Лабораторная работа 12. Экономическое самоопределение личности: экономическое сознание и экономическое поведение

Стандартизированная программа

исследования экономико психологических характеристик личности

А.Л. Журавлева и А.Б. Купрейченко

Назначение. Анкета направлена на изучение экономического сознания студентов.

Инструкция. Просим Вас ответить на ряд вопросов. Отметьте знаком «+» тот вариант ответа, который соответствует Вашему мнению. Отвечайте последовательно, не пропуская вопросы.

1.Что в Вашем представлении олицетворяет богатство? (Выберите не более 3-х вариантов ответа).

- наличие прибыльного дела;

- наличие модной машины, мебели, одежды и т.п.;

- высокооплачиваемая работа;

- возможность не думать о завтрашнем дне;

- возможность помогать близким материально;

- возможность делать пожертвования на общественные нужды;

- возможность путешествовать;

- возможность жить там, где захочется;

- наличие недвижимости (хорошей квартиры, загороднего дома);

- наличие счета в иностранном банке;

- наличие валюты, драгоценностей;

- наличие ценных бумаг крупных банков, предприятий, фирм и т.п.;

- другое (напишите).

2. Насколько, по Вашему мнению, деньги значимы для вас?

(Обведите на шкале цифру, соответствующую Вашему мнению).

Совсем незначимы В малой степени значимы           В большей степени значимы
               

3. Какой надо иметь ежемесячный доход, чтобы чувствовать себя богатым человеком? (Укажите ежемесячный доход в рублях).________________________________________________________

4. Как Вы оцениваете уровень своего материального благосостония? (Обведите на шкале цифру, соответствующую Вашему мнению).

Очень низкий           Очень высокий
             

5. В какой степени Вас устраивает уровень Вашего материального благосостояния в настоящее время?

Совсем не устраивает Слабо устраивает           Полностью устраивает
               

6а. Как Вы оцениваете от Вас зависящие возможности в повышении Ваших личных материальных доходов?

Очень низкие           Очень высокие
             

6б. Как Вы оцениваете от Вас зависящие возможности в повышении доходов семьи?

Очень низкие           Очень высокие
             

7. В какой мере Ваши материальные доходы удовлетворяют Ваши потребности?

- совершенно не удовлетворяют;

- в основном не удовлетворяют;

- менее чем на половину удовлетворяют;

- примерно на половину удовлетворяют;

- более чем на половину удовлетворяют;

- в основном удовлетворяют;

- полностью удовлетворяют.

8. Основными источниками Вашего дохода в настоящее время являются (можно отметить несколько вариантов):

- заработная плата (стипендия, пособие и т.п.);

- дивиденты с ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.);

- проценты с денежных вкладов;

- сдача квартиры (дома) в аренду;

- доходы от собственного бизнеса;

- помощь других людей (родственников, знакомых и т.п.);

- доходы от подсобного хозяйства;

- частная практика;

- другие источники (укажите)________________________________

9. Оцените уровень Вашей деловой активности в настоящее время:

Очень низкий           Очень высокий
             

10. Собираетесь ли Вы повысить уровень своих доходов?

- да; - нет; - пока не решил.

Если да, то каким способом? (Можно отметить несколько вариантов).

- буду искать новую высокооплачиваемую работу;

- начну (буду расширять) собственный бизнес;

- буду искать дополнительную работу;

- вложу деньги в банк на выгодных условиях;

- приобрету доходные ценные бумаги (акции, облигации и т.п.);

- сдам в аренду недвижимость;

- рассчитываю на помощь других людей (родственников, знакомых и т.д.);

- по-другому (напишите).

11. Выберите из перечисленного ниже списка ценностей 7 наиболее важных для Вас (для Вашей жизни). Делайте это следующим образом: прочитайте список, затем рядом с самой важной для Вас ценностью поставьте цифру 1, следующей по важности – цифру 2 и т.д., пока не выберите 7 ценностей.

- здоровье - мудрость

- друзья - красота

- бессмертие - собственность

- познание - материальная обеспеченность

- счастье других - творчество

- богатство - развлечения

- работа - активная жизнь

- свобода - уверенность в себе

- семья

12. По Вашему мнению, собственником в первую очередь можно считать человека, у которого есть (выберите не более 3-х вариантов).

- большая квартира;

- дом с участком;

- машина, гараж, ценные вещи;

- крупные денежные средства;

- золото, драгоценности, твердая валюта;

- ценные бумаги банков, предприятий;

- капитал в прибыльном деле;

- частное предприятие;

- недвижимость, приносящая прибыль;

- счет в иностранном банке;

- другое (напишите).

13.Оцените степень Вашего желания быть собственником:

Нет желания Очень слабое желание     Среднее желание     Очень сильное желание
               

14. Выберите для представленного ниже списка 7 наиболее важных ценностей для решения Ваших жизненных проблем (цифрой 1 отметьте самую важную ценность, цифрой 2 – следующую по важности из оставшихся и т.д. до 7):

- честность - предприимчивость

- непримиримость к недостаткам - твердая воля

в себе и других - самоконтроль

- воспитанность - чуткость

- терпимость - жизнерадостность

- широта взглядов - эффективность в делах

- образованность - рационализм

- ответственность - богатство

- исполнительность - смелость в отстаивании

- независимость взглядов

- собственность

15. Оцените степень Вашего желания идти на экономический риск ради повышения своих доходов:

Желание отсутствует Очень слабое желание     Среднее желание     Очень сильное желание
               

16а. Оцените степень Вашего реального экономического риска в настоящее время

Риск отсутствует Очень низкая степень риска     Средняя степень риска     Очень высокая степень риска
               

16б. Оцените оптимальную для Вас степень экономического риска:

Отсутствие риска Очень низкая степень риска     Средняя степень риска     Очень высокая степень риска
               

17. В какой степени важен для Вас уровень материального состояния Ваших друзей?

- мне абсолютно не важно, какой уровень материальных благ у моих друзей;

- придаю небольшое значение материальному уровню своих друзей;

- бывает всякое: и придаю значение, и нет;

- я придаю большое значение материальному уровню своих друзей;

- мне очень важно, какой уровень материальных благ у моих друзей.

18. Если Вы придаете значение уровню материального благосостояния, то из какой социальной группы Вы предпочли бы себе друзей?

- очень бедной;

- бедной;

- скорее бедной, чем богатой;

- среднего достатка;

- скорее богатой, чем бедной;

- богатой;

- очень богатой;

- другое (напишите).________________________________________

19. Что в Вашем представлении олицетворяет бедность? (Выберите не более 3-х вариантов ответа).

- отсутствие достаточных средств к существованию;

- жить на прожиточный уровень;

- низкооплачиваемая работа;

- полная неопределенность в завтрашнем дне;

- отсутствие возможности жить так, как хочется;

- наличие только необходимого минимума продуктов для поддержания жизнедеятельности;

- постоянно жить в долгах;

- отсутствие нормальных жилищных условий;

- отсутствие стабильного источника доходов;

- отсутствие возможности пользоваться платными услугами (получение образования детьми, лечение, отдых, досуг);

- отсутствие сбережений;

- другое (напишите)._________________________________________

20. В какой степени Вы интересуетесь положением дел в экономике нашей страны? (Обведите на шкале цифру, соответствующую Вашему мнению).

Интерес отсутствует Очень низкий интерес     Средний интерес     Очень высокий интерес
               

21.В какой степени Вы интересуетесь положением дел в экономике Вашего города?

Интерес отсутствует Очень низкий интерес     Средний интерес     Очень высокий интерес
               

22. Как Вы относитесь к тем экономическим изменениям, которые происходят в нашей стране в целом?

Отрицательно           Положительно
             

23. Как Вы относитесь к тем экономическим изменениям, которые происходят в Вашем городе?

Отрицательно           Положительно
             

24. Как часто Вы смотрите в средствах массовой информации передачи об экономической политике нашей страны?

Очень редко           Очень часто
             

25. Как, по Вашему мнению, большинство окружающих Вас людей относятся к богатым, материально состоятельным людям?

Очень враждебно           Очень доброжелательно
             

26. Выберите, пожалуйста, из перечисленных ниже вариантов ответа тот, который явялется для Вас наиболее близким:

- отношусь одинаково бережно к своим и чужим (государственным) вещам и предметам;

- отношусь бережно только к своим вещам и предметам, в отличие от государственных;

- берегу общественные вещи и предметы, а к свои отношусь небережно;

- не бережлив ни к своим, ни к чужим вещам и предметам;

- другое (напишите)._______________________________________

27. В условиях какой формы собственности Вам хотелось бы трудиться?

- государственная;

- акционерное общество открытого типа;

- акционерное общество закрытого типа;

- ООО (ТОО);

- индивидуальное/частное предприятие (ПБОЮЛ);

- срвместное предприятие;

- инофирма;

- другое (напишите)._______________________________________

28а. Если бы Вы стали совладельцем производства (через владение акциями), то в какой степени изменилась бы Ваша экономическая инициатива? (Обведите на шкале цифру, соответствующую Вашему мнению).

Совсем не изменилась Очень слабо изменилась           Очень сильно изменилась
               

28б. В какой степени изменилась бы Ваша личная заинтересованность в дальнейшем развитии производства?

Совсем не изменилась Очень слабо изменилась           Очень сильно изменилась
               

29. При выборе факультета и специальности, которой хотелось бы обучиться, Вы ориентировались, прежде всего, на (выберите 3 варианта ответа и проранжируйте их по степени важности):

- престиж будущей профессии;

- возможность в будущем хорошо зарабатывать;

- советы родителей;

- большой интерес к этой области знаний;

- семейные традиции;

- не было другого выбора;

- возможность реализовать свои способности;

- востребованность профессии обществом;

- возможность занимать высокое положение в обществе;

- другое (напишите)._______________________________________

30. Как лично Вы относитесь к богатым, состоятельным людям?

Очень враждебно           Очень доброжелательно
             

31. Если бы Вы занялись частным бизнесом, то как бы к этому отнеслись другие люди? (На каждой строчке отметьте соответствующую цифру).

  Отрицательно     Нейтрально     Положительно
члены семьи              
друзья              
окружающие              

32. Большинство окружающих Вас людей, если бы им пришлось выбирать, прежде всего, предпочли бы стать владельцем (выберите не более 3-х вариантов ответа):

- дорогой квартиры;

- золота, драгоценностей, твердой валюты;

- загородного дома с земельным участком;

- капитала, вложенного в прибыльный бизнес;

- дорогих автомобиля, мебели, одежды и т.п.;

- крупного счета в банке;

- частного предприятия, фирмы, магазина;

- крупного пакета высокодоходных ценных бумаг;

- недвижимости, приносящей прибыль;

- другое (напишите)._______________________________________

33. Какую из перечисленных ниже задач Вы реально могли бы осуществить, приложив максимум усилий и реализовав свои способности?

- обеспечить семье нормальный прожиточный уровень, как у большинства;

- обеспечить себя и семью всем необходимым;

- полностью обеспечить свое будущее;

- полностью обеспечить будущее своих детей и внуков;

- стать богатым настолько, чтобы всей семье полноценно жить на дивиденты;

- другое (напишите)._______________________________________

34. Если расположить все российское население на шкалы в соответствии с уровнем материального благосостояния так, что на крайнем левом полюсе окажутся самые бедные, а на крайнем правом – самые богатые, то в какую точку на этой шкале Вы поместили бы себя? (Отметьте вертикальной чертой).

Самые бедные_________________________________Самые богатые

35. Как лично Вы относитесь к конкуренции (соревнованию) с другими людьми в Вашей сфере деятельности?

- мне абсолютно чуждо это чувство;

- я просто не люблю соревнования;

- бывает всякое и соревнуюсь, и нет;

- мне нравится соревноваться с людьми;

- предпочитаю жить и работать в условиях конкуренции.

36. Выберите из нижеперечисленных функций экономической конкуренции ту, которая является для Вас наиболее важной:

- иметь больше денег, прибыль;

- быть более благополучным в материальном положении;

- реализовать свой творческий потенциал;

- совершенствовать себя, всегда быть в тонусе;

- быть независимым;

- другое (напишите).____________________________________

37. Как, по Вашему мнению, большинство окружающих Вас людей относится к бедным, несостоятельным людям?

Недоброжелательно           Доброжелательно
             

38. Как лично Вы относитесь к бедным, несостоятельным людям?

Недоброжелательно           Доброжелательно
             

39. Оцените материальный уровень жизни Вашей семьи в настоящее время?

Очень низкий           Очень высокий
             

40. Какой ежемесячный доход лично Вам хотелось бы иметь в настоящее время? (Укажите доход в рублях).________________________

41. Как Вы оцениваете силу Вашего желания иметь деньги?

Очень слабое желание           Очень сильное желание
             

42. В какой степени каждая из нижеперечисленных формулировок соответствует Вашему отношению к деньгам? Степень соответствия оцените, пожалуйста, по 7-балльной шкале. (Обведите на шкале цифру, соответствующую Вашему мнению).

  Очень слабо соответствует           Полностью соответствует
1. Все беды в обществе идут от денег: они приносят несчастье и зло              
2. Деньги изменяют в худшую сторону (портят) людей              
3. Ничего хорошего в деньгах нет              
4. Деньги – это лишь средство существования человека в обществе              
5. Наличие денег есть показатель значимости человека в обществе, т.е. деньги возвышают человека              
6. Деньги делают жизнь человека содержательной и счастливой              
7. Ради денег стоит жить              

43. По Вашему мнению, к какой нижеперечисленной социальной группе Вас отнесет большинство хорошо знающих Вас людей?

- очень бедные;

- бедные;

- скорее бедные, чем богатые;

- среднего достатка;

- скорее богатые, чем бедные;

- богатые;

- очень богатые;

- другое (напишите)._______________________________________

44. К какой из этих групп Вы относите себя?

- очень бедные;

- бедные;

- скорее бедные, чем богатые;

- среднего достатка;

- скорее богатые, чем бедные;

- богатые;

- очень богатые;

- другое (напишите)._______________________________________

Укажите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

1. Ваш пол:

- муж. – жен.

2. Возраст (полных лет): 1) до 18; 2) 18-25; 3) 26-30; 4) 31-35

3. Семейное положение:

- женат (замужем) - не женат (не замужем)

4. Есть ли у вас дети?

