double arrow

Место управления персоналом в системе современных наук


I Раздел

Введение

Курс «Управление персоналом» занимает важное место в учебных планах подготовки экономистов и менеджеров всех специальностей.

Современные экономисты и менеджеры всех специальностей в соответствии с новыми образовательными стандартами, учебными планами и программами должны глубоко знать научные основы управления персоналом различных категорий, важнейшие принципы, методы и приемы работы с персоналом на предприятиях разных видов собственности и организационно-правовых форм, в том числе малых, на которых не существует строгого разделения функций планирования, организыции и управления производством. Именно поэтому любой экономист и менеджер на всех уровнях управления, и в первую очередь по работе с персоналом, должен уметь самостоятельно принимать правильные решения, связанные как с текущим, так и со стратегическим развитием каждого своего работника и всего производства, с полным учетом возникающих рыночных задач.

При подготовке учебника использованны новейшие достижения мировой и отечественной экономической науки и передовой практики.




В учебнике в соответствии с примерными учебными программами рассматриваются: персонал как объект управления, труд и занятость персонала, результаты труда персонала, защита прав работников, мотивация к стимулированию труда, политика найма, управление межличностными отношениями и др.

В процессе подготовки учебника были испоьзованы труды современных отечественных и зарубежных авторов: М. И. Бухалкова, А. Я. Кибанова, И. Спивак, С. А. Шапиро, А. Я. Шапиро, Г. Н. Черкасова, Г. Р. Хасаева, Д. Грейсона, К. Макконелла, А. Маршалла и др.


Тема № 1. Предмет, задача, содержание курса. История развития, концепция

Предмет, цель и содержание курса управления персоналом

Предметом курса управления персоналом является система знаний, связанных с целенаправленным организованным воздействием на людей, занятых трудом, (персоналом) с целью обеспечения эффективного функционирования организации (предприятия, учреждения) и удовлетворения потребности работника и интересов трудового коллектива.

Содержание курса – принципы и методы управления персоналом, теоретические и практические проблемы функционирования систем управления персонала (нового знания), пути реализации кадровой политики, выбор максимально эффективной технологии управления.

Курс необходим для получения знаний об эффективном управлении персоналом с целью полного использования возможностей человека к труду.

Цель– изучение принципов и методов формирования и развития персонала.

Управления персоналом существует издавна.

Выделяют следующие уровни знаний о персонале:



1. Теоретический уровень - получение новых знаний путем описания явлений, выявления закономерностей, прогнозирование.

2. Вопросы о преобразовании реальных производственных ситуаций, то есть разработка конкретных моделей, проектов, предложений ля эффективного использования персоналом.

Эти два уровня достаточно тесно связаны и представляют структуру знаний об управлении персоналом, как науку. Кроме того управления персоналом опираетсяи на другие теории:

· Экономические (рынок труда, теория планирования, экономические методы, экономическая информация (оптимизация), затраты на персонал)


Рис.1Отношения, возникающие в процессе управления персоналом

· Психологические

- Общая психология

- Теория поведения

- Конформизм

- Психология труда

· Социальные

- Групповое поведение

- Психология общения

- Психология труда

· Теория организации

· Трудовое и социальное право – крайне важно в трудовой деятельности.

· Политология

· Конфликтология

- Личность и организация

- Между различными организациями

· Демография – статистика населения

· Менеджмент

· Международные экономические отношения

Управление персоналом в единстве своих разнообразных функций, субъектов и методов выступает предметомодноименной науки «управление персоналом» Одновременно эта многогранная социальная деятельность и различные аспекты ее влияния на организацию, человека и общество являются объектом анализа целого ряда наук. Соотношение управления персоналом как науки (далее просто - управление персоналом) с родственными дисциплинами помогает полнее уяснить предмет этой науки, ее возможности и значение.

Управление персоналом - сравнительно молодая наука. Хотя многие ее идеи и теории возникли в начале ХХ в. и даже раньше, долгое время они развивались в рамках различных наук, связанных с производством и деятельностью главным образом коммерческих, а также некоммерческих, прежде всего государственных, организаций. В зависимости от того, в русле каких наук исследовались и разрабатывались идеи управления персоналом, для характеристики этой науки использовались соответствующие термины. Так, в США управление персоналом развивалось в основном в русле бихевиористских, поведенческих наук, что прямо повлияло на название этой дисциплины. Там, несмотря на то что процесс выделения управления персоналом в самостоятельную науку в основном завершился в 60-70-х годах ХХ в., она и сегодня называется по-разному: «организационное поведение» или «управление человеческими ресурсами» (иногда эти термины характеризуют относительно самостоятельные науки, причем «организационное поведение трактуется как ядро, важнейшая составная часть «управления человеческими ресурсами»).

«Организационное поведение, - пишут американские авторы Г. Штраусс, Р. Милль и др., - представляет собой комбинацию по крайней мере двух старых наук в школах бизнеса: «человеческие отношения» и «управление», но эти науки также включили в себя элементы других дисциплин, в основном психологии и социологии. Политическая наука, экономика (по крайней мере, те элементы, которые относятся к принятию решений и информационной экономике), антропология и психиатрия также повлияли на развитие науки об организационном поведении».

В Германии и некоторых других странах континентальной Европы наука управления персоналом была традиционно связана в первую очередь с экономикой предприятия, что нашло отражение в названии этой дисциплины - «экономика персонала» или «менеджмент персонала». И сегодня в Германии довольно часто данные термины употребляются как синонимы науки управления персоналом 2, а это, как будет подробнее рассмотрено дальше, недостаточно точно хотя бы уже потому, что наука управления персоналом изучает не только рыночные, но и некоммерческие (государственные и общественные) организации.

В СССР специальной науки управления персоналом не существовало и отсутствовала важнейшая база ее предмета - рыночная среда, тем не менее, управление кадрами исследовалось в рамках экономических, социологических и психологических наук.

Как же соотносится управление персоналом с другими родственными науками и прежде всего с наиболее близкой к ней, согласно европейской традиции экономикой предприятия? По этому вопросу можно выделить две основных позиции.Первая группаавторов, трактуя управление персоналом и экономику предприятия как близкие, родственные дисциплины, вместе с тем считает менеджмент персонала самостоятельной наукой, существующей наряду с экономикой предприятия. Думается, что эта точка зрения едва ли правомерна, поскольку экономика предприятия включает часть проблематики, изучаемой управлением персоналом.

Вторая группаученых рассматривает управление персоналом как составную часть экономики предприятия. Наука «управление персоналом», пишут немецкие профессора Р. Марр и В. Вебер, «является частью учения об экономике фирмы (предприятия), затрагивающей поведенческие проблемы стремясь к полноценным выводам, она использует также знания из других областей науки, например науки об обществе».

Как видно из приведенной цитаты, ее авторы, отмечая использование управлением персоналом знаний из области других общественных и поведенческих наук, во многом ставят под сомнение первую часть своего определения - принадлежность этой науки к экономике предприятия в качестве ее составной части. Кроме того, при ограничении предмета управления персоналом рамками управления предприятием вне рассмотрения остаются вопросы управления персоналом в государственных и других некоммерческих организациях, в том числе кадровая политика.







Сейчас читают про: