И контроль за их деятельностью

Статья 16. Учреждения и органы, исполняющие наказания

1. Впервые в УИК урегулированы основы деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, определена их система и сформулированы принципы, согласно которым реализация такой формы государственного принуждения, как наказание, может быть возложена только на соответствующие органы государственной власти. Администрация предприятий, учреждений и организаций, а также должностные лица лишь выполняют требования приговора суда, например о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2. Наказание в виде штрафа и конфискации имущества исполняется судебным приставом-исполнителем, по месту нахождения имущества и по месту работы осужденного. Судебный пристав-исполнитель с точки зрения закона (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве") входит в структуру органов Министерства юстиции РФ (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591).

Судом исполняется наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Соответствующее требование приговора выполняется должностным лицом или органом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой.

3. На уголовно-исполнительную инспекцию возложено исполнение следующих видов наказаний: наказание в виде обязательных работ (см. комментарий к ст. 25-30); наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Требование приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными согласно Закону аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью (см. комментарий к ст. 33-38); наказание в виде исправительных работ (см. комментарий к ст. 39-46), а также исполнение меры уголовно-правового характера- уголовного осуждения (см. комментарий к ст. 187-190). Уголовно-исполнительная инспекция организует свою деятельность по исполнению перечисленных видов наказаний на основании Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729.

4. Учреждения уголовно-исполнительной системы осуществляют наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни. Термин "учреждения уголовно-исполнительной системы" впервые используется УИК. Тем самым заложена правовая основа для выделения определенных видов учреждений и органов, исполняющих наиболее часто применяемые судами наказания и одновременно наиболее затратные в организационном и финансовом отношении, в самостоятельную систему.

Впервые в нормативный оборот этот термин был введен Законом 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона в данную систему были включены учреждения, исполняющие лишение свободы и смертную казнь. УИК (ч. 5 ст. 16) включил в нее учреждения, исполняющие ограничение свободы, - исправительные центры. Создание обособленной уголовно-исполнительной системы направлено на совершенствование ее управления и организации деятельности, а также на обеспечение правовой защиты персонала этих учреждений.

5. Исполнение некоторых наказаний, назначаемых военнослужащим, имеет специфику, поэтому учреждения и органы, осуществляющие эти виды наказания в отношении указанной категории, УИК выделил в самостоятельную группу. Содержание в дисциплинарной воинской части исполняется в специально предназначенных для этого дисциплинарных воинских частях (см. комментарий к ст. 155-171). Кроме того, указанные воинские части исполняют в отношении военнослужащих такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, если это наказание назначено в качестве дополнительного (ч. 3 ст. 16). Дисциплинарные воинские части организуют свою деятельность по исполнению указанного вида наказания на основе Положения о дисциплинарной воинской части, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 июля 1997 г. N 669 (СЗ РФ. 1997. N 23. Ст. 2697).

Наказание в виде ареста исполняется командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих и в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт (см. комментарий к ст. 149-154). Деятельность гауптвахт регулируется нормативными правовыми актами, принимаемыми Министерством обороны РФ, в частности, Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ (приложение N 14 "О гауптвахте").

Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей, учреждений и органов и воинских формирований, в которых проходят службу указанные военнослужащие (см. комментарий к ст. 143-148).

Статья 17. Уведомление о месте отбывания наказания

В целях поддержания полезных социальных связей осужденных, своевременности получения ими свиданий, посылок и передач в комментируемой статье установлено правило, согласно которому администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязана не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного к месту отбывания наказания направить уведомление одному из родственников осужденного по его выбору. В уведомлении, направленном администрацией, указывается перечень продуктов питания и предметов первой необходимости, который может получить осужденный.

Данное правило не исключает возможности самому осужденному направить информацию о месте отбывания наказания.

Статья 18. Применение к осужденным мер медицинского характера

1. В соответствии с п. "в" и "г" ч. 1 ст. 97 УК к лицам, совершившим преступления и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, а также совершившим преступления и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма и наркомании, могут быть назначены судом принудительные меры медицинского характера при исполнении наказания.

Такие меры применяются к осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы непосредственно учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний (ч. 1 ст. 18 УИК). Они осуществляются в форме амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра (ст. 100 УК).

2. Согласно с ч. 1 ст. 104 УК при осуждении к лишению свободы принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы. В соответствии с ч. 2 ст. 101 УИК в уголовно-исполнительной системе организуются лечебно-профилактические учреждения и лечебные исправительные учреждения, в которых проводится амбулаторное принудительное лечение от алкоголизма и наркомании и лечение у психиатра психических расстройств, не исключающих вменяемость.

Поскольку в уголовно-исполнительную систему входят учреждения, исполняющие также арест (ч. 5 ст. 16 УИК), администрация арестных домов может использовать для амбулаторного принудительного лечения при наличии соответствующих условий медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений этой системы.

Что касается амбулаторного принудительного лечения осужденных при отбывании ограничения свободы, то в исправительных центрах для амбулаторного медицинского обслуживания осужденных предполагается создать медицинские учреждения. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 104 УК принудительные меры медицинского характера могут исполняться в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.

3. Если во время отбывания наказаний в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы будет установлено, что осужденный болен алкоголизмом или наркоманией и нуждается в применении принудительных мер медицинского характера, а такая мера ему приговором суда назначена не была, администрация этих учреждений входит в суд с представлением о применении этой меры. Суд на основании ст. 368 УПК может вынести решение о применении в соответствии со ст. 97 УК принудительной меры медицинского характера.

4. При изменении психического состояния осужденного, требующего стационарного лечения, помещение осужденного в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством о здравоохранении (ч. 2 ст. 104 УК), в частности Законом РСФСР от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Помещение осужденного в психиатрический стационар производится только по решению суда (п. "б" ч. 1 ст. 99 УК, ст. 29, 33-36 Закона о психиатрической помощи). Помещение в иное медицинское учреждение производится в соответствии с общим законодательством о здравоохранении.

5. Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров (ч. 4 ст. 104 УК).

6. Освобождение от наказания, соединенного с применением принудительных мер медицинского характера, по основаниям, предусмотренным в ст. 172 УИК, не влечет за собой прекращения принудительного лечения. Для этого требуется наличие оснований, указанных в ч. 4 ст. 104 УК. Если осужденный не прошел курса принудительного лечения, администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, направляет необходимые материалы в суд с ходатайством о продлении принудительного лечения, которое в дальнейшем проводится медицинскими учреждениями органов здравоохранения.

7. Наряду с применением к осужденным принудительных мер медицинского характера УИК предусмотрел возможность применения к ним обязательного лечения. Оно проводится в отношении осужденных к ограничению свободы, аресту и лишению свободы по решению медицинской комиссии к больным токсикоманией, ВИЧ-инфицированным, а также осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания.

8. Осужденные к лишению свободы, а также аресту, поскольку оба вида наказания связаны с изоляцией от общества, больные с перечисленными заболеваниями помещаются в лечебные исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы. Осужденные к ограничению свободы могут проходить курс обязательного лечения в лечебных учреждениях, создаваемых при исправительных центрах, а при их отсутствии - в лечебных учреждениях органов здравоохранения.

Статья 19. Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления

1. В комментируемой статье перечислены субъекты, которым предоставлено право контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

2. Федеральные органы государственной власти. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Поскольку судебному контролю за исполнением наказания посвящена ст. 20 УИК, в комментируемой статье речь пойдет о контроле за учреждениями и органами, исполняющими наказание, осуществляемом органами законодательной и исполнительной власти. Государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание и Правительство.

3. Президент РФ как глава государства (ст. 80 Конституции) осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти, в систему которой входят государственные органы, осуществляющие управление учреждениями и органами, исполняющими наказания. Кроме того, по поручению Президента соответствующие органы государственной власти и должностные лица могут провести проверку деятельности указанных учреждений и органов. Президент определяет также основные направления внутренней политики государства, составной частью которой является уголовно-исполнительная политика. Роль Президента применительно к деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, нашла, в частности, выражение в одобрении им Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы.

4. Законодательная власть в Российской Федерации осуществляется Федеральным Собранием, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, которые наряду с законодательством и назначением высших должностных лиц выполняют контрольные функции путем проведения парламентских расследований. С этой целью создаются временные комиссии палат Федерального Собрания. В частности, Государственной Думой создавалась временная комиссия по рассмотрению положения заключенных в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, их материально-бытового обеспечения. Материалы временной комиссии были рассмотрены в ряде постоянных комитетов Государственной Думы и направлены в Правительство для принятия мер по улучшению условий содержания заключенных.

Определенными контрольными функциями по отношению к органам исполнительной власти и в конечном итоге по отношению к учреждениям и органам, исполняющим наказания, обладают депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. Так, согласно Федеральному закону от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы" депутат Государственной Думы вправе обращаться с вопросом к любому члену Правительства (ст. 14), он пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, начальствующего состава Вооруженных Сил (ст. 15), получения от них необходимой информации и документации (ст. 16). Перечисленные выше руководители и должностные лица обязаны дать депутату ответ на его обращение (ст. 17). Указанные полномочия депутатов в полной мере относятся и к учреждениям и органам, исполняющим наказание.

5. С точки зрения контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, со стороны органов государственной власти особо следует выделить Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, на которого согласно Конституции возложено обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения. В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 1996 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011) Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия государственных органов, должностных лиц, если ранее гражданин обжаловал эти действия в судебном или административном порядке, но не согласен с решением, принятым по его жалобе (ст. 16). При проверке жалобы Уполномоченный вправе посещать все государственные органы, учреждения и организации, запрашивать и получать необходимую информацию и материалы, получать объяснения должностных лиц, проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами проверку деятельности соответствующих учреждений и органов, требовать объяснения от соответствующих должностных лиц (ст. 16-24 Закона). Перечисленные права Уполномоченного в полном объеме распространяются на учреждения и органы, исполняющие наказания, а также на их должностных лиц.

6. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции), одной из задач которого является обеспечение законности, прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью (п. "е" ч. 1 ст. 114 Конституции).

В соответствии с указанной задачей Правительство осуществляет контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в том числе за функционированием уголовно-исполнительной системы, обеспечивает ее финансовую и материальную базу. Правительством, в частности, одобрена Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы (на период до 2005 г.).

7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, расположенных на их территории. Так, Концепцией реорганизации уголовно-исполнительной системы предоставлены полномочия субъектам Федерации по непосредственному руководству и контролю за функционированием уголовно-исполнительной системы через соответствующие органы исполнительной власти.

8. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Эти полномочия вытекают из ч. 1 ст. 132 Конституции.

Статья 20. Судебный контроль

1. В комментируемой статье впервые закреплен судебный контроль за исполнением наказания, хотя и в ИТК 1970 г. он также осуществлялся, однако не был выделен в качестве самостоятельной формы контроля. Функции судебного контроля за исполнением наказания основываются на ст. 11 и 118 Конституции, а также на иных законах (Уголовном, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексах, Федеральном законе от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1).

2. Судебный контроль за исполнением наказаний осуществляется судами в стадии исполнения приговора путем: изменения условий исполнения наказания; замены одного вида наказания другим; досрочного освобождения от наказания; рассмотрения жалоб осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

3. Судебный контроль при решении вопросов, связанных с изменением условий исполнения наказания. Они (условия) включают решение вопросов рассрочки или отсрочки осужденному уплаты штрафа (ч. 2 ст. 31 УИК). При исполнении исправительных работ суд вправе по ходатайству осужденного или уголовно-исполнительной инспекции, администрации организации, где он работает, снизить размер удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения (ч. 7 ст. 44 УИК). Суд также решает вопросы, связанные с конфискацией имущества осужденного (см. комментарий к ст. 64, 67), об отсрочке исполнения приговора при осуждении лица к лишению свободы или исправительным работам (ст. 361 УПК, ч. 5 ст. 42 УИК). При исполнении условного осуждения суд может отменить полностью или частично либо дополнить ранее установленные для условно осужденного обязанности (ч. 7 ст. 73 УК), продлить осужденному испытательный срок (ч. 3 ст. 190 УИК, ч. 2 ст. 74 УК), отменить условное осуждение (ч. 3 ст. 74 УК, ч. 4 ст. 190 УИК).

При исполнении лишения свободы суд может изменить вид исправительного учреждения и вид исправительной колонии (ч. 3 ст. 58 УК, ст. 78 УИК).

Суду предоставлено право при исполнении наказания применить, продлить или отменить принудительные меры медицинского характера (ст. 102 УК, ст. 368 УПК, ст. 18 УИК).

4. Судебный контроль при решении вопросов о замене одного вида наказания другими. Суд вправе при уклонении осужденного от отбывания назначенного ему наказания заменить его более строгим (ст. 365 УПК, ст. 50 УК, ст. 29, 46, ч. 4 ст. 58 УИК). Наконец, суд вправе заменить не отбытую часть наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК).

5. Суд контролирует исполнение наказания при решении вопросов досрочного освобождения от отбывания наказания: условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 79, 93 УК, ст. 363 УПК, ст. 175 УИК), освобождения от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК, ст. 362 УПК, ст. 175 УИК); вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу (ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации", ст. 361.1 УПК).

6. Суд контролирует исполнение наказания при рассмотрении жалоб осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, в случаях, предусмотренных законодательством. В комментируемой статье реализуется конституционная норма, согласно которой "решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд" (ст. 46 Конституции).

В ч. 2 ст. 20 УИК содержится важная оговорка, согласно которой суд рассматривает такого рода жалобы в случаях, предусмотренных законодательством. В частности, в ч. 3 ст. 104 УИК предоставлено право осужденному обжаловать в суд решение администрации исправительного учреждения об исключении из общего трудового стажа при систематическом уклонении от выполнения работ соответствующего периода времени.

7. Учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны уведомлять суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания наказания и об исполнении наказания. Данное положение ч. 3 ст. 20 УИК основывается на процессуальных нормах. Так, согласно ч. 3 ст. 359 УПК "суд, вынесший приговор, обязан следить за тем, чтобы приговор, определения и постановления были приведены в исполнение".

8. Судебный контроль осуществляется не только за исполнением наказания, но и за деятельностью администрации учреждений и органов, исполняющих эти наказания, в форме гражданско-процессуальной деятельности при рассмотрении исков о причинении осужденному ущерба по вине этих учреждений (ч. 4 ст. 98 УИК), при рассмотрении иска администрации исправительного учреждения в случаях причинения осужденным во время отбывания наказания ущерба государству (ст. 102 УИК).

Статья 21. Ведомственный контроль

1. Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве закреплен ведомственный контроль за учреждениями и органами, исполняющими наказания.

2. Учреждения и органы, исполняющие наказания, входили до 1998 г. в систему Министерства внутренних дел РФ (исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры, уголовно-исполнительные инспекции), затем они переданы в ведение Министерства юстиции РФ. Министерство обороны РФ осуществляет контроль за дисциплинарными воинскими частями, командованием гарнизонов на гауптвахтах, командованием воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу военнослужащие, осужденные к ограничению по военной службе. В отношении судебных приставов-исполнителей, на которых возложено исполнение штрафа и конфискации имущества, в качестве контролирующего органа выступает Министерство юстиции. Перечисленные органы принимают нормативные правовые акты, определяющие порядок осуществления ведомственного контроля.

3. Ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания, направлены на обеспечение соблюдения законодательства и иных нормативных актов при исполнении наказаний и соблюдения прав и законных интересов осужденных; безопасности осужденных и персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, и иных граждан. Эти акты предусматривают оценку их деятельности с точки зрения соблюдения условий и порядка отбывания осужденными наказания, а применительно к наказаниям, связанным с изоляцией от общества, - организации охраны осужденных, надзора за ними, предупреждения с их стороны преступлений. При ведомственном контроле оцениваются организация воспитательной работы с осужденными и их трудовой деятельности, взаимодействие администрации этих учреждений с государственными органами и общественностью.

На основании контроля делается оценка деятельности администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, по выполнению поставленных перед ней задач, намечаются конкретные меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, их порождающих.

4. Контроль за учреждениями и органами, исполняющими наказания в отношении военнослужащих, осуществляется Генеральным штабом, командующими военных округов, командирами частей и соединений на основании и в порядке, установленных воинскими уставами и другими нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством РФ и Министерством обороны РФ (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 8 января 1997 г. "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", ст. 152 УИК).

5. Контроль за учреждениями и органами, исполняющими лишение и ограничение свободы, арест, исправительные и обязательные работы, а также условное осуждение, осуществляет Министерство юстиции РФ.

Формами контроля за указанными выше учреждениями и органами являются: анализ статистической отчетности, ревизии и проверки производственной или финансово-хозяйственной деятельности, непосредственное инспектирование учреждений и органов, исполняющих наказания, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, их проверка и принятие соответствующих решений.

Статья 22. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания

1. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 17 ноября 1995 г.), в гл. 4 которого определены предмет и полномочия органов прокуратуры в указанной сфере деятельности (СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472).

2. Согласно ст. 32 Закона предметом надзора являются законность нахождения осужденных в исправительных учреждениях и иных местах отбывания наказания, соблюдение установленных законодательством прав и обязанностей осужденных, законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Особое внимание при осуществлении надзора уделяется соблюдению норм УИК, определяющих правовое положение осужденных, их материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

3. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" предоставил широкие полномочия при проверке соблюдения законов (ст. 33). Прокурор, осуществляющий надзор, вправе в любое время посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, опрашивать осужденных, знакомиться с документами, на основании которых они осуждены и отбывают наказание, с оперативными материалами.

Прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права осужденных, проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела и производства об административных правонарушениях.

Прокурору предоставляется право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобождать своими постановлениями из штрафного или дисциплинарного изолятора, помещения камерного типа, одиночной камеры.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания.

4. Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливается обязанность исполнения постановлений и требований прокурора администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 34). Согласно ст. 54 указанного Закона такое полномочие предоставлено Генеральному прокурору РФ, его заместителям и советникам, всем нижестоящим прокурорам, их заместителям, помощникам прокуроров по особым поручениям, старшим помощникам, помощникам, старшим прокурорам и прокурорам, старшим прокурорам-криминалистам и прокурорам-криминалистам управлений и отделов, действующих в пределах своей компетенции по осуществлению надзора за соблюдением законов при исполнении наказаний.

5. УИК предоставил прокурорам дополнительные полномочия по решению вопросов, связанных с исполнением наказаний. Они в основном относятся к даче санкций на задержание осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания. Так, в случае уклонения осужденного к ограничению свободы от получения предписания о выезде к месту отбывания наказания или невыезде к месту отбывания наказания в установленный срок без уважительных причин он задерживается органом внутренних дел с санкции прокурора на срок до 15 суток (ч. 2 ст. 48); при самовольном без уважительных причин оставлении осужденным к ограничению свободы места отбывания наказания он задерживается с санкции прокурора на срок не более 30 суток.

По согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором субъекта Федерации в исправительных учреждениях устанавливается режим особых условий.

Возрастает роль прокурора по надзору за законностью исполнения наказания в виде смертной казни. Так, при отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании с участием прокурора администрацией исправительного учреждения составляется соответствующий акт (ч. 3 ст. 184 УИК). Прокурор также присутствует при исполнении смертной казни (ч. 2 ст. 186 УИК).

Статья 23. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания

1. Участие общественных объединений в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотренные комментируемой статьей, является развитием принципа демократизации уголовно-исполнительного законодательства (см. комментарий к ст. 8).

2. В УИК предусматриваются следующие основные направления участия общественных объединений: содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания; участие в исправлении осужденных; осуществление контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

3. В ИТК 1970 г. регулированию участия общественности в исправлении осужденных был предусмотрен разд. V, в котором определились его основные формы и задачи: наблюдательные комиссии (ст. 110); комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 111); шефство (ст. 112); совет общественности в воспитательной трудовой колонии (ст. 113) и общественные воспитатели осужденных несовершеннолетних (ст. 114). Одновременно в разд. V содержались бланкетные нормы, в соответствии с которыми конкретные задачи, полномочия и организация их деятельности регулировались нормативными актами. Большинство положений этих нормативных актов (см. Положение о наблюдательных комиссиях и комиссиях по делам несовершеннолетних) по своему содержанию не относились к нормам исправительно-трудового законодательства, поскольку регулировали общественные отношения, не связанные с исполнением и отбыванием наказания. Поэтому вопросы правового регулирования деятельности общественных объединений в исправлении осужденных и контролю за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, отнесены УИК к компетенции самостоятельных нормативных актов (ч. 2 ст. 23 и ч. 1 ст. 142). В настоящее время разрабатываются проекты положений об общественных объединениях и попечительских советах. Подготовлен проект закона РФ "О содействии общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (Юридический вестник. 1997. N 13). В проекте закона применительно к органам, исполняющим наказания, на общественные объединения возлагаются задачи по оказанию помощи местам лишения свободы, исправительным центрам и уголовно-исполнительным инспекциям в проведении воспитательной работы с осужденными, защите их прав и законных интересов, по осуществлению контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания. Перечисленные задачи выполняются путем образования при органах местного самоуправления общественных советов, в состав которых могут входить представители общественных объединений, трудовых коллективов, отдельные граждане, а также сотрудники органов местного самоуправления. Состав общественного совета подлежит утверждению органом местного самоуправления. Деятельность этих советов регламентируется положениями, принимаемыми субъектами Российской Федерации.

Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний носит несколько иные формы. Согласно ст. 142 УИК для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при воспитательной колонии создается попечительский совет, деятельность которого регламентируется примерным положением, утверждаемым Правительством РФ (см. комментарий к ст. 142).

Статья 24. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания

1. В ч. 1 комментируемой статьи дается перечень должностных лиц, которые при исполнении служебных обязанностей имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального разрешения.

2. Президент РФ, который является главой государства, высшим должностным лицом (ст. 80 Конституции), на основе предоставленных ему полномочий осуществляет контроль лично и через соответствующие органы государственной власти за деятельностью соответствующих учреждений и органов государства (см. комментарий к ст. 19).

3. Председатель Правительства РФ осуществляет исполнительную власть (ст. 110 Конституции). Он вправе контролировать деятельность министерств и ведомств, в том числе тех из них, в структуру которых входят учреждения и органы, исполняющие наказания (см. комментарий к ст. 19).

4. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в соответствии с Федеральным законом "О статусе депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы" имеют право на получение информации о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций (ст. 15) (см. комментарий к ст. 19).

5. Президенты и главы правительств субъектов Российской Федерации возглавляют государственную и исполнительную власть, руководят соответствующими министерствами и ведомствами, в структуру и в подчинение которых входят органы и учреждения, исполняющие наказания, обеспечивают охрану общественного порядка на территории субъекта Федерации (см. комментарий к ст. 19).

6. Главы органов местного самоуправления на основе полномочий, предоставленных ст. 112 Конституции РФ и Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления" (ст. 6) обеспечивают охрану общественного порядка, осуществляют контроль за деятельностью организаций, расположенных на их территории. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 47, 52, 96 УИК решают важные вопросы деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания (см. комментарий к ст. 47, 52, 96).

7. Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях, действуют на основе полномочий, закрепленных также в ст. 34 Закона (в ред. от 17 ноября 1995 г.) "О прокуратуре Российской Федерации" (см. комментарий к ст. 22).

8. Наделенные необходимыми полномочиями должностные лица соответствующих структурных подразделений министерств и ведомств, в систему которых входят учреждения и органы, исполняющие наказания, в частности должностные лица ГУИН Минюста России, УИН субъектов Российской Федерации (см. комментарий к ст. 21) также имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального разрешения.

9. Судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания, вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, в соответствии с положениями УПК и УИК (см. комментарий к ст. 20).

10. Депутатам органов представительной власти субъектов Федерации и членам комиссий, осуществляющим контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в пределах соответствующих территорий в соответствии с законами о статусе депутатов субъектов Российской Федерации предоставлено право на посещение организаций и учреждений, расположенных на территории соответствующей республики, края или области.

К членам комиссии относятся представители общественных объединений, которым в соответствии со ст. 23 УИК предоставлено право контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (см. комментарий к ст. 23).

11. Уполномоченный по правам человека в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" имеет право беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения (см. комментарий к ст. 19).

12. Иные лица и представители средств массовой информации могут посещать указанные учреждения и органы по специальному разрешению администрации или вышестоящих органов управления этими учреждениями.

Под иными лицами понимаются: священнослужители, которые могут приглашаться осужденными (ч. 4 ст. 14 УИК), родственники, близкие осужденных и иные лица, адвокаты и лица, имеющие право на оказание юридической помощи (ст. 89 УИК), представители различных правозащитных организаций, благотворительных фондов, общественных объединений, оказывающих содействие исправительным учреждениям в их работе и в исправлении осужденных.

Под представителями средств массовой информации (СМИ) понимаются журналисты СМИ (радио, телевидения), периодических печатных изданий, имеющие соответствующие лицензии и поручения руководителей СМИ и изданий.

13. В комментируемой статье содержатся важные новеллы, регулирующие основания и порядок проведения в учреждениях и органах, исполняющих наказания, кино-, фото- и видеосъемок. Прежде всего установлены правовые предписания о съемках объектов этих учреждений, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных. В данном случае имеются в виду охранные сооружения исправительных учреждений и арестных домов, технические средства надзора и контроля (ст. 23 УИК) и т.д. Такого рода съемки допускаются с письменного разрешения администрации указанных учреждений и вышестоящих органов.

Съемка осужденных, их интервьюирование осуществляются только с их согласия в письменной форме. Включение в УИК данной нормы обусловлено двумя причинами. Во-первых, обеспечить правовую и нравственную защищенность самих осужденных, поскольку публикация интервью, широкая демонстрация кино-, видео- и фотоизображения человека, находящегося в местах отбывания наказания, может нанести ему и его близким определенный моральный вред. Во-вторых, оградить средства массовой информации от необоснованных исков со стороны осужденных о причинении им морального ущерба в связи с опубликованием о них кино-, фото-, видеоматериалов или публикаций с упоминанием их фамилий. Такого рода иски до принятия УИК иногда предъявлялись осужденными к средствам массовой информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: