одновременно у продавца и покупателя, тогда транспортировка товаров организуется проще, ибо эти посредники сокращают количество участников логистических цепей. При этом число логистических цепей в стране увеличивается, но это сопровождается уменьшением количества сложных цепей, ибо они превращаются в цепи простые и средней сложности.
Упрощения логистических цепей более заметны, если посредничает крупная снабжепческо-сбытовая организация.
При наличии посредников товаропроизводитель-продавец участвует в таком количестве логистических цепей, которое соответствует числу покупателей его продукции, а товаропроизводитель-покупатель задействован в количестве цепей, соответствующем числу поставщиков — продавцов необходимых ему товаров.
В течение года некоторые предприятия оказываются участниками сотен логистических цепей, а крупные — нескольких тысяч.
Имеют место логистические цепи, участниками которых выступают лишь посредники, занимающиеся перепродажей, что в настоящее время особенно распространено в нашей стране. Доля логистических цепей с участием посредников по купле-продаже товаров в рыночных условиях достигает 60%.
При выборе вида логистических цепей необходимо ориентироваться иа интересы конечного потребителя. Без этого логистическая цепь не может быть рациональной, так как у производителей-продавцов возникнут трудности сбыта, а у предприятий-покупателей — трудности приобретения материальных ресурсов.
Модели логистических систем
При разработке моделей логистических систем пользователи должны помнить о влиянии большого количества объективных и субъективных факторов, функционирующих в определенный момент времени.
Главные из них следующие:
1. Состав субъектов и их размещение.
Система может включать одну или несколько юридически зависимых или независимых организаций области производства и обращения. Потребностью в материальных, экономических и трудовых ресурсах определяется выбор модели логистической системы, а также маркетинговой стратегии на рынке товаров и услуг.
При организации логистической системы, формировании новых производств непременно учитывается наличие и размещение поставщиков. Не имеют возможности эффективно влиять на локализацию поставщиков или потребителей большинство хозяйственных структур. Поэтому они располагают свои предприятия с учетом сокращения транспортных издержек.
2. Число и размещение складов и перевалочных пунктов. Они могут устраиваться прямо на предприятиях, соединяться в системы хранения и переработки материальных ресурсов, принятых от поставщиков, или в складские трансформационные центры, ориентированные на удовлетворение запросов потребителей. При необходимости могут быть созданы промежуточные склады в непосредственной близости от потребителей.
3. Транспортные модели.
При формировании логистических систем разрабатывается несколько вариантов транспортных моделей. Каждый из них выделяется издержками, типом транспорта, скоростью поставки, надежностью, ритмичностью, оригинальностью упаковки и складирования.
Обусловливается и реализуется оптимальный в сформировавшихся на данный момент условиях вариант. При изменении условий, повлекшем за собой трансформирование расчетных показателей, субъекты логистических систем должны иметь возможность использовать другие варианты транспортных моделей.
4. Связь.
Функциональные подразделения логистической системы всех уровней интегрированы не только транспортной, контрольной, но и коммуникационной связью, образующей сложные подсистемы. Взаимосвязь между подразделениями и подсистемами реализуется при помощи телефона, телеграфа, кабельной связи, компьютерной сети и прочего. Каждый из видов связи имеет свои плюсы и минусы.
Фактор быстрой связи играет важную роль в ходе функционирования логистической системы. Он воздействует на уровень адаптации системы к окружающей среде, оказывает прямое влияние на процессы принятия и реализации решений.
При создании логистических систем ее наличие является обязательным. Ее структура зависит от пользователей, в число которых входят элементы не только определенной системы, но и внешней среды.
Проверка последних ограничена. Большое влияние на тип информационной системы оказывает выбранный подход при обработке заказов. Поэтому система может быть централизованной и децентрализованной.
Степень интеграции, по которой они различаются, зависит от поставленных целей.
Особенностью логистических систем является их отношение к системам с переменной структурой. Они не статичны и организуются применительно к условиям работы s имеют свойство быстрой реструктуризации.
Особая форма логистики является логистическое моделирование, оно заключается в исследовании объекта по его модели.
Сущность моделирования основывается на определении подобия изучаемых систем или процессов, которое может быть полным или частичным. По этому признаку все модели экономических систем делятся на изоморфные и гомоморфные.
Изоморфные модели включают в себя характеристики реального субъекта, и их соответствие является полным.
Гомоморфные модели основываются на неполном подобии выбранной модели, другими словами, подобие является частичным. При моделировании логистических систем полного подобия просто не может быть.
Важнейшей характеристикой логистических моделей является их материальность.
По этому признаку они делятся на два класса: материальные и абстрактные.
Материальные модели воспроизводят основные геометрические, физические и функциональные характеристики изучаемого субъекта или процессов.
В логистике зачастую единственным способом моделирования является абстрактное моделирование, оно по способу выражения может быть символическим и математическим.
Символические модели делятся на два вида:
1. Языковые, в основе которых лежит определенная совокупность слов, понимаемых однозначно.
2. Знаковые модели, суть которых состоит в том, что отдельным понятиям присваиваются некие условные обозначения, т. е. знаки.
Наиболее эффективным в логистике является математическое моделирование.
Самыми распространенными в логистике являются два вида математического моделирования: аналитическое и имитационное.
Аналитическое моделирование заключается в своеобразном математическом подходе в процессе исследования логистических систем. Его цель — получение максимально точных решений. Сам процесс аналитического моделирования разбивается на три этапа.
На первом формулируются математические законы и зависимости, которые связывают отдельные объекты системы.
На втором этапе происходит решение уравнений и получение теоретических результатов.
На третьем осуществляется сопоставление полученных результатов с реальностью, приводится проверка на адекватность.
Преимуществами аналитического моделирования являются большой потенциал обобщения и возможность многократного использования.
Имитационное моделирование применяется в тех случаях, когда аналитические способы исследования той или иной логистической модели отсутствуют или их поиск требует больших затрат.
Имитационное моделирование используется как для анализа, так и для оптимизации работы логистических систем и является основным методом исследований потоковых процессов. Имитационное моделирование разбивается на два этапа: первый заключается в конструировании модели реальной логистической системы, второй — в проведении экспериментов на данной модели.
При использовании имитационного моделирования нужно учитывать два основных недостатка.
Во-первых, это высокая стоимость данного метода исследований.
Во-вторых, есть большая вероятность ложной имитации, так как не только потоковые, но и другие процессы в логистических системах имеют приблизительный характер.
Типичная логистическая система состоит из конкретного количества элементов и определенных взаимосвязей. Логистическое моделирование позволяет сопрягать не только возможные связи в условиях развития существующего рынка, но и эвристические отношения в прогнозируемом рынке. Такой характер моделирования управления логистическими системами имеет место и на макро-, и на микроуровне.
На моделирование логистических систем большое влияние оказывают различия в условиях деятельности предприятий и даже аналогичных подразделений.