- да - нет

5. Выберите из нижеперечисленных вариантов ответа тот, который относится к Вам в наибольшей степени (выбранный Вами ответ обведите в кружок):

- живу полностью на иждивении родителей;

- живу в основном на иждивении родителей, но частично обеспечиваю себя сам;

- большей частью обеспечиваю себя сам, но родители помогают;

- живу самостоятельно без поддержки родителей;

- живу самостоятельно, помогаю родителям;

- другое (напишите).

6. Работаете ли Вы в настоящее время?

- да - нет

6а. Если работаете, то где:

- на госпредприятии;

- на акционерном предприятии открытого типа;

- на акционерном предприятии закрытого типа;

- ООО (ТОО);

- являюсь (со)владельцем предприятия, фирмы и т.п.;

- на частном предприятии;

- занимаюсь своим бизнесом;

- работаю на инофирме;

- другое (напишите).____________________________

7. Имеете ли Вы среднее специальное образование?

- да - нет

8. В каком вузе учитесь?_________________________

9. На какой основе Вы учитесь?

- платно - бесплатно

10. На каком факультете Вы учитесь?_________________

11. Специальность, которой Вы обучаетесь?____________

12. Курс_______________

Анкета по изучению экономической социализации школьников

А.Д. Карнышева

Назначение. Анкета предназначена для выявления того, как современные учащиеся приобщаются к рыночной экономике, готовятся выполнять свои экономические роли в различных структурах.

Инструкция. Просим Вас дать продуманные и откровенные ответы на предложенные ниже вопросы. Анкета анонимна, ее не нужно подписывать.

1. Приходится ли Вам самостоятельно накапливать деньги?

1) да, всегда;

2) да, иногда;

3) нет, не приходится;

4) другое (назовите)_______________________________________

2. Если удается накапливать, то, каким образом Вы чаше всего это делаете?

(назовите не более 3-х вариантов):

1) зарабатываю, трудясь вне семьи;

2) зарабатываю, трудясь в семье;

3) экономлю па питании;

4) экономлю на покупке вещей;

5) занимаюсь перепродажей товаров;

6) деньги дают родители и близкие родственники;

7) делаю ставки на различных мероприятиях (6оулинг, бильярд и т.д.);

8) играю в игровые автоматы;

9) играю на бирже;

10) другое (запишите ) ______________________________________

3. Считается ли престижным в кругу Ваших близких и друзей самостоятельно зарабатывать деньги (прежде всего различными видами труда)? (один вариант):

1) да, это всегда приветствуется и одобряется;

2) да, только если это связано с коммерцией и бизнесом;

3) нет, это считается признаком бедности и низкого статуса;

4) другое (назовите ) ________________________________________

4. Если родители дают Вам деньги на карманные расходы на неделю, то сколько?

1) не дают

2) от 10 до 30 руб.;

3) от 30 до 100руб.;

4) от 100 до 500руб.;

5) от 500 до 1500 руб.;

6) от 1500 и больше руб.;

7) другое (запишите)______________________________________

5. Отметьте, пожалуйста, на что Вы предпочитаете тратить деньги, которые дают родители? (не более 2-х вариантов):

1) театры, кино, клубы, дискотека и т.д.;

2) покупка чего- либо себе из вещей и (или) продуктов;

3) подарки родным, друзьям;

4) поездки в интересные места;

5) пиво, вино;

6) сигареты;

7) я не трачу деньги, а коплю для будущего;

8) другое (запишите)______________________________________

6. Отметьте, пожалуйста, чем для Вас, в первую очередь, являются «деньги»? (не более 2-х вариантов):

1) средством для удовлетворения своих потребностей;

2) средством для покупки самого необходимого;

3) тем, с чьей помощью можно добиться власти и уважения;

4) то, что нужно копить и разумно тратить;

5) тем, что можно пускать «в оборот»;

6) тем, что поднимает Ваш престижи статус среди друзей и знакомых;

7) их наличие у человека является свидетельством его способностей и дарований;

8) другое (назовите)________________________________________

7. Что на Ваш взгляд, в первую очередь, обеспечивает накопление богатства современными людьми? (не более 3-х вариантов ответов):

1) частное предпринимательство;

2) скурпулезная, повседневная экономия средств;

3) вложение средств в теневую экономику;

4) постоянный добросовестный труд;

5) скупка и перепродажа товаров;

6) хранение средств в коммерческих банках;

7) хранение средств в государственных банках;

8) мошенничество;

9) операции с ценными бумагами;

10) счастливый случай;

11) другое (назовите)_______________________________________

8. Какие качества личности, на Ваш взгляд, в наибольшей степени способствуют эффективности экономической деятельности и деловому успеху человека? (выберите из нижеперечисленных 5 (пять) качеств)

1) агрессивность; 11) профессионализм, знание цели;

2) бережливость; 12) расчетливость;

3) деловая хватка; 13) скромность;

4) законопослушность 14) скупость;

5) наглость; 15) трудолюбие;

6) настойчивость; 16) уверенность в себе;

7) общительность; 17) умение угодить другим;

8) обязательность; 18)целеустремленность;

9) порядочность; 19) честность;

10) предприимчивость; 20) хитрость.

9. Оцените, пожалуйста, в соответствующей графе, по 5-ти балльной шкале уровень получаемых Вами от разных «субъектов» навыков хозяйственной и предпринимательской деятельности.

Оценка: 5- высокий уровень, 4- выше среднего, 3 - средняя, 2 - ниже среднего, 1 -низкая, 0- отсутствие обучения навыку.

  Получаемые навыки Оценка уровня, на котором их дают
В семье В школе Среди сверстников Хорошие знакомые Интернет Средства массовой информации
Расходование полученных средств            
Накопление денег в личную копилку            
Накопление денег в бачке            
Бережное обращение с имуществом, техникой            
Заработки своим трудом            
Умение выгодно для себя торговать            
Планирование своих расходов            
Умение заставить деньги «работать на себя»            
Умение выгодно обменивать одни товары на другие            
Распоряжение семейным бюджетом            
Умение выявлять свои способности в деловой сфере            

10. Каким образом, чаще всего стремятся научить Вас навыкам экономической деятельности в семье? (выберите не более 3-х вариантов):

1) родители рассказывают о том, как они зарабатывают средства;

2) родители рассказывают о том, как они тратят средства;

3) родители рассказывают о том, как они экономят средства;

4) родители рассказывают о том, как они накапливают средства;

5) родители знают и опекают все мои расходы;

6) родители направляют меня на различные курсы, где молено получить данные навыки;

7) родители подбирают для меня хорошую литературу, указывают публикации в Интернете, чтобы я учился экономическим навыкам;

8) родителям в таких вопросах не до меня;

9)меня не интересует опыт родителей в этом вопросе

10) другое (назовите) _____

11. Обучение, каким навыкам экономической деятельности, по - вашему мнению, стоит обязательно ввести в образовательные предметы? (назовите несколько вариантов):

1) навыки предпринимательской подготовки;

2) навыки самооценочной деятельности;

3) навыки ведения домашней финансовой документации;

4) уважение к собственности;

5) ответственность;

6) экономность;

7) формирование экономического мышления;

8) формирование культуры потребления;

9) выполнение социальных ролей: производителя, потребителя, гражданина, семьянина

10) другое (назовите) ______________________________________

12. Каким образом Вы самостоятельно учитесь экономическим навыкам?

Варианты ответов:

1) участие в рыночных отношениях семьи;

2) участие в ведении домашнего хозяйства;

3) анализ составляющих семейного бюджета и источников его доходной и расходной частей;

4) возможности рационального использования средств и пути их увеличения;

5) экономические связи семьи с рыночными структурами общества;

6) определение прожиточного минимума семьи;

7) расходы на учащегося;

8) анализ рекламы потребительских товаров;

9) самоанализ своей семейной экономической деятельности;

10)другое (назовите)_______________________________________

13. Хотели бы Вы строить свою жизнь и действовать, как ваши родители?

  Да, во всем Да, в некоторых их действиях Нет, не хочу Другое (назовите)
Отец        
Мать        
Другие родственники (укажите какие)        

14. Хотите ли вы заниматься предпринимательской деятельностью?

1) Да, хочу заниматься

2) Скорее да, чем нет

3) Скорее нет, чем да

4) Нет, не хочу заниматься

15. Ваше отношение к предпринимательской деятельности как к:

1) честному, законному бизнесу;

2) извлечению прибыли любыми путями и методами;

3) форме участия граждан в предпринимательских отношениях;

4) вере в собственные силы и возможности её осуществлять;

5) умению правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации;

6) рациональному ведению хозяйства и получению прибыли;

7) проявлению правовых и этических норм отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами;

8) мошенничеству;

9)другое (назовите)_______________________________________

16. Представьте: Вы неожиданно выиграли в лотерею один миллион

(1 000 000) рублей. Напишите, пожалуйста, как бы вы им распорядились? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общие сведения

1. Ваш пол:

2. Национальность (к которой себя причисляете):

3. Населенный пункт, в котором проживаете:

а) крупный город;

б) небольшой город;

в) рабочий поселок, районный центр;

г) деревня, село.

4. Каков доход Вашей семьи в месяц на одного человека?

1) менее 2 тыс. руб.;

2) 2-5 тыс. руб.;

3) 5-10 тыс.руб.;

4) 10-20 тыс. руб.;

5) от 20 и выше.

5. В какой социально-экономической сфере получают основной доход (зарплату) Ваши родители?

1) бюджетная сфера (образование, наука, культура, здравоохранение);

2) работа в «силовых структурах» (армия, ФСБ, суд, прокуратура, МВД);

3) служащие из государственных или муниципальных органов;

4) работник на производственных предприятиях, в сфере услуг и т.д.;

5) менеджер на производственных предприятиях, в сфере услуг и т.п.;

6) частный предприниматель;

7) пенсионер;

8) другое (назовите)________________________________________

Опросник «Отношение к деньгам» A. Фернама в модификации

Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко

Назначение. 1) Рассмотреть связи между различными демографическими и социальными/трудовыми представлениями, с одной стороны, и монетарными представлениями/убеждениями и монетарным поведением – с другой стороны; 2) рассмотреть детерминацию монетарных представлений/убеждений и монетарного поведения в прошлом и будущем.

Инструкция. Отметьте, пожалуйста, насколько Вы согласны со следующими утверждениями:

  не согласен отчасти не согласен вероятно отчасти согласен согласен
1. Я часто покупаю вещи, в которых не нуждаюсь или которые не хочу покупать, просто потому, что они продаются, что они в дефиците или на них снижена цена.          
2. Иногда, я покупаю ненужные мне, но модные вещи, чтобы произвести впечатление на людей.          
3. Я часто трачу деньги на других, но очень неохотно на себя.          
4. Я часто говорю «Я не могу себе этого позволить», независимо от того, так ли это на самом деле.          
5. Я всегда знаю почти до копейки, сколько денег у меня в кошельке или в кармане.          
6. Я часто испытываю затруднения, принимая решения о трате денег, независимо от суммы.          
7. Мои финансовые дела хуже, чем думает большинство моих друзей.          
8. Когда я что-то покупаю, я просто не могу не спорить о цене.          
9. Я всегда настаиваю на том, чтобы отдать больше, чем моя доля, при оплате счета в ресторане и т.п.          
10. Если бы мне предоставили выбор, я бы предпочел понедельную, а не помесячную оплату труда.          
11. Когда есть выбор, я предпочитаю оплачивать покупки наличными деньгами, а не кредитными карточками.          
12. Я всегда знаю, сколько денег лежит на моем счете в банке.          
13. Если в конце месяца у меня остаются деньги, я чувствую себя неуютно, пока все не потрачу.          
14. Я иногда «покупаю» дружбу, бывая очень щедрым с теми, кому хочу понравиться.          
15. Я часто чувствую себя ниже тех, у кого больше денег, даже если я знаю, что они ничего не сделали для того, чтобы их получить.          
16. Я часто использую деньги как оружие, чтобы управлять или запугивать тех, кто мне мешает.          
17. Я предпочитаю не давать денег в долг.          
18. Я часто фантазирую о деньгах и о том, что с ними можно сделать.          
19. Иногда я чувствую превосходство над теми, у кого меньше денег, независимо от их способностей и достижений.          
20. Мой нынешний доход намного меньше того, что я заслуживаю на данной работе.          
21. Я твердо убежден, что деньги могут решить все мои проблемы.          
22. Когда меня спрашивают о моем финансовом положении, я обычно ощущаю тревогу и занимаю оборонительную позицию.          
23. Когда я совершаю покупку, в первую очередь я думаю о цене.          
24. Я считаю, что спрашивать человека о его зарплате неприлично.          
25. Я чувствую себя дураком, если заплатил за что-либо больше, чем сосед.          
26. Я с презрением отношусь к деньгам и смотрю свысока на тех, у кого их много.          
27. Я предпочитаю откладывать деньги на «черный день».          
28. Сколько бы я ни сэкономил, всегда будет мало.          
29. Мои деньги – это единственное, на что я могу рассчитывать.          
30. Я не люблю одалживать деньги и беру в долг при крайней необходимости.          
31. Я убежден, что деньги - это корень зла.          
32. Деньги дают человеку большую власть.          
33. Мое отношение к деньгам такое же, как у моих родителей.          
34. Размеры заработка человека тесно связаны с его/ее способностями и усилиями.          
35. Я всегда вовремя оплачиваю счета (за телефон, воду, электричество и пр.).          
36. Я считаю разумным скрывать подробности моего финансового положения от друзей и родственников.          
37. Я часто даю большие чаевые.          
38. Я постоянно беспокоюсь о своем финансовом положении.          
39. Время, не потраченное на зарабатывание денег, потеряно зря.          
40. Я плачу за счет в ресторане или магазине, даже если меня обсчитали, так как боюсь гнева официанта или продавца.          
41. Когда у меня падает настроение, я часто трачу деньги на себя.          
42. Если мне должны деньги, я боюсь напоминать об этом.          
43. Мои финансовые дела лучше, чем думают большинство моих друзей.          
44. Ради денег я готов практически на все в рамках закона.          
45. Я горжусь своими финансовыми успехами и хочу, чтобы мои друзья знали об этом.          
46. У большинства моих друзей денег меньше, чем у меня.          
47. Я часто спорю из-за денег с супругом (возлюбленным).          
48. Зарплата многое говорит об уме человека.          
49. Мой нынешний доход соответствует тому, что я заслуживаю.          
50. У большинства моих друзей денег больше, чем у меня.          
51. Я считаю, что не могу изменить свое финансовое положение.          
52. Мне кажется, что я слишком много думаю о деньгах.          
53. Я очень редко подаю милостыню нищим.          
54. Я горжусь своим умением экономить деньги.          
55. В России людей оценивают по их финансовому положению.          

Обработка результатов исследования

В соответствие с уровнем согласия/несогласия обведите кружочком в таблице цифру, отвечающую вашему мнению. При обработке групповых данных желательно воспользоваться факторным анализом.

Опросник субъективного экономического благополучия

В.А. Хащенко

Назначение. Методика позволяет измеритьсубъективное экономическое благополучие посредством совокупности (системы) косвенных показателей; это, безусловно, освобождает от основных недостатков, характерных для измерений, основанных на использовании только прямых оценок удовлетворенности финансовым или материальным положением.

Инструкция. Вам будет предложен ряд вопросов и варианты ответов на них. Ваша задача – выбрать один из них, который, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 0, 1, 2, 3, 4 и 5.

Опросник

1. Как изменился материальный уровень Вашей жизни за последний год?

Значительно снизился Скорее снизился, чем вырос Остался без изменения Скорее вырос, чем снизился Значительно вырос
         

2. В ближайшем будущем материальный уровень Вашей жизни снизится или возрастет?

Значительно снизится Скорее снизится, чем вырастет Останется без изменения Скорее вырастет, чем снизится Значительно вырастет
         

3. Как Вы оцениваете имеющиеся объективные финансовые возможности для повышения благосостояния семьи?

Очень низкие Низкие В чем-то высокие, а в чем-то нет Высокие Очень высокие
         

4. Как изменится экономическая ситуация в стране в ближайшем будущем?

Значительно ухудшится Скорее ухудшится, чем нет Останется без изменения Скорее улучшится, чем нет Значительно улучшится
         

5. В целом благоприятны или неблагоприятны текущие экономические условия в стране для роста личного благосостояния и доходов?

Очень неблагоприятны Неблаго- приятны В чем-то благоприятны, в чем-то нет Благоприятны Очень благоприятны
         

6. Какой уровень материального благополучия Вы смогли бы достичь, приложив максимум усилий и реализовав свои способности?

Обеспечить семье минимальный прожиточный уровень Обеспечить прожиточный уровень, как у большинства Обеспечить крепкий достаток в семье Стать состоятельным человеком (обеспечить будущее своих детей) Стать богатым человеком, ни в чем себе не отказывать
         

7. Испытываете ли Вы чувство безнадежности (безысходности) из-за невозможности самому улучшить свое финансовое положение?

Это чувство не покидает меня Такое чувство возникает довольно часто Возникает иногда Такое чувство возникает довольно редко Не возникает
         

8. Финансовые неудачи чаще всего вызывают у Вас апатию или желание активной деятельности?

Чувство собственной беспомощности, апатию Сильное огорчение Равнодушие Желание быстрее забыть о неудаче Желание активной деятельности
         

9. Как Вы оцениваете уровень собственного (семьи) материального благосостояния в настоящее время?

Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий
         

10. Если расположить все российское население на шкале в соответствии с уровнем материального благосостояния, так, чтобы на одном полюсе оказались самые бедные, а на другом – самые богатые, то как Вы отметите собственное положение на шкале благосостояния, в котором Вы находитесь в настоящий момент (отметьте вертикальной чертой).

Самые бедные Самые богатые

11. Испытываете ли Вы недостаток в денежных средствах в настоящее время?

Не испытываю В очень малой степени В малой степени В средней степени В большой степени В очень большой степени
           

12. В какой степени Ваши доходы (Вашей семьи) удовлетворяют Ваши основные потребности?

Потребности Степень удовлетворенности
Очень низкая Низкая Средняя Высокая Очень высокая
В независимости и свободе          
В материальном благополучии          
В самореализации, самовыражении          
В безопасности          

13. Испытываете ли Вы и в какой степени тревогу, беспокойство за свое материальное положение, а также Вашей семьи в связи с экономическим развитием страны?

Не испытываю В очень малой степени В малой степени В средней степени В большой степени В очень большой степени
           

14. Испытываете ли Вы потребность и в какой степени в повышении своих доходов?

Не испытываю В очень малой степени В малой степени В средней степени В большой степени В очень большой степени
           

15. Как часто Вы обсуждаете вопросы собственного материального положения с друзьями и коллегами по работе?

  Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто
С друзьями          
С коллегами по работе (учебе)          

16. Укажите степень Вашего беспокойства за собственное материальное положение в будущем:

Не испытываю В очень малой степени В малой степени В средней степени В большой степени В очень большой степени
           

17. Хотели ли бы Вы повысить уровень своих доходов и в какой мере?

Нет В очень малой мере В малой В средней В большой мере В очень большой мере
           

18. Как Вы оцениваете силу (интенсивность) Вашего желания иметь деньги?

Не испытываю В очень малой степени В малой степени В средней степени В большой степени В очень большой степени
           

19. Насколько, по Вашему мнению, деньги значимы для Вас в настоящий момент?

Совсем незначимы Значимы в малой степени Значимы в средней степени Значимы в большой степени Значимы в очень большой степени
         

20. Насколько Вы удовлетворены финансовым положением Вашей семьи?

Совсем не удовлет- ворен Скорее не удовлетворен, чем удовлетворен В чем-то удовлетворен, в чем-то нет Скорее удовлетворен, чем не удовлетворен Полностью удовлетворен
         

21. Насколько Вы удовлетворены материальным положением Вашей семьи?

Совсем не удовлет- ворен Скорее не удовлетворен, чем удовлетворен В чем-то удовлетворен, в чем-то нет Скорее удовлетворен, чем не удовлетворен Полностью удовлетворен
         

22. Как Вы оцениваете финансовое положение свое и Вашей семьи в настоящее время?

1. Денег не хватает даже на продукты питания, постоянно испытываем нужду.

2. Денег хватает только на продукты питания, но на одежду уже не хватает, прибегаем к посторонней помощи.

3. Денег хватает только на самое необходимое. на продукты питания и одежду, но на товары

длительного пользования (телевизор, холодильник и т. п.) уже не хватает.

4. Денег хватает на продукты питания, одежду и товары длительного пользования, но на

очень дорогие предметы (квартира, машина, дача и т.п.) уже не хватает, регулируем свои расходы.

5. Денег хватает на все и даже на очень дорогие предметы, делаем накопления.

Обработка результатов исследования

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 22 пунктов и переводу суммарного балла в стандартные значения (стены). Восходящая последовательность градаций (от 0 до 5) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 5 до 0), причем максимальный балл соответствует положительному полюсу значений.

В восходящую шкалу 0 1 2 3 4 5 переводятся пункты – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 20, 21, 22.

В нисходящую шкалу 5 4 3 2 1 0 переводятся пункты – 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19.

Интегральный (общий) индекс субъективного экономического благополучия – комплексный индикатор, который включает измерение субъективных оценок разных сторон личной материальной жизни - все 22 пункта.

Частные индексы:

ИЭО – индекс экономического оптимизма и уверенности, отражающий оптимистическую или пессимистическую оценку внешних и внутренних условий роста материального благополучия, – включает пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6;

ИАД – индекс субъективной адекватности дохода запросам и потребностям личности – 12;

ИБС – индекс текущего благосостояния семьи, отражающий субъективные оценки материального положения семьи, – 9, 10, 20, 21;

ИНД – индекс финансовой депривированности, отражающий степень достатка или недостатка финансовых средств, – 7, 8, 15, 22;

ИЭТ – индекс экономического беспокойства и тревожности, отражающий отсутствие или степень выраженности финансового стресса, – 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19.

Средние и стандартные отклонения индексов и общего показателя СЭБ (N=200 чел.):

Индексы Мужчины Женщины
Среднее Ст. откл. Среднее Ст. откл.
Экономический оптимизм/пессимизм 19,61 4,25 19,46 3,82
Субъективная адекватность дохода 10,59 3,07 10,72 2,88
Текущее благосостояние семьи 10,74 3,28 10,88 2,74
Финансовая депривированность 18,26 3,00 17,43 3,48
Экономическая тревожность (финансовый стресс) 21,23 4,54 20,47 4,69
Общий показатель СЭБ 80,06 12,01 78,81 11,98

Методика сценариев экономического поведения

Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко

Назначение. Проявления экономического поведения в зависимости от сложившихся экономических ситуаций.

Инструкция. Вам предложен ряд ситуаций, которые происходят с нами и с окружающими нас людьми в повседневной жизни. Пожалуйста, прочитайте внимательно эти ситуации и оцените по предложенным шкалам свое отношение к поведению героев ситуаций. На каждой из трех шкал вы можете выбрать только по одному значению. Например, в ситуации ниже вы можете предпочесть поведение либо Александра, либо Василия. Оценки по трем шкалам могут различаться.

Сценарии экономического поведения

1. Александр и Василий несколько лет назад окончили технический вуз и устроились на работу в научно-исследовательский институт. Несмотря на всю увлеченность работой, они стали замечать, что их карьерный рост идет медленно, следовательно, зарплата практически не растет. Решив, что такие условия ему не подходят, Александр предпочел уйти, чтобы открыть собственный бизнес в данной сфере. Василий решил остаться, ценя стабильность и ожидая повышения в исследовательском институте.

Как бы вы оценили поведение каждого из героев ситуации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


Александр Абсолютно согласен Согласен Скорее согласен Затрудняюсь ответить Скорее согласен Согласен Абсолютно согласен Василий
1. Мне больше нравится поведение Александра               Мне больше нравится поведение Василия
2. Я сам поступил бы как Александр               Я сам поступил бы как Василий
3. Поведение Александра является типичным для большинства представителей моего народа               Поведение В

double arrow